Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
в движение механизмом, тй вторые позволяют оценить загрузку двигателя по току. Эта оценка очень важна для электрических машин, так как значение тока должно быть ограничено по условиям нагрева обмоток, а для машин постоянного тока по условиям безыскровой ком мутации коллектора. Вместе с тем оба указанных типа характеристик взаимосвязаны, так как величина электро магнитного момента, развиваемого двигателем, опреде ляется значениями тока и потока.
На рис. 2-1 показана нормальная схема включения в сеть двигателя постоянного тока независимого возбуж дения. Ее также часто называют схемой параллельного возбуждения, так как цепь обмотки возбуждения включена параллельно це пи якоря двигателя. Обыч но рассматривается сеть постоянного тока, мощ ность которой во много раз превышает мощность дви гателя. При этом условии внутреннее сопротивление источника постоянного на пряжения ничтожно мало и не зависит от тока в сети, а напряжение сети
постоянно, Uc = const. Поэтому цепи обмотки возбуж дения и якоря становятся независимыми друг от друга, что и отражено в наименовании рассматриваемой схемы. Кроме того, следует отметить, что в ряде случаев для обмотки возбуждения подобного типа двигателей, особенно при большой мощности, используются отдельные источ ники питания.
Установившийся режим работы двигателя постоянного тока независимого возбуждения характеризуется неизмен ностью мгновенных значений токов в цепях обмоток якоря и возбуждения.
Для схемы рис. 2-1 могут быть записаны следующие уравнения:
для цепи якоря, |
|
Uc —Е + (^?я+ -^л.я) 1я\ |
(2-1) |
для цепи возбуждения |
|
^ С = ( Я о . В + ЛП.в)/в, |
(2-2) |
47
где 1Я н / в — токи соответственно в цепях якоря н обмотки возбуждения, А;
Uс — напряжение сети постоянного тока, В;
Е— э. д. с., наводимая в обмотке якоря при его вращении в магнитпом поле, созда
ваемом обмоткой возбуждения, В;
R 0 -b и Яп.в — сопротивления обмотки возбуждения и
последовательно |
включенного с |
пей |
реостата, Ом; |
|
|
R n — внутреннее сопротивление якорной це |
||
пи машины постоянного тока, вклю |
||
чающее в себя сопротивления обмоток |
||
якоря, компенсационной КО и допол |
||
нительных полюсов Д П , а также пере |
||
ходное сопротивление скользящего то |
||
косъема (щеточного контакта), Ом; |
||
Rn.n — внешпее сопротивление, включенное по |
||
следовательно в цепь якоря, Ом. |
|
|
Из (2-2) следует выражение для тока возбуждения |
||
h = т г 1 Сп |
• |
(2_3) |
•“ о.и~гл п.п |
|
|
Электродвижущая сила двигателя постоянного тока не зависимого возбуждения определяется' выражением
|
Е = |
Фсо = А:Фсо, |
В, |
(2-4) |
где |
р — число |
пар полюсов двигателя; |
|
|
|
N и а — числа активных проводников и парал |
|||
|
лельных ветвей обмотки якоря; |
Вб; |
||
|
Ф — поток возбуждения двигателя, |
|||
|
со — угловая скорость, рад/с; |
двига |
||
к = pN/2na — конструктивный |
коэффициент |
|||
Часто |
теля. |
угловой скорости используется |
||
для измерения |
внесистемная единица — об/мин. Угловая скорость, опреде ляемая числом оборотов в минуту (частота вращения), обо значается через п. Если учесть соотношение между п и со
а = 2яи/60,
то (2-4) можно записать следующим образом: |
|
|
Е = кпФп, |
' |
(2-4а) |
48
где коэффициент пропорциональности кп определяется вы ражением
|
|
|
*• |
(2-5) |
Отсюда |
к = |
9,55 кп. |
. |
(2-5а) |
|
||||
