Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р азд е л пят ы и

СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ

Глава т р и д ц а т ь т р е т ь я ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИНХРОННЫХ МАШИНАХ

33-1. Принцип работы синхронной машины

Здесь рассматривается трехфазная синхронная машина, рабо­ тающая в режиме генератора и возбуждаемая со стороны ротора постоянным током.

Возбужденный ротор синхронной машины приведен во вращение со скоростью п в таком направлении, чтобы порядок следования фаз статора был А В С. Если иметь в виду обмотку на рис. 21-11, то для этого нужно привести ротор во вращение по часовой стрелке. Поле ротора наводит в обмотке статора э. д. с. и токи с частотой / = рп/60. Как это уже известно (§ 21-5) и как видно на рис. 21-11, в, г, <9, трехфазный ток в обмотке статора создает магнитное поле, первая гармоническая которого вращающееся в том же направлении и с той же скоростью п, что и ротор.

Чтобы выяснить характер взаимодействия нолей статора и ротора синхронной машины, проще всего воспользоваться моделью этой машины.

На рис. 33-1 поля ротора и статора изображены для ясности в виде двух систем полюсов, вращающихся с одинаковой скоростью

слева направо.

статора нет тока, то линии магнитного поля

Если в

обмотке

в полюсах

статора

составляют продолжение линий поля ротора,

и оси обоих полей совпадают (рис. 33-1, а). Так как магнитные линии обладают упругостью, то участки линий в зазоре показаны в виде пружин, оси которых совпадают с направлением полей ротора и статора.

Если синхронная машина приводится во вращение приводным двигателем и работает в режиме генератора, то при заданных на рисунке полярности полюсов ротора и направлении его вращения в обмотке статора (на рис. 33-1, б она изображена кружком) наводится э. д. с. и течет ток (активная составляющая) за плоскость чертежа. Этот ток создает ноле, направленное встречно относительно ноля

ротора справа от оси полюса (набегающий край

полюса ротора)

и согласно с нолем ротора слева от оси полюса

(сбегающий край

381


полюса ротора). При наложении одного поля на другое получается картина результирующего поля статора на рис. 33-1, в, где видно, что ось этого поля сместилась относительно оси поля ротора в на­ правлении, противоположном направлению вращения ротора на

угол

Ѳ-

Линии магнитного поля в зазоре теперь идут наклонно

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим

создают

 

электромагнитную

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

силу,

имеющую

две

 

состав­

 

 

°

%

c=j

*■'

 

 

 

 

 

 

 

 

і к

 

I

К

 

 

 

 

ляющие:

радиальную

Fp

и

 

 

 

 

<3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

$

 

 

 

 

N

касательную FK. Радиальные

 

 

 

 

 

C j

 

 

 

 

 

 

 

<3

^

 

 

 

 

 

Со

силы

всех полюсов

взаимно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уравновешиваются, а каса­

 

 

 

 

^МС)

 

 

 

 

СЬ

тельные,

складываясь,

обра­

 

 

 

 

 

 

 

 

§

зуют момент Мэм, направлен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный

встречно

относительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

момента М х приводного дви­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гателя. Следовательно, мо­

 

т т ш щ

 

 

 

 

 

мент Мэм является тормозя­

 

 

 

 

 

 

щим по отношению к моменту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М ѵ Установившийся

 

режим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работы

синхронного

генера­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тора

соответствует

такому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

его состоянию,

когда Мх =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= — Мш, т. е. когда эти два

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

момента — вращающий и тор­

 

 

 

 

1 £

§-

 

 

 

 

 

мозящий — находятся во вза­

 

 

 

 

1 1

 

 

 

М/

 

имном равновесии.

 

 

 

 

 

 

N

11 <5

 

 

 

N

 

Если

 

подвести к привод­

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

ному

двигателю большее ко­

 

 

 

—Ч-Н9И

 

 

 

 

 

 

 

 

_____

 

§

 

 

 

 

личество пара, воды,

нефти и

 

 

 

 

Cl

FP

 

 

 

т. п.,

то

соответственно

уве­

 

 

 

 

S

 

 

 

 

личится

 

вращающий

момент

 

 

 

 

cj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М х на валу генератора.

