ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
определяется по правилу правого винта. Если представить себе винт с правой нарезкой, ввинчиваемый в направлении тока, то вра щение винта соответствует направлению магнитных линий, окружаю
щих проводник с током.
На рис. В-3, а представлена картина магнитного поля двух по люсов и магнитного поля проводника с током, а на рис. В-3, б — кар тина результирующего поля. В результате искажения магнитного поля появляется электромагнитная сила /, которая стремится пере местить проводник справа налево.
Если в магнитном поле с индукцией В находится проводник дли
ной I, перпендикулярный линиям поля, по |
которому протекает |
||
ток і, то величина электромагнитной силы |
|
|
|
|
f = Bli. |
|
(В-3) |
Направление |
действия электромагнитной |
силы |
определяется |
п р а в и л о м |
л е в о й р у к и (рис. В-4), а именно: |
ладонь левой |
руки располагают в магнитном поле так, чтобы линии поля были на правлены в ладонь, а четыре пальца руки, вытянутые в плоскости ладони, располагаются в направлении тока; тогда большой палец, отогнутый в плоскости ладони на 90°, покажет направление электро магнитной силы.
Электромагнитными силами создается в электродвигателе вращаю щий момент. В генераторе электромагнитные силы проявляются при нагрузке машины как противодействие вращающему моменту при водного двигателя.
Ра з д е л первый
МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Глава п е рв ая ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАШИНЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА
1-1. Принцип работы машины постоянного тока
На рис. 1-1 изображена простейшая схема машины переменного тока. Здесь N —S — два неподвижных в пространстве полюса, создающих постоянный как в пространстве, так и во времени маг
нитный |
поток, |
линии которого, |
по общему правилу, направлены |
|||||
от северного полюса N к южному полюсу S. В пространстве между |
||||||||
полюсами |
вращается |
сталь |
|
|||||
ной |
сердечник, |
на |
поверх |
|
||||
ности |
которого |
уложен |
в |
|
||||
диаметральной плоскости ви |
|
|||||||
ток |
abed, |
изолированный |
от |
|
||||
сердечника. На |
общем валу |
|
||||||
с сердечником |
|
размещены |
|
|||||
два |
металлических |
кольца, |
|
|||||
изолированных друг от друга |
|
|||||||
и от вала. К |
этим кольцам |
|
||||||
присоединены |
концы витка. |
|
||||||
На кольца наложены непод |
|
|||||||
вижные щетки, к которым |
|
|||||||
присоединена внешняя цепь, |
|
|||||||
состоящая |
из |
приемников |
|
|||||
электроэнергии. |
|
|
|
переменного тока |
||||
|
Сердечник вращается с по |
|||||||
стоянной угловой |
скоростью |
|
п, об/мин в указанном направлении. В рассматриваемый момент вре мени э. д. с. по правилу правой руки направлена в верхнем про воднике от b к а, а в нижнем — от d к с. При работе машины гене ратором направление тока в проводниках совпадает с направлением э. д. с. Соответственно ток во внешней цепи течет от кольца 1' через щетку 1 во внешнюю цепь и затем возвращается к щетке 2 и кольцу
2'. Щетка 1, от которой отводится ток во внешнюю цепь, |
имеет по |
ложительный потенциал и обозначается знаком «плюс» ( |
а щетка 2, |
через которую ток возвращается в машину, имеет отрицательный по тенциал и обозначается знаком «минус» ( —).
