ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
Сечение QC1 ярма определяется |
по геометрическим |
размерам |
его. Расчетная индукция в ярме |
|
|
Фд_^дФб |
(2-31) |
|
Bei —Q ci |
2ф д |
|
Длина пути магнитного потока в ярме при радиальной высоте ЛС1 |
||
ярма |
|
|
Lei — 2^ {Вні + 26 -f- 2ha-фhcl). |
(2-32) |
Напряженность магнитного поля НС1 в ярме определяют по харак теристике намагничивания (рис. 2-2) для соответствующего мате риала и вычисленной индукции Вс1.
Намагничивающая сила для ярма
Fci = H0lL0г. |
(2-33) |
Рекомендуемые значения индукции ВС1 находятся в пределах
0,8—1,2 тл.
2-5. Магнитная характеристика машины
Расчет намагничивающих сил для отдельных участков и намагни чивающей силы Fо для магнитной цепи пары полюсов (2-5) выпол няют для нескольких значений магнитного потока Фб'. для магнит
ного потока Фб„, соответствующего |
|
|||||||
номинальной э. д. с. |
и |
Фц = |
0,5 ФбН, |
|
||||
Фе = 0,8 Ф6н, Фв = 1,2 Ф6н. |
|
|
||||||
Зависимость |
Ф^ = |
f (Fb) называется |
|
|||||
магнитной |
характеристикой. |
Маг |
|
|||||
нитный |
поток |
и |
|
намагничивающая |
|
|||
сила могут быть выражены в единицах |
|
|||||||
измерения системы СИ или же в отно |
|
|||||||
сительных |
единицах |
Фб/Фбн и F0IF0H |
|
|||||
(рис. 2-7). В начальной части маг |
|
|||||||
нитная |
характеристика |
прямолиней |
|
|||||
на, так как при малых значениях |
|
|||||||
магнитного |
потока |
|
стальные |
участки |
|
|||
магнитной цепи слабо насыщены и |
Рис. 2-7. Магнитная характе |
|||||||
намагничивающая |
сила |
практически |
ристика |
|||||
затрачивается |
на |
проведение |
потока |
|
только через зазор, т. е. среду с постоянной магнитной проницае мостью. Продолжение прямолинейной части магнитной характе ристики позволяет выделить намагничивающую силу для зазора для различных значений потока Ф^ (линия Ob на рис. 2-7).
По мере увеличения магнитного потока все большая часть намаг ничивающей силы затрачивается на проведение потока по стальным участкам. Эта часть намагничивающей силы соответствует отрезку Ьс. Отношение отрезков ас и ab определяет коэффициент насыщения
и |
1 |
ас |
,т |
магнитной цепи |
Існ= |
|
при заданном потоке Фб- |
31
Из магнитной характеристики следует, кто наибольшая часть намагничивающей силы затрачивается на проведение магнит ного потока через зазор. Изменяя величину индукции на отдельных участках магнитной цепи, можно изменить вид магнитной характе ристики и коэффициент насыщения кн, который оказывает значи тельное влияние на свойства и характеристики машины.
Пример. Требуется определить намагничивающую силу Fm , необходимую для создания магнитного потока Фдн = 0,638•ІО"'2 вб в матине типа ПН-100. Размеры основных частей следующие: наружный диаметр якоря Dn2 = 245 мм;
внутренний диаметр якоря Z>2 = 60 мм; |
длина якоря 12 = |
80 мм; |
вентиляцион |
|||||
ные каналы — осевые; количества пазов |
якоря Z2 = |
35; |
размеры |
паза: ЬП2 = |
||||
= 8,5 мм, |
h32 = |
36,2 мм; количество полюсов 2р = |
4; зазор под главными ио- |
|||||
люсамп б =. 1,5 мм; размеры главного |
полюса: длина в осевом направлении |
|||||||
Іп = 80 мм; ширина в поперечном направлении Ъа = |
80 мм; высота в радиаль |
|||||||
ном направлении, включая наконечник, |
ha = |
70 мм; относительная расчетная |
||||||
полюсная |
дуга |
а ' = 0,65; |
сечение |
ярма |
(приближенно) |
QCI =.- 41,5 X |
||
ХЮ"4 м2; высота ярма hC! = |
26 мм. Сердечники полюсов выполнены из стали |
марки Э11, сердечник якоря — из стали марки Э12; станина — из стального проката.
