Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

t крепленном пластин двумя копуснымп нажимными птайбамп и развальцовапной втулкой. Подшипниковые щиты 4 и 6 чугунные, в щитах помещаются шари­ коподшипники и ставятся уплотнения, предохраняющие подшипники от загряз­ нения. Щиты имеют заточки для центровки относительно станины и стягиваются двумя сквозными шпильками 8, которые проходят между катушками полюсов. К подшипниковому щиту 6 со стороны коллектора кренятся два пальца с щетко­ держателями. Для осмотра II смены щеток в станине над коллектором имеются окна, закрытые гибкой стальной лентой 5.

Генератор выполняется каплезащищепным с осевой вытяжной вентиляцией. Воздух поступает через отверстия в щите со стороны коллектора и выходит через отверстия щита со стороны привода и вентилятор, который объединен со шкивом 3.

Генератор крепится к корпусу двигателя автомобиля при помощи крон­ штейнов на подшипниковых щитах. Вращение осуществляется клиноремепной передачей.

Станина 2 самолетного генератора объединяется с подшипниковым щитом со стороны привода. Магннтопровод станины выполняется так же, как и в авто­ мобильных генераторах, сваркой из листовой стали; к получившемуся цилиндру приваривается подшипниковый щит (рис. 9-4). Число главных полюсов 4, 6 или 8, добавочных — 3 или 4. Главные полюсы 5 изготовляются из листовой стали, добавочные 4 — сплошные. Для удобства размещения катушек добавочных полюсов (если число добавочных полюсов равно половине главных) главные полюсы выполняются несимметричными, сердечник смещен относительно нако­ нечника. Сердечник якоря 3 собирается из дисков электротехнической стали толщиной 0,5—0,2 мм в зависимости от частоты неремагничивашія. Отдельные диски насаживаются на полый вал 7 или на промежуточную втулку. Обмотка якоря при мощности до 5 кет одноходовая волновая, при большей мощности — одноходовая петлевая с уравнительными соединениями. Крепление обмотки в пазах производится клиньями, лобовые части обмотки крепятся проволочными бандажами. Коллектор цилиндрический с креплением пластин двумя конусными нажимными шайбами и гайкой.

К

В станине над коллектором имеются окпа для осмотра и смены щеток 1.

перемычкам между окнами крепятся щеткодержатели реактивного типа.

В

каждом щеткодержателе размещается несколько щеток. Сборные шины рас-

148


Рис. 9-4. Авиационный генератор: мощность 9 кет, напряжение 28,5 в

1 щетки, 2 станина; 3 якорь;

4 — добавочные полюсы;

л — главные полюсы-

6 — гибкии валик; 7 — трубчатый

вал; 8 — подшипниковый

щит; &— труба для

охлаждающего воздуха

 

полагаются у края станины. Подшипниковый щит 8 со сторопы коллектора выполняется литой из алюминиевою сплава; в центре щита имеется залитая стальная втулка, в которой размещается шарикоподшипник. На щите укреп­ ляются зажимы для присоединения выводов обмоток и проводов сети.

Самолетные генераторы мощностью свыше 1,5 кет охлаждаются забортным воздухом, который по специальным трубам 9 подается к генератору и поступает в отверстия щита со стороны коллектора. При входе в машину воздух делится на две струн, одна из которых проходит в осевых каналах коллектора и сердеч­ ника якоря, попадает в вентилятор, и удаляется через отверстия станины со стороны привода. Вторая струя охлаждает рабочую поверхность коллектора и щетки; часть воздуха выходит через неплотно закрытые окна станины, а осталь­

 

ной воздух охлаждает

наружную

поверх­

 

ность якоря и катушки возбуждения.

 

 

Кропленію

генератора

производится

 

шпильками, проходящими через сквозные

 

отверстия

в

щите генератора со стороны

 

привода.

 

вращающего момента шроиз-

 

 

Передача

 

водится через гибкий валик

6 для умень­

 

шения влияния неравномерности вращения

 

приводного двигателя.

 

 

 

 

 

Б. Характеристики генераторов. Харак­

 

теристика холостого хода снимается для

 

трех

скоростей

вращения:

наименьшей

 

(начальной) скорости вращения, когда

 

генератор

в

нагретом

состоянии

н при

 

заданной нагрузке обеспечивает номиналь­

 

ное напряжение;

средней эксплуатацион­

 

ной скорости

вращения, при которой гене­

 

ратор работает наибольшую часть времени,

Рис. 9-5. Регулировочные харак­

и наибольшей

скорости вращения, опреде­

теристики / в = / (п) авиацион­

ляемой приводным двигателем.

 

ного генератора

.

Внешняя

характеристика при отсутст­

 

вии регулирования не отличается существен­

 

но от представленной на рис.

7-12, линией 1.

Поддержание постоянства напряжения производится в большинстве случаев угольным регулятором; последовательно с обмоткой возбуждения генератора включается столбик пз угольных пластин, сопротивление которого изменяется при изменении давления между пластинами. Под действием регулятора

 

 

U = Ea - / ага = кЕФ6п — / 2г2 = const.

