Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нитиой цепи вследствие насыщении.

При увеличении намагничиваю­

щей

 

силы

под сбегающим краем полюса

происходит уменьшение

I аі

 

 

 

 

магнитной

проводимости

по­

 

 

 

 

люсного наконечника и зубцо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вой зоны, поэтому под сбегаю­

 

 

 

 

 

 

щим

краем

полюса

индукция

 

 

 

 

 

 

будет

меньше

суммы

ординат

 

 

 

 

 

 

линий

1

и

3, а под набегаю­

 

 

 

 

 

 

щим

краем — немного

больше

 

 

 

 

 

 

соответствующей разности

(ли­

 

 

 

 

 

 

ния 5 на рис. 4-7, а). Площадь,

 

 

 

 

 

 

ограниченная

линией 5 и осью

 

 

 

 

 

 

абсцисс,

для одного

полюса бу­

 

 

 

 

 

 

дет меньше площади, ограничен­

 

 

 

 

 

 

ной линией 1. Таким образом,

 

 

 

 

 

 

поперечная

намагничивающая

 

 

 

 

 

 

сила

обмотки

якоря

нарушает

 

 

 

 

 

 

симметричное

 

распределение

 

 

 

 

 

+ *"Іш

индукции в зазоре относительно

 

 

 

 

 

 

оси

главного

полюса и вслед­

 

 

 

 

 

//

ствие изменения магнитной про­

S

 

è

 

'

водимости зубцовой

зоны и по­

 

"V

у

люсного наконечника вызывает

\

 

 

 

уменьшение

 

результирующего

 

 

^

 

N

 

 

V

1

потока

полюса. Для компенса­

 

 

 

 

 

 

ции

размагничивающего дейст­

 

 

 

 

 

 

вия реакции якоря необходимо

 

 

 

 

 

 

увеличить

намагничивающую

 

 

 

 

 

 

силу главных

полюсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

При

смещении токораздела

 

 

 

 

 

 

с геометрической

нейтрали

на

 

 

 

 

 

 

дугу Ъс по вращению якоря так

 

 

 

 

 

 

же

смещается

распределение

 

 

 

 

 

 

намагничивающей силы обмотки

 

 

 

 

 

 

якоря

(линия 2)

и

вызванной

 

 

 

 

 

 

ею

индукции

 

(линия

3

на

 

 

 

 

 

 

рис. 4-7, б). Если зубцовая зона

 

 

 

 

 

 

и полюсный

наконечник

не на­

 

 

 

 

 

 

сыщены, то распределение ре­

 

 

 

 

 

 

зультирующей индукции в за­

 

 

 

 

 

 

зоре получается

сложением ор­

 

 

 

 

 

 

динат

линий

1

и

3.

В этом

Рис. 4-7.

Намагничивающая сила и ин­

случае

площадь,

ограниченная

дукция результирующего поля: а —при

линией 4 и осью

абсцисс,

для

токоразделе,

совпадающем с геометри­

одного

 

полюса

значительно

ческой

нейтралью, б и в — при сдвину­

уменьшается

 

по

сравнению с

 

 

 

 

 

тых щетках

площадью,

ограниченной

ли­

 

 

 

 

 

 

нией 1, т. е. происходит значительное уменьшение результирующего магнцтного потока полюса.

66



Для оценки реакции якоря на распределение индукции в зазоре и величину магнитного потока полюса целесообразно разложить

намагничивающую

силу Fa обмотки якоря

на две составляющие:

поперечную Faq? и продольную Fadr,

как

это

показано на

рис.

4-6, в. Поперечная составляющая F aq

искажает распределение

ин­

дукции в зазоре,

а продольная составляющая

Fadр направлена

против намагничивающей силы главных полюсов и уменьшает ре­ зультирующий магнитный поток полюса.

Токораздел можно сместить с геометрической нейтрали и про­ тив вращения якоря. В ту же сторону смещается распределение намагничивающей силы обмотки якоря (линия 2) и обусловленной ею индукции в зазоре (линия 3). Результирующая индукция (линия 4 на рис. 4-7, в) под сбегающим краем полюса в этом случае значи­ тельно возрастает вследствие намагничивающей реакции якоря. Результирующий поток полюса также увеличивается. В секциях, стороны которого находятся под сбегающим краем полюса, наво­ дится большая э. д. с., в результате повышается напряжение между соседними коллекторными пластинами и ухудшаются условия ком­ мутации. Поэтому в генераторе смещение щеток против вращения якоря не производится.

4-4. Реакция якоря в двигателе

При одинаковой полярности главных полюсов и направлении вращения якоря генератора и двигателя направление э. д. с. в про­ водниках обмотки якоря также одинаково, но в двигательном ре­ жиме ток в обмотке якоря направлен встречно э. д. с., поэтому изменяется по'лярность якоря по сравнению с указанной на рис. 4-7.

Если токораздел совпадает с геометрической нейтралью, то поперечная намагничивающая сила обмотки якоря вызывает несим­ метричное распределение результирующей индукции в зазоре отно­ сительно оси главных полюсов, под сбегающим краем полюсного наконечника значение индукции получается меньшим, чем под набегающим краем. Насыщение стальных участков общего пути магнитного потока главных полюсов и якоря способствует более равномерному распределению результирующей индукции в зазоре и приводит к уменьшению результирующего потока полюса.

