Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
б) обмотку двигателя необходимо перемотать на другое напря жение или другие обороты с сохранением или некоторым увеличе нием его мощности;
в) отсутствует заводской паспорт двигателя.
При поверочном расчете задача заключается в нахождении наи
лучших |
соотношений между магнитными и электрическими |
нагруз |
|||||||||
|
|
|
|
ками |
машины. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
С |
чего начинают |
поверочный |
|||||
|
|
|
|
расчет? |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Если сохранен заводской |
пас |
||||||
|
|
|
|
порт, то из него берут |
мощность, |
||||||
|
|
|
|
напряжение, |
обороты, |
к. п. д., |
|||||
|
|
|
|
cos ф. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Если паспорта нет, то состав |
|||||||
|
|
|
|
ляют задание, в котором задают |
|||||||
|
|
|
|
напряжение, |
обороты, |
примерную |
|||||
|
|
|
|
мощность. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Величину магнитной индукции |
|||||||
|
|
|
|
в воздушном зазоре В6 |
принимают |
||||||
|
|
|
|
по данным, |
приведенным |
ниже. |
|||||
Рис. |
50. |
Основные размеры |
железа |
В обоих случаях делают промер |
|||||||
размеров железа статора: внутрен |
|||||||||||
|
|
статора |
|
||||||||
|
|
|
него |
диаметра |
расточки |
железа |
|||||
|
|
|
|
||||||||
статора Dlt полной длины сердечника |
статора |
/, высоты спинки |
ста |
||||||||
тора |
и ротора Ла , высоты |
зубца статора и ротора |
hz. Определяют |
число пазов статора и снимают оттиск паза. Следует учитывать, что
на заводе-изготовителе при конструировании машины |
внутренний |
|
диаметр расточки активной стали статора Dt |
и ее длина / определяют |
|
все прочие размеры двигателя (рис. 50). |
|
|
Наружный диаметр активной стали D a |
определяют |
по формуле |
D a = Dt + 2ha + 2hz.
Р е к о м е н д у е м ы е з н а ч е н и я м а г н и т н о й и н д у к ц и и :
|
Участки магнитной цепи |
Индукция, ее |
Воздушный зазор (2р = 2) |
6 000—6 700 |
|
|
|
6 500—8 500 |
Ярмо статора (2р = 2) |
12 000—17 000 |
|
Зубцы статора в наиболее узком сечении (паз с парал |
||
лельными стенками) |
16 000—21 000 |
|
Зубцы статора в середине (то же при трапециевидных |
||
и грушевидных пазах) |
13 000—17 000 |
|
Зубцы ротора в наиболее узком сечении (паз с парал |
||
лельными стенками) |
16 000—22 000 |
|
Зубцы |
ротора в середине |
14 000—18 000 |
Ярмо |
ротора (спинка) |
10 000^—16 000 |
92
Мощность электродвигателя на валу определяют по формуле
Р2 = КАВ6п квт,
где |
К — коэффициент, |
зависящий |
от размеров стали данного элек |
||||
|
тродвигателя; |
|
|
|
|
||
|
А —• линейная |
|
нагрузка, |
а/см; |
|
|
|
|
Bf, — индукция |
в |
воздушном |
зазоре, гс; |
|
||
|
п — число |
оборотов |
электродвигателя. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Линейная нагрузка |
|
|
|
|
|
|
|
здесь т- — число фаз; |
|
|
|
|
|
|
|
— число витков в фазе; |
|
|
|
|
|
|
|
— сила тока в |
фазе; |
|
|
|
|
|
|
— внутренний |
диаметр |
А,а/т\ |
м м . * |
|
|
I I |
I ! |
расточки. |
|
' 500 |
|
|
|
|
|
|
10 12 14 IS/820 24 28 32X40 |
50 SO ZCM |
|
||
Рис. 51. |
Зависимость |
максимальной ин |
Рис. 52. Зависимость линейной на |
|
дукции |
в воздушном |
зазоре |
и линейной |
грузки от мощности асинхронных дви |
нагрузки от полюсного |
деления |
гателей |
Значения для В6 в зависимости от полюсного деления можно определить по кривым, приведенным на рис. 51, а для А — в зави симости от мощности электродвигателя по кривым, приведенным на рис. 52.
