Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

так называемые граничные характеристики, соответствую­ щие естественным характеристикам идеализированной ма­ шины постоянного тока последовательного возбуждения,

цепь якоря

которой не

содержит сопротивления

(Вп +

+ Л в = 0),

а магнитная

система имеет те же характе­

ристики, что и реальная

машина. При, указанных усло­

виях согласно (2-34)

и (2-35а)

 

 

югр=

и я/кФ (/я) (рис. 2-16);

(2-40)

 

 

согр=

и и/кФ (М ).

(2-41)

Из (2-40) и (2-34) следует, что угловая скорость при одном и том же значении тока, а значит, и момента в случае включения сопротивления в цепь якоря может быть определена по скорости на граничной характеристике

следующим образом:

со = шгр (1 — Л Я3*/я*)-

 

 

 

 

 

(2-42)

 

 

 

Однако граничная ха­

 

 

 

рактеристика не всегда бы­

 

 

 

вает известна. Обычно в

 

 

 

литературе

приводятся

 

 

 

универсальные

естествен­

Рнс. 2-16. Универсальная

ско­

ные скоростные

характе­

ристики, при

построении

ростная граничная характеристи­

ка двигателей постоянного

тока

которых номинальная ско­

последовательного

возбуждения

рость двигателя

принята

серин

ДП.

 

за базисную величину. В

 

 

 

действительности

при та­

кой базисной величине скорости характеристики в отно­ сительных величинах не могут быть универсальными в полном смысле слова, поскольку их жесткость зависит от сопротивления, а относительное значение сопротивления цепи якоря (Ля* + Яв*) изменяется в широких пределах для двигателей различной мощности (рис. 2-17). Поэтому обычно в каталогах и справочниках приводятся две ха­ рактеристики со* (/я*) для двигателей с мощностями до 10 кВт и более 10 кВт.

В тех случаях, когда известна естественная скоростная характеристика, значение скорости на искусственной харак-

70


терпстнке при заданном токе якоря определяется по фор­ муле

а = сое и» (ля+ дв)

(2-43)

Граничная скоростная характеристика не зависит от сопротивления якоря. Поэтому если ее построить в отно­ сительных единицах, то можно получить действительно универсальную характеристику для определенной серии двигателей. Это обусловлено' тем, что характеристики магнитных систем двигателей одной серии можно считать подобными с точностью, достаточной для практических расчетов. На рис. 2-16 по­

казана универсальная ско­

 

 

 

 

 

ростная граничная харак­

 

 

 

 

 

теристика (Огр*

(/я*),

по­

 

 

 

 

 

строенная для двигателей

 

 

 

 

 

последовательного

воз­

 

 

 

 

 

буждения серии ДП. При

 

 

 

 

 

этом скорость на гранич­

 

 

 

 

 

ной

характеристике

при

 

 

 

 

 

/ я =

/ я н принята за базис­

 

 

 

 

 

ную. Ее величина опреде­

3

5 8 10

20

30 50

80100кВт

ляется по формуле

 

 

ип

ип

 

Рис. 2-17. Зависимости от номи­

6

*Ф (/Я.„)

АФ„

 

нальной мощности относительной

 

величины сопротивления якорной

=

1 -(Д я,+ Д „,)’ (2'44)

цепи двигателей постоянного тока

последовательного

возбуждения

из которой следует, что для

серин

ДП

тихоходного

(7) и

быстроходного (2)

исполнений.

определения базисной ско­ рости помимо паспортной величины а н необходимо также

знать относительное сопротивление двигателя R n^ + i?B*. Переходя к анализу тормозных режимов двигателя последовательного возбуждения, прежде всего отметим, что для него неосуществим режим рекуперации, так как он связан с необходимостью увеличения скорости выше

скорости идеального холостого хода.

Режим торможения последовательно с сетью — противовключение — осуществляется при тех же условиях, что и для двигателя независимого возбуждения, т. е. при ак­ тивном моменте нагрузки, когда М а > М к 3 (характе­ ристика 1 на рис. 2-18), или при переключении поляр­ ности напряжения на зажимах якоря в соответствии. со

71-


схемой на рис. 2-19 (характеристика 2 па рис. 2-18). Как и для двигателя независимого возбуждения, при тормо­ жении протнвовклгоченыем в цепь якоря должно быть включено дополнительное сопротивление для ограниче­ ния тока. Величина этого сопротивления может быть определена по формуле

Uс.Ч~А'Ф (Льмакс) (<Ц

■Яя -\~Ru + Лп.я

плп

в относительных единицах

 

 

 

Лц1

. 1 ~гФ* (/я макс») ымакс*

 

 

'я макс*

 

 

 

 

 

где

соМакс — начальная скорость, с

которой осуществля­

ется режим противовключения.

