ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
Гл а в а с е мн а д ц а та я СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ТРАНСФОРМАТОРОВ
17-1. Автотрансформаторы
В трансформаторах обычного типа первичная и вторичная обмотки связаны между собой только магнитным потоком. Но можно выполнить трансформатор так, чтобы его первичная и вторичная обмотки имели общую часть. Такой транс форматор называется автотрансформатором. Так же как обычные трансформа
торы, |
автотрансформаторы |
могут |
быть понижающими |
или |
|
повышающими |
|||||||||||||||
(рис.17-1), однофазными и трехфазными. |
Ниже |
рассматривается |
работа одно |
||||||||||||||||||
фазного |
понижающего |
|
автотрансформа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
тора |
в той же последовательности, |
что и |
|
а) |
I, |
А |
|
|
|
|
ff) |
л |
|||||||||
обычного трансформатора. |
|
схеме |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
А. |
Режим холостого хода. В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
на |
рис. |
17-1,а первичное |
напряжение |
|
\и, |
1 |
С |
а |
Ь |
|
|
- Д |
|||||||||
Ux = |
Uл у подводится |
к |
зажимам А и X |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
первичной обмотки, состоящей из ѵ>АХ |
|
|
h |
с, |
И И |
|
и,\ |
р |
|||||||||||||
последовательно соединенных витков. Вто |
|
|
|
К X |
|
|
|
|
X К |
||||||||||||
ричной |
обмоткой |
с числом |
витков |
wax |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
служит |
|
часть |
первичной |
обмотки между |
|
Рис. 17-1. |
Схема |
автотрансфор |
|||||||||||||
зажимами а и х, причем зажим х |
совме |
|
|||||||||||||||||||
|
матора: |
а — понижающего, б — |
|||||||||||||||||||
щен с зажимом X. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
повышающего |
|
||||||||
Режим холостого хода автотрансфор |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
матора |
при / 2 = О |
не отличается от соот |
|
|
|
|
|
как |
при установив |
||||||||||||
ветствующего режима обычного трансформатора. Так |
|||||||||||||||||||||
шемся |
режиме |
работы |
напряжение |
UAX равномерно |
распределяется |
вдоль |
|||||||||||||||
обмотки, |
то вторичное напряжение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
и, = иах- |
|
иАХ |
|
|
|
иАх |
|
и АХ |
|
и і |
|
|
(17-1) |
|||||
|
|
|
|
иАХ |
Wax |
|
VАХa x 1/wах |
|
К |
|
" |
*а |
|
' |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Здесь |
|
|
|
|
|
|
k .= w л |
Y/w |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(17-2) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ах |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
а л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
представляет собой коэффициент трансформации автотрансформатора. |
|
||||||||||||||||||||
Соответственно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
ѵАа= ѵ АХ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(17-3) |
|||
|
Если автотрансформатор повышающий, то |
U2 = |
UAX = |
kaUx. |
|
||||||||||||||||
Б. Реяшм короткого замыкания. При коротком замыкании автотрансформа |
|||||||||||||||||||||
тора из первичной сети течет ток |
І х, |
а |
в |
проводах, |
замыкающих накоротко |
||||||||||||||||
зажимы а — X, |
течет ток / 2. Если бы обмотки А — X и а — х были связаны |
между собой только магнитным потоком, т. е. так же как в обычном трансфор
маторе, то по формуле (13-10а) было бы I xwAX |
|
— I 2wa x - Однако ток І х течет |
||
только по части обмотки А — я, а по общей |
части обмотки а — х течет ток 1а х * |
|||
|
= |
|
|
|
представляющий собой геометрическую сумму токов І х и / 2. |
Следовательно, |
|||
-h = - I i f e - l ) |
= /2(l |
(17-4) |
Таким образом, в понижающем автотрансформаторе ток І ах течет по общей части а — X обмотки в направлении, обратном току / х и согласно с током / 2.
