Файл: Пиотровский Л.М. Электрические машины учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предельные допускаемые превышения температуры частей элект­ рических машин при температуре газообразной охлаждающей среды

более

40 или менее 40° С, или на высоте над уровнем моря более

1000

м должны быть соответствующим образом изменены.

Температура подшипников не должна превышать следующих предельных допускаемых значений: для подшипников скольжения 80° С (температура масла при этом не должна быть более 65° С), для подшипников качения 100° С.

Более высокая температура допускается, если применены специ­ альные подшипники качения или специальные сорта масел при соот­ ветствующих материалах вкладышей для подшипников скольжения.

40-10. Охлаждение и вентиляция электрических машин

Количество теплоты, которое может быть рассеяно в данной ма­ шине, зависит от способа охлаждения. Усовершенствование охлажде­ ния дает возможность увеличить использование активных материа­ лов машины и тем самым сделать ее легче.

По способу охлаждения машины делят на следующие основные типы: 1) с естественным охлаждением; 2) с самовентиляцией; 3) с на­

1

ружной самовентиляцией; 4) с не­

зависимым охлаждением.

ох­

 

Машины

с

естественным

 

лаждением не имеют никаких

спе­

 

циальных

приспособлений

для

 

охлаждения. В

настоящее время

 

этот тип не применяется,

за исклю­

 

чением машин очень малой мощ­

 

ности.

с

самовентиляцией

 

Машины

 

охлаждаются с помощью вентиля­

Рис. 40-3. Р а д и а л ь н а я си стем а в ен ­

тора, составляющего одно целое с

т и л я ц и и

вращающейся

частью

машины.

 

Вентилятор

засасывает

извне

хо­

лодный воздух и прогоняет его через машину. В зависимости от того, в каком направлении движется по машине охлаждающий воздух, различают следующие две вентиляционные схемы: радиальную и осевую.

Радиальная схема вентиляции с радиальными вентиляционными каналами 1 показана на рис. 40-3. Сердечник охлаждаемой части состоит из пакетов 2 шириной 4—8 см каждый; ширина вентиляцион­ ного канала обычно 10 мм.

К преимуществам радиальной схемы вентиляции относятся про­ стота и надежность конструкции, минимальные потери энергии на вентиляцию и достаточная равномерность теплоотдачи. Недостатки этой схемы вентиляции состоят в меньшей компактности машины (так как вентиляционные каналы занимают до 20% по длине якоря), в от­ носительно меньшей по сравнению с другими системами теплоотдаче. Количество протекающего через машину охлаждающего воздуха су­

488


щественно зависит от взаимного положения каналов статора и ро­ тора: так, перемещение якоря на 2—3 мм в осевом направлении в ту или другую сторону от правильного положения влечет за собой из­ менение количества охлаждающего воздуха на 20—30%.

Осевая схема вентиляции показана на рис. 40-4. Если осевыо каналы 4 устроены только на роторе 3, то такую систему вентиляции называют простой осевой, если же каналы 1 ж4 выполнены на ста­ торе 2 и роторе 3, то получается двойная осевая схема.

Недостаток осевой схемы вентиляции состоит в неравномерности охлаждения. Действительно, левая часть машины на рис. 40-4 ох­ лаждается лучше, а правая хуже, так как воздух, пройдя по осевым каналам, успел подогреться.

Машины с наружной самовентиляцией применяются в тех случаях, когда воздух содержит взрывчатые газы или нары кислот, разруша-

Рис. 40-4. О севая си стем а в ен ти л я ц и и

ющие изоляцию, и машины должны быть закрыты, т. е. устроены так, чтобы наружный воздух не мог попасть внутрь машины. В этом слу­ чае все потери в машине могут быть отведены в окружающую среду только с наружной поверхности станины. В условиях естественнои вентиляции получается тяжелая и дорогая машина, тогда как, при­ меняя обдувание наружной поверхности станины, можно увеличить мощность машины в два-три раза. Обдувание станины производится при помощи вентилятора, вынесенного за подшипниковый щит. Чтобы усилить передачу тепла от внутренних частей машины к ее наружной поверхности, воздух внутри машины заставляют циркулировать при помощи внутренних вентиляторов.

