Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сечение QC1 ярма определяется

по геометрическим

размерам

его. Расчетная индукция в ярме

 

 

Фд_^дФб

(2-31)

Bei Q ci

2ф д

Длина пути магнитного потока в ярме при радиальной высоте ЛС1

ярма

 

 

Lei — 2^ ні + 26 -f- 2hahcl).

(2-32)

Напряженность магнитного поля НС1 в ярме определяют по харак­ теристике намагничивания (рис. 2-2) для соответствующего мате­ риала и вычисленной индукции Вс1.

Намагничивающая сила для ярма

Fci = H0lL0г.

(2-33)

Рекомендуемые значения индукции ВС1 находятся в пределах

0,8—1,2 тл.

2-5. Магнитная характеристика машины

Расчет намагничивающих сил для отдельных участков и намагни­ чивающей силы для магнитной цепи пары полюсов (2-5) выпол­ няют для нескольких значений магнитного потока Фб'. для магнит­

ного потока Фб„, соответствующего

 

номинальной э. д. с.

и

Фц =

0,5 ФбН,

 

Фе = 0,8 Ф6н, Фв = 1,2 Ф6н.

 

 

Зависимость

Ф^ =

f (Fb) называется

 

магнитной

характеристикой.

Маг­

 

нитный

поток

и

 

намагничивающая

 

сила могут быть выражены в единицах

 

измерения системы СИ или же в отно­

 

сительных

единицах

Фб/Фбн и F0IF0H

 

(рис. 2-7). В начальной части маг­

 

нитная

характеристика

прямолиней­

 

на, так как при малых значениях

 

магнитного

потока

 

стальные

участки

 

магнитной цепи слабо насыщены и

Рис. 2-7. Магнитная характе­

намагничивающая

сила

практически

ристика

затрачивается

на

проведение

потока

 

только через зазор, т. е. среду с постоянной магнитной проницае­ мостью. Продолжение прямолинейной части магнитной характе­ ристики позволяет выделить намагничивающую силу для зазора для различных значений потока Ф^ (линия Ob на рис. 2-7).

По мере увеличения магнитного потока все большая часть намаг­ ничивающей силы затрачивается на проведение потока по стальным участкам. Эта часть намагничивающей силы соответствует отрезку Ьс. Отношение отрезков ас и ab определяет коэффициент насыщения

и

1

ас

магнитной цепи

Існ=

 

при заданном потоке Фб-

31


Из магнитной характеристики следует, кто наибольшая часть намагничивающей силы затрачивается на проведение магнит­ ного потока через зазор. Изменяя величину индукции на отдельных участках магнитной цепи, можно изменить вид магнитной характе­ ристики и коэффициент насыщения кн, который оказывает значи­ тельное влияние на свойства и характеристики машины.

Пример. Требуется определить намагничивающую силу Fm , необходимую для создания магнитного потока Фдн = 0,638•ІО"'2 вб в матине типа ПН-100. Размеры основных частей следующие: наружный диаметр якоря Dn2 = 245 мм;

внутренний диаметр якоря Z>2 = 60 мм;

длина якоря 12 =

80 мм;

вентиляцион­

ные каналы — осевые; количества пазов

якоря Z2 =

35;

размеры

паза: ЬП2 =

= 8,5 мм,

h32 =

36,2 мм; количество полюсов 2р =

4; зазор под главными ио-

люсамп б =. 1,5 мм; размеры главного

полюса: длина в осевом направлении

Іп = 80 мм; ширина в поперечном направлении Ъа =

80 мм; высота в радиаль­

ном направлении, включая наконечник,

ha =

70 мм; относительная расчетная

полюсная

дуга

а ' = 0,65;

сечение

ярма

(приближенно)

QCI =.- 41,5 X

ХЮ"4 м2; высота ярма hC! =

26 мм. Сердечники полюсов выполнены из стали

марки Э11, сердечник якоря — из стали марки Э12; станина — из стального проката.

