ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
7-2. Энергетическая диаграмма генератора
Ступени преобразования энергии в генераторе независимого воз буждения в установившемся режиме схематически показаны на энергетической диаграмме (рис. 7-1). IV' валу генератора подводится
механическая мощность РіМ от приводного двигателя и к обмотке |
||
возбуждения — электрическая |
мощность Р 1в. Общая |
подведенная |
мощность составляет Ру = РУм |
Р1В. Подведенная |
мощность Руъ |
расходуется па покрытие потерь IRUS в цепи возбуждения. Часть механической мощности расходуется на покрытие механических потерь Рмх и магнитных Рс (основных и добавочных). Перечисленная группа потерь почти не зависит от нагрузки генератора и называется потерями холостого хода, причем потери Рых имеют место и при
|
|
вращении |
генератора |
без |
тока |
в обмотке |
|||||
|
|
возбуждения. |
|
|
|
мощности |
РіМ — |
||||
|
|
Часть |
механической |
||||||||
|
|
— Рых — Р0 в |
результате |
взаимодействия |
|||||||
|
|
тока в проводниках обмотки якоря с магнит |
|||||||||
|
|
ным потоком главных полюсов преобразу |
|||||||||
|
|
ется в полную |
электрическую |
мощность |
|||||||
|
|
Рш якоря (§ 4-5), |
из |
которой |
покрываются |
||||||
|
|
электрические |
потери 2 Р Э в |
цепи |
якоря |
||||||
|
|
(основные |
и добавочные). |
Остальная |
часть |
||||||
|
|
|
' 2 является полезной мощ- |
||||||||
Р и с . 7-1. Энергетическая |
ностыо генератора. |
|
|
генераторе от |
|||||||
В магнитоэлектрическом |
|||||||||||
диаграмма |
генератора |
сутствуют |
затраты |
мощности |
на |
возбужде |
|||||
независимого |
возбужде |
||||||||||
ния |
ние, т. о. Рув == |
0. |
В |
генераторах с самовоз |
|||||||
|
|
буждением нет постороннего |
источника пос |
||||||||
тоянного тока, поэтому Р 1в — 0 и затраты |
мощности |
на |
возбужде |
||||||||
ние покрываются за счет электрической мощности |
якоря. |
|
Л. Уравнение равновесия напряжений. Из энергетической диа граммы следует, что полная электрическая мощность на якоре гене ратора равна полезной мощности и всем электрическим потерям в це
пях, соединенных с обмоткой якоря, т. е. - |
|
|
Рэм= Р2 + 2 Р э. |
(7-1) |
|
Полезная мощность генератора при напряжении U на зажимах |
||
генератора и токе / нагрузки |
|
|
Р2 = |
Ш. |
(7-2) |
Сумма электрических потерь |
состоит из потерь во всех по |
следовательно соединенных обмотках, образующих цепь якоря с об щим сопротивлением г2, потерь / 2Д[/Щв скользящем контакте (щет ках), добавочных потерь Ря, связанных с нагрузкой генератора, и потерь IBU в параллельной цепи возбуждения. Таким образом, об щие потери, покрываемые за счет электрической мощности якоря ге нератора,
2 Р в = Дг2 + /оА/Лц+ Рл+ IJJ.
104
Так как добавочные потери Рд считаются пропорциональными току обмотки якоря во второй степени (§ 6-5), то они могут быть представ лены в виде потерь на эквивалентном добавочном сопротивлении
гэкв.д
Рц — Т ; Г Э1Ш д .
Уравнение (7-1) с учетом уравнений (4-11) и (7-2) приобретает следующий вид:
или, включая гэкв.д в общее сопротивление г2 цепи якоря,
|
|
Е2І2 = и і + Цг2 + І2Аищ + Іви. |
(7-3) |
Для генератора с независимым возбуждением / 2 = |
/ и в уравне |
||
нии |
(7-3) |
/ в = 0. Для генераторов с параллельным |
возбуждением |
/ 2 = |
/ + |
/ в. С учетом указанных зависимостей получается следую |
щее уравнение равновесия напряжений для генераторов ностоянного тока:
Ег = и V 2 -f- АUщ, |
|
откуда |
|
U — Е2— / 2г2 — Д£/щ. |
(7-4) |
Таким образом, напряжение на зажимах генератора является частью э. д. с. якоря.