• Потери в обмотках обычного трансформатора составляют |
1\гх + І\гг. Но |
в автотрансформаторе ток І х течет только на участке А — а, |
активное сопро- |
237
тивлениѳ которого
Аа ■ |
"Л а |
ѴА Х |
(17-5) |
|
WА Х |
||
иА Х |
\ |
||
Следовательно, потери в |
обмотках на участке |
А — а составляют |
|
|
1_ |
(17-6) |
P 3Aa = |
I lrA a = I tri [ i |
k |
|
По общей части обмотки |
автотрансформатора течет ток |
/ 2 (1 — 1/Аа), т. е. |
в (1 — 1/Аа) раз меньше по сравнению с током / 2 во вторичной обмотке обычного
трансформатора. |
Поэтому при одной и той же в обоих случаях плотности тока |
|||||||||||
rax= n— "ттт—> ГД° га* — сопротивление |
части обмотки a — х |
автотрансфор- |
||||||||||
1 |
17са |
|
|
|
|
|
|
обмотки обычного |
трансформатора. |
|||
матора, |
а г2 — сопротивление вторичной |
|||||||||||
Следовательно, потери в части обмотки a — х составляют |
|
|
|
|||||||||
|
Р |
n ах |
ах |
|
|
|
|
= /«г4(1-1/*а). |
(17-7) |
|||
|
|
= / 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
При сопоставлении формул (17-5) и (17-6) видно, что автотрансформатор |
||||||||||||
можно |
рассматривать |
как обычный трансформатор с активными |
сопротивле- |
|||||||||
|
первичной |
и |
вторичной |
|
обмоток, уменьшенными |
в |
|
1 |
||||
н і і я м и |
|
1 - 1/Ä* раз, |
||||||||||
т. е. сопротивление короткого замыкания |
автотрансформатора |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
гк.а — гк |
|
|
|
|
(17-8) |
||
Соответственно потери короткого |
замыкания |
|
|
|
||||||||
|
|
(1 |
1/^а)• |
|
|
(17-9) |
||||||
|
|
|
|
|
^к. а = |
-^к (1 —■1Аа)- |
|
|
||||
В таком же отношении изменяется и масса обмоток, т. е. Ga = |
G (1—1/Аа), |
|||||||||||
так как |
на участке |
А — о обмотка автотрансформатора имеет |
по |
сравнению |
с обычным трансформатором то же сечение, но в-,---- — раз меньшую длину, |
|||
а на участке a — х |
такую же длину, |
1 |
1//са |
как вторичная обмотка трансформатора, |
|||
1 |
меньшее сечение. |
Однако этот |
вывод носит теоретический |
но в ----Yifc Раз |
характер. В действительности масса обмоток изменяется в меньшей степени, чем в отношении 1 — 1/Аа.
Для индуктивного сопротивления можно сделать тот же вывод, что и для активного сопротивления, т. е.
жк.а = »к (1 — 1/*а). |
(17-10) |
|
Следовательно, напряжение |
короткого замыкания |
автотрансформатора |
мк.а = |
мк (1 “ 1/^а)- |
(17-11) |
Соответственно ток короткого замыкания автотрансформатора больше, чем обычного трансформатора.