13
При повороте витка на 180° проводники ab и cd меняются местами,
соответственно |
чему изменится |
знак |
потенциала па щетках 1 и 2 |
||||||||||
и направление тока в проводниках и во внешней цепи. |
|
|
|
||||||||||
Таким образом, в контуре, образованном витком abed и присоеди |
|||||||||||||
ненной к нему через кольца и щетки внешней цепью, |
действует пере |
||||||||||||
|
|
|
|
|
менная э. |
д. с. и течет переменный ток, |
|||||||
|
|
1 |
|
изменяющие свое направление два раза |
|||||||||
|
|
|
за один |
оборот |
витка. |
Из |
формулы |
||||||
е / |
|
/ 2 |
(В-2) следует, что при постоянстве |
||||||||||
____ |
скорости |
вращения изменение |
э. д. с. |
||||||||||
(Ш |
V |
----'/!! J |
во времени будет |
соответствовать рас |
|||||||||
|
пределению |
индукции В |
в |
простран |
|||||||||
— |
|
А Г |
стве |
между |
полюсами |
и |
сердечником |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
(рис. 1-2). |
Время Т, в течение |
которого |
||||||||
|
|
|
происходит |
одно |
полное |
изменение |
|||||||
Рис. 1-2. Распределение ин |
э. д. с. (или тока), называется периодом |
||||||||||||
дукции по окружности сердеч |
э. д. с. (или тока). |
Количество |
перио |
||||||||||
ника и э. д. с. |
в витке |
дов / |
в одну секунду называется |
часто |
|||||||||
имеет р |
|
|
|
|
той. |
В общем случае, |
когда |
машина |
|||||
пар полюсов, за один оборот |
будет р |
периодов изменения |
|||||||||||
э. д. с., |
и при скорости вращения витка п оборотов в минуту частота |
||||||||||||
э. д. с. в витке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ = pn/QO. |
|
|
|
|
|
|
(1-1) |
Чтобы выпрямить переменный ток, т. е. получить ток во внешней
цепи одного направления, на валу устанавливается специальный пе реключатель-коллектор. Концы
касаться с пластиной 2', но по-прежнему будет иметь положительный потенциал, так как к ней будет подводиться э. д. с. от проводника cd, заменившего проводник ab под северным полюсом. Щетка 2 имеет
отрицательный потенциал (—).
Таким образом, по. витку abed по-прежнему продолжает течь переменный ток, но по внешнему участку цепи ток течет только в од ном направлении, а именно, от по ложительной щетки 1 к отрицатель ной щетке 2, т. е. происходит вып рямление переменного тока, проте
кающего в витке abed, в пульси рующий ток, протекающий по внешнему участку цепи (рис. 1-4). Дважды за каждый период ток достигает максимума и дважды он
равен нулю. Для сглаживания пульсаций тока необходимо размес тить на сердечнике несколько витков, равномерно распределенных по окружности его, и увеличить количество коллекторных пластин.
1-2. Устройство и основные части машины
С точки зрения происходящих электромагнитных процессов при нято выделять в машине две части: 1) часть, обеспечивающую созда ние магнитного потока — индуктор, и 2) часть, в которой наводится
э. д. с., — якорь. В машинах постоянного тока |
якорь вращается, |
а индуктор, имеющий явно выраженные полюсы |
чередующейся по |
лярности, — неподвижен. Необходимыми элементами современной машины постоянного тока являются также коллектор и щетки. Основ ные части машины показаны на рис. 1-5.
Индуктор состоит из главных полюсов 1, станины 2 и добавочных полюсов 3. Якорь состоит из зубчатого сердечника 4 и обмотки 5. На одном валу с сердечником якоря размещается также коллектор 6. Все перечисленные части служат для проведения магнитного потока или тока и называются активными частями.
В рассмотренной машине с чередующейся полярностью полюсов индуктора выпрямление э. д. с. и тока производится при помощи коллектора и щеток, что в значительной степени осложняет работу машины. В начале текущего столетия был сделан ряд попыток усовер шенствовать бесколлекторную, так называемую униполярную маши ну, которая была осуществлена еще в 1831 г. Фарадеем.
На рис. 1-6 представлен один из возможных вариантов унипо лярной машины. Стержни 1 обмотки якоря, уложенные в стальном цилиндре 2, пересекают магнитный поток Ф одного направления, который создается обмоткой возбуждения 3. Концы стержней с обоих торцов якоря соединены кольцами 4. Направление э. д. с. в стержнях определяется правилом правой руки и показано стрелками. Контакт между вращающимися кольцами и неподвижными токоотводами осуществляется щетками 5. Так как в данном случае все стержни включены параллельно, то напряжение машины определяется э. д с.
