Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7-2. Энергетическая диаграмма генератора

Ступени преобразования энергии в генераторе независимого воз­ буждения в установившемся режиме схематически показаны на энергетической диаграмме (рис. 7-1). IV' валу генератора подводится

механическая мощность РіМ от приводного двигателя и к обмотке

возбуждения — электрическая

мощность Р 1в. Общая

подведенная

мощность составляет Ру = РУм

Р1В. Подведенная

мощность Руъ

расходуется па покрытие потерь IRUS в цепи возбуждения. Часть механической мощности расходуется на покрытие механических потерь Рмх и магнитных Рс (основных и добавочных). Перечисленная группа потерь почти не зависит от нагрузки генератора и называется потерями холостого хода, причем потери Рых имеют место и при

 

 

вращении

генератора

без

тока

в обмотке

 

 

возбуждения.

 

 

 

мощности

РіМ

 

 

Часть

механической

 

 

Рых Р0 в

результате

взаимодействия

 

 

тока в проводниках обмотки якоря с магнит­

 

 

ным потоком главных полюсов преобразу­

 

 

ется в полную

электрическую

мощность

 

 

Рш якоря (§ 4-5),

из

которой

покрываются

 

 

электрические

потери 2 Р Э в

цепи

якоря

 

 

(основные

и добавочные).

Остальная

часть

 

 

 

' 2 является полезной мощ-

Р и с . 7-1. Энергетическая

ностыо генератора.

 

 

генераторе от­

В магнитоэлектрическом

диаграмма

генератора

сутствуют

затраты

мощности

на

возбужде­

независимого

возбужде­

ния

ние, т. о. Рув ==

0.

В

генераторах с самовоз­

 

 

буждением нет постороннего

источника пос­

тоянного тока, поэтому Р 1в — 0 и затраты

мощности

на

возбужде­

ние покрываются за счет электрической мощности

якоря.

 

Л. Уравнение равновесия напряжений. Из энергетической диа­ граммы следует, что полная электрическая мощность на якоре гене­ ратора равна полезной мощности и всем электрическим потерям в це­

пях, соединенных с обмоткой якоря, т. е. -

 

Рэм= Р2 + 2 Р э.

(7-1)

Полезная мощность генератора при напряжении U на зажимах

генератора и токе / нагрузки

 

 

Р2 =

Ш.

(7-2)

Сумма электрических потерь

состоит из потерь во всех по­

следовательно соединенных обмотках, образующих цепь якоря с об­ щим сопротивлением г2, потерь / 2Д[/Щв скользящем контакте (щет­ ках), добавочных потерь Ря, связанных с нагрузкой генератора, и потерь IBU в параллельной цепи возбуждения. Таким образом, об­ щие потери, покрываемые за счет электрической мощности якоря ге­ нератора,

2 Р в = Дг2 + /оА/Лц+ Рл+ IJJ.

104


Так как добавочные потери Рд считаются пропорциональными току обмотки якоря во второй степени (§ 6-5), то они могут быть представ­ лены в виде потерь на эквивалентном добавочном сопротивлении

гэкв.д

Рц — Т ; Г Э1Ш д .

Уравнение (7-1) с учетом уравнений (4-11) и (7-2) приобретает следующий вид:

или, включая гэкв.д в общее сопротивление г2 цепи якоря,

 

 

Е2І2 = и і + Цг2 + І2Аищ + Іви.

(7-3)

Для генератора с независимым возбуждением / 2 =

/ и в уравне­

нии

(7-3)

/ в = 0. Для генераторов с параллельным

возбуждением

/ 2 =

/ +

/ в. С учетом указанных зависимостей получается следую­

щее уравнение равновесия напряжений для генераторов ностоянного тока:

Ег = и V 2 -f- АUщ,

 

откуда

 

U — Е2— / 2г2 — Д£/щ.

(7-4)

Таким образом, напряжение на зажимах генератора является частью э. д. с. якоря.

