Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного потока целесообразен сношенный стык между стержнем и ярмом

(рис. 10-6).

Сердечники мощных однофазных трансформаторов выполняют двухрамными (рис. 10-7). Для улучшения охлаждения в таких сер­ дечниках между его частями оставляется канал для циркуляции охлаждающего масла, значительно увеличивающий поверхность охлаждения. Ширина канала 12—20 мм обеспечивается изоляцион­ ными прокладками.

Поперечные сечения стержней стержневых трансформаторов выполняются ступенчатыми (рис. 10-8). При увеличении количества ступеней улучшается использование площади внутри катушки для распределения магнитного потока, но усложняется изготовление стержня. Ступени состоят из пакетов, собранных из полос одинаковой ширины. При больших диаметрах стержня между пакетами оставляют

6)

Рис.

10-8. Сечение стержня:

а — транс­

Рис. 10-9. Сечение яр­

форматора малой мощности,

б — транс­

ма: а — квадратное, б

 

форматора большой мощности

ступенчатое

каналы

для улучшения охлаждения.

При масляном

охлаждении

ширина канала 5—6 мм и при воздушном охлаждении

до 20 мм.

Броневые трансформаторы имеют прямоугольное сечение стержня с отношением сторон 1 : 2 или 1 : 3, большая сторона прямоуголь­ ника — в направлении сборки сердечника.

Сечение ярма обычно прямоугольное (рис. 10-9, а) или с неболь­

шим количеством ступеней (рис.

10-9, б), причем каждый

пакет и

канал стержня сочетаются с пакетом и каналом ярма. Для

увели­

чения магнитной

проводимости

сердечника

и уменьшения

потерь

в стали обычно

сечение ярма

превышает

на 10—15%

сечение

стержня.

Прессовка пакетов стержней в трансформаторах малой и средней мощности осуществляется при помощи деревянных планок, забивае­ мых менаду стержнем и изоляционным цилиндром, на котором намо­ тана катушка обмотки (рис. 10-10, а). В трансформаторах большой мощности (более 1000 кв-а на стержень) пакеты стержня стягиваются одним или двумя рядами стальных шпилек, изолированных относи­ тельно стержня трубками и шайбами из слоистого пластика —ге- тинакса или текстолита (рис. 10-10, б). Стяжка ярем осуществляется деревянными или стальными балками.

В трансформаторах малой мощности промышленной частоты при­ меняется горячекатаная сталь тех же марок, что и в крупных транс­

168


форматорах. При увеличении частоты необходимо уменьшать тол­ щину листа стали'до 0,2—0,1 мм и при частоте порядка 1000 гц оп­ равдано применение прессованных сердечников из ферритов.

Для уменьшения количества стыков сердечник собирается из пластин, имеющих форму буквы III и полосок (рис. 10-11, а) или же из пластин с одним разрезом (рис. 10-11, б). Поперечное сечение сердечника имеет форму квадрата или прямоугольника.

Рис. 10-10. Прессовка сердечштка: а — деревянными план­ ками; б — стальными шпильками

1 — изоляционный цилиндр, S — деревянная планка, 3 — деревян­ ный стержень, 4 — стальная шпилька, 5 — изоляционная трубка

В последнее время для однофазных трансформаторов мощностью до 500 кв-а и для трансформаторов малой мощности применяют сердечники 1, намотанные из стальной ленты (рис. 10-12).

Б. Обмотки трансформаторов. По взаимному расположению обмо­ ток высшего и низшего напряжения и способу их размещения на стержнях различают обмотки концентрические и чередующиеся.

а)

Рис. 10-11. Лист сердечника трансфор-

Рис. 10-12. Трансформатор с намо-

матора малой мощности: а — из двух

тайным сердечником

частей, б — с одним разрезом

 

Концентрические обмотки имеют форму цилиндров различных диа­ метров (рис. 10-2), ближе к стержню обычно располагается обмотка низшего напряжения и снаружи обмотка высшего напряжения. Такое расположение обмоток облегчает выполнение изоляции.

169

Концентрические обмотки получили наибольшее распространение во всех стержневых трансформаторах и броневых трансформаторах малой мощности. Их разновидностью являются двойные концентри­ ческие обмотки, когда обмотка высшего напряжения располагается между двумя слоями обмотки низшего напряжения. Такие обмотки имеют меньший поток рассеяния, но изоляция их значительно сложнее.

В чередующихся обмотках катушки обмоток высшего и низшего напряжения выполняются в виде дисков, размещенных группами на стержнях (рис. 10-3, а). Эти обмотки обычно имеют меньший поток рассеяния и в них при большом токе легко могут быть образованы симметричные параллельные цепи. Однако изоляция этих обмоток сложнее из-за большого количества промежутков между катушками высшего и низшего напряжения. Чередующиеся обмотки приме­ няются главным образом в броневых трансформаторах.