Учитывая (2^4), уравнение (2-1) можно зацисать в виде |
||||
Uс= А:Фо)+ (Ля + /?д_я) 1ц, |
(2-6) |
|||
откуда следует: |
|
|
|
|
(О= |
U_c |
•Дя+^П.Я т |
|
(2-7) |
к ф |
ш 1л |
Полученное выражение представляет собой уравнение скоростной характеристики двигателя постоянного тока. От этого уравнения можно перейти к уравнению механиче ской характеристики, так как развиваемый двигателем электромагнитный момент определяется как
М = ^-а Ф1п = кФ1п, Н-м. |
(2-8) |
Подставляя в (2-7) значение тока из (2-8), получаем уравнение механической характеристики двигателя по
стоянного тока |
- |
|
ис |
ДЯ~ЬДп.я м. |
(2-9) |
кФ |
'' (*ф)2 |
|
Из (2-7) и (2-9) следует, что при Ф = const скоростная и механическая характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения представляют собой пря мые линии, пересекающие оси координат. Эти характери стики показаны соответственно на рис. 2-2 п 2-3. Ось ординат обеими характеристиками пересекается в одной точке, так как первые слагаемые в (2-7) п (2-9) одинаковы. Ордината указанной точки может быть получена, если в этих уравнениях положить / я = О или М = 0, что соответствует режиму идеального холостого хода двига теля. Соответствующая этому режиму скорость назы вается скоростью идеального холостого хода
“ ." И Г - |
(2-10) |
Точки пересечения скоростной п механической харак теристик с соответствующими осями абсцисс определя/от
49
токи п момент в режиме короткого замыкания. Здесь под коротким замыканием понимается такой режим работы двигателя, когда его скорость, а следовательно, и э. д. с. равны нулю. При этом условии из (2-6) следует, что ток якоря двигателя определяется только сопротивлением
Ля + Лц.я и не зависит от потока возбуждения
|
■^я.к. |
ис |
|
(2- 1 1 ) |
||
|
Л„ + Лп.,, |
|||||
|
|
|
|
|||
|
Момент при коротком за |
|||||
|
мыкании |
|
|
|
|
|
|
м 1;з = кФ1Я.К,3= Tf~T^T5~ |
• |
||||
|
|
|
■“ |
Я Г *41. Я |
|
|
Рпс. 2-2. Скоростная характе |
|
|
|
|
(2- 12 ) |
|
ристика двигателя постоянно |
Скоростная |
и |
механиче |
|||
го тока независимого возбуж |
||||||
дения. |
ская характеристики, пока |
|||||
|
занные сплошпымн линиями |
|||||
|
на рис. 2-2 и 2-3, построены |
|||||
|
при условии кФ = const. |
В |
||||
|
действительности же, если не |
|||||
|
принимать специальных мер, |
|||||
|
с увеличением тока / я |
уси |
||||
|
ливается действие |
попереч |
||||
|
ной реакции якоря, приводя |
|||||
|
щее к снижению потока воз |
|||||
|
буждения Ф пли, |
как |
гово |
|||
Рпс. 2-3. Механическая харак |
рят, к размагничиванию ма |
|||||
теристика двигателя постоян |
шины. Это явление сказы |
|||||
ного тока независимого воз- |
вается на форме |
скоростной |
||||
буждешш. |
и механической |
характерис |
||||
|
тик двигателя.
При малых значениях тока якоря и соответственно момеита действие реакции якоря практически не прояв ляется, благодаря чему характеристика остается линей ной. При дальнейшем увеличении тока начинается замет ное снижение потока возбуждения, что вызывает откло нение характеристик от линейных в сторону больших ско ростей. Соответствующие характеристики, учитывающие влияние реакции якоря, обозначены пунктирными ли ниями на рис. 2-2 и 2-3. Следует отметить, что, как это следует из (2-11), на ток короткого замыкания реакция якоря влияния не оказывает, тогда как момент при корот
50
ком замыкании вследствие снижения потока возбуждения уменьшается.