Если токораздел смещен с геометрической нейтрали по вращению якоря, то продольная составляющая намагничивающей силы об­ мотки якоря обусловливает значительное увеличение результирую­ щей индукции под набегающим краем полюсного наконечника и увеличение результирующего магнитного потока полюса. Условия коммутации при этом ухудшаются вследствие большого напряжения между соседними коллекторными пластинами, соединенными со сторонами секций, расположенными под набегающим краем полюсов. Поэтому в двигателе смещение щеток по вращению якоря не произ­ водится.

Если токораздел смещен с геометрической нейтрали против вращения якоря, то вследствие размагничивающей реакции якоря

3*

67


результирующий магнитный поток полюса уменьшается. Условия коммутации при таком смещении щеток улучшаются и это иногда используется как одно из средств уменьшения искрения под щетками в двигателях без добавочных полюсов, предназначенных для одного направления вращения.

Характеристики электрической машины определяются распреде­ лением результирующей индукции в зазоре и результирующим маг­ нитным потоком полюса, обусловленными совместным действием намагничивающей силы полюса и обмотки якоря.

Пример. В режиме двигателя машина типа ПН-100, данные которой при­ ведены в § 2-5 и 3-10, имеет номинальную мощность 10 кет, напряжение 220 в,

скорость

вращения

1090

об/мин, ток / н = 55 а. Учитывая ток возбуждения

І ь = Іа,

получается

ток

якоря:

/„ = /„ —/„ = 55 — 1 = 54 а.

Так как 2а = 2 (одноходовая волновая обмотка) и Dm

245 мм, а N =

834,

то линейная нагрузка якоря (4-1)

 

 

 

 

 

 

 

N

h

_

834

54

: 293

а/см.

 

 

 

t^DЦ2

я24,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4-4)

 

 

 

 

Намагничивающая сила обмотки якоря '2

 

 

 

 

 

Fa =

Л2х =

293 • 19,2 = 5020 а.

 

 

 

Намагничивающая

сила

главных

полюсов составляет

F0H = 3289 а

(см.

табл. 2-2); следовательно, намагничивающая сила обмотки якоря может ока­ зывать значительное влияние на магнитное поле двигателя.

При числе пластин коллектора К = 139 дуга якоря, соответствующая

одному коллекторному делению,

 

 

,

t^D112

г. • 245

: 5,54 мм.

 

К

139

 

При смещении щеток на одно коллекторное деление против направления вращения якоря продольная составляющая намагничивающей силы обмотки якоря (4-7)

Fad?, — А 22Ьа = 293 • 2 0,554 = 324 а,

т. е. составляет 0,1 от намагничивающей силы F0H; следовательно, смещение щеток на одно коллекторное деление может оказать значительное влияние на работу машины.

Поперечная составляющая намагничивающей силы обмотки якоря (4-6) в этом случае

= /12 (т — 2 5 c )= ü ßg—Farfß“ 5620 — 324^=5300 а.

4-5. Электромагнитный момент машины постоянного тока

В результате взаимодействия тока проводника обмотки якоря с магнитным потоком главного полюса возникает электромагнитная сила, величина которой определяется уравнением (В-3) и направ­ ление устанавливается по правилу левой руки (рис. В-4).

Проводники обмотки якоря расположены по окружности якоря с диаметром DH2 и момент этой силы относительно оси якоря

М„

. FПрРц2

I ВІ дРц

I В Іа2р~

пр

~ 2

2

2тс

После подстановки значения тока в проводнике из уравнения (3-8)

М Пр —

/2 РІ’В

(4-8)

 

 

68


Магнитная индукция В на протяжении полюсного деления из­ меняется, следовательно, и моменты сил отдельных проводников обмотки также будут различны. Для упрощения сложения моментов можно заменить действительное распределение магнитной индукции на полюсном делении и по длине якоря прямоугольниками, как это выполнено на рис. 2-4. Тогда в формулу (4-8) вместо длины I про­ водника нужно подставить расчетную длину Ѵ%якоря и вместо дей­ ствительной магнитной индукции В расчетное ее значение В$.

На полюсном делении размещается N/(2p) проводников обмотки

якоря, из которых часть a'N/(2p)

расположена на

полюсной дуге

b' в зоне действия расчетной

индукции Вь,

для остальных

(1 — a') N !{2р) проводников электромагнитный момент равен нулю. Таким образом, общий электромагнитный момент для проводников, расположенных на полюсном делении,

Млрт — -^пр 2р

h

р І '2х В ь a - 'N

2 а

п

2р '

Согласно уравнению (2-11),

і^л'хВі — Фі

и тогда

М

— _*

 

 

^ прт -

 

 

Так как при переходе к соседнему полюсу одновременно изме­ няется направление тока в проводниках обмотки якоря и направ­ ление магнитной индукции, то направление электромагнитного мо­ мента остается без изменения и моменты проводников, расположен­ ных на всех полюсных делениях, складываются в общий электро­ магнитный момент машины

Мш = Мпрт2р = JL ~ І 2Фа = кмІ2Ф5.

(4-9)

Эту формулу можно представить в другом виде:

Мш = ІѴ7арФа,

т. е. электромагнитный момент машины постоянного тока пропор­ ционален намагничивающей силе обмотки якоря NIa и магнитному потоку рФа всех пар полюсов машины.

Мощность на якоре машины постоянного тока равна произведе­ нию электромагнитного момента Мш и скорости вращения (оа якоря, т. е.

Рэм= Мо)2 = Мъм2~ .

(4-10)

После подстановки в это уравнение полученного значения Мш

Р -Р——І ф* 2л«_N р п ^ j

и, согласно уравнению (3-21),

 

Рш= Е2і 2,

(4-11)

т. е. мощность на якоре равна произведению э. д. с. и тока обмотки якоря и является полной электрической мощностью машины.

69