ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 4
Система обнаружений и целеуказаний комплекса «Найк-Геркулес» первоначально базировалась на стацио нарной РЛС обнаружения СВАР, работающей в режиме непрерывного излучения радиоволн. Система имеет сред ства опознавания авиации, действующие по принципу «свой — чужой», а также средства целеуказания.
В середине 60-х годов для комплекса была разрабо тана новая РЛС обнаружения ХИПАР, отличающаяся от РЛС СВАР увеличенной мощностью, более высокой помехозащищенностью и подвижностью. Эта РЛС мон тируется на пяти прицепах. На трех из них размещены передатчик, приемник и пункт обработки информации; на четвертом—-силовая установка: два дизельных гене ратора мощностью по 200 кет, блок питания на 60 гц для РЛС и блок питания на 400 гц для пункта обработки
информации. На |
пятом |
прицепе |
установлена |
антенна |
||||
РЛС, имеющая |
ширину |
около 13 |
м |
(для транспортиров |
||||
ки одни |
части |
антенны |
снимаются, |
другие |
складыва |
|||
ются) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
РЛС |
ХИПАР |
может |
использоваться в |
составе З Р К |
||||
самостоятельно |
или совместно со |
станцией |
СВАР. |
Средства управления ЗУР комплекса включают две РЛС (точного сопровождения цели и сопровождения ракеты), счетно-решающий прибор и станцию передачи радиокоманд на борт ЗУР (совмещена с РЛС сопровож дения ракеты).
Определение момента пуска ЗУР, выработка и пере дача команд теленаведения осуществляются этими сред ствами автоматически по обычной схеме. Кроме того, они вырабатывают и передают радиокоманду на подрыв боевой части ракеты.
Пусковая установка для ЗУР «Найк-Геркулес» рас считана на одну ракету. Известны три ее модифика ции—стационарная, полустационарная и самоходная подвижная (последняя была разработана несколько поз же) . Две первые обеспечивают пуск ЗУР под постоян ным углом возвышения около 90°. Направляющая пу сковых установок имеет конечную длину. Заряжание ее механизированное.
Состоящая на вооружении самоходная пусковая уста новка (рис. 34) смонтирована на колесном шасси везде ходного грузового автомобиля. Она включает четыре основных агрегата: направляющую с механизмом вер-
135
8,2 м), диаметр корпуса 0,8 |
м, размах |
крыла |
2,3 м. Стои |
||
мость ЗУР с осколочно-фугасной |
боевой частью (для по |
||||
ражения одиночной |
цели) составляет |
15 тыс. долларов, |
|||
а с ядерной (для |
борьбы |
с |
групповыми |
целями) — |
|
115 тыс. долларов. |
|
|
|
|
|
Корпус маршевой ступени ракеты состоит из трех от секов и носового обтекателя, обшитых листовым алюми ниевым сплавом. Два задних отсека соединяются при изготовлении болтами, а передний (в котором разме щаются боевая часть и взрывательное устройство) при стыковывается на стартовой позиции. Места стыков от секов и швы промазываются специальным составом, препятствующим проникновению пыли и влаги.
Неподвижные аэродинамические поверхности марше вой ступени большой стреловидности, а также носовые стабилизаторы изготовлены из алюминиевого сплава (в последних смонтированы антенны приемника радио команд наведения), подвижные аэродинамические по верхности (элероны)—из магниевого сплава.
Стартовый тандемный ускоритель с отделяющимся корпусом представляет собой связку из четырех РДТТ, которая соединяется с маршевой ступенью конусом. В хвостовой части связки ускорителей имеется хомут, к которому крепятся четыре стабилизатора значительной площади. Все аэродинамические поверхности ЗУР рас
полагаются в совпадающих |
плоскостях. |
За несколько |
секунд ускоритель разгоняет |
ЗУР до |
скорости около |
700 м/сек. |
|
|
Маршевый РДТТ ракеты работает на полисульфид ном топливе с присадкой алюминия. Камера сгорания двигателя расположена вблизи центра тяжести ЗУР и соединена с выходным соплом трубой, вокруг которой монтируется бортаппаратура ракеты. Маршевый двига тель автоматически включается после отделения стар тового ускорителя, разгоняя ракету до скорости 1100 м/сек. Дальнейший полет ЗУР происходит по инер ции (пассивный полет).
