бытъ нарушено. В этом случае поля статора п ротора начинают вращаться с разными скоростями и, следовательно, постоянное взаимодействие между ними становится невозможным, т. е. генера тор выпадает из синхронизма.
Если синхронная машина работает двигателем при тех же, что на рис. 33-1, полярности полюсов ротора и направлении его враще ния, то ток (активная составляющая) в обмотке статора изменяется но направлению, что объясняется совершенно так же, как в двига телях постоянного тока (см. рис. 8-1). Соответственно этому изме няется действие поля статора по отношению к полю ротора, а именно:
набегающий край полюса ротора |
намагничивается |
полем якоря, |
а сбегающий — размагничивается. |
Поэтому картина |
результирую |
щего поля теперь имеет вид, показанный на рис. 33-1, г. Ось резуль тирующего поля статора сместилась относительно оси поля ротора на угол Ѳ по направлению вращения ротора, вследствие чего изме нился наклон магнитных линий в зазоре и знак момента Мэм. Теперь этот момент является вращающим.
Таким образом, при работе синхронной машины генератором ось поля ротора опережает ось поля статора на угол +0 , а при ее работе двигателем — отстает от оси поля статора на угол — Ѳ.
При перегрузке синхронный двигатель, так же как синхронный генератор, может выпасть из синхронизма.
33-2. Основные конструктивные элементы синхронных машин
А. Явнополюсные синхронные машины. Наиболее распростра ненная конструктивна'я схема таких машин показана на рис. 18-3, а, индуктор является вращающейся частью с выступающими полюсами. В машинах мощностью до 100 кет при скорости вращения 750— —1500 об/мин полюсы крепятся болтами к втулке, насаженной на вал. При большем количестве полюсов сердечник ротора выполняют в виде колеса, по ободу которого проходит магнитный поток (рис. 33-2). В машинах средней и большой мощности полюсы крепятся к сердеч нику ротора с помощью Т-образных хвостов. Для катушек обмотки возбуждения применяется прямоугольный провод, а в крупных машинах — полосовая медь. В полюсных наконечниках разме щаются медные или латунные стержни, соединенные по торцам полюсных наконечников медными дугами. Стержни и дуги образуют короткозамкнутую обмотку ротора, предназначенную для создания асинхронного момента. Явнополюсные синхронные машины мощ ностью до 10 кет и одноякорные преобразователи выполняются но конструктивной схеме машин постоянного тока, вместо коллектора на вращающемся якоре расположены три контактных кольца для соединения обмотки якоря с сетью.
Синхронные машины обычно имеют радиальную вентиляцию (рис. 18-2 и 33-2). Воздух подается в машину двумя вентиляторами, расположенными вблизи торцов сердечника ротора. После выхода из вентилятора воздух делится на две струи, одна из которых охла ждает лобовые части обмоток, а вторая направляется между катуш-