Определение сечения паза
Наиболее распространенные формы пазов статоров показаны на рис. 53. Для определения сечения паза в свету (см2) пользуются
следующими |
формулами |
в зависимости от формы паза: |
|||||
|
|
|
я |
- bl) + 4 (bi + h); |
|||
a) |
Q n |
= " Г |
|||||
|
|
|
я |
-brl) |
+ ^ ( h |
+ b2) + r2b2\ |
|
б) |
Q n |
= Т |
|||||
В) |
Qn |
= |
л |
ь\ + |
|
|
|
Г) |
Qn |
= |
h |
b2) + ^(b0 |
+ bx). |
||
2 |
|||||||
|
|
|
93
Следует иметь в виду, что в современных электродвигателях мощностью до 100 квт на общее сечение меди в пазу падает около 20—40% от общего сечения паза в свету. Все остальное пространство
a |
S |
б |
г |
Рис. 53. Пазы статора
паза занято пазовой и витковой изоляцией, прокладкой между секциями, клином, пропиточным лаком. Коэффициент заполнения паза подсчитывают по формуле
f |
|
_ |
SuNn |
|
' 3 |
- п |
~~ |
Qu ' |
|
где |
SM — сечение |
провода; |
||
Nn |
— число проводников в пазу; |
|||
|
Qn — сечение |
паза в свету. |
Применение провода типа венифлекс, пазовой изоляции в виде синтетических (триацетатных) пленок значительно увеличит коэффи циент заполнения паза при повышении качества изоляции.
Расчет электродвигателя при отсутствии обмоточных данных
Кажущуюся мощность, потребляемую электродвигателем из сети,
определяют по формуле |
|
||
Ps |
= 1 ,b\AB&D)l0nKi• |
10- 1 2 |
ква, |
где Dt |
— диаметр внутренней |
расточки статора, см; |
|
/ 0 |
— расчетная длина активной стали, см; |
||
Кг — обмоточный |
коэффициент (при диаметральном шаге), рав |
ный 0,96—1,0;
А— линейная нагрузка;
п— число оборотов в минуту.
94
Расчетную длину активной стали при наличии вентиляционных каналов определяют по следующей формуле:
Іо = Ко (I — " А ) с м > |
|
||
где Ко |
коэффициент |
заполнения листов железа (табл. 6); |
|
I |
общая |
длина |
стали, см; |
пк—число |
каналов; |
Ьк — ширина канала, см.
Как указывалось выше, расчет начинается с подбора магнитной индукции в воздушном зазоре. При подборе следует учитывать, что чем машина больше и чем лучше она вентилируется, тем индукция
ввоздушном зазоре В6 выше.
Самые |
низкие значения индукции |
|
Таблица 6 |
||||||
берутся |
для |
закрытых |
машин. |
|
|||||
К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т З А П О Л Н Е Н И Я |
|
||||||||
Задаются |
числами |
оборотов, |
|
||||||
Л И С Т О В Ж Е Л Е З А |
|
||||||||
если |
они |
неизвестны. |
Определяют |
|
КоэфЗзициент |
||||
длину полюсного деления по фор |
|
||||||||
|
з а п о л н е н и я |
||||||||
муле |
|
|
|
|
|
|
при толщине |
||
|
|
|
|
|
|
|
И з о л я ц и я |
листа, |
мм |
|
|
|
2р |
СМ, |
|
|
|
0,5 |
0,35 |
где |
2р — число полюсов; |
|
|
|
|||||
|
Dj — диаметр |
расточки ста |
Бумага |
0,9 |
0,87 |
||||
|
|
|
тора. |
|
магнитного |
Лак |
0,93 |
0,9 |
|
Находят величину |
Без изоляции |
0,95 |
0,93 |
||||||
потока |
одного полюса: |
|
|
|
|||||
Ф = 0,637ß6 T/0 |
мкс. |
|
|
|
|||||
Также определяют максимальную индукцию в наиболее узком |
|||||||||
месте |
зубцов |
статора: |
|
|
|
|
|||
В, |
= |
1,57 |
Ф |
|
|
|
|
|
|
0,95<2г ГС. |
|
|
|
||||||
Сечение зубцов Qz определяют по формуле |
|
|
|||||||
Qz = |
|
bJo см2 , |
|
|
|
|
|||
где |
Z — число пазов; |
|
|
|
|||||
|
bz |
— ширина |
зубца. |
|
|
|
|||
Полученное значение индукции сравнивают с рекомендуемым. |
|||||||||
Далее определяют |
индукцию в спинке статора |
Вя: |
|
||||||
|
|
|
|
Ф |
ГС |
|
|
|
|
|
|
|
2-0,95Qa |
|
|
|
|
Сечение спинки статора Qa находят по формуле
Qa = loha СМ2 ,
где п.. высота спинки, см.
