Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гл а в а с е мн а д ц а та я СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ТРАНСФОРМАТОРОВ

17-1. Автотрансформаторы

В трансформаторах обычного типа первичная и вторичная обмотки связаны между собой только магнитным потоком. Но можно выполнить трансформатор так, чтобы его первичная и вторичная обмотки имели общую часть. Такой транс­ форматор называется автотрансформатором. Так же как обычные трансформа­

торы,

автотрансформаторы

могут

быть понижающими

или

 

повышающими

(рис.17-1), однофазными и трехфазными.

Ниже

рассматривается

работа одно­

фазного

понижающего

 

автотрансформа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тора

в той же последовательности,

что и

 

а)

I,

А

 

 

 

 

ff)

л

обычного трансформатора.

 

схеме

 

 

 

 

 

А.

Режим холостого хода. В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

рис.

17-1,а первичное

напряжение

 

\и,

1

С

а

Ь

 

 

- Д

Ux =

у подводится

к

зажимам А и X

 

 

 

 

 

 

первичной обмотки, состоящей из ѵ>АХ

 

 

h

с,

И И

 

и,\

р

последовательно соединенных витков. Вто­

 

 

 

К X

 

 

 

 

X К

ричной

обмоткой

с числом

витков

wax

 

 

 

 

 

 

 

служит

 

часть

первичной

обмотки между

 

Рис. 17-1.

Схема

автотрансфор­

зажимами а и х, причем зажим х

совме­

 

 

матора:

а — понижающего, б

щен с зажимом X.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

повышающего

 

Режим холостого хода автотрансфор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

матора

при / 2 = О

не отличается от соот­

 

 

 

 

 

как

при установив­

ветствующего режима обычного трансформатора. Так

шемся

режиме

работы

напряжение

UAX равномерно

распределяется

вдоль

обмотки,

то вторичное напряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и, = иах-

 

иАХ

 

 

 

иАх

 

и АХ

 

и і

 

 

(17-1)

 

 

 

 

иАХ

Wax

 

VАХa x 1/wах

 

К

 

"

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь

 

 

 

 

 

 

k .= w л

Y/w

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(17-2)

 

 

 

 

 

 

 

 

ах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

а л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

представляет собой коэффициент трансформации автотрансформатора.

 

Соответственно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ѵАа= ѵ АХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(17-3)

 

Если автотрансформатор повышающий, то

U2 =

UAX =

kaUx.

 

Б. Реяшм короткого замыкания. При коротком замыкании автотрансформа­

тора из первичной сети течет ток

І х,

а

в

проводах,

замыкающих накоротко

зажимы а — X,

течет ток / 2. Если бы обмотки А X и а х были связаны

между собой только магнитным потоком, т. е. так же как в обычном трансфор­

маторе, то по формуле (13-10а) было бы I xwAX

 

I 2wa x - Однако ток І х течет

только по части обмотки А — я, а по общей

части обмотки а х течет ток 1а х *

 

=

 

 

представляющий собой геометрическую сумму токов І х и / 2.

Следовательно,

-h = - I i f e - l )

= /2(l

(17-4)

Таким образом, в понижающем автотрансформаторе ток І ах течет по общей части а X обмотки в направлении, обратном току / х и согласно с током / 2.

• Потери в обмотках обычного трансформатора составляют

1\гх + І\гг. Но

в автотрансформаторе ток І х течет только на участке А а,

активное сопро-

237


тивлениѳ которого

Аа ■

"Л а

ѴА Х

(17-5)

 

WА Х

иА Х

\

Следовательно, потери в

обмотках на участке

А а составляют

 

 

1_

(17-6)

P 3Aa =

I lrA a = I tri [ i

k

По общей части обмотки

автотрансформатора течет ток

/ 2 (1 — 1/Аа), т. е.

в (1 — 1/Аа) раз меньше по сравнению с током / 2 во вторичной обмотке обычного

трансформатора.

Поэтому при одной и той же в обоих случаях плотности тока

rax= n— "ттт—> ГД° га* — сопротивление

части обмотки a х

автотрансфор-

1

17са

 

 

 

 

 

 

обмотки обычного

трансформатора.

матора,

а г2 — сопротивление вторичной

Следовательно, потери в части обмотки a х составляют

 

 

 

 

Р

n ах

ах

 

 

 

 

= /«г4(1-1/*а).

