Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
П олученное выражение для а м показывает, что максимум
момента имеет место при относительно небольшой скорости. В част
ности, |
подбором параметров |
|
|||||
схемы можно добиться того, |
|
||||||
чтобы |
наибольший |
момент |
|
||||
был при |
ш = 0 , |
т. е. |
при |
|
|||
пуске двигателя. Имеипо с |
|
||||||
этой целью в цепь якоря |
|
||||||
вводится добавочное |
сопро |
|
|||||
тивление |
R u. п. |
вид |
меха |
|
|||
Примерный |
|
||||||
нической 1 и скоростной 2 |
|
||||||
характеристик показан |
на |
|
|||||
рис. 4-28. Основное досто |
|
||||||
инство |
|
рассматриваемой |
|
||||
схемы |
регулирования |
за |
|
||||
ключается в том, что она |
|
||||||
позволяет |
осуществить |
Рис. 4-28. Скоростная (2) и механи |
|||||
плавный переход из двига |
|||||||
ческие (1, 3) характеристики двига |
|||||||
тельного режима в тормоз |
|||||||
теля постоянного тока, включенного |
|||||||
ной без изменения направ |
|||||||
по схеме рис. 4-21, в. |
|||||||
ления вращения и получить |
|||||||
|
|||||||
значительный |
тормозной |
|
момент. В связи с этим данная схема часто используется для регу лирования угловой скорости электроприводов подъемных механиз мов, работающих в режиме спуска грузов. Соответствующая меха ническая характеристика показана пунктиром на рнс.4-28 (кривая 3). Когда требуется спустить относительно легкий груз, например
Рис. 4-29. Скоростные (а) и механические (б) характеристики двигателя постоянного тока, включенного по схеме рис. 4-21, в, при Ящ = const и Ra = var; ДП1 > ЯП2-
7* |
195 |
пустой крюк подъемного крана, вес которого недостаточен для преодоления сил трения в механизме, необходим двигательный режим электропривода (МС1, 0 4 ). Если же вес груза большой, то для
предотвращения его падеипя электропривод должен работать в тор мозном режиме (МС2, со»). При этом, как впдпо из характеристики, угловые скорости "двигателя при спуске грузов незначительно отличаются друг от друга.
Для оценки влияния регулировочных сопротивлений рассмот рим, как п прежде, два семейства регулнровочпых характеристик:
Яп = var; Ящ = const и
Рис. 4-30. Скоростные (а) и механи ческие (6) характеристики двигателя постоянного тока, включенного но схеме рпс. 4-21, в, при Лп — const
и Лщ = var; Лщ 1 > Яш2.
Я п — const; Лщ = var.
В первом случае увели чение Л Г1 при Лщ = const
приводит к снижению / ш, соответствующего /„ = О, а значит, и к уменьшению Ф. В пределе при Яп —> оо будет иметь место режим динамического торможения с самовозбуждением. Соот
ветственно |
при |
Ли = О |
двигатель будет |
работать с |
|
независимым |
возбужденн |
ом. Каждое семейство ско ростных н механических характеристик имеет но одной общей точке пере
сечения |
с |
координатами |
|||
г |
и с |
|
|
|
|
/ л= |
— = 7 |
■н соответственно |
|||
М = - к Ф |
(Uc/Rm |
Л1ш |
|||
|
|
|
|
||
|
|
+ Нц |
JJ |
||
|
К шк Ф (и с/Пт) |
с’ |
|||
где |
Ф (UQ/ J |
— значение |
|||
потока двигателя |
при |
токе |
|||
возбуждения |
/ в= |
/ ш = |
На рис. 4-29 показаны скоростные и механические характерис тики, соответствующие этому случаю.
При регулировании скорости за счет изменения Лщ при посто
янном Яп все скоростные характеристики имеют общую асимптоту с абсциссой / л = и сШи- С увеличением Яш растет скорость идеаль ного холостого хода, что объясняется снижением 1т = / в при / л = 0 .
Соответствующие рассматриваемому случаю характеристики пока заны на рис. 4-30. .
В рассматриваемой схеме в двигательном режиме возможно регулирование скорости вппз от оснопной. При этом пе всегда удается полностью использовать двигатель, так как токи в якоре и обмотке возбуждения не совпадают друг с другом, в связи с чем
196
при поминальном токе в одной обмотке ток в другой может быть меньше, а значит, будет меньше н допустимый момент двигателя. Кроме того, в двигательном режиме при низких скоростях модуль жесткости механических характеристик относительно мал, что ограшгчивает диапазон регулирования угловой скорости. По энер гетическим показателям рассматриваемая схема аналогична схеме шунтирования якоря двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
4-5. РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ИЗМЕНЕНИЕМ ПОТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ
Регулирование скорости путем изменения магнитного потока используется для двигателей постоянного тока. Этот принцип регулирования следует непосредственно из анализа выражений для скоростных и механических характеристик — см. (2-7), (2-9), (2-34) и (2-35). Обратим внимание на то, что ток возбуждения, а значит, и поток могут изменяться лишь в сторону уменьшения по срав нению с номинальными, так как по условиям нормальной работы обмотки возбуждения ток в ней не может длительно превосходить номинальную величину. Кроме того, даже кратковременное увеличение / в оказывается неэффек тивным, так как в большинстве случаев магнитные цепи электрических машин уже при номинальном потоке близки к насыщению. Следовательно, речь идет лишь о регули ровании скорости путем снижения потока или, как при нято говорить, путем ослабления потока возбуждения.
