Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тиле определяется арифметической разпостыо указанных э. д. с. Большие броски токов могут привести к выходу из строя вентильного преобразователя и в первую очередь самих вентилей, в связи с чем опрокидывание инвертора является аварийным режимом.

С целью исключения возможности возникновения та­ кого режима необходимо прежде всего ограничить угол запаздывания открывания вентилей. Для того чтобы при длительности протекания тока %= 2я+ у его значе­ ние упало до нуля при соt < 0Х, необходимо

Ицщкс 01 Я.= Я — у.

Приведенное соотношение не является достаточным для обеспечения надежного инвертирования, так как после прекращения тока в вентиле необходимо время для вос­ становления его запирающих свойств, характеризующееся углом б. Поэтому

«макс^я —(у + 6).

(5-44)

Прп частоте сети 50 Гц угол восстановления запираю­ щих свойств ионных вентилей составляет примерно 12°. Для тиристоров время восстановления запирающих свойств не превышает 150 мкс, соответственно б ж 3°.

Часто при анализе работы преобразователя в режиме инвертпрования пользуются понятием угла опережения открывания вентилей, равного

Р = я — а.

Рассмотренное выше ограничение угла регулирования по отношению к углу опережения открывания может быть записано в виде

Рмпя^У + б.

(5-44а)

Ограничение угла управления вентильным преобра­ зователем приводит, естественно, и к ограничению пре­ дельной э. д. с. электрической машины, работающей в ге­ нераторном режиме, и ее угловой скорости в режиме идеального холостого хода. В соответствии с (5-32)

£макс == (АФн) ш 0 г.макс = и.макс = м COS &макс<

где 2?Jn.MaKc — наибольшее допустимое значение э. д. с. вентильного преобразователя в режиме инвертирования.

263

Угол коммутации у, как указывалось выше, зависит от тока и растет с увеличением последнего. Из (5-44) следует:

cos (aMaIiC + у) = — cos б,

а из (5-34)

cos (амакс+ у) = cos а макс — —ут- ■.

Следовательно,

Edи.маис — E(i м C O S CtM a u 0 = — E d м C O S б -j----- * - .

Отсюда наибольшее значение скорости привода, соот­ ветствующее надежному процессу инвертирования, сог­

ласно

(5-37) будет:

 

 

- Ed м cos б - Аг/„ -К ^

- Дт - Лр- Я„) /„

Ю

и . м а к с =

-------------------------------------------------------- .

Соответствующая зависимость показана штрих-пунк­ тирной линией в нижней части рис. 5-26.

Обычно при расчетах систем вентильного электропри­ вода принимают У м ан с = 15 -5- 18°, что соответствует пре­ дельно допустимым значениям тока якоря и реальным параметрам трансформаторов. Тогда для указанных выше максимальных значений б для преобразователей с ионными вентилями а маКс| ~ 150° или (5М1Ш1 ^ 30°, соответственно

Ed и.макс1 ~

0,866 EdM, а для

тиристорных преобразовате­

лей а Ма к с 2

160° (Р м ш .2 ~

20°) И Ed „ л а к с г — (0,94 н-

0,92) Еая.

 

 

Из приведенного выше анализа следует, что в системе электропривода, в которой двигатель постоянного тока независимого возбуждения получает питание от вентиль­ ного преобразователя, двигатель может работать как в дви­ гательном режиме (зона, ограниченная па рис. 5-26 осями координат и характеристикой при а = 0), так и в тормоз­ ных режимах: противовключения (зона, отмеченная на рис. 5-26 наклонной штриховкой), рекуперации (зона, отмеченная вертикальной штриховкой) и динамического торможения (характеристика, соответствующая а = а0 —

= я/2).

Односторонняя проводимость вентильного преобра­ зователя затрудняет осуществление реверса в таких* си­ стемах. На практике применяются три способа измене­ ния направления момента двигателя:

264


а)

изменением направления потока двигателя пр

неизменном направлении тока якоря (рис.

5-30, а)\

б) изменением полярности на зажимах якоря

с помощью

переключателя (реверсора) (рис. 5-30, б); в) изменением полярности на зажимах якоря с помощью двух групп вентильного преобразователя (рис. 5-30, в).

При реализации первых двух способов двигатель может получать питание от одиокомплектного вентильного пре­ образователя. Однако в этом случае затруднителен пере­ ход от двигательного режима в тормозному при одном

Рис. 5-30. К принципу реверсирования электродвш'ателя, получающего питание от управляе­ мого вентильного преобразователя.