Полюсное деление по (2-8)
|
_ |
лЛ1і2 |
я ■245 |
192 мм. |
|
||
|
~ |
2р |
4 |
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Так как машина имеет осевую вентиляцию, то расчетная длина якоря ио |
|||||||
(2-106) 12 = 12 = 80 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
Индукция в зазоре (2-12) |
|
|
|
|
|
||
|
Фбн |
0,638 • ІО“2 |
|
|
|
|
|
Вб “ |
ШЦ.= 0,65 • 192 • 80 • 10-е = °’64 тл- |
||||||
Пазовое деление |
|
лПН2 |
я -245 |
|
|
|
|
|
<2 |
|
22 мм. |
|
|||
|
|
Z |
35 |
|
|
|
|
Ширина зубца в верхней части |
|
|
|
|
|||
^з2 і |
^2 ”—^п2 — 22 — 8,5 —13,5 лім. |
||||||
Коэффициент зубчатости (2-14) |
22 + 10-1,5 |
|
|
||||
, ' |
/2 + 10б |
|
|
||||
«б—,. |
|
99 1_ 4 П . |
|
=1,30. |
|||
|
13,5 + 10-1,5' |
||||||
|
■&321+10б |
|
|
||||
Намагничивающая сила для зазора (2-15) |
|
|
|
||||
+6 = 2 ^ бк6= 2 • |
• 1,5 • ІО""* • 1,30 — 1990 а. |
||||||
Пазовое деление по основанию пазов |
|
|
|
|
|||
to я (Пц2 -У2/г32) |
я (245 —2 • 36,2) |
|
15,5 мм. |
||||
|
Z2 |
35 |
|
|
|
|
Наименьшая ширина зубца
Ь323 =—1^23 — ^П2==^-Ь^—8,5 = 7,0 AIM.
Ширина зубца но середине высоты зубца |
|
|
Ь322= b3Sk±hsi- |
= |
= 10,25 МАЬ. |
32
При расчете |
индукции п зубцах |
(2-22а — в) |
принят коэффициент запол |
|||||||||||
нения пакета якоря сталью |
кс — 0,9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Вft, |
V, |
|
0.64 • 22 • 80 • 10-е |
|
|
|
|
|
||||
|
І;гл |
b321l2kc |
13,5-80.0,9-ІО'» |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Btt tili |
_ |
0.64 • 22 • 80 • IO“« |
|
|
|
|
|
|||||
#322 ~ |
ьягг l2 kc ~ 10.25 ■80 • 0,9 • IO"» ~ |
l,0i |
'ПЛ' |
|
||||||||||
|
|
Въ t2li |
|
0,64 - 22 • 80 - IO'« |
on/ |
|
|
|
||||||
Ва^ ~ Ь зм 12кс ~ |
7,0 • 80 • 0,9 • IO“« |
|
тЛ‘ |
|
||||||||||
Пазовый коэффициент у основания паза (2-21) |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
к |
'23 Ч |
|
, |
|
15,5 - 80- |
1 = |
1,5. |
|
|
||||
|
пз “ |
W bк0 |
|
|
7,0 - 80 • 0,9 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Напряженность магнитного |
поля |
|
по характеристикам |
намагничивания |
||||||||||
(рис. 2-6): Я 321 = |
5,4 а/см, |
Н3ц = 29 |
|
а/см и Я 323 = |
690 а/см. |
|
||||||||
Расчетное значение напряженности магпптного поля (2-23) |
|
|||||||||||||
Я 32: СР |
. Я 321 + 4Я322 + |
Д 32з _5,4 ■ |
• 29 + |
690 = |
135 |
а/см, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
Намагничивающая сила для зубцовой зоны (2-24) |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Р32 = 2Я320рА31 = 2 • 135 • 3,62 = 976 а. |
|
|
|
||||||||||
Высота сердечника |
якоря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
, |
Я Н2 — Я 2 |
— |
“32 |
245 - |
60 |
0„ 0 |
|
ге |
м м . |
|
||||
“С2 — ------ £------ |
' |
2 |
— o b tü |
— 5о |
|
|||||||||
Индукция в сердечнике якоря (2-25) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Вс. |
Фгн |
|
|
0,638 • ІО“2 |
|
=0,8 тл. |
|
|
|||||
|
2hс I, кг |
2 - 56 • 80 • 0.9 • ІО“«' |
|
|
||||||||||
Соответствующая этой индукции напряженность магнитного |
поля НС2 |
|||||||||||||
= 2,3 а/см по характеристике намагничивания (рис. 2-2). |
|
|
|
|||||||||||
Средняя длина пути магнитного потока в сердечнике якоря (2-26) |
