ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 304
Скачиваний: 5
нитиой цепи вследствие насыщении. |
При увеличении намагничиваю |
||||||||||||||
щей |
|
силы |
под сбегающим краем полюса |
происходит уменьшение |
|||||||||||
I аі |
|
|
|
|
магнитной |
проводимости |
по |
||||||||
|
|
|
|
люсного наконечника и зубцо |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
вой зоны, поэтому под сбегаю |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
щим |
краем |
полюса |
индукция |
||||||
|
|
|
|
|
|
будет |
меньше |
суммы |
ординат |
||||||
|
|
|
|
|
|
линий |
1 |
и |
3, а под набегаю |
||||||
|
|
|
|
|
|
щим |
краем — немного |
больше |
|||||||
|
|
|
|
|
|
соответствующей разности |
(ли |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ния 5 на рис. 4-7, а). Площадь, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ограниченная |
линией 5 и осью |
||||||||
|
|
|
|
|
|
абсцисс, |
для одного |
полюса бу |
|||||||
|
|
|
|
|
|
дет меньше площади, ограничен |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ной линией 1. Таким образом, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
поперечная |
намагничивающая |
||||||||
|
|
|
|
|
|
сила |
обмотки |
якоря |
нарушает |
||||||
|
|
|
|
|
|
симметричное |
|
распределение |
|||||||
|
|
|
|
|
+ *"Іш |
индукции в зазоре относительно |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
оси |
главного |
полюса и вслед |
|||||||
|
|
|
|
|
// |
ствие изменения магнитной про |
|||||||||
S |
|
è |
|
' |
водимости зубцовой |
зоны и по |
|||||||||
|
"V |
у |
люсного наконечника вызывает |
||||||||||||
'ч |
\ |
|
|
|
уменьшение |
|
результирующего |
||||||||
|
|
^ |
|
N |
|
||||||||||
|
V |
1 |
потока |
полюса. Для компенса |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ции |
размагничивающего дейст |
||||||||
|
|
|
|
|
|
вия реакции якоря необходимо |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
увеличить |
намагничивающую |
||||||||
|
|
|
|
|
|
силу главных |
полюсов. |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
При |
смещении токораздела |
||||||||
|
|
|
|
|
|
с геометрической |
нейтрали |
на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
дугу Ъс по вращению якоря так |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
же |
смещается |
распределение |
|||||||
|
|
|
|
|
|
намагничивающей силы обмотки |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
якоря |
(линия 2) |
и |
вызванной |
||||||
|
|
|
|
|
|
ею |
индукции |
|
(линия |
3 |
на |
||||
|
|
|
|
|
|
рис. 4-7, б). Если зубцовая зона |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
и полюсный |
наконечник |
не на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
сыщены, то распределение ре |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
зультирующей индукции в за |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
зоре получается |
сложением ор |
||||||||
|
|
|
|
|
|
динат |
линий |
1 |
и |
3. |
В этом |
||||
Рис. 4-7. |
Намагничивающая сила и ин |
случае |
площадь, |
ограниченная |
|||||||||||
дукция результирующего поля: а —при |
линией 4 и осью |
абсцисс, |
для |
||||||||||||
токоразделе, |
совпадающем с геометри |
одного |
|
полюса |
значительно |
||||||||||
ческой |
нейтралью, б и в — при сдвину |
уменьшается |
|
по |
сравнению с |
||||||||||
|
|
|
|
|
тых щетках |
площадью, |
ограниченной |
ли |
|||||||
|
|
|
|
|
|
нией 1, т. е. происходит значительное уменьшение результирующего магнцтного потока полюса.
66
Для оценки реакции якоря на распределение индукции в зазоре и величину магнитного потока полюса целесообразно разложить
намагничивающую |
силу Fa обмотки якоря |
на две составляющие: |
|||
поперечную Faq? и продольную Fadr, |
как |
это |
показано на |
рис. |
|
4-6, в. Поперечная составляющая F aq |
искажает распределение |
ин |
|||
дукции в зазоре, |
а продольная составляющая |
Fadр направлена |
против намагничивающей силы главных полюсов и уменьшает ре зультирующий магнитный поток полюса.