Полюсное деление по (2-8)

 

_

лЛ1і2

я 245

192 мм.

 

 

~

2р

4

 

 

 

 

 

 

Так как машина имеет осевую вентиляцию, то расчетная длина якоря ио

(2-106) 12 = 12 = 80 мм.

 

 

 

 

 

 

 

Индукция в зазоре (2-12)

 

 

 

 

 

 

Фбн

0,638 • ІО“2

 

 

 

 

Вб

ШЦ.= 0,65 • 192 • 80 • 10-е = °’64 тл-

Пазовое деление

 

лПН2

я -245

 

 

 

 

 

<2

 

22 мм.

 

 

 

Z

35

 

 

 

 

Ширина зубца в верхней части

 

 

 

 

2 і

^2 ”—^п2 — 22 — 8,5 —13,5 лім.

Коэффициент зубчатости (2-14)

22 + 10-1,5

 

 

, '

/2 + 10б

 

 

«б—,.

 

99 1_ 4 П .

 

=1,30.

 

13,5 + 10-1,5'

 

■&321+10б

 

 

Намагничивающая сила для зазора (2-15)

 

 

 

+6 = 2 ^ бк6= 2 •

• 1,5 • ІО""* • 1,30 — 1990 а.

Пазовое деление по основанию пазов

 

 

 

 

to я (Пц2 -У2/г32)

я (245 —2 • 36,2)

 

15,5 мм.

 

Z2

35

 

 

 

 

Наименьшая ширина зубца

Ь323 =—1^23 — ^П2==^-Ь^—8,5 = 7,0 AIM.

Ширина зубца но середине высоты зубца

 

Ь322= b3Sk±hsi-

=

= 10,25 МАЬ.

32


При расчете

индукции п зубцах

(2-22а — в)

принят коэффициент запол­

нения пакета якоря сталью

кс — 0,9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вft,

V,

 

0.64 • 22 • 80 • 10-е

 

 

 

 

 

 

І;гл

b321l2kc

13,5-80.0,9-ІО'»

 

 

 

 

 

 

 

Btt tili

_

0.64 • 22 • 80 • IO“«

 

 

 

 

 

#322 ~

ьягг l2 kc ~ 10.25 ■80 • 0,9 • IO"» ~

l,0i

'ПЛ'

 

 

 

Въ t2li

 

0,64 - 22 • 80 - IO'«

on/

 

 

 

Ва^ ~ Ь зм 12кс ~

7,0 • 80 • 0,9 • IO“«

 

тЛ‘

 

Пазовый коэффициент у основания паза (2-21)

 

 

 

 

 

 

к

'23 Ч

 

,

 

15,5 - 80-

1 =

1,5.

 

 

 

пз “

W bк0

 

 

7,0 - 80 • 0,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напряженность магнитного

поля

 

по характеристикам

намагничивания

(рис. 2-6): Я 321 =

5,4 а/см,

Н3ц = 29

 

а/см и Я 323 =

690 а/см.

 

Расчетное значение напряженности магпптного поля (2-23)

 

Я 32: СР

. Я 321 + 4Я322 +

Д 32з _5,4 ■

• 29 +

690 =

135

а/см,

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

Намагничивающая сила для зубцовой зоны (2-24)

 

 

 

 

 

 

Р32 = 2Я320рА31 = 2 • 135 • 3,62 = 976 а.

 

 

 

Высота сердечника

якоря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

Я Н2 — Я 2

“32

245 -

60

0„ 0

 

ге

м м .

 

“С2 — ------ £------

'

2

o b tü

— 5о

 

Индукция в сердечнике якоря (2-25)

 

 

 

 

 

 

 

 

Вс.

Фгн

 

 

0,638 • ІО“2

 

=0,8 тл.

 

 

 

2hс I, кг

2 - 56 • 80 • 0.9 • ІО“«'

 

 

Соответствующая этой индукции напряженность магнитного

поля НС2

= 2,3 а/см по характеристике намагничивания (рис. 2-2).

