ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ния новых активных и изолирующих материалов, непрерывного совершенствования способов расчета и конструктивных форм транс форматоров эти проблемы удалось в значительной степени разрешить.
Наряду с разработкой основного типа трансформатора шла боль шая работа по созданию других типов трансформаторов — автотранс форматоров, трехобмоточных трансформаторов, печных, сварочных, испытательных и т. д. Описание некоторых из этих типов трансфор маторов дается в гл. 17.
10-2. Устройство и принцип действия
Трансформатором называется электромагнитный аппарат, пред назначенный для преобразования одной — первичной — системы пе ременного тока в другую — вторичную, имеющую другие характе ристики, в частности другое напряжение.
Обычно трансформатор состоит из стального замкнутого сердеч ника и двух или нескольких электрически не связанных между собой обмоток.
Трансформатор с двумя обмотками схематически показан на рис. 10-1. Если одна из обмоток, например 1, включена в сеть с пере менным напряжением щ, то переменный ток іг этой обмотки создает в стальном сердечнике 3 переменный магнитный поток ер, сцепляю щийся с обеими обмотками трансформатора. Но закону электромаг нитной индукции этот поток наводит э. д. с. в обмотках 1 и 2. К за жимам обмотки 2 можно присоединить приемник электроэнергии (нагрузку) 4.
Тогда в замкнутой цепи, состоящей из обмотки 2 и приемника 4, под влиянием
э. д. |
с. будет переменный ток |
и на зажи |
мах |
обмотки — переменное |
напряжение |
ц2. Магнитный поток при нагрузке со |
||
здается токами іг и і2 и по-прежнему обес |
||
печивает магнитную связь между обмотка |
ми трансформатора, благодаря которой |
|
|
осуществляется передача |
электроэнергии |
Рис. 10-1. Принципиальная |
от обмотки 1 к обмотке 2. |
содержит две |
|
Если трансформатор |
схема трансформатора |
обмотки — обмотку высшего напряжения, присоединяемую к сети более высокого напряжения, и обмотку
низшего напряжения, присоединяемую к сети более низкого напря жения, то он называется двухобмоточным.
В энергетических установках применяются также трехобмоточ ные трансформаторы, имеющие три обмотки: высшего напряжения, среднего напряжения и низшего напряжения. В радиотехнике и автоматике используются многообмоточные трансформаторы с тремя, четырьмя и пятью обмотками.
Трансформатором с ответвлениями называется трансформатор, обмотки которого имеют специальные ответвления для изменения соотношения между числами витков обмоток.
6* 163
Та из обмоток трансформатора, к которой подводится энергия переменного тока, называется первичной обмоткой, другая, от кото рой энергия отводится, называется вторичной. В соответствии с на званиями обмоток, все величины, относящиеся к первичной обмотке, как, например, напряжение, мощность, ток, сопротивление и т. д., тоже называются первичными, а относящиеся ко вторичной обмотке — вторичными.
Если первичной обмоткой является обмотка высшего напряжения, а вторичной — обмотка низшего напряжения, то такой трансформа тор называется понижающим. При вторичном напряжении выше первичного трансформатор называется повышающим.
Соответственно системе тока имеются трансформаторы одно-, трех- и многофазные. Обмоткой многофазного трансформатора яв ляется совокупность всех соединенных между собой фазкых обмоток.
Для улучшения охлаждения трансформатора его сердечник вместе с обмотками размещается в баке с жидкостью, обычно трансформа торным маслом; такие трансформаторы называются масляными. Трансформаторы с воздушным охлаждением называются сухими.
10-3. Основные типы трансформаторов
Наибольшее распространение получили следующие типы транс форматоров:
1)силовые — для передачи и распределения электроэнергии;
2)автотрансформаторы — для преобразования напряжения в не
больших пределах, для пуска двигателей переменного тока и т. д.;
3)измерительные трансформаторы — для включения в схемы измерительных приборов;
4)трансформаторы специального назначения — сварочные, печ ные, испытадельные, импульсные, пиковые, высокочастотные, для ртутных выпрямителей и игнитронов, для преобразования частоты, для автоматических устройств, для медицинских и радиотехнических целей.
Таким образом, область применения трансформаторов чрезвы чайно широка, соответственно велико и число конструктивных форм трансформаторов. Но во всех случаях процесс преобразования энер гии в трансформаторах и приемы изучения происходящих в них явле ний по существу одни и те же. Поэтому в дальнейшем рабочие про цессы рассматриваются в основном типе трансформатора — в одно- и трехфазном двухобмоточном силовом трансформаторе.
10-4. Номинальные величины
Величины, характеризующие условия работы, на которые рас считан трансформатор, называются номинальными. Основные из них указываются на паспортном щитке. •
Номинальной полезной мощностью трансформатора называется полная мощность трансформатора на зажимах вторичной обмотки. Для двухобмоточных силовых трансформаторов номинальная под
164
веденная мощность (первичной обмотки) принимается равной номи нальной полезной мощности (вторичной обмотки).
Номинальным напряжением обмотки трансформатора, не имеющей ответвлений, называется напряжение между зажимами обмотки при холостом ходе трансформатора. Таким образом, напряжение на вто ричной обмотке при номинальной нагрузке немного отличается от номинального. При обмотке с переключаемыми ответвлениями номи нальное напряжение относится к основному ответвлению.