итом же направлении вращения. Наиболее дешевой и простой является первая схема. Ее существенный недо­ статок заключается в большой продолжительности реверса порядка 0,5—2,5 с, что обусловлено прежде всего отно­ сительно большой постоянной времени обмотки возбуж­ дения двигателя. Схема с реверсором в цепи якоря позво­ ляет более быстро осуществить процесс реверса. Однако

ив этом случае время реверса, как правило, составляет не менее 0,1 с. Это определяется необходимостью соблю­ дения определенной последовательности операций в сис­ теме управления приводом в процессе реверса, который начинается увеличением угла управления преобразова­ теля. При увеличении а снижается э. д. с. преобразова­ теля, тогда как угловая скорость двигателя из-за нали­ чия запаса кинетической энергии сразу измениться не

может. При этих условиях оказывается £'дв > Ed и в силу

265

односторонней проводимости вентильного преобразова­ теля Id ->■0. Когда ток в цепи якоря станет близким к нулю, отключается ранее работавший контактор реверсо­ ра, например В, после чего путем дальнейшего увеличения

угла запаздывания открывания при сс > 2 вентильпыы

преобразователь подготавливается к работе в режиме инвертирования. Начальный угол управления устанавли­ вается таким образом, чтобы Edll ~ Ет . При этом условии замыкание ранее не работавшего контактора Н реверсора не приведет к большому броску тока в цепи якоря. Даль­ нейшее снижение а позволяет осуществить торможение двигателя и последующий его разгон до требуемой скорости в противоположном направлении.

Для приводов, где требуется максимальное быстро­ действие при реверсе, а также необходимы двигательный и тормозной режимы при одном и том же направлении вра­ щения, применяются схемы с двумя комплектами (груп­ пами) вентилей, каждый из которых проводит ток в одном из направлений, благодаря чему создается эффект двусто­ ронней проводимости преобразователя в целом. Все мно­ гообразие схем реверсивных вентильных преобразовате­ лей может быть сведено к двум типам схем: перекрестные пли «восьмерочные» схемы, показанные на рнс. 5-31, и встречно-параллельные или протпвопараллельиые схемы, приведенные на рис. 5-32.

В перекрестных схемах каждый из комплектов венти­ лей получает питание от изолированных друг от друга групп вторичных обмоток трансформатора, тогда как во встречно-параллельных схемах оба комплекта вентилей могут получать питание от одной группы вторичных об­ моток трансформатора.

Как и для ранее рассмотренных нереверсивных пре­ образователей, все схемы реверсивных преобразователей могут быть сведены к одной эквивалентной расчетной схеме, изображенной на рис.. 5-33, элементы которой такие же, как и в схеме на рис. 5-25. При работе электро­ привода в двигательном режиме один комплект вентилей реверсивного вентильного преобразователя, например 1В, работает в режиме выпрямления, а другой — закрыт или подготовлен для работы в режиме инвертирования. В последнем случае с целью исключения передачи энер­ гии, преобразованной 1В, в сеть через необходимо, чтобы Ed, ^ E dl. Если же, наоборот, в режиме выпрямле-

266


нпя работает 2В, то закрыт или подготовлен к работе в режиме инвертирования. Соответственно при этом Edi Е(П. Очевидно, что в общем случае

Ed* ^ E dB,

' (5-45)

где Eda, Edв — э. д. с. комплектов вентильного преобра­ зователя, работающих в режимах инвер­ тирования и выпрямления.

6)

Рис. 5-31. Перекрестные схемы реверсивного электропривода с трехфазными вентильными преобразователями.

а — с нулевым выводом; б — мостовая.

При работе электропривода в режиме рекуператив­ ного торможения один из комплектов вентилей работает в режиме инвертирования, а второй либо закрыт, либо под-

267

'■ Ч -*

+ 6)

Рис. 5-32. Встречно-параллельные схемы реверсивного электропривода с трохфазпы.мп воптильнымн преобразова­ телями.

а — с нулевым выводом; б — мостовая.

Рис. 5-33. Эквивалентная схема реверсивного вентпльного электропривода с двумя комплекта­ ми вентилей.

268

готовлен к работе в режиме выпрямления. В этом случае по-прежнему должно соблюдаться соотношение (5-45).