Рис. 10-13. Цилинд­

Рис. 10-14. Цилиндричес­

рическая

двухслой­

кая многослойная об­

ная

обмотка

мотка

Наименьшая часть обмотки, полностью схватывающая стержень, называется витком. Каждый виток состоит из одного или нескольких расположенных рядом параллельных проводников. Последовательно соединенные витки объединяются в один конструктивный элемент п образуют катушку. Витки в катушке располагаются в один или не­ сколько слоев. Обмотка состоит из одной или нескольких катушек, соединенных последовательно и параллельно.

Обмотки масляных трансформаторов выполняются из проводов марок ПЭЛБО, ПБ и ПББО. В сухих трансформаторах с теплостой­ кой изоляцией применяется провод марки ІІСД. Винтовые обмотки представляют собой витки, расположенные по винтовой линии вокруг кругового цилиндра по всей длине катушки. Если витки прилегают вплотную друг к другу, то такие обмотки часто называют цилиндри­ ческими. Однослойные и двухслойные катушки наматываются из

170


проводников прямоугольного сечения и используются для обмоток низшего напряжения до 6 кв. При больших сечениях провода катушки изготовляются из нескольких параллельных проводников, которые располагаются в одном слое, для того чтобы они находились в одина­ ковых условиях по отношению к потоку рассеяния. Для улучшения охлаждения один слой катушки отделяется от другого каналом 1

шириной 5—8 мм (рис. 10-13).

Многослойные катушки выполняются обычно из проводников круглого сечения и используются для обмоток высшего напряжения

до 35 кв. Между слоями прокладывается

 

 

 

изоляция

из кабельной

бумаги.

При

 

 

 

большом количестве слоев обмотка вы­

ч _

 

 

полняется из двух катушек с каналом

 

 

между ними (рис. 10-14). Описанные Іі-

 

 

обмотки отличаются простотой устрой­

 

 

 

ства и изготовления, но имеют малую

 

 

 

механическую прочность.

 

 

 

 

 

Винтовые обмотки с промежутками

 

 

 

между

витками

наматываются из

не­

 

 

 

скольких

проводников прямоугольного

 

 

 

сечения. Проводники обычно распола­

 

 

 

гаются в радиальном направлении ка­

 

 

 

тушки, но при большом количестве

 

 

 

проводников могут располагаться ря­

 

 

 

дом по оси катушек или образовывать

 

 

 

несколько ходов винтовой линии. Во

 

 

 

всех случаях между витками остаются

 

 

 

каналы 1 для охлаждения (рис. 10-15).

 

 

 

Для равномерного

распределения тока

 

 

 

между

параллельными

проводниками

 

 

 

в винтовых обмотках требуется

пере­

 

 

 

кладка проводников, при этом жела-

Рис. 10-15. Цилин

Рис. 10-16.

тельно,

чтобы

каждый

проводник

по-

дрпческая винти

Схема

пере­

очередно

занимал

все

положения

по

вал оомотка

кладки

про­

 

водников об­

радиусу

катушки.

Так

как для

пере­

 

 

мотки

кладки

 

проводников

требуется

 

до­

 

 

 

полнительное место по высоте катушки, то обычно ограничиваются

только частичной перекладкой

(рис. 10-16), при которой отдельные

проводники

занимают лишь

некоторые

из

возможных

положе­

ний по радиусу катушки. Винтовые обмотки

используются в ка­

честве обмоток низшего

напряжения

трансформаторов

средней

и большой

мощности,

они

обладают

достаточной

механиче­

ской прочностью, так как имеют значительные радиальные раз­

меры.

Спиральные обмотки состоят из нескольких десятков катушек, расположенных по высоте стержня. Катушки наматываются непре­ рывным проводником, витки в катушках располагаются по спирали. Между катушками имеются каналы для их охлаждения (рис. 10-17). Если для изготовления катушек используются параллельные про­

171


водники, то при намотке катушек производится перекладка провод­ ников подобно описанной для винтовых обмоток. Спиральная об­ мотка обладает большой механической прочностью и надежностью, поэтому несмотря на сложность изготовления опа широко приме­ няется как обмотка высшего и низшего напряжения в трансформа­ торах большой мощности.

Катушки чередующихся обмоток из прямоугольного провода на матываются в виде двух расположенных рядом спиралей (как пара катушек спиральной обмотки). В обмотке высшего напряжения ка­ тушки соединяются последовательно, в обмотке низшего напряже­

 

 

ния они образуют

ряд

параллельных

пеней.

 

 

В

трансформаторах

небольшой

мощности

 

 

дисковые катушки выполняются из круглого

 

 

провода, как в многовитковой обмотке.

