ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 5
Рис. 5-19. Фильтры для защиты от помех: а — емкостный с дву мя конденсаторами, б — емкостный с тре мя конденсаторами, в — индуктивно-ем
костный
лочки проводов с корпусом машины должно иметь надежный контакт с минимальным соп ротивлением.
Фильтры создают путь для тока высокой частоты непосредственно у зажимов машины. Наиболее простой фильтр состоит из двух кон денсаторов С1 и С2, включенных между прово дами и корпусом машины (рис. 5-19, а). Же лательно применение проходных конденсаторов, обладающих малой индуктивностью. Более эф фективным является фильтр из трех конденса торов (рис. 5-18, б). Конденсатор СЗ уравни вает переменную составляющую между про водами и уменьшает уровень симметричных помех. При малом внутреннем индуктивном сопротивлении машины включение конденса торов ограниченной емкости не обеспечивает необходимое уменьшение тока высокой частоты в проводах сети, поэтому применяются более * сложные фильтры с дросселямиЫ ,L2 и конден саторами С1, С2 (рис. 5-19, в). Обмотки парал лельного и независимого возбуждения нахо дятся в высокочастотном магнитном поле внут ри машины и через эти обмотки так же может передаваться в сеть ток высокой частоты, поэ тому необходимо присоединять емкостный фильтр к зажимам указанных обмоток.
Г л а ва ш естая
ПОТЕРИ И КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
6-1. Виды потерь
В электрических машинах при основном процессе преобразования подведенной энергии (механической или электрической) в полезно используемую энергию (электрическую или механическую), часть энергии превращается в другие, неиспользуемые виды энергии, глав ным образом тепловую. Наличие неиспользуемой энергии уменьшает коэффициент полезного действия и вызывает нагревание частей элект рической машины.
При изучении работы машины обычно рассматривается подведен ная и полезная энергия за единицу времени, т. е. подведенная и полезная мощность, поэтому неиспользуемая энергия определяется также за единицу времени и называется потерей мощности или по терями.
94
Потери в электрической матине делятся на основные и добавоч ные. К основным потерям относятся: 1) электрические потери, вы званные током в проводниках, 2) магнитные потери, связанные с за тратой энергии на перемагничивание стальных участков магнито провода, 3) механические потери, обусловленные наличием трения между вращающимися и неподвижными частями машины.
6-2. Электрические потери
К этой группе относятся потери в обмотках, в скользящем кон такте, в пусковых и регулировочных сопротивлениях. Согласно закону Джоуля — Ленца электрические потери в проводнике с то ком / вычисляются по формуле
Рэ = /Ѵ. |
(6-1) |
Так как сопротивление г зависит от температуры, то электриче ские потери соответствуют определенному тепловому состоянию проводника. Если известно сопротивление г0 при температуре й0, то при другой температуре й сопротивление проводника будет
'> = г0[1 + а(й —йо)]- |
(6-2) |
Температурный коэффициент сопротивления для большинства чистых металлов можно принимать а = 0,004.
А. Потери в обмотках. Вычисление потерь в обмотках произво дится по формуле (6-1). Обмотки, образующие цепь якоря, включены последовательно, поэтому потери в этой цепи пропорциональны току обмотки якоря во второй степени. В некоторых случаях для регулирования намагничивающей силы добавочных полюсов парал лельно их обмотке включается сопротивление, тогда при вычислении потерь на этом участке якорной цепи необходимо учитывать рас пределение тока между обмоткой и шунтирующим сопротивлением.
При определении к. п. д. электрических машин должны быть также учтены потери в регулировочных реостатах, которые обычно включаются в цепь параллельного и независимого возбуждения.
Для того чтобы не производить измерение сопротивления реоста
та, общие потери в обмотке и в реостате вычисляются |
по току / в |
и напряжению UBцепи возбуждения |
|
P* = h U B. |
(6-3) |
Для определения теплового состояния обмотки возбуждения ис пользуется значение потерь, вычисленных по формуле (6-1).
При работе электрической машины ток возбуждения обычно сох раняется неизменным, поэтому потери в цепи параллельного и неза висимого возбуждения не зависят от нагрузки машины.
