Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перемычки могут быть изготовлены у машин средней мощности из одного куска медной шины, причем лобовая часть выгибается

плашмя,

так

как на ней будут лежать, заполняя шаг, осталь­

ные

нижние

стержни

обмотки

 

(рис.

42).

Перемычки

вклады­

 

вают с передней части ротора

 

(от

колец)

в пазы

первыми.

 

У электромашин большой мощ­

 

ности, с большими поперечными

 

размерами стержней, перемычки

 

припаивают к стержням посред­

 

ством хомутиков, после укладки

 

стержней в пазы. В первом слу­

 

чае

лобовые

части

перемычек

 

лежат

на

обмоткодержателе,

 

во

втором — перемычки распо­

 

лагаются

в лобовой

части далее

р и с . 42. Роторная перемычка

обмоткодержателя.

Могут быть

 

исполнены обмотки, в которых перемычки отсутствуют. Здесь пере­ ход при обходе обмотки с одного направления на другое осуще­ ствляется изогнутым стержнем, лежащим в пазу в верхнем и ниж-

S

Рис. 43. Волновая обмотка ротора:

а — схема; 6 п е р е х о д н о й с т е р ж е н ь

нем слое одновременно. Пустые места в пазу заполняют кусками аналогичной стержню меди, чтобы избежать вибрации стержня в пазу и небаланса ротора (рис. 43). Наличие переходного стержня дает возможность начала фаз выполнять из нижнего слоя обмотки,

6 Б . В . Никольский

81


что очень удобно. Шаг по пазам у волновой обмотки подсчитывают по формуле

но так как z =

2pmq, то формулу

можно

видоизменить:

 

2рта

 

 

 

 

где

z— число

пазов;

 

 

 

— число

полюсов;

 

 

 

 

q — число

пазов на полюс и фазу;

 

 

m — число

фаз.

 

 

 

В

трехфазных обмотках m =

3

и шаг

для этих обмоток будет

 

 

У =

3</.

 

При обходе обмотки от первого паза по шагу обход завершится тем же стержнем первого паза, обмотка окажется замкнутой нако­

ротко— сама на себя; чтобы избежать этого,

при подходе к

пазу,

от которого

начался обход,

нужно укоротить

или

удлинить

шаг

на один паз. В этом случае обмотки называются

с

у к о р о ч е н ­

н ы м или

у д л и н е н н ы м

п е р е х о д о м .

В

электромашино­

строении применяют и те и другие. Считают,

что при укороченном

переходе

имеется экономия меди.

 

 

 

 

Число

пазов на полюс и фазу определяет

число

обходов ротора

в одном направлении. Для полного заполнения паза следует сделать обходы в обоих направлениях. Например, для волновой обмотки

ротора

с z =

24

и

=

4

определить

нормальный шаг обмотки у

и количество

пазов

q

на

полюс

и

фазу:

 

_ _ J L _ _ 2 4 _ _ f i

 

_

г

_

24 _

?

У ~

4

~~

'

1 ~~ т2р

~

3-4

~~

Принимаем верхний стержень первого паза за начало первой фазы (рис. 44) (сплошные линии на рисунке считаем за верхний слой, пунктир — за нижний слой). Тогда будем иметь следующий путь обхода: верхний стержень первого паза соединится с нижним стерж­ нем 7-го паза = 6), нижний стержень 7-го паза — с верхним стержнем 13-го паза, верхний стержень 13-го паза — с нижним стержнем 19-го, нижний стержень 19-го паза по шагу должен соеди­ ниться с верхним стержнем 1-го. Тогда обмотка окажется замкнутой сама на себя. Чтобы этого не случилось, делают, как указывалось выше, либо укорочение шага в переходе, либо удлинение на один паз.

В приведенном примере сделан укороченный переход и нижний стержень 19-го паза соединился с верхним стержнем 24-го паза,

верхний

стержень

24-го

паза

— с

нижним 6-го,

нижний стер­

жень 6-го — с

верхним

12-го,

верхний

12-го — с

нижним

18-го,

нижний

18-го

паза

соединяется

перемычкой

I — IV с

нижним

24-го паза. Начинается обратный обход

ротора.