обмотки

 

 

Важным

элементом

конструкции

 

 

 

является ее изоляция.

При небольших мощнос­

 

 

тях и низких напряжениях катушки цилинд­

 

 

рических

обмоток надеваются

непосредственно

 

 

на стержень сердечника. Деревянные клинья

 

 

и планки, сжимающие стержень, одновре­

 

 

менно

выполняют

роль

изоляции обмотки от

 

 

стержня. При значительных напряжениях и

 

 

больших

мощностях

трансформатора

обмотка

 

 

отделяется от стержня одним или двумя изо­

 

 

ляционными цилиндрами (рис. 10-18).

 

 

 

В. Бак трансформатора.

Конструктивное

 

 

оформление

трансформатора зависит

в значи­

Р ис.

10-17. Спираль­

тельной

степени от

способа

его охлаждения.

По этому признаку

трансформаторы

делятся

ная

непрерывная об­

 

мотка

на следующие группы: а) сухие с естественным

 

 

охлаждением

или

с

искусственным

 

воздуш­

ным охлаждением; б) масляные с естественным охлаждением; в) масля­ ные с искусственным воздушным охлаждением масляного бака; г) масляные с искусственной циркуляцией масла и охлаждением его в особых охладителях с естественным или искусственным воздуш­ ным или водяным охлаждением.

В сухих трансформаторах с естественным охлаждением теплоот­ дача от трансформатора происходит непосредственно окружающему трансформатор воздуху. Так как коэффициент теплоотдачи в воздух невелик, то сухие трансформаторы с естественным охлаждением обычно выполняются лишь в единицах малой мощности для напря­ жений, не превышающих 6—10 кв.

Основное значение имеют в настоящее время масляные транс­ форматоры, в которых стержень с обмотками помещается в бак с маслом. Циркуляция масла внутри бака обеспечивает передачу тепловой энергии потерь от обмоток и стержня к стен­ кам бака.

Чтобы нагревающееся масло могло свободно расширяться, в транс­ форматорах мощностью до 75 кв-а и напряжением-до 6,3 кв его не

172


доливают до крышки бака. При нагревании вытесняемый из бака воздух выходит через специальную пробку, которая одновременно

служит для заливки масла в транс­

 

форматор.

 

 

 

 

 

большой

мощ­

 

Трансформаторы

 

ности снабжаются

так называемыми

 

расширителями.

Они

выполняются

 

чаще всего в форме цилиндра из

лис­

 

товой стали, устанавливаемого на

 

крышке трансформатора (рис. 10-19).

 

Обычно объем расширителя состав­

 

ляет 10% от объема масла в баке.

 

При наинизшей температуре (транс­

 

форматор выключен,

холодное время

 

года) масло

находится

в

расшири­

 

теле на нижней отметке;

при

наг­

 

ревании масло вытесняется в расши­

 

ритель, и уровень его повышается.

 

При последующем

охлаждении

уро­

 

вень опять понижается

и

т. д.

Этот

 

процесс часто называют «дыханием»

 

трансформатора.

 

 

 

 

 

 

Недостатком

трансформа­

 

 

торного масла

является

его

 

 

горючесть

 

 

 

(температура

 

 

вспышки

около

160° С)

и

 

 

возможность

 

 

образования

 

 

взрывчатых

смесей из

паров

 

 

масла и воздуха. В общест­

 

 

венных и

производственных

 

 

зданиях

необходимо

 

уста­

 

 

навливать пожаро- и взры­

 

 

возащищенные

 

трансформа­

 

 

торы. Такие трансформаторы

 

 

заполняются негорючей жид­

 

 

костью — соволом или совто-

 

 

лом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баки в небольших транс­

Рис. 10-18. Обмотки трехфазного транс­

форматорах

 

 

выполняются

 

форматора

гладкими;

в

трансформато­

1 — обмотка низшего напряжения, 2 — изоля­

рах средней

мощности для

ционные угловые шайбы, з — уравнительная про­

кладка,

4 — изоляционная прокладка, 5 — об­

увеличения

 

охлаждающей

мотка

высшего напряжения, б — междуфазная

 

перегородка, 7 — изоляционные барьеры, 8

поверхности

 

 

применяются

кольца из электрокартона, 9— деревянные планки,

трубчатые баки,

состоящие из

10 — прокладки из электрокартона, 11 — изоля­

ционные цилиндры, 12 — деревянные стержни

труб, диаметром около 55 мм, вваренных в стенку бака и расположенных в один или несколько ря­

дов (рис. 10-19). Широко распространенные ранее баки из волнистой стали в настоящее время не выполняются, так как по сравнению с трубчатыми они механически менее прочны и теплоотдача их хуже.

173