Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния. Потери энергии в регулировочном реостате значительны и часто превосходят потери в двигателе. Реостат получается тяжелым и большим, так как должен быть рассчитан на большой ток и рассеи­ вать тепловую энергию. Условия охлаждения двигателя ухудшаются, так как потери в двигателе остаются почти без изменения, а произ­ водительность встроенного вентилятора уменьшается.

Недостатки этого способа регулирования — малая экономич­ ность и ухудшение условий охлаждения ограничивают его примене­ ние и он может быть использован в двигателях небольшой мощности или же при кратковременном понижении скорости вращения.

Изменение направления вращения якоря двигателя. При извест­ ном направлении тока в проводниках обмотки якоря и полярности главных полюсов направление вращения якоря (рис. 8-2, б) может быть определено по правилу левой руки (рис. В-4). Для изменения направления вращения якоря необходимо изменить направление тока в обмотке якоря или полярность главных полюсов, т. е. переключить два провода, идущие от зажимов якоря к сети, или два провода об­ мотки возбуждения.

8-4. Двигатель независимого возбуждения

Вэтом двигателе цепь якоря и цепь возбуждения присоединяются

кразличным источникам постоянного тока. Наиболее полно свой­ ства двигателя независимого возбуждения используются в агрегате

«генератор — двигатель»,

когда

 

цепь якоря двигателя Д соединена

 

непосредственно с

цепью

якоря

 

генератора

Г, а цепи возбужде­

 

ния БД двигателя

и ВГ генера­

 

тора могут

иметь общий источник

 

электроэнергии В (рис. 8-16). При­

 

водным двигателем для генератора

 

обычно служит двигатель ПД пе­

Рис. 8-16. Схема генератор — дви­

ременного тока.

 

 

А.

Пуск

двигателя.

Если к

гатель

сети

присоединены

цепи

якорей

 

нескольких двигателей, то пуск одного из них осуществляется так же, как описано в § 8ГЗА, т. е. ограничение пускового тока произво­ дится пусковым реостатом. Для двигателей большой мощности пу­ сковая аппаратура получается тяжелой и дорогой, в ней расходуется много энергии в период пуска. В этом случае целесообразно исполь­ зовать схему рис. 8-16 и производить пуск двигателя (или нескольких двигателей, работающих в одинаковых режимах) при пониженном напряжении генератора, которое регулируется реостатом Вг в цепи возбуждения. При таком способе пуска отпадает необходимость в пу­ сковом реостате, снижается расход энергии и облегчается управле­ ние пусковой операцией.

Б. Рабочие характеристики двигателя. При номинальном напря­ жении на зажимах якоря и номинальном токе возбуждения рабочие

137


характеристики двигателя независимого возбуждения полностью совпадают с характеристиками двигателя параллельного возбужде­ ния (рис. 8-9). Такими же получаются характеристики скорости вращения якоря при различных токах возбуждения (рис. 8-10). Если для изменения наклона характеристики скорости вращения в цепь якоря включается нерегулируемое сопротивление, то в этом случае могут быть получены характеристики, аналогичные показан­ ным на рис. 8-10 линиями 5 и 6, однако для уменьшения расхода энергии эти характеристики целесообразно получить за счет выбора соответствующей внешней характеристики генератора.

Наличие отдельного источника для цепи якоря позволяет под­ держивать на зажимах якоря двигателя уменьшенное постоянное

напряжение и в этом случае

характеристика

скорости

вращения

 

 

располагается

ниже характеристики 1,

снятой

 

 

при номинальном напряжении на зажимах

 

 

якоря (рис. 8-17). Скорость вращения якоря

 

 

понижается почти пропорционально напря­

 

 

жению (линия 2), при большой нагрузке эта

 

 

пропорциональность

нарушается

 

вследствие

 

 

независимости

изменения

скорости

вращения

 

 

(М2 М0)г2

от

напряжения (8-14).

 

 

о

fi?

кв км Фз2

 

 

В. Регулировочные

характеристики.

Для

Рис. 8-17. Характе­

двигателя

независимого

возбуждения

приме­

ристики скорости вра­

нимы описанные в § 8-ЗВ способы регулиро­

щения

двигателя не­

вания

скорости вращения якоря,

в

обоих

зависимого возбужде­

случаях

получаются показанные

на

рис. 8-13

 

ния

 

 

и 8-15

характеристики.

Однако

наибольшие

преимущества двигателя независимого возбуждения проявляются при регулировании скорости вращения путем изменения напряже­ ния на зажимах якоря. Обычно регулирование скорости вращения ведется так, чтобы ток в обмотке якоря оставался приблизительно неизменным. При этом скорость вращения ниже номинальной изме­ няется напряжением на зажимах якоря при постоянном токе возбу­ ждения, а при скорости вращения выше номинальной — уменьше­ нием тока возбуждения двигателя при постоянном напряжении на зажимах якоря. На первой ступени остается постоянным вращаю­ щий момент двигателя, а мощность двигателя увеличивается пропор­ ционально скорости вращения, а на второй ступени мощность дви­ гателя остается постоянной, а вращающий момент изменяется об­ ратно пропорционально скорости вращения. Таким образом, па пер­ вой ступени регулирование ведется при постоянном моменте, а на второй ступени — при постоянной мощности двигателя.