 

 

 

Средняя длина пути магнитного потока в сердечнике якоря (2-26)

LC2 = 4 ^

{Dni — 2А33 — ЛС2) =

 

(245 — 2 • 36,2 — 56) =

92 мм.

Намагничивающая сила

для сердечника якоря (2-27)

 

 

 

 

 

— Я 02 L a — 2,3 *9,2 = 21 а.

 

 

ѵ

 

Прп расчете индукции в сердечнике полюса (2-28) и в ярме (2-31) коэффи­

циент рассеяния магнитного потока принят ка =

1,25.

 

 

 

 

 

#н =

к(тФ<5н

 

1,25-0.638- ІО"2

; 1,32

тл,

 

 

 

Qn

 

80 • 80 • 0,95 • ІО“6

 

 

 

# С І =

АчтФг„

_

1,25 • 0,638 • 10"«

= 0,96

тл.

 

 

 

 

2QC1

2 • 41,5 • ІО-'»

 

 

 

 

 

 

Напряженность магнитного поля в полюсе по характеристике намагничи­

вания (рис. 2-2)

На — 8,5 а/см.

Намагничивающая сила для полюсов (2-29)

 

 

Fa = Ilu2hu =

8,5 - 2 • 7 =

119 а.

 

 

 

 

.Напряженность магнитного поля в ярме НС1 — 5,5 а/см. (рис. 2-2).

2 Л, М, Пиотровский

33

 


Средпяя длина путп магнитного потока а ярмо

(2-32)

Lei - { j (DHt + 23 + 2Ап + Ай) = -J- (245 + 2 • 1,5

+ 2 • 70 + 2G) = 325 mm.

Намагничивающая сила для ярма (2-33)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fei =

Нс1 hcl ='5,5 • 32,5 = 179 а.

 

 

 

 

Намагничивающая сила на пару полюсов, необходимая для создания основ­

ного потока

Фан — 0,638-ІО-2 вб,

составляет

(2-5):

 

 

 

 

 

Fm = Fs + FBi +

FG2+ Fa + Fcl = 1990 +

980 +

21 +

119'+ 179 =

3289 a.

Расчет намагничивающей силы для других значений магнитного потока

сведен в табл. 2-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2-2

Участок

®а = о.5Фви

Фб = 0,8Фбн

ф 6н == 0,638-

О-2 вб

Фб 1.2Фвн

 

 

F

 

 

F

В

Я

F

В

Я

F

 

в

Я

В

Я

Зазор

0,32

-

995

0,52

-

1590

0,64

-

1990

0,78

-

2390

Зубцы

0,58

1,1

 

0.93

3,3

_

1,16

5,4

 

1,39

13,6

 

 

0,77

1,8

1,23

7,8

1,53

29

1,84

175

 

1,12

5,3

1,79

125

2,24

690

2,69

1900

 

 

2,27

16

 

26,6

193

 

135

980

 

438

3190

 

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

Якорь

0,4

0,8

7

0,64

1,6

15

0,8

2,3

21

0,96

3,7

34

Полюсы

0,67

1,9

27

1,06

4,0

56

1,32

8,5

119

1,58

36

504

Станина

0,48

2,2

72

0,77

3,8

124

0,96

5,5

179

1,15

7,8

253

 

-

-

1117

-

-

1978

-

-

3289

-

-

6371

Fо;/Fин

 

 

0,31

 

 

0,60

 

 

1,0

 

 

1,94

Г лава т рет ья ОБМОТКА ЯКОРЯ

3-1. Устройство обмотки

Основным элементом обмотки является секция — наименьшая часть обмотки, присоединенная к двум коллекторным пластинам. В зависимости от размеров якоря и напряжения машины секция со­ стоит из одного или нескольких соединенных последовательно вит­ ков. В каждом витке можно выделить две активные стороны 1, 2, расположенные в пазах 5 сердечника якоря, и лобовые части 3, 4

34


по торцам этого сердечника. Начало первого витка секции и конец последнего витка соединены с коллекторными пластинами.

