Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Грузы
Т а б л и ц а 2
Заграничное |
1940 г. |
каботажБольшой |
Заграничное |
1950 |
каботажБольшой |
Заграничное |
1960 р. |
каботажБольшой |
Заграничное |
1970 г. |
|
каботажМалый |
каботажМалый |
каботажМалый |
каботажМалый |
гЗ- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ьз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
Всего |
.................................... |
0,7 |
10,3 |
— |
6,6 |
10,3 |
0,3 |
12,8 |
29,2 |
0,3 |
47,5 |
38,9 |
— |
||||
Из них: |
|
|
уголь . . |
0,2 |
1,6 |
— |
1,4 |
2,4 |
— |
1,4 |
5,7 |
— |
4,5 |
4,8 |
— |
||
каменный |
|||||||||||||||||
лесные грузы . . . |
— |
1,3 |
— |
0,2 |
U |
0,1 |
1,1 |
2,2 |
— |
8,7 |
1,9 |
— |
|||||
руда |
.......................... |
— |
1,5 |
— |
1,3 |
1,9 |
— |
1,8 |
5,7 |
|
6,4 |
7,2 |
— |
||||
минеральные |
строи- |
|
0,7 |
|
|
1,2 |
— |
0,6 |
9,3 |
— |
0,6 |
12,9 |
— |
||||
тельные |
материалы . |
— |
— 0,8 |
||||||||||||||
м еталлы ..................... |
0,1 |
0,1 |
— |
0,1 |
0,3 |
— |
2,1 |
0,6 |
— |
5,7 |
1,0 |
— |
|||||
хлебные грузы . . . |
0,1 |
1,5 |
— |
0,6 |
0,5 |
0,1 |
1,6 |
1,4 |
— |
5,5 |
1,0 |
— |
|||||
машины и |
оборудова- |
— |
0,2 |
— |
0,4 |
0,3 |
— |
0,4 |
0,5 |
— |
1,3 |
1,2 |
— |
||||
НИе |
j |
а |
• г |
• • |
а |
||||||||||||
химические |
грузы |
. — |
0,2 |
— |
0,7 |
0,2 |
— |
1,5 |
0,4 |
— |
4,8 |
0,7 |
— |
||||
прочие |
непоименован- |
0,3 |
3,2 |
|
1,1 |
2,4 |
0,1 |
1,3 |
3,4 |
0,3 |
10,0 |
8,2 |
|
||||
ные |
грузы . . . . |
|
|
перевалке либо в тех случаях, когда клиентура в пунктах пере валки вынуждена производить с грузом такие специальные опе рации, которые не свойственны или недоступны транспортным предприятиям.
Непрерывным процессом перемещения грузов считается такая перевозка, когда груз от двери грузоотправителя до двери грузо получателя перемещается двумя или несколькими видами транс порта, на стыках которых все операции по перевалке, приеме и сдаче, а также по хранению и перегрузке грузов производятся транспортными организациями (станциями, портами) без участия грузовладельцев.
Такой процесс перемещения называется перевозкой грузов в прямом смешанном сообщении.
Развитие прямых смешанных сообщений является характер ной чертой социалистического транспорта. Они осуществляются в соответствии с планами перевозок народнохозяйственных гру зов, в основе которых заложен принцип наиболее эффективного взаимодействия всех видов транспорта, снижение транспортных издержек и ускорение обращения товарных масс на всем пути их следования от складов отправителей до складов получателей по единому транспортному документу.
Прямое смешанное ж елезнодорож но-водное сообщение осуще ствляется двумя видами транспорта (железнодорожно-морским, железнодорожно-речным) илй тремя. В зависимости от направ лений перевозок начало и окончание транспбртирования грузов возможны в различной последовательности. Транспортная органи-
12
задия, начинающая перевозку в таком сообщении, составляет прямой перевозочный документ — накладную по установленной форме, которая действует на всем пути следования груза. Перевозки в этом сообщении совершаются на основании Пра вил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожноводном сообщении.
Кперевозке в прямом смешанном сообщении не принимаются грузы, перевозимые наливом в железнодорожных цистернах, лес, следующий по водным путям в плотах, а также многие взрывча тые и сильнодействующие ядовитые вещества. Допускаются к та ким перевозкам грузы скоропортящиеся и некоторые опасные гру зы, перечень которых регламентирован в приложении 1 к Пра вилам.
КПравилам прилагается также алфавитный список всех мор ских портов, производящих передачу грузов с морского транспор та на железнодорожный и обратно. В списке указаны порты, кото рые совершают операции только по отправлению грузов, порты, включенные только по прибытию грузов, и порты, выполняющие операции по прибытию и отправлению.
Всписке указаны конкретно в соответствующих параграфах, какие операции и с какими грузами производят те или иные пор ты, а также особые условия приема грузов.
Так, например, § 1 указывает, что данный порт производит операции со всеми грузами, принятыми к морской перевозке; § 2 допускает операции только с тарными и штучными грузами, кро ме тяжеловесных и длинномерных, и т. д.