Изменение направления вращения якоря двигателя производится изменением полярности генератора при помощи реостата і?г, вклю­ ченного по схеме делителя напряжения.

Если нагрузка на двигатель не постоянная, а резко изменяется в течение одного или нескольких оборотов якоря, то для выравнива­ ния скорости вращения и уменьшения мощности двигателя ПД целе­

138


сообразно на общем валу ПД Г расположить маховик М, в кото­ ром запасается кинетическая энергия при уменьшении нагрузки двигателя Д и возвращается при увеличении этой нагрузки. Вырав­ нивающее действие маховика настолько велико, что позволяет вы­ брать номинальную мощность двигателя IIД меньше мощности дви­ гателя Д (рис. 8-16). Описанная система нашла применение в шахт­ ных установках для подъема клетей, на металлургических заводах для привода прокатных станов, в судовых установках для вращения гребных винтов. Она позволяет получить экономичный и плавный пуск двигателя и регулирование скорости вращения в диапазоне 10 : 1. Недостатком ее является большая стоимость, поэтому та­ кие схемы применяются в установках большой мощности.

8-5. Двигатель последовательного возбуждения

Схема включения двигателя последовательного возбуждения показана на рис. 8-18.

А. Пуск двигателя. Для ограничения пускового тока двигателя

последовательного возбуждения

применяется пусковой

реостат

РП

(рис.

8-18) или используются

другие способы

 

 

 

понижения напряжения на зажимах двигателя,

 

 

 

например при одновременном пуске нескольких

 

 

 

двигателей их последовательное

включение в на­

 

 

 

чале пуска (см. рис.

8-23).

 

 

 

 

Б. Рабочие характеристики двигателя. Эти ха­

 

 

 

рактеристики обычно рассчитываются или опре­

 

 

 

деляются опытным путем при номинальном

 

 

 

напряжении на зажимах двигателя н равенстве

 

 

 

тока

в обмотке

якоря

току в обмотке возбужде­

 

 

 

ния.

В двигателе последовательного возбуждения

 

 

 

магнитный поток Ф5 главных полюсов зависит от

 

 

 

тока I двигателя и определяется магнитной харак­

 

 

 

теристикой, с учетом

размагничивающего дейст­

 

 

 

вия

реакции

якоря.

Приближенно можно счи­

 

 

 

тать.

что

 

 

Рис.

8-18.

Схема

 

 

Фб — кфі.

 

 

( 8 - 2 1 ) дв и гател я

п осл е ­

 

 

 

 

дов ател ь н ого

в о з­

Коэффициент кф при / <С 0,8 Ін остается по­

б у ж д ен и я

 

стоянным, при

большем токе уменьшается вслед­

 

 

 

ствие насыщения магнитной цепи и размагничивающего действия

реакции якоря.

и (8-9) с учетом принятого допущения (8-21)

Из уравнений (3-22)

получается

11

- l r 2

Uс

С2

(8- 22)

п =

-

к Е Фз

к Е к ф !

к в к ф '

Если не учитывать падение напряжения в цепи якоря и измене­ ние коэффициента кф, то скорость вращения якоря будет обратно пропорциональна току двигателя. Так же как в двигателе параллель­

139


ного возбуждения, падение напряжения в цепи якоря вызывает умень­ шение скорости вращения, а уменьшение магнитного потока при­ водит к увеличению скорости вращения. Однако обе эти причины не изменяют существенно указанной зависимости.

Если в полученном выражении (8-22) заменить ток по уравне­ нию (4-9) с учетом уравнения (8-3), то получится уравнение харак­ теристики скорости

п =

1 'Ki ис

г

(8-23)

----- ----- ■" I

,

 

к Е \ к ф • I М г + ЛІ0

кЕ кф

 

из которого следует, что скорость вращения якоря изменяется почти обратно пропорционально корню квадратному из вращающего мо­ мента. При значительном увеличении нагрузки насыщение магнит­ ной цепи двигателя и размагничивающее действие реакции якоря ограничивают увеличение магнитного потока и скорость вращения якоря почти не изменяется (рис. 8-19). При малой нагрузке скорость вращения якоря может достичь недопустимо большой величины и для предупреждения аварии нагрузка не должна уменьшаться ниже чет­ верти номинальной или необходимо обеспечить автоматическое от­ ключение двигателя от сети при предельной скорости вращения.

Согласно ГОСТ 183-66, двигатели последовательного возбужде­ ния должны выдерживать без повреждений и остаточных деформа­ ций превышение скорости на 20% сверх наибольшей, указанной па щитке, но не менее чем на 50% номинальной.

В двигателях малой мощности возрастающие механические по­ тери ограничивают скорость вращения якоря безопасной для целости якоря величиной даже при отсутствии нагрузки.