При приближенном анализе можно представить падение напряже­ ния Д£/щ в скользящем контакте (щетках) произведением / 2І?Щ, где Ищопределяется для номинального тока якоря, и тогда, включая сопротивление й щ в общее сопротивление г2 цепи якоря,

U — Е2— / 2г2.

(7-5)

Б. Уравнение равновесия моментов. Из энергетической диа­ граммы (рис. 7-1) следует, что механическая мощность приводного двигателя преобразуется в электрическую мощность на якоре и за­ трачивается на преодоление потерь, связанных с вращением и перемагничиванием якоря, т. е.

Р\М = Рэм Рмх Ра-

(7-6)

Указанным составляющим мощности соответствуют составляющие вращающего момента приводного двигателя при постоянной скорости вращения со

Р І М _ Л щ , Л и х + -Pc

СО

СО ' 0)

 

ИЛИ

 

 

М ^М іэм + Мо.

(7-7)

Здесь М 1т — составляющая вращающего момента приводного двигателя, уравновешивающая электромагнитный момент Мэм гене

105


ратора, М 0 — составляющая вращающего момента, уравновешиваю­ щая момент, обусловленный потерями холостого хода.

При ускорении или замедлении якоря генератора необходимо

учитывать наличие динамического момента M j = — J ~ и тогда полное уравнение равновесия моментов будет иметь вид:

M ^ M w + Mo + M^.

(7-8)

7-3. Генератор независимого возбуждения

На рис. 7-2 приведена схема включения генератора независимого возбуждения. Обмотка возбуждения В соединена с отдельным источ­ ником постоянного тока, мощность которого обычно составляет 1—3% номинальной мощности генератора.

Р ис. 7-2.

Схема гене­

Р и с . 7-3. Характеристика холостого хо­

ратора

независимого

да генератора независимого возбужде­

возбуждения

ния

А. Характеристика холостого хода. Эта характеристика сни­ мается при разомкнутом рубильнике Р. Опыт следует начинать с тока возбуждения / в.макс, ПРИ котором напряжение U0 (равное э. д. с. Е%) превышает номинальное на 10—20% (рис. 7-3). После этого рео­ статом Дв постепенно уменьшают ток до І в = 0, при котором на за­ жимах генератора имеется напряжение Uocт, равное 2—3% номи­ нального, обусловленное остаточным магнитным потоком Фост ин­ дуктора. Затем изменяют направление тока в обмотке возбуждения и реостатом RBувеличивают его. При / в = —Івс машина полностью размагничена и напряжение на зажимах генератора равно нулю. Дальнейшее увеличение тока возбуждения приводит к увеличению напряжения противоположной полярности до значения —£70макс. при токе —/ в,макс- Для снятия восходящей ветви 2 характеристики ток возбуждения уменьшается до нуля и затем после изменения

106


направления увеличивается до значения + / в.макс» при котором вос­ ходящая и нисходящая ветви характеристики соединяются, образуя узкую гистерезисную петлю, обусловленную явлением гистерезиса в магнитной цепи индуктора. При снятии характеристики холостого хода изменение тока следует производить только в одном направле­ нии, для того чтобы точки соответствовали одной и той же гистерезис­ ной петле. Для практических целей используется линия 3, располо­ женная между восходящей 2 и нисходящей 1 ветвями. Полояюние на характеристике точки N, соответствующей номинальному на­ пряжению, определяет степень насыщения магнитной цепи. Обычно эта точка, лежит в верхней части изгиба характеристики холостого хода, так как работа на прямолинейной части не обеспечивает устой­

чивого напряжения, а

работа на

 

насыщенной части характеристики

 

ограничивает

возможность регу­

 

лирования напряжения.