(17-7)

 

 

= / 2

 

 

 

 

 

 

 

 

При сопоставлении формул (17-5) и (17-6) видно, что автотрансформатор

можно

рассматривать

как обычный трансформатор с активными

сопротивле-

 

первичной

и

вторичной

 

обмоток, уменьшенными

в

 

1

н і і я м и

 

1 - 1/Ä* раз,

т. е. сопротивление короткого замыкания

автотрансформатора

 

 

 

 

 

 

 

 

гк.а — гк

 

 

 

 

(17-8)

Соответственно потери короткого

замыкания

 

 

 

 

 

(1

1/^а)•

 

 

(17-9)

 

 

 

 

 

^к. а =

-^к (1 —■1Аа)-

 

 

В таком же отношении изменяется и масса обмоток, т. е. Ga =

G (1—1/Аа),

так как

на участке

А — о обмотка автотрансформатора имеет

по

сравнению

с обычным трансформатором то же сечение, но в-,---- — раз меньшую длину,

а на участке a х

такую же длину,

1

1//са

как вторичная обмотка трансформатора,

1

меньшее сечение.

Однако этот

вывод носит теоретический

но в ----Yifc Раз

характер. В действительности масса обмоток изменяется в меньшей степени, чем в отношении 1 — 1/Аа.

Для индуктивного сопротивления можно сделать тот же вывод, что и для активного сопротивления, т. е.

жк.а = »к (1 — 1/*а).

(17-10)

Следовательно, напряжение

короткого замыкания

автотрансформатора

мк.а =

мк (1 “ 1/^а)-

(17-11)

Соответственно ток короткого замыкания автотрансформатора больше, чем обычного трансформатора.

В. Работа под нагрузкой. Из первичной сети подводится к первичной обмотке

А X автотрансформатора

мощность

Sj =

f/j/j. Если

пренебречь

потерями

в автотрансформаторе, то

Sj =

= S2 =

U2I2 (рис.

17-1, а).

Мощность

St = S2 называется проходной мощностью 5Пр автотрансформатора. Но опреде­ ление его размеров и веса производится не по мощности ІІ2І2, а по так называе­ мой расчетной мощности:

^расч = U2I ax = U2/ 2 (1

1/Аа ) =

S2(1 1/Аа ) = *?пр (1 — 1/Аа)■ (17-12)

В обычном трансформаторе 5раСч =

5Пр, но для автотрансформатора

>5расч

1

1

U\ U2

(17-13)

~ ^ 7 ~ = 1 ~

'іь= і~ и Ж = и,

 

238


Таким образом, затрата

активных материалов в автотрансформаторе тем

меньше, чем меньше разница

между

напряжениями

U1 и U2. Однако нужно

иметь в виду, что при U1 =

U2, т.

е. при ка = 1,

энергия непосредственно

передается пз первичной сети во вторичную без какой-либо трансформации. При ка > 2 разница между автотрансформатором и обычным трансформатором сглаживается, поэтому в силовых установках, как правило, ка = 1,25 -і- 2. Из формулы (17-9) следует, что потери короткого замыкания в автотрансформа­ торе меньше, чем в трансформаторе, поэтому к. п. д. автотрансформатора всегда выше, чем обычного двухобмоточного трансформатора.'

Наряду с указанными преимуществами, автотрансформатор имеет недо­ статки, главными из которых являются: а) возможность попадания высокого напряжения в сеть низкого напряжения вследствие непосредственного электри­ ческого соединения первичной и вторичной обмоток; б) более тяжелые условия короткого замыкания вследствие меньшего значения иК,а, хотя, с другой стороны, меньшее значение цк.а благоприятно влияет на пропускную способность линии. Поэтому автотрансформатор нуждается в защитных мероприятиях, которые сделали бы его работу достаточно надежной.

В трехфазных автотрансформаторах первичные обмотки чаще всего соеди­ няются в звезду, нейтральная точка которой может быть заземлена или исполь­ зована для присоединения к ней нейтрального провода. '

Автотрансформаторы применяются для пуска синхронных и асинхронных двигателей, как делители напряжения и т. д. В последнее время автотрансфор­ маторы находят все более широкое применение в мощных электроэнергетических системах для связи между собой сетей с близкими по величине напряжениями,

например 150/110, 220/110, 420/220 кв и т. д.

В ряде случаев автотрансформаторы высокого напряжения выполняются по смешанной автотрансформаторно-трансформаторной схеме. Для этого, кроме обмоток, имеющих общую часть, есть еще обмотка, связанная с первыми двумя только магнитным потоком.