Зависимость тока двигателя от вращающего момента получается

из уравнения (4-9) с учетом уравнений (8-3) и (8-21)

 

М

1 /

Л12+ Мо

(8-24)

кы Ф д

V

к м к ф

 

При нагрузке двигателя свыше 0,8 номинальной уменьшение кф приводит к тому, что зависимость I = / (М2) приближается к линей­ ной (рис. 8-19).

Полезная мощность Р2 = М2со = Л/2-2яге/60 с увеличением на­ грузки увеличивается медленнее, чем вращающий момент, вследствие значительного уменьшения скорости вращения (рис. 8-19).

Подведенная мощность Рх = UCI пропорциональна току двига­ теля и также увеличивается медленнее вращающего момента

(рис. 8-19).

Характеристика к. п. д. ц = / (М2) имеет такой же вид, как и для ранее рассмотренных двигателей (рис. 8-19).

Перечисленные характеристики могут быть построены также и для других условий, отличных от указанных, т. е. когда напряже­ ние на зажимах двигателя не остается номинальным или когда ток в обмотке возбуждения не равен току в обмотке якоря за счет вклю­ чения реостата і?Ра последовательно с обмотками двигателя или вклю­

140


чения реостатов Пшв или Еша параллельно одной из обмоток

(рис. 8-20).

Если реостат включен параллельно обмотке возбуждения, т. е. замкнут рубильник Р1 (рис. 8-20), то ток в обмотке возбуждения становится меньше, чем в обмотке якоря, и уменьшение магнитного потока приводит к увеличению скорости вращения (линия 1 на рис. 8-21).

Если реостат включен параллельно обмотке якоря, т. е. замкнут рубильник Р2 (рис. 8-20), то ток в обмотке возбуждения становится больше, чем ток в обмотке якоря, следовательно, увеличивается магнитныи поток и скорость враще­ ния уменьшается, особенно при малых нагрузках (линия 4,

рис. 8-21).

Рис. 8-19. Рабочие характеристи­

Рис. 8-20. Схемы регулиро­

ки двигателя последовательного

вания скорости вращения

возбуждения

двигателя последовательно­

 

го возбуждения

В обоих случаях предполагается, что на зажимах двигателя на­ пряжение остается номинальным.

При включенном в цепь якоря регулировочном реостате RPa падение напряжения в цепи якоря увеличивается и это приводит к понижению характеристики скорости в области больших нагрузок (линия 3).

При неизменном уменьшенном напряжении на зажимах двига­ теля характеристика скорости понижается почти пропорционально напряжению (линия 5). Для сравнения линией 2 показана естествен­ ная характеристика скорости.

В. Регулировочные характеристики двигателя. Из уравнения (8-22) следует, что скорость вращения якоря можно регулировать путем изменения тока возбуждения, напряжения сети или падения напря­ жения в цепи якоря.

Регулирование скорости вращения изменением тока возбуждения.

При обычной схеме включения обмоток двигателя ток в обмотке возбуждения равен току в обмотке якоря. Для изменения тока воз-

141

буждення можно включить реостат параллельно обмотке возбужде­ ния или обмотке якоря (рис. 8-20). При разомкнутых рубильни­ ках Р1 и Р2 и выведенном реостате Нра скорость вращения щ для вращающего момента М2 устанавливается по естественной характе­ ристике скорости (рис. 8-19 или 8-21). Если замкнуть рубильник Р1, то ток возбуждения уменьшится. Скорость вращения в первый мо­ мент времени останется без изменения и вследствие уменьшения э. д. с. ток в цепи якоря увеличится. Процесс будет происходить, как показано на рис. 8-12. При новом установившемся режиме ра­ боты ток в обмотке якоря будет больше тока двигателя до начала регулирования. Если нагрузочный момент остается неизменным, то скорость вращения изменяется почти

Рис. 8-21. Характеристики ско-

Рис. 8-22. Регулировочная харак-

рости вращения двигателя по-

тернстика

п = / (/в)

двигателя

слсдовательного

возбуждения

последовательного

возбуждения

перболе (рис.

8-22). Так как

сопротивление

обмотки

возбужде­

ния мало, то сопротивление шунтирующего реостата также мало, следовательно, малы и потери в этом реостате. При повышении скорости вращения условия коммутации ухудшаются и ограничивают верхний предел скорости вращения якоря, который обычно не пре­ восходит 1,4 номинальной. Аналогичное увеличение скорости вра­ щения можно получить, если выполнить обмотку возбуждения сек­ ционированной, т. е. сделать отводы от некоторых витков катушки возбуждения и производить изменение намагничивающей силы об­ мотки возбуждения путем включения различного количества витков. Этот способ регулирования скорости вращения более экономичен, однако стоимость двигателя получается более высокой.

Если вместо рубильника Р1 замкнуть рубильник Р2, то ток воз­ буждения увеличится и это приведет к замедлению якоря, пока не наступит равновесие между вращающим и тормозным моментом при уменьшенной скорости вращения. Падение напряжения на шунти­ рующем обмотку якоря реостате равно напряжению сети за вычетом падения напряжения в обмотке возбуждения, поэтому потери в рео­ стате велики и значительно понижают к. п. д. двигателя. Продолже-

142