Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
так называемые граничные характеристики, соответствую щие естественным характеристикам идеализированной ма шины постоянного тока последовательного возбуждения,
цепь якоря |
которой не |
содержит сопротивления |
(Вп + |
|
+ Л в = 0), |
а магнитная |
система имеет те же характе |
||
ристики, что и реальная |
машина. При, указанных усло |
|||
виях согласно (2-34) |
и (2-35а) |
|
||
|
югр= |
и я/кФ (/я) (рис. 2-16); |
(2-40) |
|
|
|
согр= |
и и/кФ (М ). |
(2-41) |
Из (2-40) и (2-34) следует, что угловая скорость при одном и том же значении тока, а значит, и момента в случае включения сопротивления в цепь якоря может быть определена по скорости на граничной характеристике
следующим образом:
со = шгр (1 — Л Я3*/я*)-
|
|
|
|
|
(2-42) |
|
|
|
|
Однако граничная ха |
|||
|
|
|
рактеристика не всегда бы |
|||
|
|
|
вает известна. Обычно в |
|||
|
|
|
литературе |
приводятся |
||
|
|
|
универсальные |
естествен |
||
Рнс. 2-16. Универсальная |
ско |
ные скоростные |
характе |
|||
ристики, при |
построении |
|||||
ростная граничная характеристи |
||||||
ка двигателей постоянного |
тока |
которых номинальная ско |
||||
последовательного |
возбуждения |
рость двигателя |
принята |
|||
серин |
ДП. |
|
за базисную величину. В |
|||
|
|
|
действительности |
при та |
кой базисной величине скорости характеристики в отно сительных величинах не могут быть универсальными в полном смысле слова, поскольку их жесткость зависит от сопротивления, а относительное значение сопротивления цепи якоря (Ля* + Яв*) изменяется в широких пределах для двигателей различной мощности (рис. 2-17). Поэтому обычно в каталогах и справочниках приводятся две ха рактеристики со* (/я*) для двигателей с мощностями до 10 кВт и более 10 кВт.
В тех случаях, когда известна естественная скоростная характеристика, значение скорости на искусственной харак-
70
терпстнке при заданном токе якоря определяется по фор муле
а = сое и» (ля+ дв) Iя |
(2-43) |
Граничная скоростная характеристика не зависит от сопротивления якоря. Поэтому если ее построить в отно сительных единицах, то можно получить действительно универсальную характеристику для определенной серии двигателей. Это обусловлено' тем, что характеристики магнитных систем двигателей одной серии можно считать подобными с точностью, достаточной для практических расчетов. На рис. 2-16 по
казана универсальная ско |
|
|
|
|
|
|||
ростная граничная харак |
|
|
|
|
|
|||
теристика (Огр* |
(/я*), |
по |
|
|
|
|
|
|
строенная для двигателей |
|
|
|
|
|
|||
последовательного |
воз |
|
|
|
|
|
||
буждения серии ДП. При |
|
|
|
|
|
|||
этом скорость на гранич |
|
|
|
|
|
|||
ной |
характеристике |
при |
|
|
|
|
|
|
/ я = |
/ я н принята за базис |
|
|
|
|
|
||
ную. Ее величина опреде |
3 |
5 8 10 |
20 |
30 50 |
80100кВт |
|||
ляется по формуле |
|
|||||||
|
ип |
ип |
|
Рис. 2-17. Зависимости от номи |
||||
6 |
*Ф (/Я.„) |
АФ„ |
|
нальной мощности относительной |
||||
|
величины сопротивления якорной |
|||||||
= |
1 -(Д я,+ Д „,)’ (2'44) |
цепи двигателей постоянного тока |
||||||
последовательного |
возбуждения |
|||||||
из которой следует, что для |
серин |
ДП |
тихоходного |
(7) и |
||||
быстроходного (2) |
исполнений. |
определения базисной ско рости помимо паспортной величины а н необходимо также
знать относительное сопротивление двигателя R n^ + i?B*. Переходя к анализу тормозных режимов двигателя последовательного возбуждения, прежде всего отметим, что для него неосуществим режим рекуперации, так как он связан с необходимостью увеличения скорости выше
скорости идеального холостого хода.
Режим торможения последовательно с сетью — противовключение — осуществляется при тех же условиях, что и для двигателя независимого возбуждения, т. е. при ак тивном моменте нагрузки, когда М а > М к 3 (характе ристика 1 на рис. 2-18), или при переключении поляр ности напряжения на зажимах якоря в соответствии. со
71-
схемой на рис. 2-19 (характеристика 2 па рис. 2-18). Как и для двигателя независимого возбуждения, при тормо жении протнвовклгоченыем в цепь якоря должно быть включено дополнительное сопротивление для ограниче ния тока. Величина этого сопротивления может быть определена по формуле
Uс.Ч~А'Ф (Льмакс) (<Ц
■Яя -\~Ru + Лп.я
плп |
в относительных единицах |
|
||
|
|
Лц1 |
. 1 ~гФ* (/я макс») ымакс* |
|
|
|
'я макс* |
|
|
|
|
|
|
|
где |
соМакс — начальная скорость, с |
которой осуществля |
||
ется режим противовключения. |
|
|||
ЕСЛИ |
ПРИНЯТЬ (Омане* = 1 и |
h .доп* — 2 ч- 2,5, то |
||
#ях* ~ |
■=■0,9. При таком сопротивлении цепи якоря |
|||
|
|
|
жесткость механических харак |
|
|
|
|
теристик |
двигателя последова |
|
|
|
тельного возбуждения в режиме |
торможения нротивовкдюченпем не велика.
