Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

регулирования скорости электрического вентильно-машин­

ного каскада не превосходит (2

3):1.

Рассмотрим процесс регулирования скорости электро­ механического вентильно-машинного каскада. Допустим, что каскад работает в установившемся режиме при М с =

= const и ток возбуждения МП равен / в2;

уменьшим его

величину до

/ в1.

Электродвижущая сила

машины МП

уменьшится,

а ток I d в соответствии с выражением (7-15)

увеличится,

что

приведет к увеличению моментов как

АД, так и МП.

Скорость А Д и МП, которые связаны

двигателя (а), механические характеристики асинхронного двига­ теля (б) и электромеханического вентилыю-машшшого каскада (в).

“С Раз­

общим валом, будет возрастать. При этом э. д. с. АД уменьшится, так как его скольжение уменьшается, а э. д. с. МП увеличивается, следствием чего согласно (7-15) явится уменьшение тока I (1и уменьшение общего момента ^аскада. Когда последний становится равным статическому мо­ менту, возрастание скорости прекращается и каскад вновь работает в установившемся режиме, но при более высокой, чем ранее, скорости.

На рис. 7-12, б приведены механические характери­ стики только одного асинхронного двигателя, включенного в схему электромеханического вентильно-машинного кас­ када. Поскольку машина МП представляет собой преоб­ разователь активной мощности, критический момент на всех регулировочных характеристиках одинаков. Инте­ ресно отметить, что пусковой момент А Д для всех регули­ ровочных характеристик также одинаков и не зависит от тока возбуждения МП. Это объясняется тем, что при со =

352


= 0

э. д. с. Еып также равна

нулю

и ток I d, а

зна­

чит,

и момент А Д не зависят

от тока

возбуждения

ма­

шины МП.

Механические характеристики каскадной установки, представленные на рис. 7-12, в, характеризуются возра­ станием величины критического момента при возрастании тока возбуждения МП, поскольку критический момент АД постоянен на регулировочных характеристиках, а мо­ мент М П при увеличении тока возбуждения МП также возрастает.

На рис. 7-12, а представлены графики зависимости от скорости э. д. с. МП и приведенной к цепи выпрям­ ленного тока э. д. с. АД. Еыа прямо пропорциональна скорости АД, так как валы АД и МП механически соеди­ нены между собой. В точке В эти э. д. с. равны между со­ бой, поэтому ток I d, а значит, и момент каскада равны нулю, что соответствует режиму холостого хода каскада. Скольжение, соответствующее скорости холостого хода,

можно определить из

выражения

kcxE2KsQ— &Фыпсох х1.

Но шх.х1 = (1 — s0) соо,

откуда

 

 

£

— —

/сФнпСОо

1

(7-16)

 

I m у

| ^сх^гк

0

^СХ^акН-^ФмП^О ^

 

При скорости, большей сох х при данном токе возбужде­ ния МП, из-за односторонней проводимости выпрямителя в двигательном режиме ток' I d и момент каскада равны нулю.

Диапазон регулирования скорости электромеханиче­ ского вентильно-машинного каскада не превосходит 2:1.

Для осуществления пуска электромеханического вен­ тильно-машинного каскада вначале производят реостатный пуск АД (пусковые реостаты в схеме на рис. 7-10, б не показаны). При высокой скорости, когда АД работает на естественной характеристике, к выпрямителю подклю­ чается якорь машины МП. Затем отключаются пусковые реостаты и возбуждается машина МП.

Основной недостаток вентильно-машинных каскадов состоит в необходимости применения коллекторной вра­ щающейся машины постоянного тока МП. Для устране­ ния этого недостатка возможно применение статического преобразователя постоянного тока в переменный. В этом случае каскад может быть только электрическим, так как отсутствуют дополнительные электрические машины.

12 М. Г. Чилпкин

353


Рпс. 7-13. Схема вентильного каскада.

На рис. 7-13 приведена схема вентильного каскада. Для преобразования постоянного тока в переменный в нем использован инвертор И, состоящий из управляемых вен­ тилей и трансформатора.

Добавочной э. д. с., вносимой в цепь выпрямленного тока ротора АД, в данном случае является э. д. с. инвер­ тора, величина которой регулируется изменением угла опережения открывания вентилей (3. Механические харак­ теристики каскада аналогичны приведенным на рис. 7-4, в.

Рассмотренные схемы каскадов не охватывают всего многообразия существующих в настоящее время каскад­ ных установок. Для более полного ознакомления с данным вопросом следует обратиться к специальной

литературе.

Следует подчеркнуть перспективность каскад­ ных схем включения асин­ хронных двигателей. Они могут использоваться для двигателей большой мощ­ ности, где необходима реа­ лизация мощности сколь­ жения, которая может со­ ставлять несколько тысяч киловатт. Для уникальных

регулируемых электроприводов мощность двигателя может достигать величины двадцати — тридцати тысяч киловатт. В этих случаях применение каскадных установок может явиться единственно возможным техническим решением.