Режим работы реверсивного вентильного преобразо­ вателя в значительной мере определяется способом управ­ ления обоими комплектами вентилей. При совместном управлении управляющие сигналы подаются на оба ком­ плекта вентилей таким образом, чтобы соблюдалось (5-45). В этом случае возникает также задача ограничения урав­ нительных токов, протекающих между двумя комплектами вентилей за счет разности мгновенных значений их э. д. с. С этой целью в цепи преобразователей включаются урав­ нительные реакторы PI Р4, как показано в схемах на рис. 5-31 и 5-32. Вид механических и скоростных характе­ ристик электропривода существенно зависит от способа согласования углов управления обоими комплектами вен­ тилей. При линейном согласовании исходят из равенства нулю среднего значения уравнительного напряжения. В этом случае должно соблюдаться соотношение

Ed 1 -\-Ed2 —А£/в х — AUп г= О

плп

cos а х + cos а., = 2

= 2е.

(5-46)

В случае использования тиристоров в качестве управ­ ляемых вентилей EU JEdMж 0, поэтому

a 1-f-a2 = jt.

(5-46а)

Соответствующие регулпровочпьге и скоростные харак­ теристики показаны на рис. 5-34. Жесткость механичес­ ких характеристик в этом случае определяется, как п для однокомплектного преобразователя. Очевидно, что при согласовании углов управления комплектами вентилей в соответствии с (5-46а) характеристики реверсивного вентильного электропривода будут аналогичны характе­ ристикам системы Г—Д.

Недостатком схемы с линейным согласованием яв­ ляется наличие уравнительных токов, дополнительно нагружающих вентили и трансформаторы, необходимость введения в связи с этим уравнительных реакторов, что несколько снижает быстродействие системы электропри­ вода, а также неполное использование трансформаторов, так как в этом случае в соответствии с (5-44а) и (5-46а)

269



ссмпп = Рмин) т. е. максимальная э. д. с. реверсивного вен­ тильного преобразователя

Ed р.макс — Ed м COS Рмин-

С целью уменьшения уравнительных токов в ряде случаев используется так называемое нелинейное или неполное согласование, когда

ai + ®г = я + £■

(5-47)

При этом нарушается линейность регулировочных и механических характеристик (рис. 5-35). В этом случае

Рлс. 5-34. Регулировочная (а) п скоростные (б) характеристики реверсивного электропривода с вентильными преобразователями при совместном управлении комплектами вентилей п линейном согласовании.

переходу от двигательного к тормозному режиму соответ­ ствует заметное увеличение скорости. Кроме того, в этом случае значительно ухудшается использование трансфор­ матора и ограничивается изменение углов управления. Поэтому этот способ согласования в таком простейшем виде не находит широкого применения. На практике используются системы, в которых значение £ изменяется автоматически в функции какого-либо параметра. В част­ ности, возможно автоматическое поддержание заданного уровня уравнительного тока, что позволяет снизить ин­ дуктивность реакторов при удовлетворительных характе­ ристиках электропривода.

Для полного исключения уравнительных токов ис­ пользуется раздельное управление комплектами вен­ тильных преобразователей. Раздельное управление зак­ лючается в том, что управляющие сигналы (импульсы)

270

подаются только .на тот комплект, который в данный момент должен работать. На вентили неработающего комплекта управляющие импульсы не подаются, и он «закрыт». Для изменения режима работы преобразователя используется специальное переключающее устройство,' которое при равенстве нулю тока преобразователя сначала снимает управляющие импульсы с ранее работавшего комплекта, а затем после небольшой паузы (5—10 мс) подает управляющие импульсы на другой комплект. При указанной последовательности переходу электропривода

Рис. 5-35. Скоростные

ха­

Рис.

5-36. Скоростные ха­

рактеристики

реверсивного

рактеристики реверсивного

электропривода с вентиль­

электропривода с вентиль­

ными

преобразователями

ными

преобразователями

при совместном управлении

при раздельном управлении

комплектами•

вентилей

и

комплектами вентилей и ли­

нелинейном

согласовании.

нейном согласовании.

от двигательного режима к тормозному и обратно соот­ ветствует режим прерывистых токов преобразователя.

Скоростные н механические характеристики реверсив­ ного вентильного электропривода с раздельным управле­ нием комплектами существенно зависят от способа согла­ сования углов управления. В частности, при линейном сог­ ласовании они будут иметь вид, показанный на рис. 5-36.

При раздельном управлении нет необходимости вклю­ чения реакторов в цепи отдельных комплектов, возможно

полное использование трансформатора (£^рыакс — ■^зм)> снижается вероятность опрокидывания инвертора вслед­ ствие уменьшения времени работы вентильного преобра­ зователя в инвертном режиме, уменьшаются потери энергии и соответственно увеличивается к. п. д. электро­

271