Автотрансформаторы применяются также для плавного изменения напря­ жения в широких пределах (освещение в театрах и кино). В лабораторной практике используются автотрансформаторы, в которых" плавное изменение напряжения осуществляется при помощи скользящего контакта между угольной щеткой и проводниками обмотки.

17-2. Многообмоточные трансформаторы

В энергетических установках, а также в автоматических устройствах и приборах возникает потребность в осуществлении связи между несколькими цепями или системами переменного тока разных напряжений. Такая связь наи­ более экономично осуществляется при помощи многообмоточных трансформа­ торов, в которых число обмоток на стержне равно числу разных напряжений.

Многообмоточные трансформаторы могут иметь одну пли несколько первич­ ных II одну или несколько вторичных обмоток.

Далее рассматриваются особенности работы трехобмоточного трансформа­ тора с одной первичной обмоткой.

Конструкция сердечника трехобмоточного трансформатора ничем не отли­ чается от обычного двухобмоточного.

Обмотка низшего напряжения может быть расположена у стержня пли наиболее удалена от него. Обмотка высшего напряжения обычно наиболее удалена от стержня, но может располагаться между обмотками низшего п сред­ него напряжений.

Согласно ГОСТ 11677—65, номинальной мощностью трехобмоточного транс­ форматора называется мощность наиболее мощной обмотки его. Обычно мощ­ ности обмоток высшего, среднего и низшего напряжений трехобмоточного транс­ форматора в процентах от его номинальной мощности составляют: а) 100; 100;

100;

б) 100; 100; 66,7; в) 100; 66,7; 100 и г) 100; 66,7 и 66,7.

ных

В соответствии с наличием трех обмоток трансформатор имеет и три различ­

коэффициента трансформации,

а именно к12 — между обмотками высшего

напряжения и среднего напряжения,

kJ3 между обмотками высшего напряжения

239


240

 

Т а б л и ц а 1 7 - 1 .

Схемы и группы соединения обмоток трехфазных трехобмоточных трансформаторов

в н

Схемы соединения обмоток

Диаграммы векторов э. д. с.

 

Условные

СН

обозначения

 

ОА

X

Вт Ь

11-U

а.

Ащ

ВН — высшее напряжение, СН — среднее напряжение, НН — низшее напряжение.

и низшего напряжения,

к23 — между обмотками среднего напряжения и низ­

шего напряжения.

Каждый из них определяется так же,

как и в обычном двух­

обмоточном трансформаторе,

 

 

=

 

 

* t3

*

1 2

wг

Ег

кіз “>1

Е ъ

 

Wz/и>і

 

El

23 »3

*12 '

 

 

 

 

 

Е г

к

 

Щ =

щ /w X

 

Опытным путем коэффициенты трансформации определяются из опыта холостого хода, т. е. так же как и в двухобмоточном трансформаторе.

Опыт короткого замыкания производится в трехобмоточном трансформаторе три раза; поочередно подводится напряжение к одной из обмоток и замыкается другая обмотка при разомкнутой третьей. Напряжения короткого замыкания,

которые при этом получаются, зависят от

располо­

 

 

жения обмоток. Наибольшее напряжение

мк полу­

 

 

чается между обмотками, наиболее удаленными

 

 

друг от друга, так как в этом случае

потоки рас­

 

 

сеяния

трансформатора

 

достигают

наибольшего

 

 

развития.

схемы

соединения обмоток трех­

 

 

Стандартные

 

 

фазных трехобмоточных

трансформаторов,

а также

 

 

диаграмма векторов э. д. с. и условные

обозначе­

 

 

ния приведены

в табл. 17-1. Трехобмоточные

 

 

трансформаторы строятся обычно на большие

 

 

мощности. В настоящее время выполнены

однофаз­

 

 

ные трехобмоточные понижающие

трансформаторы

 

 

мощностью 90 000 кв-а для линейных

напряжений

 

 

410/115/11 кв; три таких трансформатора соединяют­

 

 

ся в трехфазную

группу мощностью 3 X 90 000 =

 

 

= 270 000 кв-а.

Для линии передачи Куйбышев —

 

 

Москва выполнены однофазные трехобмоточные по­

 

 

вышающие трансформаторы мощностью 123500 кв а

 

 

при напряжении

420

/

121

13,8 кв; мощ-

 

 

Ѵз '/

Ѵз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность трехфазной группы 3 X 123 500 = 370 000 кв • а.

 

 

В трехобмоточном трансформаторе явления рас­

 

 

сеяния

между обмотками

гораздо

сложнее, чем в

Рис. 17-2.