 

Регулятор должен обеспечить постоянное напряжение от наибольшей

скорости

вращения при

отсутствии

нагрузки, т. е.

от U = кЕФ6 шіпн шшс

до наименьшей скорости

вращения

при номинальной

нагрузке, т. е. U —

=

*Ефбмаис,гтш - Ѵ а ’

0ТКУДа

 

 

 

 

 

Фб маке

Нмаке _j___ 12н?’г

 

 

 

Фб МИН

Нмин

Ä-ЕФбМИН Имин’

 

т.

е. величина магнитного потока изменяется в больших пределах, чем скорость

вращения

генератора.

 

 

 

 

 

Для исследования работы генератора большое значение имеет регулировок-^

ная скоростная характеристика, т. е. зависимость тока возбуждения от скорости вращения при постоянном напряжении и токе нагрузки (рнс. 9-5). Наибольшая величина тока возбуждения / в.Макс будет при начальной скорости вращения и номинальной нагрузке, наименьшая / в.мии — при наибольшей скорости вра­ щения и холостом ходе. Регулировочная скоростная характеристика позволяет определить, в каких пределах должно изменяться сопротивление в цепи возбу­ ждения генератора. Чём больше это изменение, тем труднее условия работы регулятора.

150


9-4. Тахогенераторы

Для получения напряжения, пропорционального скорости вращения якоря генератора, применяются специальные машины малой мощности — так назы­ ваемые тахогенераторы. Это напряжение используется в автоматических устрой­ ствах и для измерения скорости вращения.

Согласно уравнению (3-22), при постоянство магнитного потока

Ег = ЯдаФа = к'Еп.

Чтобы выполнить поставленное условие Фа = const, применяется возбу­ ждение генераторов постоянными магнитами или от независимого источника электроэнергии.

Э. д. с. генератора

Е» = и + 1 Л = и ( 1 + - ^ ,

так как ток якоря генератора / 2 = U/rH, причем г2 — сопротивление цепи якоря и гн — сопротивление внешней цепи, на которую включен генератор.

Рис. 9-6. Характеристики тахо-

Рис. 9-7. Влияние насыщения на из-

генератора

менение магнитного потока

Из этого уравнения

к'Еп

Е2

І +

1 "1~rz/rn

т. е. при постоянстве сопротивления нагрузки и цени якоря сохраняется пропор­ циональность между напряжением генератора и скоростью вращения его якоря.

Характеристики тахогенератора приведены на рис. 9-6 для нескольких значений гн. По мере увеличения тока / 2 якоря начинает проявляться размагни­ чивающее действие реакции якоря, величина магнитного потока уменьшается, и характеристика тахогенератора отклоняется от прямой линии. В том же на­ правлении действует нагревание обмотки якоря. Для уменьшения этого влияния необходимо выбирать сопротивление гн возможно большим.

В начальной части характеристики заметно сказывается непостоянство сопротивления скользящего контакта, поэтому в тахогенераторах целесообразно применять щетки с малым переходным сопротивлением.

Существенное влияние на работу тахогенератора может оказать изменение тока возбуждения под влиянием нагревания обмотки или колебания напряжения источника независимого возбуждения. На рис. 9-7 показано изменение магнит­ ного потока, обусловленное одинаковым приращением тока А/в в насыщенной (АФд) и ненасыщенной (ДФ£) части характеристики намагничивания. Для

уменьшения влияния изменения тока возбуждения на величину магнитного

151


потока магнитную цепь тахогенератора следует делать насыщенной. Если же по условиям работы требуется сохранить пропорциональность между напря­ жением тахогенератора и током возбуждения, магнитную цепь делают ненасы­ щенной.

На рис. 9-8 показан тахогеператор с постоянными магнитами.

В корпусе 6 из алюминиевого сплава залиты полюсы 5 с постоянными маг­ нитами 7. Подшипниковые щиты 4 закрепляются стопорными кольцами 3. Якорь 2 вращается в шарикоподшипниках 1. На коллекторе установлены две

ь Г -

По ДА

По Б Б

Рис. 0-8. Тахогенератор с постоянными магнитами

щетки 9. В случае необходимости регулирование магнитного потока может быть произведено магнитным шунтом 8 — тонкими стальными перемычками между полюсами.

Существенным преимуществом этих тахогенераторов является отсутствие источника энергии для возбуждения. Современные материалы для постоянных магнитов — сплавы типа альнико, магнико и др. — обладают стабильными магнитными свойствами и обеспечивают надежную работу генераторов в течение продолжительного времени.

9-3. Электромашинные усилители

Электромашпнный усилитель является элементом системы непрерывного регулирования, предназначенным для усиления электрических сигналов. По­ этому одной из основных характеристик его является коэффициент усиления мощности, равный отношению выходной электрической мощности Р2 к входной мощности Ру, т. е. ку = Р2/Р у.