||||||||||||||
LC2 = 4 ^ |
{Dni — 2А33 — ЛС2) = |
|
(245 — 2 • 36,2 — 56) = |
92 мм. |
||||||||||
Намагничивающая сила |
для сердечника якоря (2-27) |
|
|
|
||||||||||
|
|
Fа — Я 02 L a — 2,3 *9,2 = 21 а. |
|
|
ѵ |
|
||||||||
Прп расчете индукции в сердечнике полюса (2-28) и в ярме (2-31) коэффи |
||||||||||||||
циент рассеяния магнитного потока принят ка = |
1,25. |
|
|
|
|
|||||||||
|
#н = |
к(тФ<5н |
|
1,25-0.638- ІО"2 |
; 1,32 |
тл, |
|
|
||||||
|
Qn |
|
80 • 80 • 0,95 • ІО“6 |
|
|
|||||||||
|
# С І = |
АчтФг„ |
_ |
1,25 • 0,638 • 10"« |
= 0,96 |
тл. |
|
|
||||||
|
|
2QC1 |
“ |
2 • 41,5 • ІО-'» |
|
|
|
|
|
|
||||
Напряженность магнитного поля в полюсе по характеристике намагничи |
||||||||||||||
вания (рис. 2-2) |
На — 8,5 а/см. |
Намагничивающая сила для полюсов (2-29) |
||||||||||||
|
|
Fa = Ilu2hu = |
8,5 - 2 • 7 = |
119 а. |
|
|
|
|
.Напряженность магнитного поля в ярме НС1 — 5,5 а/см. (рис. 2-2).
2 Л, М, Пиотровский |
33 |
|
Средпяя длина путп магнитного потока а ярмо |
(2-32) |
Lei - { j (DHt + 23 + 2Ап + Ай) = -J- (245 + 2 • 1,5 |
+ 2 • 70 + 2G) = 325 mm. |
Намагничивающая сила для ярма (2-33) |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Fei = |
Нс1 hcl ='5,5 • 32,5 = 179 а. |
|
|
|
|
||||
Намагничивающая сила на пару полюсов, необходимая для создания основ |
||||||||||||
ного потока |
Фан — 0,638-ІО-2 вб, |
составляет |
(2-5): |
|
|
|
|
|
||||
Fm = Fs + FBi + |
FG2+ Fa + Fcl = 1990 + |
980 + |
21 + |
119'+ 179 = |
3289 a. |
|||||||
Расчет намагничивающей силы для других значений магнитного потока |
||||||||||||
сведен в табл. 2-2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2-2 |
||
Участок |
®а = о.5Фви |
Фб = 0,8Фбн |
ф 6н == 0,638- |
О-2 вб |
Фб — 1.2Фвн |
|||||||
|
|
F |
|
|
F |
В |
Я |
F |
В |
Я |
F |
|
|
в |
Я |
В |
Я |
||||||||
Зазор |
0,32 |
- |
995 |
0,52 |
- |
1590 |
0,64 |
- |
1990 |
0,78 |
- |
2390 |
Зубцы |
0,58 |
1,1 |
|
0.93 |
3,3 |
_ |
1,16 |
5,4 |
|
1,39 |
13,6 |
|
|
0,77 |
1,8 |
— |
1,23 |
7,8 |
1,53 |
29 |
— |
1,84 |
175 |
— |
|
|
1,12 |
5,3 |
— |
1,79 |
125 |
2,24 |
690 |
— |
2,69 |
1900 |
— |
|
|
|
2,27 |
16 |
|
26,6 |
193 |
|
135 |
980 |
|
438 |
3190 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
||
Якорь |
0,4 |
0,8 |
7 |
0,64 |
1,6 |
15 |
0,8 |
2,3 |
21 |
0,96 |
3,7 |
34 |
Полюсы |
0,67 |
1,9 |
27 |
1,06 |
4,0 |
56 |
1,32 |
8,5 |
119 |
1,58 |
36 |
504 |
Станина |
0,48 |
2,2 |
72 |
0,77 |
3,8 |
124 |
0,96 |
5,5 |
179 |
1,15 |
7,8 |
253 |
|
- |
- |
1117 |
- |
- |
1978 |
- |
- |
3289 |
- |
- |
6371 |
Fо;/Fин |
|
|
0,31 |
|
|
0,60 |
|
|
1,0 |
|
|
1,94 |
Г лава т рет ья ОБМОТКА ЯКОРЯ
3-1. Устройство обмотки
Основным элементом обмотки является секция — наименьшая часть обмотки, присоединенная к двум коллекторным пластинам. В зависимости от размеров якоря и напряжения машины секция со стоит из одного или нескольких соединенных последовательно вит ков. В каждом витке можно выделить две активные стороны 1, 2, расположенные в пазах 5 сердечника якоря, и лобовые части 3, 4
34
по торцам этого сердечника. Начало первого витка секции и конец последнего витка соединены с коллекторными пластинами.
