Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Грузы

Т а б л и ц а 2

Заграничное

1940 г.

каботажБольшой

Заграничное

1950

каботажБольшой

Заграничное

1960 р.

каботажБольшой

Заграничное

1970 г.

 

каботажМалый

каботажМалый

каботажМалый

каботажМалый

гЗ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ьз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Всего

....................................

0,7

10,3

6,6

10,3

0,3

12,8

29,2

0,3

47,5

38,9

Из них:

 

 

уголь . .

0,2

1,6

1,4

2,4

1,4

5,7

4,5

4,8

каменный

лесные грузы . . .

1,3

0,2

U

0,1

1,1

2,2

8,7

1,9

руда

..........................

1,5

1,3

1,9

1,8

5,7

 

6,4

7,2

минеральные

строи-

 

0,7

 

 

1,2

0,6

9,3

0,6

12,9

тельные

материалы .

0,8

м еталлы .....................

0,1

0,1

0,1

0,3

2,1

0,6

5,7

1,0

хлебные грузы . . .

0,1

1,5

0,6

0,5

0,1

1,6

1,4

5,5

1,0

машины и

оборудова-

0,2

0,4

0,3

0,4

0,5

1,3

1,2

НИе

j

а

• г

• •

а

химические

грузы

.

0,2

0,7

0,2

1,5

0,4

4,8

0,7

прочие

непоименован-

0,3

3,2

 

1,1

2,4

0,1

1,3

3,4

0,3

10,0

8,2

 

ные

грузы . . . .

 

 

перевалке либо в тех случаях, когда клиентура в пунктах пере­ валки вынуждена производить с грузом такие специальные опе­ рации, которые не свойственны или недоступны транспортным предприятиям.

Непрерывным процессом перемещения грузов считается такая перевозка, когда груз от двери грузоотправителя до двери грузо­ получателя перемещается двумя или несколькими видами транс­ порта, на стыках которых все операции по перевалке, приеме и сдаче, а также по хранению и перегрузке грузов производятся транспортными организациями (станциями, портами) без участия грузовладельцев.

Такой процесс перемещения называется перевозкой грузов в прямом смешанном сообщении.

Развитие прямых смешанных сообщений является характер­ ной чертой социалистического транспорта. Они осуществляются в соответствии с планами перевозок народнохозяйственных гру­ зов, в основе которых заложен принцип наиболее эффективного взаимодействия всех видов транспорта, снижение транспортных издержек и ускорение обращения товарных масс на всем пути их следования от складов отправителей до складов получателей по единому транспортному документу.

Прямое смешанное ж елезнодорож но-водное сообщение осуще­ ствляется двумя видами транспорта (железнодорожно-морским, железнодорожно-речным) илй тремя. В зависимости от направ­ лений перевозок начало и окончание транспбртирования грузов возможны в различной последовательности. Транспортная органи-

12


задия, начинающая перевозку в таком сообщении, составляет прямой перевозочный документ — накладную по установленной форме, которая действует на всем пути следования груза. Перевозки в этом сообщении совершаются на основании Пра­ вил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожноводном сообщении.

Кперевозке в прямом смешанном сообщении не принимаются грузы, перевозимые наливом в железнодорожных цистернах, лес, следующий по водным путям в плотах, а также многие взрывча­ тые и сильнодействующие ядовитые вещества. Допускаются к та­ ким перевозкам грузы скоропортящиеся и некоторые опасные гру­ зы, перечень которых регламентирован в приложении 1 к Пра­ вилам.

КПравилам прилагается также алфавитный список всех мор­ ских портов, производящих передачу грузов с морского транспор­ та на железнодорожный и обратно. В списке указаны порты, кото­ рые совершают операции только по отправлению грузов, порты, включенные только по прибытию грузов, и порты, выполняющие операции по прибытию и отправлению.

Всписке указаны конкретно в соответствующих параграфах, какие операции и с какими грузами производят те или иные пор­ ты, а также особые условия приема грузов.

Так, например, § 1 указывает, что данный порт производит операции со всеми грузами, принятыми к морской перевозке; § 2 допускает операции только с тарными и штучными грузами, кро­ ме тяжеловесных и длинномерных, и т. д.

Алфавитный список и подробные указания, приведенные в нем об операциях, выполняемых морскими портами, позволяют пра­ вильно избрать маршрут движения грузов и предупредить споры

между транспортными организациями и задержки грузов в пути. В Правилах подробно излагается порядок планирования и ор­ ганизации перевозок, порядок приема грузов, оформления грузо­

вых документов, расчетов по перевозкам и т. п.