Важным требованием к системе регулирования является возможно малое время передачи сигнала управления. Электромашпнный усилитель обладает электромагнитной инерцией, обусловленной главным образом потоком возбу­ ждения, которая увеличивает это время. Скорость протекания электромагнит­ ных процессов в цепи с индуктивностью L и активным сопротивлением г характе­ ризуется постоянной времени; Т = Ь/г.

Основной запас электромагнитной энергии сосредоточен в поле возбуждения наиболее мощной ступени усиления, поэтому быстродействие многоступенчатого усилителя определяется постоянной времени выходной ступени.

С увеличением коэффициента усиления возрастает также и постоянная времени усилителя. Сопоставление усилителей с различным ку и Т производится по коэффициенту добротности /сд = ку/Т.

А. Электромаппшные усилители с продольным полем. Простейшим видом электромашинного усилителя является генератор с независимым возбуждением (рис. 7-2), в общем случае — с несколькими обмотками на полюсах. В одну из обмоток подается возбуждение, и при вращении якоря происходит процесс пре­ образования механической энергии приводного двигателя в электрическую. Мощность возбуждения Ру составляет обычно 3—1% полезной мощности гене­

152


ратора Р2. Таким образом, коэффициент усиления элсктромагаишюго усилителя с независимым возбуждением при номинальной нагрузке составляет /сѵ -- = 30 -ь 100.

Характеристика холостого хода, т. е. зависимость выходного напряжения от величины сигнала при токе нагрузки I = 0, и внешняя характеристика ирн постоянной величине сигнала полностью совпадают с соответствующими харак­ теристиками генератора независимого возбуждения.

При спятии впешпей характеристики мощность возбуждения остается постоянной, поэтому коэффициент усиления равен нулю в точках холостого хода и короткого замыкания. По мере увеличения тока нагрузки коэффициент усиления растет и достигает максимальной величины, когда сопротивление внешней цепи равно сопротивлению цепи якоря, т. е. при значении напряжения, равном половине э. д. с. холостого хода. С дальнейшим увеличением тока на­ грузки коэффициент усиления уменьшается. Таким образом, в нормальных условиях элоктромагшшный усилитель работает далеко от максимума ку, при­

ближаясь к нему при больших перегрузках.

усили­

 

Можпо

соединить

два

электроманшнных

 

теля так, чтобы один из

них УІ,

был возбудителем

 

для другого У2 (рис. 9-9).

Для такой

схемы

общий

 

коэффициент усиления равен произведению коэффи­

 

циентов усиления отдельных машин.

 

 

 

 

Увеличение коэффициента усиления может быть

 

достигнуто также применением самовозбуждения в

 

дополнение к

независимому возбуждению. В этом слу­

 

чае к обмотке

управления

подводится

только часть

 

энергии, необходимой для создания магнитного по­

 

тока. Обмотка самовозбуждения может включаться как

 

параллельно (рис. 9-10), так и последовательно

с обмот­

Рис. 9-9. Двухступен­

кой якоря.

Возможно

смешанное включение

обмоток

самовозбуждения. Магнитный поток создается

намаг­

чатое усиление мощ­

ничивающими силами Fу и

Fm обмотки управления и

ности

обмотки самовозбуждения.

 

произвольное самовозбуждение электро-

Для того

чтобы

предотвратить

машинного усилителя, необходимо установить сопротивление цепи самовозбу­ ждения немного больше критического; тогда процесс самовозбуждения начнется только после подачи сигнала в обмотку управления.

Установившееся значение выходного напряжения определяется точкой пересечения характеристики холостого хода с линией падения напряжения в цепи самовозбуждения / шгш, где / ш ток самовозбуждения, гш — сопротивление цени самовозбуждения.

Величина Гу (рис. 9-11) представляет собой ток управления, приведенный к обмотке самовозбуждения, т. е. I у = I ywy/wm.

Так как насыщепие магнитной цепи сильно снижает коэффициент усиления, то самовозбуждающийся электромашинный усилитель работает обычно на пря­ молинейной части холостого хода.

Внешняя характеристика описанного усилителя приведена на рис. 9-12. Коэффициент усиления одноступенчатого усилителя составляет обычно

600-800.

Двухступенчатые электромашинные усилители имеют четырехполоспую магнитную систему и петлевую обмотку якоря без уравнительных соединений. Обмотка управления размещается на двух противоположных полюсах, а обмотка возбуждения второй ступени усиления — на всех четырех полюсах. Таким образом, в данном усилителе совмещаются две машины с общей обмоткой якоря: одна с двухполюсным п вторая с четырехнолюсным возбуждением. Шаг обмотки якоря ух делается полным или немного укороченным для четырехполюсной машины; следовательно, для двухполюсной машины укорочение шага будет значительным (ß2 = j/x/t2 « Уз).

Для получения наибольшей э. д. с. в обмотках с неукороченным шагом токораздел должен совпадать с геометрической нейтралью (§ 3-10), т. е. переклю­ чаемая секция должна охватывать наибольший возможный магнитный поток.

153