При приближенном анализе можно представить падение напряже ния Д£/щ в скользящем контакте (щетках) произведением / 2І?Щ, где Ищопределяется для номинального тока якоря, и тогда, включая сопротивление й щ в общее сопротивление г2 цепи якоря,
U — Е2— / 2г2. |
(7-5) |
Б. Уравнение равновесия моментов. Из энергетической диа граммы (рис. 7-1) следует, что механическая мощность приводного двигателя преобразуется в электрическую мощность на якоре и за трачивается на преодоление потерь, связанных с вращением и перемагничиванием якоря, т. е.
Р\М = Рэм Рмх "ГРа- |
(7-6) |
Указанным составляющим мощности соответствуют составляющие вращающего момента приводного двигателя при постоянной скорости вращения со
Р І М _ Л щ , Л и х + -Pc
СО |
СО ' 0) |
|
ИЛИ |
|
|
М ^М іэм + Мо. |
(7-7) |
Здесь М 1т — составляющая вращающего момента приводного двигателя, уравновешивающая электромагнитный момент Мэм гене
105
ратора, М 0 — составляющая вращающего момента, уравновешиваю щая момент, обусловленный потерями холостого хода.
При ускорении или замедлении якоря генератора необходимо
учитывать наличие динамического момента M j = — J ~ и тогда полное уравнение равновесия моментов будет иметь вид:
M ^ M w + Mo + M^. |
(7-8) |
7-3. Генератор независимого возбуждения
На рис. 7-2 приведена схема включения генератора независимого возбуждения. Обмотка возбуждения В соединена с отдельным источ ником постоянного тока, мощность которого обычно составляет 1—3% номинальной мощности генератора.
Р ис. 7-2. |
Схема гене |
Р и с . 7-3. Характеристика холостого хо |
ратора |
независимого |
да генератора независимого возбужде |
возбуждения |
ния |
А. Характеристика холостого хода. Эта характеристика сни мается при разомкнутом рубильнике Р. Опыт следует начинать с тока возбуждения / в.макс, ПРИ котором напряжение U0 (равное э. д. с. Е%) превышает номинальное на 10—20% (рис. 7-3). После этого рео статом Дв постепенно уменьшают ток до І в = 0, при котором на за жимах генератора имеется напряжение Uocт, равное 2—3% номи нального, обусловленное остаточным магнитным потоком Фост ин дуктора. Затем изменяют направление тока в обмотке возбуждения и реостатом RBувеличивают его. При / в = —Івс машина полностью размагничена и напряжение на зажимах генератора равно нулю. Дальнейшее увеличение тока возбуждения приводит к увеличению напряжения противоположной полярности до значения —£70макс. при токе —/ в,макс- Для снятия восходящей ветви 2 характеристики ток возбуждения уменьшается до нуля и затем после изменения
106
направления увеличивается до значения + / в.макс» при котором вос ходящая и нисходящая ветви характеристики соединяются, образуя узкую гистерезисную петлю, обусловленную явлением гистерезиса в магнитной цепи индуктора. При снятии характеристики холостого хода изменение тока следует производить только в одном направле нии, для того чтобы точки соответствовали одной и той же гистерезис ной петле. Для практических целей используется линия 3, располо женная между восходящей 2 и нисходящей 1 ветвями. Полояюние на характеристике точки N, соответствующей номинальному на пряжению, определяет степень насыщения магнитной цепи. Обычно эта точка, лежит в верхней части изгиба характеристики холостого хода, так как работа на прямолинейной части не обеспечивает устой
чивого напряжения, а |
работа на |
|
|||
насыщенной части характеристики |
|
||||
ограничивает |
возможность регу |
|
|||
лирования напряжения. |
|
||||
Б. Нагрузочная характерис |
|
||||
тика. Эта характеристика рас |
|
||||
полагается ниже и правее харак |
|
||||
теристики холостого хода вслед |
|
||||
ствие падения напряжения в цепи |
|
||||
якоря и размагничивающего дей |
|
||||
ствия реакции якоря. На рис. 7-4 |
|
||||
линией 1 представлена характерис |
|
||||
тика холостого хода, |
на которой |
|
|||
току возбуждения |
/ В1 |
соответст |
Рис. 7-4. Нагрузочная характери |
||
вует э. д. с. Е2Ѵ При |
положении |
||||
стика и характеристические треуголь |
|||||
токораздела |
на |
геометрической |
ники |
||
нейтрали под |
влиянием тока / 2 в |
|
обмотке якоря возникает поперечная реакция якоря, которая вслед ствие насыщения магнитной цепи оказывает размагничивающее действие, при смещении токораздела с геометрической нейтрали по вращению якоря возникает еще продольная реакция якоря (§ 4-3). Если количество витков в катушке возбуждения (на полюсе) w„, то ток возбуждения, соответствующий общей размагничивающей реак ции Fad якоря,
тFad
ва~ 2wa •
Результирующая намагничивающая сила, создающая основной магнитный поток в генераторе, определяется током / в р = / В1 — І Ша и соответствующая этому току э. д. с. равна Е22. Напряжение на зажимах генератора, согласно уравнению (7-5), будет Ux = Е22 —
— / 2г2. Соответствующая этому напряжению точка С лежит на наг рузочной характеристике 2, а разность Е21 — Ux определяет общее изменение напряжения при переходе от холостого хода к нагрузке / 2 при токе возбуждения / в1.