В машинах с независимым охлаждением воздух подводится к ма­ шине при помощи независимого, т. е. имеющего собственный привод, вентилятора. Независимая вентиляция бывает двух родов: протяж­

ная и замкнутая.

Под протяжной схемой вентиляции понимают такую, когда к ма­ шине подводятся извне все новые массы холодного воздуха, которые, провентилировав машину, выводятся затем наружу в окружающую атмосферу. Чтобы предупредить загрязнение машины пылью, всегда содержащейся в воздухе, на входном отверстии трубы, подающей в машину воздух, устанавливают фильтр.

489


При замкнутой схеме вентиляции один и тот же объем воздуха совершает замкнутый цикл, а именно: проходит через машину, по­ догревается, попадает в охладители, здесь охлаждается, снова попа­ дает в машину и т. д. Замкнутая схема позволяет применить для охлаждения машины не только воздух, но и другие газы. В настоящее время для этой цели используется водород (§ 33-2Б).

40-11. Нагревание и охлаждение трансформаторов

В основном тепловой процесс в масляном трансформаторе происходит так же, как и во вращающейся машине закрытого типа, с той разницей, что вместо воздуха (или водорода) бак трансформатора заполнен маслом. Потери, возникающие при работе трансформатора в стали сердечника и в обмотках, преобразовываются в тепловую энергию, которая нагревает эти части; соприкасаясь с ними, масло

Рис. 40-5. Т р ан сф о р м ато р с тр у б чаты м баком : а_— ц и р к у ­ ляция м ас л а , б — р асп р ед ел ен и е п р евы ш ен и й тем п ер а ­ ту р ы

начинает циркулировать в направлении от нагретой выемной части (сердечника и обмоток) к более холодной поверхности бака (§ 10-5Б)

Температуры сердечника, обмоток и масла очень тесно связаны с условиями охлаждения трансформатора. Различают следующие основные способы охлаждения: естественное масляное; масляное с дутьем и принудительную циркуляцию масла с воздушным или

водяным охлаждением его.

На рис. 40-5 показаны пути циркуляции масла и распределение превышения температуры по высоте в трансформаторе с естественным масляным охлаждением. Наиболее нагретой частью с наиболее нерав­ номерно распределенной температурой является обмотка трансфор­ матора (линия 1). Поэтому срок служоы трансформатора опреде­ ляется временем износа (старения) изоляции обмотки. Превышение температуры сердечника трансформатора показано линией 2.

Отвод тепла от обмоток в масло практически происходит только путем конвекции, которая представляет собой сложное явление, за-

490


висящее как от температуры масла, так и от свойств теплорассеиваю­ щей поверхности. Превышение температуры масла показано линией 3. Согласно опытным данным, можно считать, что в обычных условиях работы трансформатора Як = 80 — 100 вт/(град-м2). Эта цифра при­ мерно в 10 раз превышает Як в воздухе (§ 40-3), и в этом состоит роль масла как теплоотводящей среды. Учитывая средние значения повы­ шения температуры обмотки относительно масла, можно допустить следующие тепловые нагрузки обмоток: а) в трансформаторах с естественным масляным охлаждением q0= 1000—1500 вт/м2; б) в трансформаторах с дутьем qa = 1400—2200 вт/м2; в) в трансформато­ рах с принудительной циркуляцией масла q0 = 2500 вт/м2 и выше.

Для охлаждения трансформатора конструкция бака имеет важное значение. Простейшая форма гладкого бака применима лишь в транс­ форматорах мощностью не более 20—30 кв-а. При больших мощно­ стях — до 2400 кв — применяются трубчатые баки (рис. 10-19), а затем баки радиаторного типа с естественной циркуляцией масла для мощностей до 7500 кв-а включительно или с обдувом (рис. 10-20) для мощностей от 10 000 кв и выше. Превышение температуры по­ верхности труб показано линией 4 на рис. 40-5. Трансформаторы с принудительной циркуляцией масла имеют гладкие баки и обору­ дованы насосной установкой.

Согласно ГОСТ 11677—65, превышения температуры частей мас­ ляного трансформатора над температурой охлаждающей среды при тепловых испытаниях не должны превышать следующих значений:

Части трансформатора

 

Повышение

Метод

 

температуры

измерения

 

 

°С

 

Обмотки..................................................