В. Работа под нагрузкой. Из первичной сети подводится к первичной обмотке
А — X автотрансформатора |
мощность |
Sj = |
f/j/j. Если |
пренебречь |
потерями |
в автотрансформаторе, то |
Sj = |
= S2 = |
U2I2 (рис. |
17-1, а). |
Мощность |
St = S2 называется проходной мощностью 5Пр автотрансформатора. Но опреде ление его размеров и веса производится не по мощности ІІ2І2, а по так называе мой расчетной мощности:
^расч = U2I ax = U2/ 2 (1 |
1/Аа ) = |
S2(1 — 1/Аа ) = *?пр (1 — 1/Аа)■ (17-12) |
|||
В обычном трансформаторе 5раСч = |
5Пр, но для автотрансформатора |
||||
>5расч |
1 |
1 |
U\ — U2 |
(17-13) |
|
~ ^ 7 ~ = 1 ~ |
'іь= і~ и Ж = и, |
||||
|
238
Таким образом, затрата |
активных материалов в автотрансформаторе тем |
||
меньше, чем меньше разница |
между |
напряжениями |
U1 и U2. Однако нужно |
иметь в виду, что при U1 = |
U2, т. |
е. при ка = 1, |
энергия непосредственно |
передается пз первичной сети во вторичную без какой-либо трансформации. При ка > 2 разница между автотрансформатором и обычным трансформатором сглаживается, поэтому в силовых установках, как правило, ка = 1,25 -і- 2. Из формулы (17-9) следует, что потери короткого замыкания в автотрансформа торе меньше, чем в трансформаторе, поэтому к. п. д. автотрансформатора всегда выше, чем обычного двухобмоточного трансформатора.'
Наряду с указанными преимуществами, автотрансформатор имеет недо статки, главными из которых являются: а) возможность попадания высокого напряжения в сеть низкого напряжения вследствие непосредственного электри ческого соединения первичной и вторичной обмоток; б) более тяжелые условия короткого замыкания вследствие меньшего значения иК,а, хотя, с другой стороны, меньшее значение цк.а благоприятно влияет на пропускную способность линии. Поэтому автотрансформатор нуждается в защитных мероприятиях, которые сделали бы его работу достаточно надежной.
В трехфазных автотрансформаторах первичные обмотки чаще всего соеди няются в звезду, нейтральная точка которой может быть заземлена или исполь зована для присоединения к ней нейтрального провода. '
Автотрансформаторы применяются для пуска синхронных и асинхронных двигателей, как делители напряжения и т. д. В последнее время автотрансфор маторы находят все более широкое применение в мощных электроэнергетических системах для связи между собой сетей с близкими по величине напряжениями,
например 150/110, 220/110, 420/220 кв и т. д.
В ряде случаев автотрансформаторы высокого напряжения выполняются по смешанной автотрансформаторно-трансформаторной схеме. Для этого, кроме обмоток, имеющих общую часть, есть еще обмотка, связанная с первыми двумя только магнитным потоком.
Автотрансформаторы применяются также для плавного изменения напря жения в широких пределах (освещение в театрах и кино). В лабораторной практике используются автотрансформаторы, в которых" плавное изменение напряжения осуществляется при помощи скользящего контакта между угольной щеткой и проводниками обмотки.
17-2. Многообмоточные трансформаторы
В энергетических установках, а также в автоматических устройствах и приборах возникает потребность в осуществлении связи между несколькими цепями или системами переменного тока разных напряжений. Такая связь наи более экономично осуществляется при помощи многообмоточных трансформа торов, в которых число обмоток на стержне равно числу разных напряжений.
Многообмоточные трансформаторы могут иметь одну пли несколько первич ных II одну или несколько вторичных обмоток.
Далее рассматриваются особенности работы трехобмоточного трансформа тора с одной первичной обмоткой.
Конструкция сердечника трехобмоточного трансформатора ничем не отли чается от обычного двухобмоточного.
Обмотка низшего напряжения может быть расположена у стержня пли наиболее удалена от него. Обмотка высшего напряжения обычно наиболее удалена от стержня, но может располагаться между обмотками низшего п сред него напряжений.
Согласно ГОСТ 11677—65, номинальной мощностью трехобмоточного транс форматора называется мощность наиболее мощной обмотки его. Обычно мощ ности обмоток высшего, среднего и низшего напряжений трехобмоточного транс форматора в процентах от его номинальной мощности составляют: а) 100; 100;
100; |
б) 100; 100; 66,7; в) 100; 66,7; 100 и г) 100; 66,7 и 66,7. |
|
ных |
В соответствии с наличием трех обмоток трансформатор имеет и три различ |
|
коэффициента трансформации, |
а именно к12 — между обмотками высшего |
|
напряжения и среднего напряжения, |
kJ3 между обмотками высшего напряжения |
239
240
|
Т а б л и ц а 1 7 - 1 . |
Схемы и группы соединения обмоток трехфазных трехобмоточных трансформаторов |
в н |
Схемы соединения обмоток |
Диаграммы векторов э. д. с. |
|
Условные |
|
СН |
обозначения |
|
|
ОА
X
Вт Ь
11-U
а.