Основным достоинством рассматриваемого метода ре гулирования является то, что мощность обмотки возбуж дения невелика н составляет, как правило, 5—2% мощ ности двигателя. Для двигателей независимого возбужде ния это означает, что регулирование скорости осущест вляется за счет изменения режима работы в цепях отно сительно небольшой мощности. Это, в свою очередь, позволяет получить плавное регулирование скорости. Для машин малой, а иногда и средней мощности обычно используются резисторы в цени возбуждения (рис. 4-31,а), а для крупных машин — специальные преобразователи, например генераторы, электромашннные усилители, маг нитные усилители, вентильные преобразователи (рис.4-31,б).
Допустимая нагрузка на валу двигателя может быть найдена из условия, согласно которому ток якоря при ре гулировании остается неизменным и равным номиналь ному, т. е.
•Мдоп = /сФ/Я-Ц.
197
С другой стороны, из уравнения скоростной характе ристики следует
ЛФ __ Ц I I —Дл/л. н
0)
Отсюда
М доп |
(t/ц— Дп-^Я.н) In. н |
|
0) |
||
|
Нетрудно видеть, что числитель этой дроби неизме нен и равен электромагнитной мощности, развиваемой
п и>
б)
Рве. 4-31. Схемы включения |
Рис. 4-32. |
Зависимость до |
двигателя постоянного тока не |
пустимого момента от ско |
|
зависимого возбуждения при |
рости при |
регулировании |
регулировании скорости изме |
двигателя постоянного тока |
|
нением магнитного потока. |
изменением |
магнитного по |
П — регулируемый преобразова |
|
тока. |
тель постоянного тока. |
|
|
двигателем при работе в номинальном режиме. В связи с этим для данного способа регулирования угловой ско рости допустимая мощность на валу двигателя является постоянной, т. е.
<лМЛоп= Ри —const. |
(4-35) |
В этом смысле принято говорить |
о регулировании |
с постоянной мощностью. В соответствии с полученным выражением зависимость допустимого момента от ско
рости представляет собой гиперболу, |
показанную |
на |
рис. 4-32. |
|
|
Для анализа скоростных и механических характери |
||
стик можно обратиться к выражениям |
(2-10)—(2-12) |
и |
(2-16), из которых следует, что с уменьшением потока воз
буждения растет скорость идеального |
холостого |
хода |
со0 = и с1кФ, остается неизменным ток |
короткого |
замы- |
198
каиия / к.з = U JR n, снижаются момент короткого за мыкания М„ з = /сФ/,(з и модуль жесткости механиче ских характеристик |р| = к2Ф2Шп.
На рис. 4-33 показаны скоростные и механические характеристики при ослаблении, потока двигателя с не зависимым возбуждением. Там же пунктиром показана зависимость MRon (со). Из рис. 4-33, б видно, что с умень
шением потока |
возбуждения двигателя скорость |
растет, |
|
т. е. регулирование |
скорости осуществляется вверх от |
||
основной. По |
мере |
роста скорости снижается |
модуль |
Рис. 4-33. Скоростные (я) и механические (б) характеристики дви гателя постоянного тока независимого возбуждения при регулиро вании его скорости изменением магнитного потока; Фз > Фг > Ф3.
жесткости механических характеристик, что ограничи вает диапазон регулирования угловой скорости. Кроме того, верхний предел регулирования скорости ограничи вается механической прочностью элементов якоря ма шины — бандажей обмотки якоря, коллектора и т. д. Отечественная электротехническая промышленность вы пускает двигатели, рассчитанные на регулирование ско рости ослаблением потока в диапазоне до 1 : 8 .
Следует отметить, что ослабление потока однозначно приводит к росту скорости только в том. случае, когда момент нагрузки на валу двигателя обратно пропорцио нален скорости. Если же М с = const, то увеличение ско рости будет иметь место лишь до определенного значе ния кФ. При дальнейшем снижении потока начнется и снижение угловой скорости, так как в случае М = const ослабление потока приводит к увеличению тока якоря
199
I n = М/кФ, а значит, и к увеличению падения напряже ния на сопротивлениях дени якоря. Начиная с некото рого значения потока в процессе его снижения рост ско рости идеального холостого хо да со0 идет медленнее, чем умень шается скорость, обусловлен ная падением напряжения на R n.
Действительно, из уравнения
|
|
механической |
характеристики, |
|||
|
|
записанной в виде |
||||
|
|
|
|
Uck O —RHM |
||
|
|
|
|
|
(АФ)2 |
|
|
|
следует, |
что |
со = 0 для М = |
||
|
|
= |
const |
при |
кФ = В яМ /и 0. |
|
|
|
Дифференцируя правую часть |
||||
|
|
уравнения механической харак |
||||
|
|
теристики по Ф и приравнивая |
||||
|
|
производную нулю, находим: |
||||
со (Ф) при М — const. |
фШмакс = |
2/?„М/ЛС/с; |
||||
шмако = |
U y A R aM . |
|||||
ЛД > М 2 > Л/3. |
|
|||||
|
|
= |
Зависимости со (Ф) при М = |
|||
$■*- |
Uc |
const показаны па рис. 4-34. |
||||
|
0 |
Оценивая энергетические по- |
||||
|
|
|
^, казателп данного способа регу-
лирования скорости двигателей постоянного тока с независи мым возбуждением, необходимо отметить, что потери в силовой цепи двигателя и его к. и. д. такие же, как и при работе на естественной характеристике. Следует также учитывать, что в связи с относительно малой мощностью цепи обмотки воз буждения по сравнению с но минальной мощностью двигате
ля затраты на регулировочные устройства (реостаты или преобразователи в цепи обмотки возбуждения) не велики.
Двигатели независимого возбуждения, регулируемые путем ослабления потока, широко применяются для при
200