Наоборот, когда Ѳ = 90°, генератор способен развить наиболь-
itIVto электромагнитную мощность г :1Мт — ш —:—, но его сшіхрони-
x d
зіірующан мощность Рск : - 0, т. е. генератор не может работать параллельно с другими генераторами.
Практически уже задолго до о = 90° генератор начинает работать не вполне устойчиво, в нем возникают колебания, рассматриваемые в § 37-13. Пот почему в синхронных генераторах угол Ѳне превышает
25°. |
В этом случае sin |
Ѳ “ 0,42, а cos Q — 0,90, т. |
е. при номиналь |
ном |
режиме мощность |
Ром |
Д 0,42 Рэ.м,„, |
а Р сх > |
0,90 Рсх Если |
разделить мощность Рсх на |
со -- 2л п/60, |
то получится синхрони |
зирующий момент Мех ~ Рех<>)- |
|
|
37-7. Перегрузочная способность генератора. Понятие о статической и динамической устойчивости
Под перегрузочной способностью км генератора понимают отно шение наибольшей электромагнитной мощности или наибольшего момента, развиваемых генератором при номинальном напряжении Ua и номинальном возбуждении Ів и, к электромагнитной мощности или соответственно моменту номинального режима. Таким образом,
UEп
|
км |
Р щ т |
|
Х<1 |
1 |
(37-7) |
|
Р эм. н |
т |
UEп . . |
sin Ѳн ’ |
|
|
|
|
|
xd |
|
|
|
|
------ sin бн |
|
|
т. е. перегрузочная способность генератора тем больше, чем меньше угол ѳн. Если мощность генератора Рн и напряжение сети Uс, парал лельно с которой он работает, заданы, то, как это следует из фор мулы (37-5), можно уменьшить Ѳн Двумя путями: увеличивая э. д. с. Еп, или уменьшая xtl. Первый путь возможен в эксплуатационных условиях, но увеличение Еп возможно только за счет увеличения тока возбуждения / в, а это может повести к перегреву обмотки воз буждения. Кроме того, из дальнейшего будет видно, что в этом слу чае в генераторе появляется реактивный ток, а это заставляет во избежание перегрева обмотки статора недогружать генератор актив ной мощностью.
Второй путь возможен лишь при расчете машины. Чтобы умень шить xd, нужно уменьшить продольный поток реакции якоря Фпгі, а для этого нужно увеличить зазор б. По при этом увеличивается сопротивление на пути основного потока. Поэтому, если хотят оста вить последний без изменения, то должны увеличить намагничиваю щую силу обмотки возбуждения, соответственно увеличив место для обмотки возбуждения. Следовательно, для увеличения перегрузочной способности машины необходимо увеличивать ее размеры; стои мость машины при этом возрастает.
Коэффициент перегрузочной способности км характеризует собой так называемую статическую устойчивость синхронного генератора, т. е. ту предельную мощность, которую он может развить при мед