Токораздел можно сместить с геометрической нейтрали и про тив вращения якоря. В ту же сторону смещается распределение намагничивающей силы обмотки якоря (линия 2) и обусловленной ею индукции в зазоре (линия 3). Результирующая индукция (линия 4 на рис. 4-7, в) под сбегающим краем полюса в этом случае значи тельно возрастает вследствие намагничивающей реакции якоря. Результирующий поток полюса также увеличивается. В секциях, стороны которого находятся под сбегающим краем полюса, наво дится большая э. д. с., в результате повышается напряжение между соседними коллекторными пластинами и ухудшаются условия ком мутации. Поэтому в генераторе смещение щеток против вращения якоря не производится.
4-4. Реакция якоря в двигателе
При одинаковой полярности главных полюсов и направлении вращения якоря генератора и двигателя направление э. д. с. в про водниках обмотки якоря также одинаково, но в двигательном ре жиме ток в обмотке якоря направлен встречно э. д. с., поэтому изменяется по'лярность якоря по сравнению с указанной на рис. 4-7.
Если токораздел совпадает с геометрической нейтралью, то поперечная намагничивающая сила обмотки якоря вызывает несим метричное распределение результирующей индукции в зазоре отно сительно оси главных полюсов, под сбегающим краем полюсного наконечника значение индукции получается меньшим, чем под набегающим краем. Насыщение стальных участков общего пути магнитного потока главных полюсов и якоря способствует более равномерному распределению результирующей индукции в зазоре и приводит к уменьшению результирующего потока полюса.
Если токораздел смещен с геометрической нейтрали по вращению якоря, то продольная составляющая намагничивающей силы об мотки якоря обусловливает значительное увеличение результирую щей индукции под набегающим краем полюсного наконечника и увеличение результирующего магнитного потока полюса. Условия коммутации при этом ухудшаются вследствие большого напряжения между соседними коллекторными пластинами, соединенными со сторонами секций, расположенными под набегающим краем полюсов. Поэтому в двигателе смещение щеток по вращению якоря не произ водится.
Если токораздел смещен с геометрической нейтрали против вращения якоря, то вследствие размагничивающей реакции якоря
3* |
67 |
результирующий магнитный поток полюса уменьшается. Условия коммутации при таком смещении щеток улучшаются и это иногда используется как одно из средств уменьшения искрения под щетками в двигателях без добавочных полюсов, предназначенных для одного направления вращения.
Характеристики электрической машины определяются распреде лением результирующей индукции в зазоре и результирующим маг нитным потоком полюса, обусловленными совместным действием намагничивающей силы полюса и обмотки якоря.
Пример. В режиме двигателя машина типа ПН-100, данные которой при ведены в § 2-5 и 3-10, имеет номинальную мощность 10 кет, напряжение 220 в,
скорость |
вращения |
1090 |
об/мин, ток / н = 55 а. Учитывая ток возбуждения |
І ь = Іа, |
получается |
ток |
якоря: |
/„ = /„ —/„ = 55 — 1 = 54 а.
Так как 2а = 2 (одноходовая волновая обмотка) и Dm |
245 мм, а N = |
834, |
|||||||
то линейная нагрузка якоря (4-1) |
|
|
|
|
|
|
|
||
„ |
N |
h |
_ |
834 |
54 |
: 293 |
а/см. |
|
|
|
t^DЦ2 2а |
я24,0 |
‘ |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
(4-4) |
|
|
|
|
Намагничивающая сила обмотки якоря '2 |
|
|
|
|
|||||
|
Fa = |
Л2х = |
293 • 19,2 = 5020 а. |
|
|
|
|||
Намагничивающая |
сила |
главных |
полюсов составляет |
F0H = 3289 а |
(см. |
табл. 2-2); следовательно, намагничивающая сила обмотки якоря может ока зывать значительное влияние на магнитное поле двигателя.