65

По изменению

Поверхности магнитопровода

и кон­

 

сопротивления

75

По термометру

структивных элементов.................

Масло в верхних слоях:

 

 

 

исполнение герметизированное или

 

 

с устройством, полностью

защи­

 

 

щающим масло от соприкоснове­

60

То же

ния с окружающим воздухом . .

в остальных случаях .....................

55

» »

Превышение температуры обмоток, сердечника и конструктивных деталей сухого трансформатора должно соответствовать табл. 40-1.

В аварийных случаях масляные трансформаторы должны допу­ скать одну из следующих кратковременных перегрузок сверх номи­ нального тока (независимо от длительности предшествующей на­ грузки, температуры охлаждающей среды и места установки): 30% в течение 2 ч, 45% — 80 мин, 60% — 45 мин, 75% — 20 мин, 100% — 10 мин, 200% — 1,5 мин.

Для сухих трансформаторов перегрузка в аварийных случаях устанавливается значительно меньшей: 20% в течение 1 ч, 30% — 45 мин, 40% — 32 мин, 50% — 18 мин, 60% — 5 мин.

491


Температуря окружающей среды установлена следующая: для воды не более 25° С у входа в охладитель, для воздуха - естественно изменяющаяся температура, не более 40° С. Таким образом, при по­ ниженной температуре воздуха температура обмоток будет меньше установленной для изоляционных материалов соответствующего класса. Однако поддерживать непрерывно максимальную допускае­ мую температуру обмоток путем увеличения нагрузки трансформатора не следует, так как в этом случае значительно сокращается срок службы. Допускаемое превышение температуры установлено с уче­ том неизбежных суточного и годового колебаний температуры окру­ жающего воздуха, так что среднесуточная температура не более 30° С и среднегодовая — не более 20° С, т. е. в предположении, что перио­ ды максимальной температуры обмоток всегда в эксплуатации чере­ дуются с периодами пониженной температуры.

При низкой температуре вязкость масла значительно увеличи­ вается, следовательно, уменьшается А,к, поэтому ограничен нижний предел температуры окружающего воздуха, не менее —45а С.

В этих условиях, как показал долголетний опыт эксплуатации, установленные превышения температуры обеспечивают работу транс­ форматора в течение 15—20 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. Л., Госэнергоиздат,

1958. 427 с. с ил.

Важнов А. И. Электрические машины. Л., «Энергия», 1969. 768 с. с ил. Вольдек А. И. Электрические машины. Л., «Энергия», 1966. 782 с. с ил. Евдокимов Ф. Е. Теоретические основы . электротехники. Изд. 3-е, М.,

«Высшая школа», 1971. 544 с. с ил.

Ермолин Н. П. Электрические машины малой мощности. М., «Высшая

школа»,

1967.

503 с. с ил.

 

 

Зимин В.

И. и др.

Обмотки электрических машин. Изд. 6-е., Л., Госэнергоиздат,

1970.

471 с. с ил.

Электрические машины, ч. 1.

Изд. 2-е, Л.

Костенко М.

И., Пиотровский Л. М.

«Энергия», 1964. 548 с. с ил.

М. Электрические машины,

ч. II. Изд.

Костенко

М.

П.,

Пиотровский Л.

2-е,

Л.,

«Энергия», 1965. 704 с.

с ил.

 

Костенко М. П. Электрические машины. Специальная часть, М-Л., Госэнерго­

издат, 1949. 712 с. с ил.

Левшиц-Гарик М. Обмотки машин переменного тока, Госэнергоиздат, 1959. 766 с. с ил.

Петров Г. II.

Электрические машины, ч. I. М., Госэнергоиздат, 1956. 224 с. с ил.

Петров Г.

Н. Электрические машины, ч. II.

М., Госэнергоиздат, 1963.

416 с. с ил.

 

224 с. с ил.

Петров Г. Н. Электрические машины, ч. III. М., «Энергия», 1966.

Попов В. С.

Теоретическая электротехника. М.,

«Энергия», 1970.

608 с. с ил.

Толвинский В. А. Электрические машины постоянного тока, Л. Госэнерго­

издат, 1956. 468 с. с ил.

Юферов Ф. М. Электрические двигатели автоматических устройств. М., Госэнергоиздат, 1959. 224 с. с ил.