 

Б. Нагрузочная характерис­

 

тика. Эта характеристика рас­

 

полагается ниже и правее харак­

 

теристики холостого хода вслед­

 

ствие падения напряжения в цепи

 

якоря и размагничивающего дей­

 

ствия реакции якоря. На рис. 7-4

 

линией 1 представлена характерис­

 

тика холостого хода,

на которой

 

току возбуждения

/ В1

соответст­

Рис. 7-4. Нагрузочная характери­

вует э. д. с. Е2Ѵ При

положении

стика и характеристические треуголь­

токораздела

на

геометрической

ники

нейтрали под

влиянием тока / 2 в

 

обмотке якоря возникает поперечная реакция якоря, которая вслед­ ствие насыщения магнитной цепи оказывает размагничивающее действие, при смещении токораздела с геометрической нейтрали по вращению якоря возникает еще продольная реакция якоря (§ 4-3). Если количество витков в катушке возбуждения (на полюсе) w„, то ток возбуждения, соответствующий общей размагничивающей реак­ ции Fad якоря,

тFad

ва~ 2wa

Результирующая намагничивающая сила, создающая основной магнитный поток в генераторе, определяется током / в р = / В1 — І Ша и соответствующая этому току э. д. с. равна Е22. Напряжение на зажимах генератора, согласно уравнению (7-5), будет Ux = Е22

— / 2г2. Соответствующая этому напряжению точка С лежит на наг­ рузочной характеристике 2, а разность Е21 Ux определяет общее изменение напряжения при переходе от холостого хода к нагрузке / 2 при токе возбуждения / в1.

Прямоугольный треугольник АВС, сторона которого AB соот­ ветствует реакции Fad якоря в масштабе тока возбуждения, и сторона'

*107


ВС — падению напряжения / 2г2 я масштабе напряжения, называется характеристическим треугольником.

При постоянной нагрузке падение напряжения / 2г2 остается практически постоянным, а размагничивающее действие реакции якоря изменяется, поэтому в треугольниках АВС, А ф хСх и А2В2Сг

стороны ВС = ВХСЛ= b JL\ и АХВХ< AB <

А ф 2.

При снятых характеристиках холостого

хода и нагрузочной

построение характеристического треугольника позволяет определить размагничивающее действие реакции якоря. Для этого необходимо при установленном токе возбуждения / В1 определить напряжение на зажимах генератора 7/, (точку С) и прибавить к нему падение напря­ жения в цепи якоря / 2г2. Затем через точку В провести линию парал­

лельную оси абсцисс до

пересечения с

характеристикой холостого

 

 

хода. Полученный отрезок AB явля­

 

 

ется размагничивающей реакцией яко­

 

 

ря в масштабе тока возбуждения.

 

 

В. Внешняя характеристика. При

 

 

снятии

внешней

характеристики

 

 

цепь возбуждения

не регулируется,

 

 

т. е. в генераторе

независимого

воз­

 

 

буждения

 

ток

1д

поддерживается

 

 

постоянным. Путем изменения соп­

 

 

ротивления внешней цепи изменяет­

 

 

ся ток I нагрузки генератора.

При

 

 

увеличении

нагрузки напряжение

Р ис, 7-5. Внешняя характеристи­

на зажимах

генератора уменьшается

ка генератора независимого

воз­

под влиянием двух причин: реакции

буждения

 

якоря и падения

напряжения в цепи

 

 

якоря (рис.

7-5).

 

 

 

По внешней характеристике определяется изменение напряжения генератора: повышение напряжения при снятии нагрузки и пониже­ ние при увеличении нагрузки. Относительное изменение напряже­ ния равно разности напряжения при холостом ходе и напряжения при номинальной нагрузке в долях номинального напряжения

AU

(7-9)

и Н

и Н

Относительное изменение напряжения зависит от сопротивления цепи якоря и от влияния реакции якоря, в машинах без компенса­ ционной обмотки АU%составляет 0,05-у0,15.

Внешнюю характеристику можно построить по характеристике

холостого хода

и характеристическому треугольнику

(рис. 7-6).

В координатных

осях U и / в строится характеристика

1 холостого

хода и характеристический треугольник АВС, определенный ранее по характеристикам холостого хода и нагрузочной для номиналь­ ного тока / н нагрузки. Характеристический треугольник распола­ гается так же, как на рис. 7-4, т. е. его вертикальный катет ВС сов­ падает с линией установленного тока возбуждения / в1, а вершина А находится на характеристике холостого хода. Положение вершины С

108