Файл: Пересада С.А. Зенитные ракетные комплексы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подавляющее большинство современных ЗУР — сверхзвуковые. Для уменьшения лобового сопротивления их планеры имеют заостренные головные части и перед­ ние кромки аэродинамических поверхностей. Кроме того, аэродинамические поверхности, как правило, обладают большими углами стреловидности.

По к о л и ч е с т в у с т у п е н е й ЗУР могут быть одно-, двух- и трехступенчатыми в зависимости от коли­ чества отделямых в полете корпусов отработавших дви­ гателей. Чем выше средняя скорость и дальность поле­ та ЗУР, тем больше ее стартовый вес. Однако он может быть несколько уменьшен при увеличении числа ступе­ ней. В настоящее время известна лишь одна трехступен­ чатая З У Р — противоракета «Спартан». Большинство ЗУР малой дальности одноступенчатые, средней и боль­ шой дальности — двухступенчатые. Одноступенчатые ЗУР более просты, так как не имеют механизмов отделения корпусов отработавших двигателей. Как правило, у та­ ких ЗУР двух- и многорежимные двигатели.

По с п о с о б у н а в е д е н и я на цель имеются ЗУР с теленаведением, самонаведением и с комбинированным наведением. Этот признак классификации относится в основном к средствам наведения ЗУР, однако принятый способ наведения влияет и на конструкцию ракеты. Так, ЗУР с самонаведением и с комбинированным наведением снабжены головкой самонаведения, для нормального функционирования которой корпус планера должен иметь соответствующую головную часть. При этих спо­ собах наведения вес боевой части ЗУР при прочих рав­ ных условиях меньше, чем у ЗУР с теленаведением (точ­ ность последнего ниже). Однако маневренные характе­ ристики ЗУР с теленаведением выше, чем при других способах наведения. Стоимость ЗУР с самонаведением и особенно с комбинированным наведением выше, чем ЗУР с теленаведением.

По

а э р о д и н а м и ч е с к о й

с х е м е

ракеты

подраз­

деляются на

ЗУР нормальной

схемы,

а также

схемы

«утка» и «поворотное крыло».

 

 

 

 

По

т и п у

м а р ш е в о г о д в и г а т е л я

ЗУР

могут

быть с ракетным, воздушно-реактивным

и ракетно-прямо-

точным

двигателями. Маршевый двигатель

оказывает

влияние на конструкцию и характеристики ЗУР. Ракет­ ные и ракетно-прямоточные маршевые двигатели разме-

124


щаются в корпусе планера ракеты,

воздушно-реактив­

ные — иногда находятся

вне его. При расположении в

корпусе планера В Р Д

(ПВРД), как

и РПД, снабжа­

ются воздухозаборниками и камерами дожигания. Для этих двигателей нежелателен угол атаки, поэтому, как правило, применяют аэродинамическую схему «поворот­

ное крыло». ЗУР с В Р Д

и Р П Д

имеют менее

выгодную

аэродинамическую форму с увеличенным лобовым

со­

противлением. Поэтому использование у таких

ЗУР

пас­

сивного участка

полета

малоэффективно.

 

 

П о в и д у п о л е т а н а м а к с и м а л ь н ы е

б о е ­

в ы е д а л ь н о с т и и

в ы с о т у

различают

ЗУР с ак­

тивным полетом

и с участком пассивного полета.

 

Под активным понимают полет при работающих дви­ гателях. Для увеличения максимальных боевых дально­ сти и высоты за рубежом используют полет ЗУР на пас­ сивном участке траектории, когда ракета летит по инер­ ции, без работающих двигателей. Иногда пассивный участок составляет более половины всей дальности полета ЗУР. В этом случае к ЗУР предъявляются дополнитель­ ные требования: они должны быть достаточно управляе­ мыми и устойчивыми при значительном падении скоро­ сти (появлении отрицательных ускорений); формы дол­ жны обеспечивать уменьшенное лобовое сопротивление; поперечная нагрузка должна увеличиваться и т. д.