Наименьшее количество секций обмотки якоря зависит от прием­ лемой величины пульсаций выпрямленного напряжения и допускае­ мого напряжения между соседними коллекторными пластинами. Для машин общего применения при напряжении 110—220 в количество секций на пару полюсов может быть от 24 до 70. Количество пазов в сердечнике якоря обычно меньше количества секций, поэтому несколько секций (от двух до пяти) объединяют в катушку с общей изоляцией от сердечника якоря. Для удобства размещения лобовых частей обмотку якоря выполняют двухслойной, т. е. одну сторону катушки (правую) 1 укладывают на дно паза, а вторую (левую) 2 располагают над нижней сторо­ ной другой катушки, с переходом из нижнего слоя в верхний по се­ редине лобовой части 3 (рис. 3-1).

Рис. 3-2. Катушка ступенчатой обмотки

Обычно все секции обмотки выполняют одинаковой ширины, и ка­ тушка, собранная из таких секций, занимает нижнюю половину од­ ного паза и верхнюю половицу другого. В крупных машинах для улучшения коммутации иногда применяют более сложную — сту­ пенчатую обмотку, у которой катушка собрана из секций различной ширины. Одна сторона 1 такой катушки также занимает половину паза, а вторая расщепленная сторона 2 — части двух расположен­ ных рядом пазов (рис. 3-2).

В двухполюсных машинах малой мощности обмотку якоря вы­ полняют путем укладки провода в пазы сердечника якоря без предва­ рительного изготовления секций. В. такой обмотке не соблюдается чередование сторон секций в верхнем и нижнем слоях, обе стороны первой уложенной секции и несколько следующих секций разме­ щены в нижнем слое, а стороны последних секций занимают верхние части пазов.

При диаметре якоря больше 75 мм секции обмотки наматывают на шаблоны и укладывают в частично открытые пазы по одному проводнику. Окончательную форму катушкам придают после укладки всех секций обмотки.

При частично открытых и открытых пазах в них укладываются полностью законченные катушки (рис. 3-3).

2*

35

Одновитковые секции крупных машин с большим сечением про­ водника выполняют из двух стержней (рис. 3-4). Стержни собирают в полукатушки и после укладки их в пазы соединяют в лобовой части хомутиками и пайкой. Применение полукатушек значительно облег­ чает изготовление ступенча­ тых и комбинированных об­ моток крупных машин.

Рис. 3-3. Катушка из двух двух-

Рис. 3-4. Полукатушка с двумя стерж-

витковых секций

нями

Для симметричного распределения массы обмотки относительно оси якоря лобовые части укладывают на специальные конструктив­ ные элементы — обмоткодержатели и закрепляют проволочными бандажами. Крепление катушек в пазу выполняют клиньями из изоляционных материалов или реже проволочными бандажами.

Для изготовления обмоток применяется медный обмоточный про­ вод. При поперечном сечении до 10 ммг обычно используется круг­ лый провод с изоляцией классов А, Е, В, а при большем сечении — прямоугольный провод с изоляцией класса А или В. Все соединения обмотки должны быть пропаяны припоем IIOG-40.

3-2. Схемы обмоток

Расположение секционных сторон и порядок соединения секций между собой и с коллекторными пластинами устанавливаются ша­ гами обмотки и показываются на схеме. Так как порядок этих соеди­ нений не зависит от количества витков в секции, то на схеме секции изображаются одновитковьши. Существуют два вида схем обмотки. В круговой схеме обмотка показывается на условном поперечном разрезе якоря. Активные стороны витков (секций) изображаются кружками в пазах якоря, лобовые соединения со стороны, противо­ положной коллектору, выносятся за окружность якоря, коллектор и его соединения с обмоткой размещаются внутри окружности якоря (см. рис. 3-8 и 3-14). В настоящее время описанный вид схемы исполь­ зуется только в учебной литературе. Более распространенной яв­ ляется развертка цилиндрической поверхности якоря на плоскость

36