В то же время применение современных средств преоб­ разовательной техники позволяет создавать каскадные аспнхропные электроприводы с хорошими регулировоч­ ными свойствами, удовлетворяющими требованиям многих производственных механизмов, что выдвигает задачу при­ менения каскадных установок для двигателей небольшой мощности, порядка десятков киловатт. В каждом отдель­ ном случае это должно быть подтверждено технико-эко­ номическими соображениями.

Каскадные схемы имеют также и недостатки. Сами схемы не просты и требуют дополнительного оборудова­ ния. Кроме того, при использовании каскадных установок сложным является осуществление электрического тормо-

354


женин привода. Практически для торможения асинхрон­ ного двигателя в каскадной схеме включения используется динамическое торможение.

7-4. РАСЧЁТ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЕНТИЛЬНО-МАШИННЫХ КАСКАДОВ

Мощность скольжения асинхронного двигателя равна сумме активных мощностей, выделяемых в элементах роторной цепи, если пренебречь потерями на перемагнпчиваные стали ротора п от высших гармоник роторного тока:

M(£)qS= АРs = АРэл2 ад + д Рэл. мп~Ь Рэм. мп>

(7-17)

где ДРэлаад — электрические потери мощности в обмотке ротора

АД;

ДРэл. мп — электрические потери мощности в обмотке якоря

МП-,

Рэм. мп — электромагнитная мощпость МП.

При составлении баланса мощностей в (7-17) не учитываются потерн мощности в вентилях выпрямительного моста и в реакторе Р, поскольку они малы по сравнению с другими составляющими потерь.

Уравнение электрического равновесия для цепи выпрямленного

тока ротора А Д можно записать в виде

 

 

 

*схР'2 к5=

Д£7яад + Дг7ув +

Д^Дмп + -Ё'мп’

(7‘18)

где

E2\<s — э. д. с.

ротора А Д при скольжении s;

выпрямления;

 

ксх — коэффициент,

зависящий

от схемы

 

для трехфазной мостовой схемы он равен 1,35, если

 

Е2к — линейное значение э. д. с. ротора;

 

 

ДгУдад — падение напряжения в активных сопротивлениях АД,

 

приведенное • к

цецп

выпрямленного

тока

ротора;

 

Д£/ув — падение

напряжения,

обусловленное

коммутацией

 

вентилей выпрямительного моста;

 

 

 

А £/д.чП— падение напряжения в цепи якоря МП;

 

 

Е*т — э. д. с. машины МП.

 

 

 

 

 

Умножив' выражение (7-18) иа величину выпрямленного тока

ротора, получим:

 

 

 

 

 

 

 

(kcxE№s - A U ys) Id = URajJ d + A U R!iaI d + EMnId.

(7-19)

Учитывая очевпдные равенства

ДТ>эл2ад== Д^Д asJd.’

ДТ>зл. мп= Д^й мп^ср

■ Р э м . м п — Р . м п - 7 ф

из выражений (7-17) и (7-19) находим:

APs — (IcсхДзк$ —Д£7ув) Id-

Отсюда следует выражение для момента асинхронного двига­ теля в схемах веитильно-мапшипого каскада

М =

/ccxi?2Ks

AUyB

------------------- cons

-- I d.

 

 

12*

355


Обозначим:

^'СХ^ЙК®— EUyDUd,

где Ud — напряжение на выходе выпрямительного моста. Тогда

М = ¥ * l d = B ± ? J L l d. co0s co0s Ed

Ho Ed = 1,35 E 2Ks. Отсюда окончательно находим:

^ЗбДпц Ud г

(7-20)

C0o Ed d'

Для нахождения зависимости момента аспнхрониого двигателя от выпрямленного тока по (7-20) достаточно иметь зависимость отно­ шения Ud/Ed от Id, представляющую собой внешнюю характерис­ тику выпрямительного моста. Вывод выражений для определения внешней характеристики выпрямителя изложен в специальных трудах.

При мостовой схеме выпрямителя расчет внешней характери­ стики производится по выражениям, приведенным в табл. 7-1.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7-1

Параметр

I режим

II

режим

Ill режим

Пределы

1 /6

0,613/2Р ^ I d

1,06/2р ==?. Id

изменения

о

/ 1 8

nR.

=== V 2 /2р

тока

 

X / 2Р = 0,613/2р

4

— 1»0Ь/2р

 

 

 

 

 

Ud

1 _ _ L l d _

4 V > - U % !

 

Ed

V &

Ь ■/ зр

В табл. 7-1 принято:

Еок,ф

^,2к .ф = £,2к/1/Л3’—фазное значенпе э. д. с. ротора АД; хя — (х1 ~\-х2)/к2 —индуктивное сопротивление короткого замыкания

АД, приведенное к обмотке ротора; I d —выпрямленный ток ротора.

Следует отметить, что приведенные в табл. 7-1 зависимости Ud/Ed (Id) выводятся прп постоянной частоте, тогда как частота тока ротора зависит от скольжения /2 = Д s, где — частота питаю­ щей сети. Однако так как хдв = х дв, а Е2 ~ E2Ks, то отношение х № /Е 2 не завпсит от скольжения, а величина х д , входящая в выраже­

ния табл. 7-1, соответствует частоте сети fv

356