Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 2
;=; ЛЛ и Д - АЛ. В обоих случаях для соединения об мотки статора в двойную звезду обычно необходимо исполь
|
|
зовать |
два контактора. |
||
|
|
С помощью |
одного из |
||
|
|
них (2К1) осуществляет |
|||
|
|
ся соединение обмотки в |
|||
|
|
двойную звезду, |
а по |
||
|
|
средством другого (2К2) |
|||
|
|
осуществляется |
под |
||
|
|
ключение схемы к пи |
|||
Рис. 4-41. Механические характери |
тающей сети. Таким об |
||||
разом, |
для |
изменения |
|||
стики асинхронного двигателя |
при |
скорости в |
рассматри |
||
переключении обмотки статора |
по |
||||
схемам треугольник — двойная звез |
ваемых схемах исполь |
||||
да. |
|
зуются |
два |
дополни |
|
|
|
тельных контактора. |
|||
Оценивая рассмотренный способ регулирования ско |
|||||
рости асинхронного двигателя, |
следует отметить простоту |
Рис. 4-42. Схемы включения обмоток статора асинхронных дви гателей с изменением числа пар полюсов при нереключешш по схе мам:
а — звезда — двойная звезда; б — треугольник — двойная звезда.
его реализации и отсутствие больших потерь скольжения, что было характерным для всех ранее рассмотренных параметрических способов регулирования скорости асин-
210
хропных двигателей. Отсюда относительно высокие тех нико-экономические показатели данного способа регули рования скорости. Основным же его недостатком следует считать ограниченное число скоростей в заданном диапа зоне регулирования: для однообмоточных двигателей — обычно дне, для двухобмоточных двигателей, как пра вило, — четыре. В соответствии с этим положением диа пазон регулирования скорости однообмоточных двигателей с переключаемыми секциями обычно равен 2, для двухоб моточных двигателей его значение может достигать 12.
4-7. РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ИМПУЛЬСНЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ ПАРАМЕТРОВ
Выше рассматривались такие методы регулирования угловой скорости, когда определенному значению скорости соответствует неизменное значение регулирующего пара метра, например сопротивления в цепи якоря двигателя постоянного тока. Такой способ изменения регулирующего параметра не всегда удобен, так как при большом числе ступеней скорости может потребоваться значительное число коммутирующих аппаратов, что может привести к снижению надежности работы электропривода и связано
сувеличением стоимости электрооборудования. В связи
сэтим в последние годы все более широкое распростране ние получают методы импульсного регулирования отдель ных параметров схемы.
Данный метод изменения регулирующего параметра ' может быть проиллюстрирован схемой и диаграммами, представленными на рис. 4-43. В схеме рис. 4-43, а в цепи якоря двигателя постоянного тока с независимым возбу ждением включено добавочное сопротивление Дд, которое либо полностью вводится в схему, либо замыкается нако ротко ключом К. Коммутация ключа К осуществляется периодически. При замкнутом накоротко Кд ток в цепи якоря возрастает, а при введении й д в цепь, когда ключ К разомкнут, ток снижается.
Для определения количественных соотношений, харак теризующих работу данной схемы, проанализируем экви валентную схему, представленную на рис. 4-43, б.
Здесь Е = Uc — Е дв— суммарная э. д. с. в цепи якоря; L — индуктивность цепи якоря; R 0 — нерегули руемая часть сопротивления цепи якоря.
211
При составлении эквивалентной схемы принято, что скорость двигателя, а значит, и э. д. с. его якоря Елв за период коммутации ключа К остаются неизменными.
Коммутация ключа К обычно осуществляется таким образом, что период коммутации Тк остается неизменным, а изменяется лишь соотношение времени замкнутого t3 и разомкнутого /р состояний его контактов. Иными сло вами, изменяется ширина замыкающего импульса. При
Рпс. 4-43. Схема включения двигателя постоянного тока независимого возбуждения при нмпульспом регулирования добавочного сопротивления в цепи якоря (а), соответствую щая ей эквивалентная схема (б) и диаграммы изменения сопротивления цепи якоря (в) н тока якоря (г).