Б. Потери в скользящем контакте. Прохождение тока через скользящий контакт между щеткой и коллектором вызывает потери, для вычисления которых также пригодна формула (6-1). Однако сопротивление контакта щетки с коллектором изменяется в зависи мости от многих факторов, в том числе и от плотности тока (при мед
95
ленном изменении тока). Кроме того, измерение сопротивления сколь зящего контакта связано с большими трудностями и не дает надеж ных результатов, поэтому определение потерь в скользящем контакте производится по более устойчивой характеристике — переходному падению напряжения. При угольных и графитных щетках падение напряжения в контакте остается практически постоянным, начиная с небольшой плотности тока (§ 5-8).
Все щетки одной полярности соединены параллельно и общий ток этих щеток равен току / 2 обмотки якоря. Потери в контакте всех щеток вычисляются по формуле
пару щеток разной полярности считается |
|
Падение напряжения на^К. Щ= Г2Д£/щ . |
(6-4) |
независящим от тока и равным: для угольных и графитных щеток 2 в, для металло-графитных 0,6 в.
При напряжении машины выше 200 в потери в контакте щеток сравнительно небольшие и отмеченная условность их определения не отражается на точности вычисления к. п. д. Если напряжение ма шины меньше 200 в, то относительная величина потерь в контакте ще ток возрастает и при необходимости их уточнения следует брать Д£/щ для принятой марки щетки согласно ГОСТ 2332—63.
6-3. Магнитные потери
Магнитные потери возникают в стальных участках магнитопро вода машины при перемагничивании. Потери в стали слагаются из потерь от гистерезиса и потерь от вихревых токов.
А. Потери от гистерезиса. Эти потери возникают вследствие того, что магнитная индукция в период намагничивания стали имеет большее значение, чем в период размагничивания при одной »той же намагничивающей силе. Различают: а) статическое перемагничи ванію, получающееся при медленном изменении намагничивающего тока в определенных пределах; б) циклическое, производимое пере менным током, и в) вращательное, возникающее при вращении стали в магнитном поле.
Потери от гистерезиса в ваттах на килограмм массы при статиче ском и циклическом перемагничиваниях определяются по формуле
р ; = аг/5 2. |
(6-5) |
Здесь аг — коэффициент, зависящий от марки стали (для обычной горячекатаной стали ог = 0,035 0,041); / = рп!60 — частота перемагничивания стали, гц; В — наибольшее значение магнитной ин дукции в стали, тл.
В машинах постоянного тока потери от гистерезиса имеют место в сердечнике якоря Р гх2 и в зубцах РГ,32. В сердечнике якоря воз никает вращательное перемагничиванію, в зубцах — циклическое. При определении потерь в отдельных частях машины необходимо вводить поправочные коэффициенты, учитывающие влияние обра ботки стали и характер перемагничивания. .
96
Б. Потери от вихревых токов. Вследствие перемагничивания стали якоря в ней появляются вихревые токи, которые, замыкаясь в стали якоря, вызывают дополнительные потери мощности.
Потери от вихревых токов в ваттах на килограмм массы опреде
ляются по формуле: |
|
р ;.т = 0 В.т(/5)2, |
(6-6) |
где (Тв.т — коэффициент, зависящий от толщины листов стали и ее качества. Для слабо- и среднелегированных марок стали, т. е. стали с присадкой кремния 1,1—2,5%, он равен (5,1 4,4)-ІО"4; для вы соколегированной стали с содержанием кремния 4—5% и толщиной листа 0,35 мм ав.т = (2,1 -f- 1,3)-10“4.
Потери от вихревых токов возникают в тех же частях машин постоянного тока, что и потери от гистерезиса, т. е. в сердечнике и в зубцах. При определении потерь от вихревых токов необходимо вводить поправочные коэффициенты, учитывающие неравномерное распределение индукции по сечению рассматриваемого участка, вли яние обработки листов, сборки пакетов и т. д.