 

ЕСЛИ

ПРИНЯТЬ (Омане* = 1 и

h .доп* — 2 ч- 2,5, то

#ях* ~

■=■0,9. При таком сопротивлении цепи якоря

 

 

 

жесткость механических харак­

 

 

 

теристик

двигателя последова­

 

 

 

тельного возбуждения в режиме

торможения нротивовкдюченпем не велика.

Рпс. 2-18.. Характеристики

Рис. 2-19. Схема включения двп-

для

режима торможеиия

гателя постоянного тока последо­

иротпвовключепием двига­

вательного возбуждения, пре­

теля

постоянного

тока по­

дусматривающая торможение про-

следовательного

возбужде­

тивовключеппем и реверс.

 

ния.

 

 

Для двигателя последовательного возбуждения воз­ можны две схемы осуществления динамического торможе­ ния при питании обмотки возбуждения независимо от якоря и при самовозбуждении. Схема для реализации первого вариаита показана на рис. 2-20. После отключе­ ния линейного контактора Л замыкаются оба контакта контактора Т, в результате чего якорь двигателя замы­ кается на резистор Лд т, а обмотка возбуждения вклю­ чается на напряжение сети через добавочный резистор i?T-B. Величина сопротивления последнего обычно выби­ рается таким образом, чтобы 1Т в / я „. В рассматривае-

72


моы случае поток двигателя ие изменяется и, следова­ тельно, скоростные и механические характеристики и их уравнения будут точно такими же, как и для двигателя независимого возбуждения. Однако в отличие от двига­ теля независимого возбуждепия в данном случае при динамическом торможении цепыо обмотки возбуждения потребляется большая мощность из сети. Действительно, если выбирается / т „ = 1п „, то Рв = I nMUH= Рп, т. е.

в цепи возбуждения рассеивается

такая

же мощность,

0

какая потребляется двигате-.

0 лем пз

сети в

номинальном

Ir.S

 

 

Рис. 2-20. Схема вклгочоппя

Рнс. 2-21.

Схема дина­

двигателя постоянного тока

мического

торможетш

последовательного возбуж­

с самовозбуждением дви­

дения,

предусматривающая

гателя постоянного тока

режим

динамического тор-

последовательного воз­

можопня с независимым

буждения.

 

возбуждением.

 

 

При динамическом торможении с самовозбуждением двигатель отключается от сети, его обмотка возбуждения остается включенной в цепь якоря, которая замыкается на дополнительное сопротивление /?д тпо схеме па рис. 2-21. После отключения двигателя от сети якорь продолжает вращаться под действием сил инерции и в его обмотке наводится э. д. с., обусловленная остаточпым потоком возбуждения. Под действием этой э. д. с. в замкнутом контуре цепи, якоря возникает ток, который одновременно является и током возбуждения. Если направление этого тока таково, ^ что обусловленный им магнитный поток совпадает по направлению с остаточным потоком, то в результате увеличивается поток и возрастает э. д. с. якоря, что в свою очередь вызывает увеличение тока, а значит, и потока п т. д. Иными словами, в рассматривае­ мой схеме будет иметь место процесс самовозбуждения. Из приведенного описания процесса самовозбуждения следует, что для ого возникновения необходимо, чтобы направление тока в обмотке возбуждения совпадало с

73


направлением тока в этой обмотке в режиме, предшество­ вавшем торможению, если при этом направление вращения также остается прежним.

В частности, если режиму динамического торможения предшествует двигательный режим, то для выполнения сформулированного условия необходимо переключить за­ жимы обмотки возбуждения или якоря, так как в двига­ тельном режиме направление тока совпадает с направле­ нием напряжения сети, тогда как в режиме торможения оно должно совпадать с направлением э. д. с. двигателя,

Рпс.

2-22.

Схема

включения

Рпс. 2-23. Вольт-амперные

ха­

двигателя

постоянного

тока

рактеристики сопротивления цепи

последовательного

возбужде­

якоря (Rnj*!) н источника э.

д. с.

ния,

предусматривающая

ре­

Е (7И) двигателя (о)„ач >

>

жим

динамического торможе­

> Шо

> со3).

 

ния

с самовозбуждением.

 

 

 

измениться на

обратное.

Необходимые

переключения

обмотки

возбуждения

реализуются, например, в схеме,

приведенной на рис. 2-22. На этой схеме пунктирными

стрелками показаны

направления токов-

при

работе

в

двигательном режиме, когда

замкнуты

контакты Л

и

зажим Я 2 якоря

соединен с

зажимом

В \

обмотки

возбуждения. После переключения схемы на режим дина­ мического, торможения размыкаются контакты Л и замы­ каются Т, в результате чего с зажимом якоря Я2 сое­ диняется зажим В 2 обмотки возбуждения. Направления токов в якоре и обмотке возбуждения для этого случая показаны на схеме сплошными стрелками. Благодаря указанному переключению направление тока обмотки воз­ буждения остается неизменным, тогда как направление тока якоря меняется на обратное.

Ток и момент двигателя могут быть определены на основании анализа работы электрической цепи по схеме

74