Наименьшее количество секций обмотки якоря зависит от прием лемой величины пульсаций выпрямленного напряжения и допускае мого напряжения между соседними коллекторными пластинами. Для машин общего применения при напряжении 110—220 в количество секций на пару полюсов может быть от 24 до 70. Количество пазов в сердечнике якоря обычно меньше количества секций, поэтому несколько секций (от двух до пяти) объединяют в катушку с общей изоляцией от сердечника якоря. Для удобства размещения лобовых частей обмотку якоря выполняют двухслойной, т. е. одну сторону катушки (правую) 1 укладывают на дно паза, а вторую (левую) 2 располагают над нижней сторо ной другой катушки, с переходом из нижнего слоя в верхний по се редине лобовой части 3 (рис. 3-1).
Рис. 3-2. Катушка ступенчатой обмотки
Обычно все секции обмотки выполняют одинаковой ширины, и ка тушка, собранная из таких секций, занимает нижнюю половину од ного паза и верхнюю половицу другого. В крупных машинах для улучшения коммутации иногда применяют более сложную — сту пенчатую обмотку, у которой катушка собрана из секций различной ширины. Одна сторона 1 такой катушки также занимает половину паза, а вторая расщепленная сторона 2 — части двух расположен ных рядом пазов (рис. 3-2).
В двухполюсных машинах малой мощности обмотку якоря вы полняют путем укладки провода в пазы сердечника якоря без предва рительного изготовления секций. В. такой обмотке не соблюдается чередование сторон секций в верхнем и нижнем слоях, обе стороны первой уложенной секции и несколько следующих секций разме щены в нижнем слое, а стороны последних секций занимают верхние части пазов.
При диаметре якоря больше 75 мм секции обмотки наматывают на шаблоны и укладывают в частично открытые пазы по одному проводнику. Окончательную форму катушкам придают после укладки всех секций обмотки.
При частично открытых и открытых пазах в них укладываются полностью законченные катушки (рис. 3-3).
2* |
35 |
Одновитковые секции крупных машин с большим сечением про водника выполняют из двух стержней (рис. 3-4). Стержни собирают в полукатушки и после укладки их в пазы соединяют в лобовой части хомутиками и пайкой. Применение полукатушек значительно облег чает изготовление ступенча тых и комбинированных об моток крупных машин.
Рис. 3-3. Катушка из двух двух- |
Рис. 3-4. Полукатушка с двумя стерж- |
витковых секций |
нями |
Для симметричного распределения массы обмотки относительно оси якоря лобовые части укладывают на специальные конструктив ные элементы — обмоткодержатели и закрепляют проволочными бандажами. Крепление катушек в пазу выполняют клиньями из изоляционных материалов или реже проволочными бандажами.
Для изготовления обмоток применяется медный обмоточный про вод. При поперечном сечении до 10 ммг обычно используется круг лый провод с изоляцией классов А, Е, В, а при большем сечении — прямоугольный провод с изоляцией класса А или В. Все соединения обмотки должны быть пропаяны припоем IIOG-40.
3-2. Схемы обмоток
Расположение секционных сторон и порядок соединения секций между собой и с коллекторными пластинами устанавливаются ша гами обмотки и показываются на схеме. Так как порядок этих соеди нений не зависит от количества витков в секции, то на схеме секции изображаются одновитковьши. Существуют два вида схем обмотки. В круговой схеме обмотка показывается на условном поперечном разрезе якоря. Активные стороны витков (секций) изображаются кружками в пазах якоря, лобовые соединения со стороны, противо положной коллектору, выносятся за окружность якоря, коллектор и его соединения с обмоткой размещаются внутри окружности якоря (см. рис. 3-8 и 3-14). В настоящее время описанный вид схемы исполь зуется только в учебной литературе. Более распространенной яв ляется развертка цилиндрической поверхности якоря на плоскость
36