Прямоугольный треугольник АВС, сторона которого AB соот ветствует реакции Fad якоря в масштабе тока возбуждения, и сторона'
*107
ВС — падению напряжения / 2г2 я масштабе напряжения, называется характеристическим треугольником.
При постоянной нагрузке падение напряжения / 2г2 остается практически постоянным, а размагничивающее действие реакции якоря изменяется, поэтому в треугольниках АВС, А ф хСх и А2В2Сг
стороны ВС = ВХСЛ= b JL\ и АХВХ< AB < |
А ф 2. |
При снятых характеристиках холостого |
хода и нагрузочной |
построение характеристического треугольника позволяет определить размагничивающее действие реакции якоря. Для этого необходимо при установленном токе возбуждения / В1 определить напряжение на зажимах генератора 7/, (точку С) и прибавить к нему падение напря жения в цепи якоря / 2г2. Затем через точку В провести линию парал
лельную оси абсцисс до |
пересечения с |
характеристикой холостого |
|||||
|
|
хода. Полученный отрезок AB явля |
|||||
|
|
ется размагничивающей реакцией яко |
|||||
|
|
ря в масштабе тока возбуждения. |
|||||
|
|
В. Внешняя характеристика. При |
|||||
|
|
снятии |
внешней |
характеристики |
|||
|
|
цепь возбуждения |
не регулируется, |
||||
|
|
т. е. в генераторе |
независимого |
воз |
|||
|
|
буждения |
|
ток |
1д |
поддерживается |
|
|
|
постоянным. Путем изменения соп |
|||||
|
|
ротивления внешней цепи изменяет |
|||||
|
|
ся ток I нагрузки генератора. |
При |
||||
|
|
увеличении |
нагрузки напряжение |
||||
Р ис, 7-5. Внешняя характеристи |
на зажимах |
генератора уменьшается |
|||||
ка генератора независимого |
воз |
под влиянием двух причин: реакции |
|||||
буждения |
|
якоря и падения |
напряжения в цепи |
||||
|
|
якоря (рис. |
7-5). |
|
|
|
По внешней характеристике определяется изменение напряжения генератора: повышение напряжения при снятии нагрузки и пониже ние при увеличении нагрузки. Относительное изменение напряже ния равно разности напряжения при холостом ходе и напряжения при номинальной нагрузке в долях номинального напряжения
AU |
(7-9) |
и Н |
и Н |
Относительное изменение напряжения зависит от сопротивления цепи якоря и от влияния реакции якоря, в машинах без компенса ционной обмотки АU%составляет 0,05-у0,15.
Внешнюю характеристику можно построить по характеристике
холостого хода |
и характеристическому треугольнику |
(рис. 7-6). |
В координатных |
осях U и / в строится характеристика |
1 холостого |
хода и характеристический треугольник АВС, определенный ранее по характеристикам холостого хода и нагрузочной для номиналь ного тока / н нагрузки. Характеристический треугольник распола гается так же, как на рис. 7-4, т. е. его вертикальный катет ВС сов падает с линией установленного тока возбуждения / в1, а вершина А находится на характеристике холостого хода. Положение вершины С
108