Под

 

 

 

 

 

 

 

 

 

действием этого момента

ро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тор начнет смещаться отно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сительно

полюсов

статора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вперед по направлению

вра­

Рис. 33-1. Принцип

 

работы

синхронной

щения, и угол ѳ

будет увели-

 

циваться. Но при этом магни-

машины:

а — холостой

ход,

б и в

— в

 

 

 

 

 

 

^

 

 

режиме генератора,

г в

режиме двига-

тные линии в зазоре будут

 

 

 

 

теля

 

 

 

 

сильнее растягиваться, ока­

действие

моменту

приводного

 

зывая все большее противо­

двигателя Мг.

Такое

увеличение

угла

и

соответственно

противодействующего

момента

генератора

Мэм

будет

продолжаться

до

тех нор,’ пока

 

момент

Мэм не ста­

нет равным по величине моменту Мг. После этого дальнейшее увеличение угла 0 прекратится, и генератор будет продолжать работать с прежней синхронной скоростью п, но с новым, в данном случае большим, углом 0. При чрезмерном увеличении момента Мх электромагнитное взаимодействие между статором и ротором может

382


бытъ нарушено. В этом случае поля статора п ротора начинают вращаться с разными скоростями и, следовательно, постоянное взаимодействие между ними становится невозможным, т. е. генера­ тор выпадает из синхронизма.

Если синхронная машина работает двигателем при тех же, что на рис. 33-1, полярности полюсов ротора и направлении его враще­ ния, то ток (активная составляющая) в обмотке статора изменяется но направлению, что объясняется совершенно так же, как в двига­ телях постоянного тока (см. рис. 8-1). Соответственно этому изме­ няется действие поля статора по отношению к полю ротора, а именно:

набегающий край полюса ротора

намагничивается

полем якоря,

а сбегающий — размагничивается.

Поэтому картина

результирую­

щего поля теперь имеет вид, показанный на рис. 33-1, г. Ось резуль­ тирующего поля статора сместилась относительно оси поля ротора на угол Ѳ по направлению вращения ротора, вследствие чего изме­ нился наклон магнитных линий в зазоре и знак момента Мэм. Теперь этот момент является вращающим.

Таким образом, при работе синхронной машины генератором ось поля ротора опережает ось поля статора на угол +0 , а при ее работе двигателем — отстает от оси поля статора на угол — Ѳ.

При перегрузке синхронный двигатель, так же как синхронный генератор, может выпасть из синхронизма.

33-2. Основные конструктивные элементы синхронных машин

А. Явнополюсные синхронные машины. Наиболее распростра­ ненная конструктивна'я схема таких машин показана на рис. 18-3, а, индуктор является вращающейся частью с выступающими полюсами. В машинах мощностью до 100 кет при скорости вращения 750— —1500 об/мин полюсы крепятся болтами к втулке, насаженной на вал. При большем количестве полюсов сердечник ротора выполняют в виде колеса, по ободу которого проходит магнитный поток (рис. 33-2). В машинах средней и большой мощности полюсы крепятся к сердеч­ нику ротора с помощью Т-образных хвостов. Для катушек обмотки возбуждения применяется прямоугольный провод, а в крупных машинах — полосовая медь. В полюсных наконечниках разме­ щаются медные или латунные стержни, соединенные по торцам полюсных наконечников медными дугами. Стержни и дуги образуют короткозамкнутую обмотку ротора, предназначенную для создания асинхронного момента. Явнополюсные синхронные машины мощ­ ностью до 10 кет и одноякорные преобразователи выполняются но конструктивной схеме машин постоянного тока, вместо коллектора на вращающемся якоре расположены три контактных кольца для соединения обмотки якоря с сетью.

Синхронные машины обычно имеют радиальную вентиляцию (рис. 18-2 и 33-2). Воздух подается в машину двумя вентиляторами, расположенными вблизи торцов сердечника ротора. После выхода из вентилятора воздух делится на две струи, одна из которых охла­ ждает лобовые части обмоток, а вторая направляется между катуш-

383


нами ротора к зазору и затем проходит через радиальные каналы сердечника статора. В пространстве между сердечником статора и корпусом обе струи объединяются, и горячий воздух выходит через отверстия с боковых сторон корпуса.