Нижний стержень

82


24-го

паза

соединяется с верхним 18-го, верхний

18-го — с ниж­

ним

12-го,

нижний 12-го — с верхним 6-го, верхний

6-го (с укоро­

чением на один паз) — с нижним 1-го, нижний 1-го — с верхним 19-го, верхний 19-го — с нижним 13-го, нижний 13-го — с верхним 7-го, верхний 7-го—конец 1-й фазы. Аналогично производятся обходы остальных фаз. Обмотки должны быть симметричными и электри­ чески и геометрически, последнее необходимо, чтобы избежать неба­ ланса ротора. По окружности должны быть распределены равно­ мерно начала и концы фаз и перемычки. Согласно ГОСТ 183—66,

m »• к

il H и

m и

I'

• '

и

il

11 m M " m m 11

161718

13 20 21222324-

12

3 4

5

6

7

8

9 10 1112 1314 15

Рис. 44. Схема волновой обмотки ротора

введено обозначение P I , Р2, РЗ — начало первой, второй и третьей фазы и Р4, Р5, Р6 соответственно концы фаз. Перемычки обозна­ чают I — IV — первой, I I — V — второй и I I I — V I — третьей фазы. Обмотки ротора соединяют в звезду или треугольник. Кольцо звезды располагают с передней или задней лобовой части обмотки. К стерж­ ням выводов на хомутиках припаивают выводы, идущие к контакт­ ным кольцам или звезде. При соединении в треугольник Т-образный вывод из шины припаивают через петушки к началу и концу обмотки фаз, а средний идет на подсоединение к контактному кольцу.

Когда при одном и том же штампе листов ротора желают выпу­ скать двигатели с разными скоростями вращения, число пазов на полюс и фазу (а) выразится дробным числом. В этих случаях шаги обмотки со стороны контактных колец с передней стороны и с про­ тивоположной — задней стороны ротора будут различны. Шаг об­ мотки выбирают: с задней стороны у1 — 3q ± 0,5, с передней сто­ роны у2 = 3q ± 0,5. Знаки плюс и минус показывают, что при выборе в первой формуле плюса во второй следует брать минус и наоборот. Например, при наличии 60 пазов и синхронной скорости

вращения 1500 об/мин ^ = - | т = 5. Если необходимо использо-

6*

83


Рис. 45. Соединительный хомутик ротор­ ной обмотки

вать этот ротор на 750 об/мин, число пазов на полюс и фазу будет

q == - ^г = 2,5, т. е. в катушках будет по 2 и по 3 секции для

О* О

соблюдения симметрии обмотки. Чаще всего дробное число пазов на полюс и фазу выражают целым числом с половиной. В этой об­ мотке шаги будут:

у1

=

3-2,5 — 0,5

=

 

7,

 

 

 

 

 

 

 

уг

=

3-2,5 + 0,5

=

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

Перемотку катушечной

обмотки

ротора

 

выполняют

так

же, как

и обмотку статора, о чем было сказано выше. Применяют

пазовые

клинья — буковые и гетинаксовые,

прокладки под клин — электро­

 

 

 

картон

 

или

 

гибкий

 

миканит

 

 

 

толщиной

0,3

мм. Нужно

заме­

 

 

 

тить,

что

намотку

 

впротяжку

 

 

 

хорошо

выполнять

проводами

 

 

 

марки П Б Д и ПДА; не рекомен­

 

 

 

дуется

 

применять провод

ПСД,

 

 

 

так как при

протяжке

происхо­

 

 

 

дит

механическое

повреждение

 

 

 

стеклянной

 

изоляции,

что

при­

 

 

 

водит

к витковым

замыканиям.

 

 

 

При

ремонтах

роторов,

намо­

 

 

 

танных

впротяжку,

замена не­

 

 

 

скольких поврежденных секций

 

 

 

экономичнее

полной

перемотки

 

 

 

всей

обмотки.

 

 

 

 

 

Перемотку роторов с волно­ вой стержневой обмоткой произ­ водят таким образом. Вначале

распаивают соединения стержней в хомутиках (рис. 45), концы стержней очищают тряпкой от излишков припоя. Замеряют рас­ стояния лобовых частей от активного железа и от бандажей. Изме­ ряют ширину бандажа, считают замки, замеряют диаметр бандаж­ ной проволоки. Разматывают бандажи, разгибают лобовую часть верхних стержней с задней стороны и вытаскивают из пазов верх­ ние стержни (рис. 46); то же делают с нижними стержнями. После освобождения активного железа от обмотки пазы очищают от остат­ ков изоляции, проверяют переходные соединения от обмотки к кон­ тактным кольцам, снимают изоляцию с обмоткодержателей, пазы продувают сжатым воздухом. Контактные кольца испытывают повышенным напряжением между фазами и на корпус.

Определяют и замеряют изоляцию стержней обмоткодержателей, данные заносят в ремонтную карточку. Стержни отжигают в печи при температуре 400—500° С и погружают в воду, очищают от остат­ ков изоляции, рихтуют, лудят концы. Отгибают одну сторону лобо­ вой части. Стержни изолируют: пазовую часть микафолием или фор­ мовочным миканитом толщиной 0,15 мм с обкаткой, запечкой и опрес-

84