Векторная

двухобмоточном,

поскольку на каждую

из обмоток

воздействуют индуктивно две обмотки. Учитывая это

диаграмма

трехобмоточ­

воздействие, вводят понятие об эквивалентных индук­

ного трансформатора

тивных сопротивлениях рассеяния обмоток хг, х2и х3.

В выполненном трансформаторе эти сопротивления можно определить по данным упомянутых выше трех опытов короткого замыкания. Если считать, кроме того, известными активные сопротивления обмоток rlt г'2 и г'г, то можно построить векторную диаграмму трехобмоточного трансформатора. Пусть, например, обмотка 2 нагружена на активно-индуктивную нагрузку, а обмотка 3

на активно-емкостную (рис. 17-2). Соответственно токам Г2 и

в обмотках 2 и 3

составляющие первичного тока будут: *12

/; и / .

Ц. Если пренебречь

током холостого хода / 0, то l t — І12 + /ц . Обе вторичные обмотки 2 и 3 следует рассматривать как работающие параллельно от источника с одним и тем же напряжением.

Пусть Ѵ2’ = ОН и U'.t = OG; если построить

обычным образом

векторы

активных и индуктивных падений напряжения / 1гг/,

j l 12x 2» АзГ3 и I l3x s’

обмоток

2 и 3, то получится общая точка С. Откладывая от нее векторы активного и ин­ дуктивного падения напряжения І хгг и j l l x 1 в обмотке 1, получается вектор под­ веденного к зажимам первичной обмотки напряжения Üx. Фазные соотношения

между напряжениями І/г, f/ö, U':i и соответствующими им токами определяются углами фх, ф2 и фз, причем углы ф2 и ф3 задаются сетями, на которые работают обмотки 2 и 3.

241


Напряжения короткого замыкания, в трехобмоточном трансформаторе больше, чем в двухобмоточном, поэтому и изменение напряжения в трехобмоточ­ ном трансформаторе значительнее, чем в двухобмоточном.

В трансформаторах одинаковой мощности к. п. д. трехобмоточного трансфор­ матора практически такой же, как и у двухобмоточного.

17-3. Трансформаторы для ртутных выпрямителей

Характерной особенностью трансформаторов для ртутных выпрямителей является неодновременная нагрузка различных фаз в соответствии с неодновре­ менным горением анодов выпрямителя. Чтобы избежать некоторых возникаю­ щих в этом случае нежелательных явлений, применяются специальные схемы соединения вторичных обмоток. Основное значение имеют две схемы: а) звезда — двойной зигзаг и б) звезда — две обратные звезды. Наибольшее распростране­ ние имеет последняя схема (рис. 17-3, а). Здесь РВ — шестианодный ртутный выпрямитель; К — катод выпрямителя. Нейтральные точки Ог и 0 2 обеих вто­ ричных звезд выпрямительного трансформатора соединены между собой через

Рис. 17-3. Трансформатор для ртутного выпрямителя: а — схемы, внешняя характеристика выпрямителя

уравнительную катушку У К . Одна звезда питает нечетную группу анодов 1, 3, 5 выпрямителя, а другая — их четную группу 2, 4, 6. Если соединить среднюю точку М уравнительной катушки с отрицательным полюсом цени выпрямленного тока, то обе звезды будут работать параллельно, причем одновременно горят два анода, например 1 и 2. Роль уравнительной катушки состоит в сле­ дующем. Пусть в данный момент напряжение фазы Охаг больше напряжения фазы 02с2. В этом случае по У К потечет уравнительный ток, который понизит напряжение фазы 01а1 относительно точки М н, наоборот, повысит относительно этой точки напряжение фазы 02с2. В результате напряжения обеих фаз выравни­ ваются, и аноды 1 и 2 работают параллельно. Если сопротивления обеих вторич­ ных звезд трансформатора одинаковы, то нагрузочный ток распределяется по­ полам между обеими звездами.

При параллельной работе обеих вторичных звезд выпрямитель работает как трехфазный таким образом, что каждый анод работает У3 периода.

Так как первичная и вторичная обмотки выпрямительного трансформатора работают в разных условиях, то их расчетные мощности Рх и Р2 неодинаковы. Поэтому вводится понятие о типовой мощности выпрямительного трансформа­ тора РТ = (Рх + Р2)/2.

Если Рв — мощность на стороне выпрямленного тока, то, как показывает анализ работы схемы рис. 17-3, а, мощность Рг — 1,047 Рв, Pt == 1,48 Ра и, следовательно, типовая мощность Рт= 1,264 Рв.

242