Рассмотренная классификация ЗУР может быть пред­ ставлена таблицей.

 

Признак классификации ЗУР

 

Тип ЗУР

По

максимальной скорости

по­

Дозвуковая

лета

 

Сверхзвуковая

По

количеству ступеней

 

Одноступенчатая

 

 

 

Двухступенчатая

 

 

 

Трехступенчатая

По

способу наведения на

цель

С

теленаведением

 

 

 

С

самонаведением

G комбинированным наведением

125


 

 

Продолжение

Признак классификации ЗУР

 

Тип ЗУР

По аэродинамической схеме

Нормальной схемы

 

Схемы

„утка"

 

Схемы

„поворотное крыло"

По типу маршевого двигателя

С

ракетным

двигателем

двигате­

 

С воздушно-реактивным

 

 

лем

 

 

 

С

ракетно-прямоточным

двигате­

 

 

лем

 

 

По виду полета на максималь­

С

активным

полетом

 

ные боевые дальность и вы­

С

участком

пассивного

полета

соту

 

 

 

 

§ 4. ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЗРК

1. Пусковая установка ЗРК

Пусковой установкой (ПУ) называется боевое сред­ ство ЗРК, предназначенное для пуска ЗУР в необходи­ мом направлении.

Пусковая установка современного наземного З Р К со­ стоит из основания, направляющей (направляющих) и механизмов наведения (рис. 33).

Основание служит базой для монтажа всех элементов пусковой установки и для размещения ее на огневой по­ зиции. Направляющие предназначаются для закрепле­ ния на них зенитных управляемых ракет. Механизмы наведения, имеющиеся во многих типах пусковых уста­ новок, обеспечивают придание направляющим с распо­ ложенными на них ЗУР определенного положения в про­ странстве по углу возвышения и азимуту. В зависимости от этого различают соответственно подъемный и поворот­ ный механизмы наведения ПУ. Механизмы наведения функционируют по командам от средств управления пу­ ском ЗУР.

В зависимости от конструкции пусковые установки зарубежных З Р К могут быть классифицированы: по по­ движности, углу возвышения при пуске ЗУР, количеству

126


направляющих, типу направляющих,

способу

заряжания

и по возможности транспортировки

ЗУР.

 

 

П о

п о д в и ж н о с т и ПУ подразделяют

на

стацио­

нарные, полустационарные и подвижные.

 

 

Стационарная пусковая установка размещается на

одном

месте, и ее перебазировка в ходе боевых

действий

не предусматривается. Такими ПУ снабжаются ЗРК ПСО кораблей, З Р К ПРО, некоторые З Р К ПСО страны. На кораблях ПУ размещают открыто, в остальных случаях они могут быть как подземными, так и назем­ ными. Зачастую стационарные ПУ снабжаются подзем­ ными (подпалубными) помещениями и устройствами для сборки, хранения, проверок и транспортировки к ним ЗУР.

Полустационарные пусковые установки перебазиру­ ются в ходе боевых действий. Для этого они разбирают­ ся поагрегатно и перевозятся с помощью неспециализи­ рованных транспортных средств. Эти операции занимают значительное время (часы и более) и нередко требуют проведения инженерных работ на новых позициях. Та­ кими ПУ снабжены некоторые З Р К ПСО страны, при­ способленные для ПСО войск.

127

Среди подвижных пусковых

установок в

зарубежных

З Р К встречаются самоходные,

буксируемые

и носимые.

Самоходные и носимые ПУ являются автономными, бук­ сируемые требуют тягача. В качестве ходовых баз для

самоходных ПУ применяют

либо гусеничные (часто стан­

дартные), либо колесные шасси.

 

При

расположении

на огневой позиции

ходовая часть

у одних

буксируемых

ПУ

отделяется, у

других нет.

В обоих случаях основания ПУ горизонтируются на ог­ невой позиции с помощью домкратов.