Номинальный ток обмотки трансформатора соответствует номи нальной мощности и номинальному напряжению.
Пример. Номинальная мощность трехфазного трансформатора SH= |
100 кв-а, |
номинальные первичное и вторичное напряжения UJ U2 — 6000/230 |
в; тогда |
номинальный первичный и вторичный токи: |
|
Su |
100 • 103 |
9,63 |
а и |
100 ■ІО3 |
= 251 |
а. |
|
У з иі |
Уз ■ 6000 |
1/3-230 |
|||||
|
|
|
|
10-5. Основные части трансформатора
Трансформатор состоит из сердечника, обмоток, бака с маслом (если трансформатор масляный), на котором размещены проходные изоляторы (вводы) и расширитель.
Рис. 10-2. Стержневые трансформаторы: а — однофазный, б — трехфазный
1 — стержень, 2 — ярмо, 3 — обмотка низшего напряжения, 4 — обмотка
высшего напряжения
А. Сердечник трансформатора. В сердечнике трансформатора принято выделять следующие части: стержни, на которых располо жены катушки обмотки, и ярма, соединяющие стержни в общую маг нитную цепь. Сердечники бывают двух типов: стержневые и броне вые. Тип сердечника часто дает пазвание и трансформатору.
165
В стержневом сердечнике стержни и ярма соединены последова тельно. В однофазном трансформаторе (рис. 10-2, а) каждая из обмо ток располагается на двух стержнях, а в трехфазном (рис. 10-2, б)
на одном стержне. В броневом трансформаторе (рис. 10-3) маг нитная цепь имеет две парал лельные ветви и значительная часть поверхности обмотки охва тывается сердечником. Магнитный поток в ярме вдвое меньше, чем
б) |
|
|
т |
т |
|
ш |
т т - |
|
ш а |
ш # - |
|
H-rtlM |
е э - |
|
ЕЙШЗ |
||
ш |
ШЁЗ1 |
|
Рис. 10-3. Броневые трансформаторы: |
а — однофазный, |
|
б —трехфазный |
|
|
1 — стержень, 2 — ярмо, 3 — обмотка низшего напряжения, 4 — об
мотка высшего напряжения
Рис. 10-4. Трансформатор с разветвленной магнитной цепью: а — однофазный, б — трохфазный
в стержне, поэтому их можно выполнять вдвое меньшего сечения, как показано на рис. 10-3,а. В трехфазном броневом трансформаторе (рис. 10-3, б) для уменьшения магнитного потока в ярмах, общих для двух фаз, обе катушки среднего стержня включаются таким образом, чтобы направление магнитной оси этих катушек было про тивоположно направлению магнитных осей катушек крайних стерж ней.
166
В отечественной промышленности броневые сердечники приме няются только в трансформаторах малой мощности или в специаль ных трансформаторах. В современных трансформаторах большой мощности и высокого напряжения для перевозки в собранном виде по железным дорогам необходимо уменьшение высоты трансформа
тора, которое достигается приме |
|
|
|
|
нением сердечника с разветвлен |
|
|
|
|
ной магнитной цепью (рис. 10-4). |
N J , |
( |
|
|
Сердечник трансформатора про |
|
|||
мышленной |
частоты собирается |
|
|
г |
а) |
б) |
1 |
2 |
|
|
|
|
||
|
|
J |
|
к / |
|
|
S - |
|
|
Рис. 10-5. Укладка полос шихтован |
Рис. |
10-6. Укладка |
полос шихтован |
ного сердечника трехфазного транс |
ного |
сердечника из |
холоднокатаной |
форматора: а — нечетный слой, б — |
|
стали |
|
четный слой |
|
|
|
из полос электротехнической стали толщиной 0,5 или 0,35 мм. При меняется горячекатаная сталь марок Э41, Э42, Э43 и холоднокатаная сталь марок Э310, Э320, ЭЗЗО. Для уменьшения потерь от вихревых токов отдельные полосы изолируются друг от друга пленкой лака.
По способу соединения стержня с ярмом различают сердечники стыковые и шихтованные. В стыковых сердечниках стержни и ярма собираются отдельно и после укладки катушек объе диняются в один сердечник. В шихтованных сер дечниках стержни и ярма собираются впереплет (рис. 10-5). Затем полосы верхнего ярма вынимаются и после установки катушек снова укладываются на место. Стыковые сердечники получаются очень прос
тыми в сборке и ремонте, |
однако |
в местах стыка |
|
||||||
возникают |
значительные потери от |
вихревых токов |
|
||||||
вследствие |
взаимного |
перекрытия |
полос |
стержней |
I |
||||
и ярем. Во избежание |
этого |
в стыках помещают |
Рис. 10-7. Двух |
||||||
тонкие изоляционные прокладки, которые, однако, |
|||||||||
рамный сердеч |
|||||||||
уменьшают |
магнитную проводимость сердечника, |
ник |
|||||||
но |
не устраняют полностью |
возможность |
замыка |
время стыковые |
|||||
ния |
полос |
между собой. |
Поэтому |
в настоящее |
конструкции не применяются.
Встыках шихтованных сердечников также имеются дополнитель ные зазоры и потери от вихревых токов, однако значительно меньше, чем в стыковых сердечниках.
Вхолоднокатаной стали магнитные свойства значительно лучше вдоль проката, чем поперек, поэтому при повороте линий магнит
167