В. Основные магнитные потери. Обычно не рассчитывают отдельно потери Р г — от гистерезиса и Р вл, — от вихревых токов, так как практический интерес представляют общие потери в стали Рс = Р г Рвт. При расчете Рс исходят из величины так называе мых удельных потерь в стали Р с, возникающих в 1 кг массы стали данной марки при определенной частоте /, амплитуде индукции Вт и синусоидальной форме подведенного напряжения. Соответствую щие данные Р1,0/50! Рі',5/50 и РІ;7/5о для частоты / = 50 гц и индукций В т = 1,0; 1,5 и 1,7 тл приводятся в табл. 2-1 согласно ГОСТ 802—58.
Если частота и индукция отличаются от приведенных выше, то
пересчет удельных потерь можно произвести по формуле: |
|
Р с= P i,0 /5 0 (//50)ß В т . |
(6-7) |
Здесь ß — показатель степени, зависящий от марки стали; для слабо- и среднелегированных сталей ß = 1,4 ч- 1,6, для высоколегирован
ных ß = |
1,2 -f- 1,3; Pi,0 / 5 0 |
— удельные потери в стали при индукции |
1,0 |
тл и частоте / = |
50 гц. |
. Потери в стали рассматриваемой части электрической машины
определяются по формуле: |
|
Рс = &О.СPcGo- |
(6-8) |
Здесь /с0 о — коэффициент, учитывающий влияние обработки, |
сбор |
ки и неравномерности распределения индукции по сечению участка магнитной цени; G0 — масса стали рассматриваемого участка маг нитной цепи, кг.
6-4. Механические потери
Механические потери вызываются наличием трения между вра щающимися и неподвижными частями машины: в подшипниках, скользящих контактах, ротора о воздух. К этой же группе потерь
4 Л. М. Пиотровский |
97 |
относятся затраты энергии в единицу времени па вращение вентиля тора, встроенного в электрическую машину.
А. Потери в подшипниках. Основной частью подшипника сколь жения является втулка, в которой вращается шейка вала.
Смазка подшипников обычно производится минеральным маслом. При вращении вала масло непрерывно подается на шейку вала и образует масляный клин, разделяющий поверхности шейки и втулки, й трение происходит между слоями смазочного масла. Силы, тормозя щие движение при жидкостном трении, значительно меньше, чем при скольжении непосредственно соприкасающихся твердых поверх ностей, поэтому потери, нагревание и износ рабочих поверхностей также уменьшаются при смазке подшипников.
При неподвижном роторе или низкой скорости вращения шейка вала соприкасается с втулкой и возникает полусухое трение, поэтому для уменьшения сил трения и износа трущихся поверхностей необ ходимо применять специальные материалы для рабочей поверхности втулки.
Потери в подшипниках зависят от вязкости и количества смазки, чистоты обработки трущихся поверхностей, параметров шейки вала: окружной скорости ѵш, длины Іш и диаметра dm рабочей поверхно сти втулки шейки вала, а также от зазора между шейкой вала и втул кой.
Для упрощения расчета силы, возникающие при жидкостном трении, рассматриваются так же как и при сухом трении твердых тел, и потери на трение в подшипниках в этом случае определяются по
формуле: |
|
Рт.а — рУіі^ні• |
(6-9) |
Нагрузка на подшипник может быть выражена через среднее дав ление рш шейки вала на втулку и размеры шейки вала
тогда
(6-1 0 )
При жидкостном третій коэффициент р является переменной ве личиной и зависит от вязкости смазочного масла. При постоянной температуре йш и скорости г;ш, коэффициент р изменяется обратно пропорционально давлению рш (до значения рш = 400-104 н/м2). При постоянном давлении рш и скорости ѵш коэффициент р обратно пропорционален температуре йш (если 10° С < йщ < 50° С). При постоянной температуре йш и давлении рш коэффициент р изме няется пропорционально ѵш5 (если 0,5 < ѵт < 4 місек) и не зависит от скорости шейки вала, если ѵш> 10 місек.
Учет перечисленных зависимостей коэффициента трения позво ляет установить следующие формулы для потерь в одном нодшип-
98