Перевозки грузов в прямых смешанных сообщениях по транс­ портной сети СССР непрерывно возрастают. Довольно обширные связи в этих сообщениях между железнодорожным транспортом и автомобильным, речным и автомобильным, между железнодо­ рожным и речным, а также морским транспортом.

-В табл. 3 приведены данные о росте перевозок грузов в сме­ шанных направлениях с железной дороги на море и обратно (в тыс. т )1.

Удельный вес смешанных сообщений в общем объеме кабо­ тажных (внутренних) перевозок составляет около 63%, при этом

за 15 лет

(1955— 1970 гг.) смешанные перевозки

в

направлении

железная

дорога — море увеличились на

84,4%, а

в

направлении

море — железная дорога — на 38,8%.

 

 

 

1 Транспорт и связь СССР. М., «Статистика»,

1972,'стр.

147.

 

13


Т а б л и ц а 3

Г р у з ы

19 5 5 г .

19 6 0 г .

| 19 6 5 г .

1 9 7 0 г .

Перегружено

 

с

железнодорожного

8 076

9 472

12 764

14 847

транспорта

на

 

морской,

всего . .

В

том

числе:

 

уголь

 

 

 

 

 

2 770

3 067

2819

2 388

 

каменный

 

 

 

 

 

 

 

руда

 

. . . ...........................

3 034

3 242

4 181

4 575

 

минерально-строительные

ма-

317

306

1 071

1 753

 

териалы

 

 

....................................

 

 

 

 

 

 

металлы

 

 

....................................

 

 

 

 

 

301

488

755

744

 

машины и оборудование . .

139

195

376

576

 

химические

грузы . . . . .

 

177

187

428

389

 

хлебные

г р у з ы ..........................

 

 

 

 

509

1 009

1 190

857

 

прочие

 

не

 

поименованные

829

478

1 944

3515

Перегружено с морского транс-

7123

7 470

8 924

9 514

порта на

железнодорожный,

всего

В

том

числе:

 

у го л ь

 

 

 

 

2 729

2412

2 370

1743

 

каменный

 

 

 

 

 

 

руда

 

.........................................

 

строительные

ма-

2 563

2 027

1 395

1 510

 

минеральные

162

228

814

1 039

 

териалы

 

.....................................

 

 

 

 

 

 

 

металлы

 

 

....................................

 

 

 

 

 

252

429

579

435

 

машины и оборудование . .

40

113

161

212

 

химические

г р у з ы .....................

 

 

 

 

171

258

487

610

 

хлебные

г р у з ы ..........................

 

 

 

 

391

926

1 155

587

 

прочие не

поименованные . .

825

1 183

1 963

3 358

Всего

перевезено

в

смешанном

15 199

16 942

21 670

24411

сообщении

 

.........................................

 

 

 

 

 

 

 

Доля в общем объеме каботаж-

76,0

57,9

62,9

62,7

ных

перевозок

 

сухогрузов,

%

 

Прямое водное

сообщение

совершается

на основании

«Правил

перевозки грузов в прямом и водном сообщении речными и мор­ скими пароходствами», которые введены в действие в 1941 г. и распространяются на перевозки, производимые двумя или несколь­ кими речными и морскими пароходствами. Например: Каспийское морское — Нижне-Волжское — Средне-Волжское — Верхне-Волж­ ское и т. п.

Перевозки, совершаемые морскими судами по участкам речных путей или речными судами по морю, без передачи грузов с одних судов на другие, не входят в прямые водные сообщения.

Министерство речного флота в Своде грузовых тарифов, а Министерство морского флота — в своих Правилах объявляют списки речных портов и пристаней и морских портов, открытых для грузовых операций в прямом водном сообщении.

Возможность перевозки по техническим условиям таких гру­ зов, как опасные, навалочные и насыпные, скоропортящиеся, жив­ ность, грузы животного происхождения, тяжеловесные (более 1 т), длинномерные и негабаритные, а также легковесные, должна быть согласована грузоотправителями с речными и морскими пароход­ ствами. Перевозка жидких грузов наливом, а также буксировка плотов по прямым документам не допускаются.

14


М еждународное ж елезнодорож но-водное сообщ ение произво-

дится на основании Соглашения, заключенного между СССР, Болгарией, Румынией, Венгрией и Чехословакией в декабре 1959 г. на неопределенный срок, которым установлено международное пря­ мое смешанное сообщение по железным дорогам договаривающих­ ся стран и по р. Дунаю в пределах этих стран.