Ащ
ВН — высшее напряжение, СН — среднее напряжение, НН — низшее напряжение.
и низшего напряжения, |
к23 — между обмотками среднего напряжения и низ |
|||||||||
шего напряжения. |
Каждый из них определяется так же, |
как и в обычном двух |
||||||||
обмоточном трансформаторе, |
|
|
= |
|
|
* t3 |
||||
* |
1 2 |
— wг |
Ег |
кіз “>1 |
Е ъ |
’ |
|
Wz/и>і |
||
|
El |
23 »3 |
*12 ' |
|||||||
|
|
|
|
|
Е г |
к |
|
Щ = |
щ /w X |
|
Опытным путем коэффициенты трансформации определяются из опыта холостого хода, т. е. так же как и в двухобмоточном трансформаторе.
Опыт короткого замыкания производится в трехобмоточном трансформаторе три раза; поочередно подводится напряжение к одной из обмоток и замыкается другая обмотка при разомкнутой третьей. Напряжения короткого замыкания,
которые при этом получаются, зависят от |
располо |
|
|
||||||
жения обмоток. Наибольшее напряжение |
мк полу |
|
|
||||||
чается между обмотками, наиболее удаленными |
|
|
|||||||
друг от друга, так как в этом случае |
потоки рас |
|
|
||||||
сеяния |
трансформатора |
|
достигают |
наибольшего |
|
|
|||
развития. |
схемы |
соединения обмоток трех |
|
|
|||||
Стандартные |
|
|
|||||||
фазных трехобмоточных |
трансформаторов, |
а также |
|
|
|||||
диаграмма векторов э. д. с. и условные |
обозначе |
|
|
||||||
ния приведены |
в табл. 17-1. Трехобмоточные |
|
|
||||||
трансформаторы строятся обычно на большие |
|
|
|||||||
мощности. В настоящее время выполнены |
однофаз |
|
|
||||||
ные трехобмоточные понижающие |
трансформаторы |
|
|
||||||
мощностью 90 000 кв-а для линейных |
напряжений |
|
|
||||||
410/115/11 кв; три таких трансформатора соединяют |
|
|
|||||||
ся в трехфазную |
группу мощностью 3 X 90 000 = |
|
|
||||||
= 270 000 кв-а. |
Для линии передачи Куйбышев — |
|
|
||||||
Москва выполнены однофазные трехобмоточные по |
|
|
|||||||
вышающие трансформаторы мощностью 123500 кв • а |
|
|
|||||||
при напряжении |
420 |
/ |
121 |
13,8 кв; мощ- |
|
|
|||
Ѵз '/ |
Ѵз |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
ность трехфазной группы 3 X 123 500 = 370 000 кв • а. |
|
|
|||||||
В трехобмоточном трансформаторе явления рас |
|
|
|||||||
сеяния |
между обмотками |
гораздо |
сложнее, чем в |
Рис. 17-2. |
Векторная |
||||
двухобмоточном, |
поскольку на каждую |
из обмоток |
|||||||
воздействуют индуктивно две обмотки. Учитывая это |
диаграмма |
трехобмоточ |
|||||||
воздействие, вводят понятие об эквивалентных индук |
ного трансформатора |
тивных сопротивлениях рассеяния обмоток хг, х2и х3.