Явнополюсные синхронные машины с горизонтальным располо­ жением вала широко используются как генераторы и двигатели.

Рис. 33-2. Явнополюсная синхронная машина

1 —• пакеты сердечника статора, 2 — обмотка статора, з — успокоительная обмотка, 4 — обмотка возбуждения, 5 — лопасти вентилятора, в — сердечник полюса, 7 — обод ротора, S — контактные кольца, 9 — подшипник, 10 — вал

Приводными двигателями для генераторов служат паровые машины

изначительно чаще двигатели внутреннего сгорания и гидравличе­ ские турбины. Паровая машина имеет небольшую скорость вращения, а для уменьшения размеров генератора его скорость вращения выби­ рается равной 750—1500 об/мин, поэтому между паровой машиной

игенератором вводится ременная передача. Двигатель внутреннего сгорания, как правило, соединяется непосредственно с генератором, который в этом случае выполняется с одним подшипником. Второй

опорой для ротора генератора служит подшипник приводного дви­

384

гателя. Момент на валу поршневых машин содержит значительную переменную составляющую, это приводит к необходимости устанав­ ливать маховик или же выполнять ротор синхронного генератора с увеличенным моментом инерции. По такой же конструктивной схеме выполняются синхронные двигатели, предназначенные для привода компрессоров.

Гидравлические турбины' имеют небольшую скорость вращения 60—500 об/мин и соединяются непосредственно с генераторами. Чем меньше напор воды (высота плотины) и чем больше мощность турбины,

Рис. 33-3. Погружной синхронный генератор

1 — водонепроницаемая оболочка, 2 — направляющий подшипник, з — статор гене­ ратора, 4 — ротор генератора, S — вал, в — упорный подшипник, 7 — направляю­ щий аппарат турбины, 8 — рабочее колесо турбины

тем меньше оптимальная скорость вращения (при которой к. п. д. турбины достигает максимального значения). При таких скоростях вращения генераторы имеют много полюсов, 'большой диаметр и сравнительно небольшую длину. Для привода генераторов мощ­ ностью до 30 Мет применяются прямоточные» турбины, в которых поток воды не имеет резких поворотов. Турбина и генератор устанав­ ливаются внутри плотины, отсутствие машинного зала значительно уменьшает размеры и стоимость электростанции. Генератор в этом случае выполняется проточным или погружным. В проточном гене­ раторе индуктор насажен на рабочее колесо турбины и поток воды проходит внутри индуктора. Недостаток этого исполнения — слож­ ность устройства уплотнений, препятствующих попаданию воды к сердечникам и обмоткам генератора. В настоящее время большее распространение получили погружные генераторы (рис. 33-3), отделенные от водяного потока непроницаемой оболочкой. Ротор гене­ ратора поддерживается двумя радиальными подшипниками. Давле­

13 Л. М. Пиотровский

385


ние рабочего колеса турбины и случайные осевые силы противопо­ ложного направления воспринимаются двусторонним упорным под­ шипником. Высокое использование активных материалов, обуслов­ ленное малыми размерами генератора, вызывает необходимость интенсивного охлаждения. Кроме воздуха, в качестве охлаждающего агента может быть использована вода, циркулирующая по трубчатым проводникам обмоток статора и ротора.

Рис, 33-4. Синхронные

генераторы: а — подвесной, б — зонтичный

1 — упорный подшипник,

2 — контактные кольца, 3 — подвозбудитель, 4 — возбудитель,

5 — верхняя крестовина,

6 — регуляторный генератор, 7 спица ротора, 8 — обод ротора,

9 — сердечник полюса ротора, 10

— обмотка возбуждения, и — обмотка статора, 12 — па­

кеты сердечника статора,

18 — охладитель, 14 — тормоз-домкрат, 15 — нижняя крестовина,

16 — втулка ротора, 17

вал,

і8 — направляющий подшипник, 19 — вспомогательный

 

 

синхронный генератор

386