15
£27
Рис. 1-5. Продольный и поперечный |
разрезы машины постоянного |
тока П61 |
1 — главные полюсы; Z — станина; з — добавочные полюсы; |
4 — зубчатый сердечник якоря; і |
— обмотка якоря ; в — коллек |
тор; 7 — вал; 8 — подшипники; 9 — подшипниковые щиты; 10 — щеткодержатели; 11 — вентилятор; 12 — коробка зажимов
одного стержня. Для увеличения напряжения должна быть увеличена окружная скорость стержня или же концы каждого изолированного стержня необходимо присоединить к отдельным кольцам и через щетки включить последовательно так, чтобы о. д. с отдельных стер жней складывалась. В обоих случаях значительно возрастают потери от трения щеток о кольца и снижается надежность машины.
Основным достоинством униполярной машины является отсутствие пульсаций напряжения и простота конструкции. Униполярные ма шины могут применяться при низком напряжении (до 25 в) и большом токе (свыше 10 000 а). При более высоком напряжении и меньшем токе униполярные машины не имеют существенных преимуществ по сравнению с коллекторными машинами и в настоящее время не изготовляются. Поэтому в дальнейшем рассматриваются рабочие
процессы наиболее распространенных машин постоянного тока с чередующейся полярностью полюсов.
Для нормальной работы машины (рис. 1-5), передачи вращающего момента, обеспечения необходимой жесткости и прочности активных частей имеются конструктивные части: вал 7, подшипники 8 , подшип никовые щиты 9 или фундаментная плита с подшипниковыми стой ками, щеткодержатели 10. Для охлаждения машины служит венти лятор 11.
Главные полюсы предназначены для создания основного маг нитного потока в машине. Полюс (рис. 1-7) состоит из сердечника 1 и катушки возбуждения 2. Со стороны, обращенной к якорю, сер дечник полюса имеет расширенную часть — полюсный наконечник, при помощи которого достигается необходимое распределение маг нитного потока в зазоре между полюсами и якорем. Наконечник ис пользуется также для крепления катушки возбуждения. В современ ных машинах сердечник полюса собирается на заклепках из листовой стали толщиной 0,5—1 мм. Катушка изготовляется из медного или алюминиевого обмоточного провода. Намотка катушки малых машин производится на шаблон, а крупных машин — на жесткий каркас.
Полюс прикрепляется к станине 3 при помощи болтов 4. Станина представляет собой короткий полый цилиндр, по которому проходит
17 ;
магнитный поток от одного полюса к двум соседним. Кроме того, ста нина является основным конструктивным элементом статора, обеспе чивающим жесткость и прочность всего индуктора. Если диаметр станины не превышает 1 м, то к ней крепятся также подшипниковые щиты. Станина снабжается лапами для установки на фундаменте или, при небольших размерах, фланцем. Станины современных машин изготовляются из стального проката или стального литья.
Рис. 1-7. Главный полюс
Добавочные полюсы предназначены для улучшения коммутации и применяются в машинах мощностью свыше 0,6 кет. Добавочный полюс (рис. 1-8), так же как главный, состоит из сердечника 1 и катуш ки 2. Добавочные полюсы устанавливаются между главными и кре пятся к станине болтами. Обычно сердечники добавочных полюсов выполняются из стальной поковки, но в машинах, работающих при резко переменной нагрузке, они выполняются из листовой стали.
Рис. 1-9. Диск сердеч- |
Рис. 1-10. Кольцевой сегмент сердечника |
ника якоря |
якоря |
Для изготовления сердечника якоря применяется листовая электротехническая сталь толщиной 0,5 мм. Если диаметр якоря не превышает 1 м, то сердечник собирается из цельных дисков (рис. 1-9) либо колец, а при больших диаметрах сердечник собирается из коль цевых сегментов (рис. 1-10). Для уменьшения потерь от вихревых токов поверхность дисков ц сегментов покрывается изоляционным лаком. Если осевой размер сердечника превышает 25 см, то обычно
18