В развитие Соглашения введены Правила МЖВС, которые рег­ ламентируют порядок и условия перевозок грузов в этом сообще­ нии. Объем этих перевозок сравнительно небольшой.

Правила перевозок. Все виды перевозок морским транспортом совершаются на основании Тарифного руководства 4-М, именуе­ мого «Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах Министерства морского фло­ та», которые введены в действие 1 июля 1957 г. В 1963 г. опубли­ ковано 2-е издание этих Правил с дополнениями и изменениями, внесенными за прошедший период.

Общие правила содержат в себе; порядок выполнения госу­ дарственного плана морских перевозок; основные условия перево­ зок грузов, пассажиров и багажа; основные положения по опера­ циям, связанным с перевалкой грузов в портах; обязанности пароходств, предприятий, организаций и лиц, пользующихся морским транспортом; взаимоотношения морского флота с другими вида­ ми транспорта.

Перевозки на морских судах между портами СССР и загранич­ ными портами, а также только между иностранными портами со­ вершаются на основании общих правил, поскольку они изданы в развитие утвержденного Советским правительством Кодекса тор­ гового мореплавания Союза ССР, имеющего силу закона.

Общие правила также распространяются на перевозки в пря­ мом водном сообщении (осуществляемые на морских и речных судах) и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообще­ ниях, совершаемые двумя или несколькими видами транспорта (морским, речным и железнодорожным).

В развитие общих правил издаются специальные правила пере­ возки и переработки в портах отдельных грузов. Отдельные поло­ жения таких правил изменяются и дополняются? издаются также новые правила, инструкции и положения, которые периодически публикуются в специальном бюллетене «Сборник правил перево­ зок и тарифов морского транспорта СССР» или вводятся в дейст­ вие отдельными приказами Министерства морского флота.

Основная цель издаваемых специальных правил состоит в том, чтобы обеспечить полную сохранность грузов при перевозках и хранении в портах и своевременность доставки грузов по назна­ чению, предотвратить гибель или повреждения судов, складов, зданий, сооружений, оборудования и увечье и гибель людей, кото­ рые могут возникнуть вследствие неправильного обращения с от­ дельными видами грузов.

15


Поэтому основным содержанием специальных правил является совокупность норм и положений, объясняющих и регламентирую­ щих:

основные свойства грузов, определяющие необходимость осо­ бых способов обращения с ними при хранении и транспортирова­ нии на морских судах;

порядок предъявления грузов к перевозке и требования надле­ жащей подготовки грузов, обеспечивающей их сохранность и без­ опасность использования транспортных средств;

порядок оформления транспортных грузовых и других доку­ ментов, сопровождающих груз;

требования и порядок подготовки судов к перевозке и складов для хранения грузов;

способы и средства наблюдения за состоянием грузов в про­ цессе их перевозки и хранения;

основные способы приемки и сдаДи грузов на склады и суда. Специальные правила разрабатываются и издаются не для всех грузов, они обращены прежде всего на грузы, обладающие сово­ купностью особых свойств, вызывающих необходимость регламен­ тировать порядок, способы и средства обращения с ними, обяза­

тельные для клиентуры и работников морского транспорта. Естественно, что объем и содержание специальных правил

различны для отдельных грузов и зависят от транспортных осо­ бенностей грузов и условий их перемещений.

§ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОСОБОВ ПЕРЕВОЗОК И ХРАНЕНИЯ ГРУЗОВ

Под способом перевозок следует понимать совокуп­ ность технических и коммерческих условий размещения и перевоз­ ки грузов в транспортных средствах, хранения их на складах и перегрузки на стыках различных видов транспорта.

Технические условия перемещения грузов на транспортной се­ ти непрерывно совершенствуются в результате стремительного технического прогресса в производстве специализированных су­ дов, вагонов, автомашин, складских сооружений и перегрузоч­ ных устройств, машин и оборудования. Революционизирующее воздействие на внедрение все новых высокопроизводительных способов перевозок оказывают научные открытия и изобретения.

Как и во всех отраслях общественного производства, на транс­ порте также идет углубление и расширение исторически сложив­ шегося, объективного процесса общественного разделения труда, который обусловливается непрерывным ростом масштабов произ­ водства и совершенствованием способов перевозок. Непременным следствием разделения труда на транспорте является углубляю­

щийся процесс специализации

перевозок и

способов перегрузки

и хранения грузов. Из общей,

непрерывно

возрастающей массы

16