При числе пластин коллектора К = 139 дуга якоря, соответствующая
одному коллекторному делению, |
|
|
|
, |
t^D112 |
г. • 245 |
: 5,54 мм. |
|
К |
139 |
|
При смещении щеток на одно коллекторное деление против направления вращения якоря продольная составляющая намагничивающей силы обмотки якоря (4-7)
Fad?, — А 22Ьа = 293 • 2 • 0,554 = 324 а,
т. е. составляет 0,1 от намагничивающей силы F0H; следовательно, смещение щеток на одно коллекторное деление может оказать значительное влияние на работу машины.
Поперечная составляющая намагничивающей силы обмотки якоря (4-6) в этом случае
= /12 (т — 2 5 c )= ü ßg—Farfß“ 5620 — 324^=5300 а.
4-5. Электромагнитный момент машины постоянного тока
В результате взаимодействия тока проводника обмотки якоря с магнитным потоком главного полюса возникает электромагнитная сила, величина которой определяется уравнением (В-3) и направ ление устанавливается по правилу левой руки (рис. В-4).
Проводники обмотки якоря расположены по окружности якоря с диаметром DH2 и момент этой силы относительно оси якоря
М„ |
. FПрРц2 |
I ВІ дРц |
I В Іа2р~ |
пр |
~ 2 |
2 |
2тс |
После подстановки значения тока в проводнике из уравнения (3-8)
М Пр — |
/2 РІ’В |
(4-8) |
|
2а |
|
68
Магнитная индукция В на протяжении полюсного деления из меняется, следовательно, и моменты сил отдельных проводников обмотки также будут различны. Для упрощения сложения моментов можно заменить действительное распределение магнитной индукции на полюсном делении и по длине якоря прямоугольниками, как это выполнено на рис. 2-4. Тогда в формулу (4-8) вместо длины I про водника нужно подставить расчетную длину Ѵ%якоря и вместо дей ствительной магнитной индукции В расчетное ее значение В$.
На полюсном делении размещается N/(2p) проводников обмотки
якоря, из которых часть a'N/(2p) |
расположена на |
полюсной дуге |
b' в зоне действия расчетной |
индукции Вь, |
для остальных |
(1 — a') N !{2р) проводников электромагнитный момент равен нулю. Таким образом, общий электромагнитный момент для проводников, расположенных на полюсном делении,
Млрт — -^пр 2р |
h |
р І '2х В ь a - 'N |
||
2 а |
п |
2р ' |
||
Согласно уравнению (2-11), |
і^л'хВі — Фі |
и тогда |
||
М |
— _* |
|
|
|
^ прт - |
2а 2л |
|
|
Так как при переходе к соседнему полюсу одновременно изме няется направление тока в проводниках обмотки якоря и направ ление магнитной индукции, то направление электромагнитного мо мента остается без изменения и моменты проводников, расположен ных на всех полюсных делениях, складываются в общий электро магнитный момент машины
Мш = Мпрт2р = JL ~ І 2Фа = кмІ2Ф5. |
(4-9) |
Эту формулу можно представить в другом виде:
Мш = ІѴ7арФа,
т. е. электромагнитный момент машины постоянного тока пропор ционален намагничивающей силе обмотки якоря NIa и магнитному потоку рФа всех пар полюсов машины.
Мощность на якоре машины постоянного тока равна произведе нию электромагнитного момента Мш и скорости вращения (оа якоря, т. е.
Рэм= М9Мо)2 = Мъм2~ . |
(4-10) |
После подстановки в это уравнение полученного значения Мш
Р — -Р——І ф* 2л«_N р п ^ j
и, согласно уравнению (3-21), |
|
Рш= Е2і 2, |
(4-11) |
т. е. мощность на якоре равна произведению э. д. с. и тока обмотки якоря и является полной электрической мощностью машины.
69