Следует обратить внимание на то обстоятельство', что в случае размагничивания двигателя под действием реак ции якоря его механическая характеристика может содер жать участок с положительной жесткостью (на рис. 2-3 — участок аб). Это обусловлено тем, что первый член в пра вой части (2-9) сначала растет быстрее, чем второй, а затем при дальнейшем увеличении момента сильнее сказы вается второй член. Такая форма механической характе ристики не может считаться удовлетворительной, тац как
вряде случаев она приводит к неустойчивой работе элек тропривода. Поэтому в современных электрических маши нах с целью устранения влияния реакции якоря в цепь якоря последовательно включают компенсационную об мотку, как это показано на рис. 2-1, которая распола гается на главных полюсах. Наличие такой обмотки ослаб ляет влияние реакции якоря при изменении тока якоря
впределах, обусловленных коммутационной способностью коллектора, что позволяет не считаться с изменением потока возбуждения при анализе скоростных и механиче ских характеристик двигателей постоянного тока незави симого возбуждения. При этом практически можно считать поток возбуждения не зависящим от тока якоря. Поэтому
вдальнейшем рассматриваются скоростные и механиче ские характеристики при кФ = const для любых значений тока якоря.
Уравнения скоростной и механической характеристик могут быть представлены в виде уравнений прямых, отсе кающих на осях координат отрезки 1я.к.з или М КЗ и со0, т. е.
(2-13)
(2-14)
м к.з
Последние выражения могут быть получены непосред ственно из (2-7) и (2-9) с учетом (2-10)—(2-12).
Из (2-10)—(2-12) следует, что основные параметры скоростных и механических характеристик со„, / я.к.з и М к з зависят от подведенного к зажимам двигателя напряже ния Uc, сопротивления цепи якоря и потока возбуждения. При вариации значений последних величин могут быть получены семейства скоростных и механических характе-
51
ристык. Из этих семейств принято выделять е с т е с т в е н н у ю с к о р о с т н у ю и е с т е с т в е н н у ю м е х а н и ч е с к у ю характеристики, под которыми по нимаются характеристики, соответствующие номиналь ному напряжению на зажимах якоря двигателя £/,„ поми нальному потоку возбуждения Ф1Г, определяемому номи нальным током в обмотке возбуждения / в „, и отсутствию дополнительного сопротивления в цепи якоря (i?n я = 0). Все остальные скоростные и механические характеристики называются и с к у с с т в е н и ы м и.
Номинальными данными электрической машины назы вается совокупность параметров, характеризующих ее номинальный решим работы. Под последним понимается режим работы, для которого электрическая машина пред назначена предприятием-изготовителем.
Для оценки жесткости механической характеристики целесообразно найти зависимость М (со). Из (2 = 9) и (2 = 14)
м = л ж <и ° - № и >= ( 4 - £ ) ■ <2-15>
Тогда жесткость механической характеристики равна:
d M |
№)- |
Мк . з |
(2-16) |
|
da |
-^н + ^п.я |
СО0 |
||
|
Следовательно, модуль жесткости механической харак теристики определяется только потоком возбуждения и сопротивлением цепи якоря. Из (2-16) следует также,' что естественная механическая характеристика имеет наи большее значение модуля жесткости по сравнепию с искус ственными характеристиками, так как ток возбуждения двигателя не может быть больше номинального, а сопро тивление цепи якоря не может быть меньше /?„•
На практике для оценки жесткости механических ха рактеристик двигателя независимого возбуждения часто используется другой параметр — уменьшение, или паде ние, скорости при поминальной нагрузке по сравнению со
.скоростью идеального холостого хода (см. рис. 2-2 и 2-3):
Дсон = со0 —сон. |
(2-17) |
Из (2-7) и (2-9) следует, что
где / я „, Ма — ток якоря и электромагнитный момент дви гателя в номинальном режиме работы.
52