При стационарном размещении комплексы «НайкГеркулес» объединяются в батареи и дивизионы. Бата рея имеет все боевые средства З Р К и две стартовые площадки, на каждой из которых расположено по че тыре пусковых установки с ЗУР (рис. 35). Батареи раз мещаются, как правило, вокруг обороняемого объекта
137
Считают, что замена комплексов «Найк-Геркулес» на SAM-Д позволит вдвое сократить численность обслужи вающего персонала и примерно в два раза уменьшить ежегодную стоимость обслуживания комплексов.
В дополнение к комплексам «Найк-Аякс» и «НайкГеркулес», которые не могут вести борьбу с самолетами
на высотах менее 5—6 |
км, в США к 1957 г. |
был разра |
||
ботан и |
принят |
на |
вооружение наземный |
комплекс |
«X о к», способный |
поражать дозвуковые и |
сверхзвуко |
||
вые цели на малых и средних высотах. |
|
|||
Кроме |
США, |
З Р К |
«Хок» в начале 60-х |
годов был |
принят на вооружение армий стран НАТО, а также Япо нии, Израиля и др.
Этот комплекс всепогодный, автоматический, может быть в стационарном и буксируемом исполнении. Для
наведения ракеты на цель используется |
полуактивное |
|||||
радиолокационное |
самонаведение. |
|
|
|||
Максимальные размеры зоны поражения ЗРК «Хок» |
||||||
составляют |
по |
дальности |
от 1,8 до |
35 км, |
по высоте — |
|
от 0,015, до |
18 |
км. |
При |
скорости |
полета |
цели около |
700 м/сек максимальная дальность сокращается до 25 км, а высота до 11 км.
За прошедшие годы практически все боевые и техни ческие средства комплекса подвергались неоднократным модернизациям, направленным на повышение эффектив ности стрельбы, помехозащищенности и надежности.
В настоящее время З Р К способен вести борьбу и с некоторыми тактическими баллистическими ракетами класса «земля — земля», поэтому его относят к универ сальному типу.
Все боевые средства З Р К «Хок» монтируются на двухосных прицепах и одноосных полуприцепах, букси руемых автомобилями. При размещении на позиции они соединяются кабелями (на батарею — 31 комплект) и горизонтируются домкратами.
Имеется вариант монтажа пусковой установки на гу сеничном самоходе, за которым могут буксироваться дру гие боевые средства ЗРК (рис. 36).
Система обнаружения и целеуказания комплекса включает: РЛС обнаружения целей на больших высотах и дальностях; РЛС обнаружения целей на малых вы сотах; радиолокационный дальномер; аппаратуру команд ного пункта; средства опознавания целей.
139
кия по ним средствам управления ЗУР (обслуживает до двух комплектов этих средств). Пункт снабжен экра ном индикатора кругового обзора и двумя пультами уп равления огнем с индикаторами.
Боевой расчет командного пункта включает пять че ловек: командир (офицер), помощник командира, опе ратор РЛС обнаружения целей на малых высотах и два оператора пульта управления огнем.
В вариантах З Р К «Хок» для морской пехоты США описанный командный пункт заменяется легким (204 кгс) пультом управления огнем, а РЛС обнаружения целей на больших высотах и дальностях отсутствует.
Средства управления ЗУР комплекса «Хок» вклю чают РЛС облучения цели и полуактивную радиолока ционную головку самонаведения на борту ЗУР.
Разработаны два варианта РЛС облучения цели: ма ломощная (вес с одноосным прицепом 2495 кгс) и мощ ная. Последняя имеет увеличенную дальность действия по целям с небольшими эффективными поверхностями рассеяния. Работает РЛС облучения по целеуказанию с командного пункта, производя поиск цели в ограни ченном объеме, ее «захват» и автосопровождение.
Пусковая установка З Р К «Хок», рассчитанная на три ракеты, имеет открытые направляющие «нулевой» дли ны и обеспечивает пуск ЗУР при переменных азимуте и углах возвышения. Механизированное ее заряжание в течение 1—2 мин производит транспортно-заряжающая машина.
Известны две |
модификации этой пусковой |
установ |
|
ки — буксируемая |
и |
самоходная. Буксируемая |
монти |
руется на одноосном |
прицепе, самоходная — на |
гусенич |
|
ном самоходе. |
|
|
|
Обе модификации пусковых установок снабжены си ловыми следящими приводами, обеспечивающими авто матическое изменение углов возвышения и азимута по командам, вырабатываемым счетно-решающим прибором станции облучения цели.
ЗУР «Хок» крестокрылая, сверхзвуковая, одноступен чатая, построена по нормальной аэродинамической схе ме («бесхвостка») и снабжена РДТТ. Ракета не имеет отделяющихся в полете частей. Полет на максимальные дальность и высоту осуществляется при использовании пассивного участка траектории.
141