Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для напряжения, тока якоря и потока возбуждения приняты те же величины, что и для двигателей с незави­ симым возбуждением. Следует обратить внимание на то, что при / я* > 1 момент, развиваемый двигателем последо­ вательного возбуждения, возрастает в большей степени, чем ток якоря, т. е. М* > / я*. Это свойство является одним из достоинств рассматриваемых:. двигателей. На рис. 2-14, а для сравнения пунктиром показана зависи­ мость Мн.в* (7Я*) для двигателей с независимым возбуж­ дением. При одной и той же перегрузке по току якоря

Рис. 2-14. Универсальные завпспмостп для двигателей постоянного

тока последовательного возбуждения серии ДП а М * (In*) и

Ф*(/я*); б - Ф* (М*).

двигатель последовательного возбуждения развивает боль­ ший момент, чем двигатель независимого возбуждения, что объясняется ростом потока возбуждения с увеличением тока якоря в первом из них (при /я* > 1 также Ф* > 1). В частности, при обычно допустимых значениях тока якоря / я.доп* = 2 2,5 момент М* = 2,4 н- 3,0.

Из рис. 2-14, а можно сделать вывод, что момент и поток двигателя связаны однозначно, т. е. для двигателя после­ довательного возбуждения можно построить кривую Ф* (Л/-*), показанную на рис. 2-14, б. Последнее озна­ чает, что при построении механических характеристик не обязательно пользоваться двумя кривыми Ф (/„) и М (7Я);

можно

воспользоваться

лишь зависимостью

Ф (М), за­

писывая (2-35) в виде

 

 

 

 

ис

я

М

(2-35а)

 

кФ(М)

 

[/сФ (М)\-

 

 

3

М. Г. Чиллкпн

 

 

65


Следует отметить, что здесь пе случайно подчерки­ вается необходимость использования зависимости Ф (7,г), а не кривой намагничивания Ф (7и), так как первая из них соответствует работе машины в схеме последователь­ ного возбуждения, что позволяет автоматически учесть реакцию якоря при изменении 7Я. Кривая же Ф (7В) соот­ ветствует изменению потока от тока возбуждения при отключенном якоре двигателя.

При увеличении тока якоря увеличиваются ток воз­ буждения и момент двигателя, что в соответствии с (2-34) и (2-35а) приводит к снижению его скорости. Для полу­ чения более подробного представления о характеристиках двигателя последовательного возбуждения можно вос­ пользоваться кусочно-линейной аппроксимацией кривой намагничивания Ф (7Я). Ее начальный участок (7Я„. =sS 0,3) может быть с достаточной точностью аппроксимирован

прямой

Ф = а11п.

(2-36)

 

Тогда зависимость

Ф (М)

может быть

представлена

в виде

 

 

 

Ф = У

'^ М.

(2-37)

Подставляя (2-36) в (2-34) и (2-37) в (2-35а), получаем:

 

ис

 

 

со: ка11я

 

(2-38)

со =

ис

 

 

—г~-----------(2-39)

 

 

Yka^I

 

Таким образом, при малых нагрузках, когда 1Я%sg: 0,3 и М %^ 0,15, скоростная и механическая характеристики представляют собой кривые гиперболического типа, одной из асимптот которых является ось ординат. Вторую асимп­ тоту рассматривать не имеет смысла, так как она соот­ ветствует 7Я-> оо и оо, т. е. таким величинам тока якоря и момента, которые лежат за пределами аппрок­ симации. Из (2-38) и (2-39) следует, что при 7П-> 0 и М — 0, т. е. при идеальном холостом ходе, скорость двигателя неограниченно *возрастает (со->оо). В дей­ ствительности скорость двигателя даже при идеальном холостом ходе будет конечной, так как при 7Я-> 0 имеем

ФФостНаличие остаточного потока определяет сле­

66


дующую -величину скорости идеального холостого хода:

ис

®0 _ /сФ0СТ '

 

Обычно Фост* = 0,02 -г- 0,09, в связи с чем <г>0

может

в десятки раз превышать

номинальную скорость

двига­

теля. Такое превышение

значения скорости двигателя

Рис. 2-15. Скоростные (а) и механические (б) характеристики двигателей постоянного тока последовательного возбуждения.