Алфавитный список и подробные указания, приведенные в нем об операциях, выполняемых морскими портами, позволяют пра вильно избрать маршрут движения грузов и предупредить споры
между транспортными организациями и задержки грузов в пути. В Правилах подробно излагается порядок планирования и ор ганизации перевозок, порядок приема грузов, оформления грузо
вых документов, расчетов по перевозкам и т. п.
Перевозки грузов в прямых смешанных сообщениях по транс портной сети СССР непрерывно возрастают. Довольно обширные связи в этих сообщениях между железнодорожным транспортом и автомобильным, речным и автомобильным, между железнодо рожным и речным, а также морским транспортом.
-В табл. 3 приведены данные о росте перевозок грузов в сме шанных направлениях с железной дороги на море и обратно (в тыс. т )1.
Удельный вес смешанных сообщений в общем объеме кабо тажных (внутренних) перевозок составляет около 63%, при этом
за 15 лет |
(1955— 1970 гг.) смешанные перевозки |
в |
направлении |
|
железная |
дорога — море увеличились на |
84,4%, а |
в |
направлении |
море — железная дорога — на 38,8%. |
|
|
|
|
1 Транспорт и связь СССР. М., «Статистика», |
1972,'стр. |
147. |
|
13
Т а б л и ц а 3
Г р у з ы |
19 5 5 г . |
19 6 0 г . |
| 19 6 5 г . |
1 9 7 0 г . |
Перегружено |
|
с |
железнодорожного |
8 076 |
9 472 |
12 764 |
14 847 |
||||||||
транспорта |
на |
|
морской, |
всего . . |
|||||||||||
В |
том |
числе: |
|
уголь |
|
|
|
|
|
2 770 |
3 067 |
2819 |
2 388 |
||
|
каменный |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
руда |
|
. . . ........................... |
3 034 |
3 242 |
4 181 |
4 575 |
||||||||
|
минерально-строительные |
ма- |
317 |
306 |
1 071 |
1 753 |
|||||||||
|
териалы |
|
|
.................................... |
|
|
|
|
|
||||||
|
металлы |
|
|
.................................... |
|
|
|
|
|
301 |
488 |
755 |
744 |
||
|
машины и оборудование . . |
139 |
195 |
376 |
576 |
||||||||||
|
химические |
грузы . . . . . |
|
177 |
187 |
428 |
389 |
||||||||
|
хлебные |
г р у з ы .......................... |
|
|
|
|
509 |
1 009 |
1 190 |
857 |
|||||
|
прочие |
|
не |
|
поименованные |
829 |
478 |
1 944 |
3515 |
||||||
Перегружено с морского транс- |
7123 |
7 470 |
8 924 |
9 514 |
|||||||||||
порта на |
железнодорожный, |
всего |
|||||||||||||
В |
том |
числе: |
|
у го л ь |
|
|
|
|
2 729 |
2412 |
2 370 |
1743 |
|||
|
каменный |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
руда |
|
......................................... |
|
строительные |
ма- |
2 563 |
2 027 |
1 395 |
1 510 |
|||||
|
минеральные |
162 |
228 |
814 |
1 039 |
||||||||||
|
териалы |
|
..................................... |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
металлы |
|
|
.................................... |
|
|
|
|
|
252 |
429 |
579 |
435 |
||
|
машины и оборудование . . |
40 |
113 |
161 |
212 |
||||||||||
|
химические |
г р у з ы ..................... |
|
|
|
|
171 |
258 |
487 |
610 |
|||||
|
хлебные |
г р у з ы .......................... |
|
|
|
|
391 |
926 |
1 155 |
587 |
|||||
|
прочие не |
поименованные . . |
825 |
1 183 |
1 963 |
3 358 |
|||||||||
Всего |
перевезено |
в |
смешанном |
15 199 |
16 942 |
21 670 |
24411 |
||||||||
сообщении |
|
......................................... |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Доля в общем объеме каботаж- |
76,0 |
57,9 |
62,9 |
62,7 |
|||||||||||
ных |
перевозок |
|
сухогрузов, |
% |
• |
• |
|||||||||
|
Прямое водное |
сообщение |
совершается |
на основании |
«Правил |
перевозки грузов в прямом и водном сообщении речными и мор скими пароходствами», которые введены в действие в 1941 г. и распространяются на перевозки, производимые двумя или несколь кими речными и морскими пароходствами. Например: Каспийское морское — Нижне-Волжское — Средне-Волжское — Верхне-Волж ское и т. п.
Перевозки, совершаемые морскими судами по участкам речных путей или речными судами по морю, без передачи грузов с одних судов на другие, не входят в прямые водные сообщения.
Министерство речного флота в Своде грузовых тарифов, а Министерство морского флота — в своих Правилах объявляют списки речных портов и пристаней и морских портов, открытых для грузовых операций в прямом водном сообщении.