Рпс. 2-18.. Характеристики |
Рис. 2-19. Схема включения двп- |
||
для |
режима торможеиия |
гателя постоянного тока последо |
|
иротпвовключепием двига |
вательного возбуждения, пре |
||
теля |
постоянного |
тока по |
дусматривающая торможение про- |
следовательного |
возбужде |
тивовключеппем и реверс. |
|
|
ния. |
|
|
Для двигателя последовательного возбуждения воз можны две схемы осуществления динамического торможе ния при питании обмотки возбуждения независимо от якоря и при самовозбуждении. Схема для реализации первого вариаита показана на рис. 2-20. После отключе ния линейного контактора Л замыкаются оба контакта контактора Т, в результате чего якорь двигателя замы кается на резистор Лд т, а обмотка возбуждения вклю чается на напряжение сети через добавочный резистор i?T-B. Величина сопротивления последнего обычно выби рается таким образом, чтобы 1Т в — / я „. В рассматривае-
72
моы случае поток двигателя ие изменяется и, следова тельно, скоростные и механические характеристики и их уравнения будут точно такими же, как и для двигателя независимого возбуждения. Однако в отличие от двига теля независимого возбуждепия в данном случае при динамическом торможении цепыо обмотки возбуждения потребляется большая мощность из сети. Действительно, если выбирается / т „ = 1п „, то Рв = I nMUH= Рп, т. е.
в цепи возбуждения рассеивается |
такая |
же мощность, |
|
0 |
какая потребляется двигате-. |
||
0 лем пз |
сети в |
номинальном |
Ir.S |
|
|
|
Рис. 2-20. Схема вклгочоппя |
Рнс. 2-21. |
Схема дина |
|
двигателя постоянного тока |
мического |
торможетш |
|
последовательного возбуж |
с самовозбуждением дви |
||
дения, |
предусматривающая |
гателя постоянного тока |
|
режим |
динамического тор- |
последовательного воз |
|
можопня с независимым |
буждения. |
||
|
возбуждением. |
|
|
При динамическом торможении с самовозбуждением двигатель отключается от сети, его обмотка возбуждения остается включенной в цепь якоря, которая замыкается на дополнительное сопротивление /?д тпо схеме па рис. 2-21. После отключения двигателя от сети якорь продолжает вращаться под действием сил инерции и в его обмотке наводится э. д. с., обусловленная остаточпым потоком возбуждения. Под действием этой э. д. с. в замкнутом контуре цепи, якоря возникает ток, который одновременно является и током возбуждения. Если направление этого тока таково, ^ что обусловленный им магнитный поток совпадает по направлению с остаточным потоком, то в результате увеличивается поток и возрастает э. д. с. якоря, что в свою очередь вызывает увеличение тока, а значит, и потока п т. д. Иными словами, в рассматривае мой схеме будет иметь место процесс самовозбуждения. Из приведенного описания процесса самовозбуждения следует, что для ого возникновения необходимо, чтобы направление тока в обмотке возбуждения совпадало с
73
направлением тока в этой обмотке в режиме, предшество вавшем торможению, если при этом направление вращения также остается прежним.
В частности, если режиму динамического торможения предшествует двигательный режим, то для выполнения сформулированного условия необходимо переключить за жимы обмотки возбуждения или якоря, так как в двига тельном режиме направление тока совпадает с направле нием напряжения сети, тогда как в режиме торможения оно должно совпадать с направлением э. д. с. двигателя,
Рпс. |
2-22. |
Схема |
включения |
Рпс. 2-23. Вольт-амперные |
ха |
|||
двигателя |
постоянного |
тока |
рактеристики сопротивления цепи |
|||||
последовательного |
возбужде |
якоря (Rnj*!) н источника э. |
д. с. |
|||||
ния, |
предусматривающая |
ре |
Е (7И) двигателя (о)„ач > |
> |
||||
жим |
динамического торможе |
|||||||
> Шо |
> со3). |
|
||||||
ния |
с самовозбуждением. |
|
|
|
||||
измениться на |
обратное. |
Необходимые |
переключения |
|||||
обмотки |
возбуждения |
реализуются, например, в схеме, |
приведенной на рис. 2-22. На этой схеме пунктирными
стрелками показаны |
направления токов- |
при |
работе |
||
в |
двигательном режиме, когда |
замкнуты |
контакты Л |
||
и |
зажим Я 2 якоря |
соединен с |
зажимом |
В \ |
обмотки |
возбуждения. После переключения схемы на режим дина мического, торможения размыкаются контакты Л и замы каются Т, в результате чего с зажимом якоря Я2 сое диняется зажим В 2 обмотки возбуждения. Направления токов в якоре и обмотке возбуждения для этого случая показаны на схеме сплошными стрелками. Благодаря указанному переключению направление тока обмотки воз буждения остается неизменным, тогда как направление тока якоря меняется на обратное.
Ток и момент двигателя могут быть определены на основании анализа работы электрической цепи по схеме
74