В выполненном трансформаторе эти сопротивления можно определить по данным упомянутых выше трех опытов короткого замыкания. Если считать, кроме того, известными активные сопротивления обмоток rlt г'2 и г'г, то можно построить векторную диаграмму трехобмоточного трансформатора. Пусть, например, обмотка 2 нагружена на активно-индуктивную нагрузку, а обмотка 3
на активно-емкостную (рис. 17-2). Соответственно токам Г2 и |
в обмотках 2 и 3 |
|
составляющие первичного тока будут: *12 |
/; и / . |
Ц. Если пренебречь |
током холостого хода / 0, то l t — І12 + /ц . Обе вторичные обмотки 2 и 3 следует рассматривать как работающие параллельно от источника с одним и тем же напряжением.
Пусть Ѵ2’ = ОН и U'.t = OG; если построить |
обычным образом |
векторы |
активных и индуктивных падений напряжения / 1гг/, |
j l 12x 2» АзГ3 и I l3x s’ |
обмоток |
2 и 3, то получится общая точка С. Откладывая от нее векторы активного и ин дуктивного падения напряжения І хгг и j l l x 1 в обмотке 1, получается вектор под веденного к зажимам первичной обмотки напряжения Üx. Фазные соотношения
между напряжениями І/г, f/ö, U':i и соответствующими им токами определяются углами фх, ф2 и фз, причем углы ф2 и ф3 задаются сетями, на которые работают обмотки 2 и 3.
241
Напряжения короткого замыкания, в трехобмоточном трансформаторе больше, чем в двухобмоточном, поэтому и изменение напряжения в трехобмоточ ном трансформаторе значительнее, чем в двухобмоточном.
В трансформаторах одинаковой мощности к. п. д. трехобмоточного трансфор матора практически такой же, как и у двухобмоточного.
17-3. Трансформаторы для ртутных выпрямителей
Характерной особенностью трансформаторов для ртутных выпрямителей является неодновременная нагрузка различных фаз в соответствии с неодновре менным горением анодов выпрямителя. Чтобы избежать некоторых возникаю щих в этом случае нежелательных явлений, применяются специальные схемы соединения вторичных обмоток. Основное значение имеют две схемы: а) звезда — двойной зигзаг и б) звезда — две обратные звезды. Наибольшее распростране ние имеет последняя схема (рис. 17-3, а). Здесь РВ — шестианодный ртутный выпрямитель; К — катод выпрямителя. Нейтральные точки Ог и 0 2 обеих вто ричных звезд выпрямительного трансформатора соединены между собой через
Рис. 17-3. Трансформатор для ртутного выпрямителя: а — схемы, внешняя характеристика выпрямителя
уравнительную катушку У К . Одна звезда питает нечетную группу анодов 1, 3, 5 выпрямителя, а другая — их четную группу 2, 4, 6. Если соединить среднюю точку М уравнительной катушки с отрицательным полюсом цени выпрямленного тока, то обе звезды будут работать параллельно, причем одновременно горят два анода, например 1 и 2. Роль уравнительной катушки состоит в сле дующем. Пусть в данный момент напряжение фазы Охаг больше напряжения фазы 02с2. В этом случае по У К потечет уравнительный ток, который понизит напряжение фазы 01а1 относительно точки М н, наоборот, повысит относительно этой точки напряжение фазы 02с2. В результате напряжения обеих фаз выравни ваются, и аноды 1 и 2 работают параллельно. Если сопротивления обеих вторич ных звезд трансформатора одинаковы, то нагрузочный ток распределяется по полам между обеими звездами.
При параллельной работе обеих вторичных звезд выпрямитель работает как трехфазный таким образом, что каждый анод работает У3 периода.
Так как первичная и вторичная обмотки выпрямительного трансформатора работают в разных условиях, то их расчетные мощности Рх и Р2 неодинаковы. Поэтому вводится понятие о типовой мощности выпрямительного трансформа тора РТ = (Рх + Р2)/2.
Если Рв — мощность на стороне выпрямленного тока, то, как показывает анализ работы схемы рис. 17-3, а, мощность Рг — 1,047 Рв, Pt == 1,48 Ра и, следовательно, типовая мощность Рт= 1,264 Рв.
242