Возможность перевозки по техническим условиям таких гру зов, как опасные, навалочные и насыпные, скоропортящиеся, жив ность, грузы животного происхождения, тяжеловесные (более 1 т), длинномерные и негабаритные, а также легковесные, должна быть согласована грузоотправителями с речными и морскими пароход ствами. Перевозка жидких грузов наливом, а также буксировка плотов по прямым документам не допускаются.
14
М еждународное ж елезнодорож но-водное сообщ ение произво-
дится на основании Соглашения, заключенного между СССР, Болгарией, Румынией, Венгрией и Чехословакией в декабре 1959 г. на неопределенный срок, которым установлено международное пря мое смешанное сообщение по железным дорогам договаривающих ся стран и по р. Дунаю в пределах этих стран.
В развитие Соглашения введены Правила МЖВС, которые рег ламентируют порядок и условия перевозок грузов в этом сообще нии. Объем этих перевозок сравнительно небольшой.
Правила перевозок. Все виды перевозок морским транспортом совершаются на основании Тарифного руководства 4-М, именуе мого «Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах Министерства морского фло та», которые введены в действие 1 июля 1957 г. В 1963 г. опубли ковано 2-е издание этих Правил с дополнениями и изменениями, внесенными за прошедший период.
Общие правила содержат в себе; порядок выполнения госу дарственного плана морских перевозок; основные условия перево зок грузов, пассажиров и багажа; основные положения по опера циям, связанным с перевалкой грузов в портах; обязанности пароходств, предприятий, организаций и лиц, пользующихся морским транспортом; взаимоотношения морского флота с другими вида ми транспорта.
Перевозки на морских судах между портами СССР и загранич ными портами, а также только между иностранными портами со вершаются на основании общих правил, поскольку они изданы в развитие утвержденного Советским правительством Кодекса тор гового мореплавания Союза ССР, имеющего силу закона.
Общие правила также распространяются на перевозки в пря мом водном сообщении (осуществляемые на морских и речных судах) и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообще ниях, совершаемые двумя или несколькими видами транспорта (морским, речным и железнодорожным).
В развитие общих правил издаются специальные правила пере возки и переработки в портах отдельных грузов. Отдельные поло жения таких правил изменяются и дополняются? издаются также новые правила, инструкции и положения, которые периодически публикуются в специальном бюллетене «Сборник правил перево зок и тарифов морского транспорта СССР» или вводятся в дейст вие отдельными приказами Министерства морского флота.
Основная цель издаваемых специальных правил состоит в том, чтобы обеспечить полную сохранность грузов при перевозках и хранении в портах и своевременность доставки грузов по назна чению, предотвратить гибель или повреждения судов, складов, зданий, сооружений, оборудования и увечье и гибель людей, кото рые могут возникнуть вследствие неправильного обращения с от дельными видами грузов.
15
Поэтому основным содержанием специальных правил является совокупность норм и положений, объясняющих и регламентирую щих:
основные свойства грузов, определяющие необходимость осо бых способов обращения с ними при хранении и транспортирова нии на морских судах;
порядок предъявления грузов к перевозке и требования надле жащей подготовки грузов, обеспечивающей их сохранность и без опасность использования транспортных средств;
порядок оформления транспортных грузовых и других доку ментов, сопровождающих груз;
требования и порядок подготовки судов к перевозке и складов для хранения грузов;
способы и средства наблюдения за состоянием грузов в про цессе их перевозки и хранения;
основные способы приемки и сдаДи грузов на склады и суда. Специальные правила разрабатываются и издаются не для всех грузов, они обращены прежде всего на грузы, обладающие сово купностью особых свойств, вызывающих необходимость регламен тировать порядок, способы и средства обращения с ними, обяза
тельные для клиентуры и работников морского транспорта. Естественно, что объем и содержание специальных правил
различны для отдельных грузов и зависят от транспортных осо бенностей грузов и условий их перемещений.
§ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОСОБОВ ПЕРЕВОЗОК И ХРАНЕНИЯ ГРУЗОВ
Под способом перевозок следует понимать совокуп ность технических и коммерческих условий размещения и перевоз ки грузов в транспортных средствах, хранения их на складах и перегрузки на стыках различных видов транспорта.
Технические условия перемещения грузов на транспортной се ти непрерывно совершенствуются в результате стремительного технического прогресса в производстве специализированных су дов, вагонов, автомашин, складских сооружений и перегрузоч ных устройств, машин и оборудования. Революционизирующее воздействие на внедрение все новых высокопроизводительных способов перевозок оказывают научные открытия и изобретения.
Как и во всех отраслях общественного производства, на транс порте также идет углубление и расширение исторически сложив шегося, объективного процесса общественного разделения труда, который обусловливается непрерывным ростом масштабов произ водства и совершенствованием способов перевозок. Непременным следствием разделения труда на транспорте является углубляю
щийся процесс специализации |
перевозок и |
способов перегрузки |
и хранения грузов. Из общей, |
непрерывно |
возрастающей массы |
16