недопустимо по условиям прочности коллектора и бан­ дажей, крепящих обмотку • якоря. Для выпускаемых промышленностью двигателей последовательного возбуж­ дения кратность допустимой максимальной скорости ,к номинальной составляет не более 4. В связи с этим огра­ ничивается область применения рассматриваемых элек­ тродвигателей. Их нельзя применять для привода меха­ низмов, у которых возможен режим холостого хода с малыми потерями. В частности, для устранения условий

3*

67

возникновения разноса в приводах с двигателями после­ довательного возбуждения недопустимо применение ре­ менных, клиноременных и цепных передал.

Из (2-38) и (2-39) следует, что начальные участки скоростной и механической характеристик двигателя име­ ют большую крутизну (рис. 2-15), т. е. относительно небольшим изменениям нагрузки соответствуют значи­ тельные изменения скорости. Поэтому при малых нагруз­ ках жесткость механической характеристики невелика.

Для определения значения р следует решить (2-39) от- , носптельно момента

ка.Щ

М = --------_____

(*“1“ + * яв)3 ‘

Отсюда

а2 (kaxUс)а

н(ka^ + R ^ f

Из последнего выражения следует, что жесткость механической характеристики изменяется. По мере сни­ жения скорости растет модуль абсолютной жесткости характеристик.

Второй участок линейной аппроксимации характери­ стики намагничивания Ф (/„) соответствует значениям тока якоря / Я!|. > 1 ,3 и > 1,4. Для этого участка справедливы следующие соотношения:

ф = ф„ + а 2/ я;

(2-36а)

Ф = ®°(1 + У1 + £М),

(2-37а) •

где с = 4ov'M4i.

Используя (2-36а)- н (2-37а), можно уравнения харак­ теристик двигателя представить в виде

и с _____________ г .

(2-38а)

к (Фо + а аЛ9

к (Ф0 + а,2/ я) я’

 

2Uc

М

(2-39а)

“ ~ Ш 0(1 + Vi+IM)

к'-Ф1 (1+1/ Г+р7)2 М ’

 

Из последних формул следует, что и в этом случае крутизна скоростной и механической характеристик за­ висит от нагрузки, но уже в меньшей степени, чем на начальном участке, так как а 2^ а х. При полном насы­ щении машины (а2 -> 0) уравнения характеристик двига­

68


теля последовательного возбуждения (2-38а) и (2-39а) становятся аналогичными уравнениям характеристик дви­ гателя независимого возбуждения (2-7) и (2-9). Таким образом, в зоне больших нагрузок, когда 1„.м > 1,3, M.Y> 1,4, скоростные и мехапические характеристики двигателя последовательного возбуждения близки к пря­ мым (рис. 2-15). Из последних уравнений также следует, что крутизна характеристик возрастает при увеличении сопротивления в цепи якоря двигателя.

Для определения жесткости механической характе­

ристики

при

больших нагрузках найдем зависимость

М (со):

 

л, ,( ^ с - ^ Ф о ) № + Ф0«ях)

 

 

 

 

(«./•«+ Rя2)2

Тогда

 

 

Р =

- /с 2

(azUс+ Ф0Т?я2) •

 

 

(«/'“ + Лях)2

Жесткость механической характеристики и в этом случае является переменной величиной, зависящей от скорости, но в отличие от начального участка механичес­ кой характеристики здесь она меняется относительно меньше и ее модуль существенно больше. При увеличении нагрузки, когда сс2 — 0, жесткость характеристик ста­ новится постоянной, так как [3 — (кФ0)2Шях-

Таким образом, механическая характеристика двига­ теля последовательного возбуждения представляет собой кривую с переменной крутизной, причем крутизна умень­ шается по мере увеличения нагрузки двигателя. В этом заключается и определенное достоинство рассматриваемого двигателя: оператор, управляющий электроприводом, име­ ет возможность по величине скорости косвеипо судпть о загрузке механизма. Кроме того, если выполнение рабочих операций осуществляется при скорости, близкой к номинальной, то выполнение вспомогательных операций в режиме холостого хода механизма (но не двигателя) автоматически происходит при повышенных значениях скорости.

На 'основании (2-34) и (2-35а) можно построить се­ мейство скоростных и механических характеристик при различных значениях Лп%и CJc. Из этого семейства харак­ теристик принято выделять естественные характеристики со (/я) и со (М ) при = t/л и Т?я2 = Rn + Да, а также

69