этом сопротивление в цепи якоря R nz изменяется в соот ветствии с диаграммой на рис. 4-43, в. Такой способ управ ления величиной параметра получил название широтноимпульсного. Возможен и другой вариант управления — частотно-импульсный, когда ta —const, а изменяется период коммутации ключа Тк, т. е. частота коммутации ключа.
Анализ эквивалентной схемы рассматриваемой системы электропривода (рис. 4-43, б) показывает, что процессу периодической коммутации ключа К соответствует квазиустановившийся режим работы эквивалентной схемы, для которой справедливо следующее дифференциальное урав нение:
E = R ^ i + L ^ .
212
Из теории электрических цепей известно, что при скач кообразном изменении Raz, имеющем место в результате коммутации К, в рассматриваемой эквивалентной схеме возникает апериодический переходный процесс. При этом ток в схеме изменяется по экспоненциальному закону. В период замыкания К ток нарастает по экспоненте с по стоянной времени Т3 = LIR0, а в период размыкания К
ток спадает по |
экспоненте с |
постоянной времени Тр — |
= Ы(Дй + 7?д). |
На рис. 4-43, |
г показано' изменение тока |
за период коммутации. При неизменных значениях t3 и tp в схеме имеет место квазиустановившийся режим работы, характеризующийся значениями 7ыакс и / мпн. Очевидно, что в этом случае будет также неизменным и среднее зна чение тока якоря двигателя.
Представляет интерес оценка влияния соотношения времен замкнутого и разомкнутого состояний контактов на эквивалентное сопротивление цепи в указанном квазиустановившемся режиме. Последнее может быть опреде
лено следующим образом: |
|
R3 = E/Icp, |
(4-39) |
где / ср — среднее значение тока якорной цепи.
Таким образом, задача сводится к определению сред него значения тока, которое может быть найдено как среднее за период коммутации ключа
где i — мгновенное значение тока якоря;
i3, гр — мгновенные значения тока якоря при соответ ственно замкнутом и разомкнутом состояниях ключа.
Решая дифференциальное уравнение, записанное для эквивалентной схемы (рис. 4-43, б), и принимая, что на чало отсчета времени на каждом интервале состояния К совпадает с началом этого интервала, можно записать
законы изменения тока: |
|
|
гз— /з — (h — 7МИН) е |
3; |
(4-41) |
__г_ |
|
|
гр — 7Р (/р — /макс) б |
р, |
(4-42) |
213
где |
г |
Е |
|
|
значение |
|
тока |
73 = -=— установившееся |
|
||||||
|
|
н0 |
|
|
|
|
|
7Р = E/(R0 + |
при замкнутом ключе; |
|
тока |
||||
7?д) — установившееся |
значение |
||||||
|
|
при разомкнутом ключе. |
|
|
|||
Значения 7ШШ и 7макс могут |
быть определены из по |
||||||
следних двух уравнений с учетом условий 7М1Ш= |
ip|(==(p |
||||||
И /макс = |
i3|(= (3.Полагая в (4-41) |
t = |
t3 и в (4-42) |
t |
= tp, |
||
находим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
7мXКГ -- ■ |
3 + 7 р |
\1 — е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-[т - + т- |
|
|
|
||
|
|
1 — е ' 3 |
Р |
|
|
|
- Р + 7(р \ 1‘- е
1 — е
Подстановка в (4-40) мгновенных значений токов г3 и гр по (4-41) н (4-42) при указанных значениях 7мако и 7МШ1 после преобразований дает:
1 |
(/3- / р ) ( Г з - Г р ) X |
7ср Т, 73i3 -J- Ivtp |
|
|
(4-43) |
Полученное выражение можно значительно упростить, если учесть, что при выборе параметров схемы всегда стремятся к тому, чтобы период коммутации Гк был зна чительно меньше постоянной времени при введенном 7?д, т. е. Гк Гр, а значит, Гк Г3, так как Г3 > Гр. При этих условиях очевидна справедливость следующих соот ношений: <3 < Г3; < Гр, а значит, г3/Г3< 1 и гр/Гр < 1. При указанном соотношении параметров схемы обеспечи вается относительно небольшое отклонение мгновенных значений тока от среднего значения, иными словами, низкий уровень пульсаций тока. С другой стороны, полу-
214