Носимая пусковая установка при пуске ЗУР исполь­ зуется одним человеком — оператором, который, сообра­ зуясь с полетом обстреливаемой цели, придает ей вруч­ ную необходимое положение в пространстве.

Подвижные

ПУ применяются, как

правило, в З Р К

ПВО войск и в

некоторых З Р К ПСО

страны. Время их

перехода из походного положения в боевое и обратно

измеряется

минутами.

 

 

Однако

степень подвижности

пусковой установки не

во всех

З Р К

совпадает со степенью

подвижности осталь­

ных его боевых средств.

 

 

П о

у г л у

в о з в ы ш е н и я

п р и

п у с к е ЗУР раз­

личают пусковые установки с постоянным и с перемен­

ным

углом

возвышения

их направляющих.

К

первым относят ПУ с вертикальным

(или близким

к нему) углом

возвышения, применяемые

в зарубежных

З Р К

ПРО,

а

также

в некоторых комплексах ПСО

страны.

 

 

 

 

При переменном угле возвышения его величина (как

ивеличина угла по азимуту) определяется средствами управления пуском ЗУР в зависимости от характеристик полета выбранной для обстрела цели и реализуется ме­ ханизмами наведения ПУ. Пусковые установки такого типа входят в состав зарубежных комплексов ПВО войск

икораблей. Имеются также ПУ с несколькими фикси­ руемыми углами возвышения и с переменным углом на­ ведения по азимуту.

Во всех ПУ с переменным углом возвышения (кроме носимых) применяют силовые приводы вертикального и

азимутального наведения.

 

П о к о л и ч е с т в у

н а п р а в л я ю щ и х ПУ

бывают

с одной (в основном

стационарные комплексы

ПВО

128


страны) и с несколькими направляющими

(практически

все З Р К ПВО войск, ПВО кораблей).

 

В последнем случае направляющие, как

правило, со-

осны. ПУ с несколькими направляющими имеет преиму­ щество в скорострельности.

По т и п у н а п р а в л я ю щ и х различают пусковые установки с направляющими нулевой и конечной длины.

Первые являются более легкими. При конечной дли­ не направляющей ракета, скользя по полозкам, имеет с ней контакт более продолжительное время. Для такого скольжения ЗУР снабжается так называемыми бугеля­ ми. Встречаются открытые направляющие — в виде рам, ферм, рельсов, к которым ракета крепится либо сверху, либо снизу, и закрытые направляющие конечной длины, представляющие собой металлические или пластмассо­ вые трубы различного поперечного сечения. Зачастую такие направляющие являются одновременно и контейне­ рами для хранения и транспортировки ЗУР. Перед пу­ ском у них открываются герметизирующие крышки.

На направляющей ракета закрепляется замково-сто- порным устройством, надежно удерживающим ее до пу­

ска и сочленяющим со стартовой

автоматикой.

По с п о с о б у

з а р я ж а н и я

ракетами пусковые

установки бывают

с автоматизированным, механизиро­

ванным и ручным

заряжанием.

 

Автоматизированное заряжание применяют в боль­ шинстве стационарных, особенно корабельных, ПУ. Ме­ ханизированное (с участием человека)—во многих по­ движных ПУ, причем производят его иногда одновремен­ но несколькими ракетами.

Д л я заряжания подвижных ПУ используют транс- портно-заряжающие машины.

Если вес ЗУР не превосходит 60—80 кгс, прибегают к ручному заряжанию, что позволяет сократить состав технических средств ЗРК.

Время на заряжание современных пусковых устано­

вок редко превосходит несколько минут.

 

 

 

По

в о з м о ж н о с т и

т р а н с п о р т и р о в к и

ЗУР

на

значительные расстояния пусковые установки

делят

на

транспортирующие и нетранспортирующие

ракеты.

 

К

последним относятся

полустационарные

и

некото­

рые подвижные (в основном буксируемые) пусковые уста­

новки.

Пусковые установки, транспортирующие

ракеты,

9 Зак.

284

129