95
Эту величину индукции Ва также проверяют по рекомендуемым. Индукцию в воздушном зазоре определяют по формуле
Я в = 1 , 5 7 - £ г с .
Сечение воздушного зазора Qe = т/0 см2 .
Если при проверке оказывается, что индукция в спиНке статора меньше рекомендуемой величины, то число полюсов взято больше,
0,1 0,2 0^0,6 1 2 |
4 S 10 |
20 |
40 SO 100 200 WÛSOOfOÛO |
Полезная |
мощность |
Р , |
к8т |
Рис. 54. Зависимость линейной нагрузки от полезной мощности
чем следовало. Если индукция в спинке статора оказалась большей, чем рекомендовано, то число полюсов взято меньше. Может ока заться, что индукция в зубцах и спинке больше рекомендуемых величин, это покажет, что взятая индукция в воздушном зазоре велика.
После проведенных расчетов задаются по кривым величиной линейной нагрузки (рис. 54), а по ней определяют потребляемую мощность. По потребляемой мощности находят мощность на валу электродвигателя:
Р2 = Psr\ cos ф квт,
где |
т] — к. п. д.; |
cos ф — коэффициент мощности. |
|
Эти |
коэффициенты находятся по табл. 7. |
96
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7 |
К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т Ы |
П О Л Е З Н О Г О |
Д Е Й С Т В И Я |
Т) И |
М О Щ Н О С Т И |
cos ф Д Л Я |
Э Л Е К Т Р О Д В И Г А Т Е Л Е Й |
|
|
|
||||||||
Т Р Е Х Ф А З Н О Г О Т О К А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
S |
|
|
Электродвигатели |
з а щ и щ е н н о г о |
исполнения |
|
|
Электродвигатели |
з а щ и щ е н н о г о |
и с п о л н е н и я |
|||||||
|
|
|
с короткозамкнутым |
р о т о р о м |
|
|
|
|
с |
фазным |
р о т о р о м и щетками |
|
|||||
J3 |
|
|
|
|
|
с к о р о с т ь |
|
в р а щ е н и я ( с и н х р о н н а я ) , об |
/мин |
|
|
|
|
|
|||
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
3000 |
|
1500 |
|
1000 |
750 |
1500 |
1000 |
750 |
1500 |
1000 |
,750 |
|
1 |
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
П. % |
|
|
|
cos ф |
|
|
1. % |
|
|
COS ф |
|
|||
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
1 |
79,0 |
78,5 |
77,0 |
|
0,86 |
|
0,79 |
|
0,72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,7 |
81,5 |
81,5 |
79,5 |
— |
0,87 |
|
0,82 |
|
0,75 |
— |
— |
72,5 |
— |
— |
0,72 |
— |
|
2,8 |
84,0 |
83,5 |
82,5 |
— |
0,88 |
|
0,84 |
|
0,78 |
— |
78,0 |
75,5 |
— |
0,82 |
0,74 |
— |
|
4,5 |
85,5 |
85,5 |
84,5 |
83,5 |
0,88 |
|
0,85 |
|
0,80 |
0,76 |
80,0 |
78,5 |
76,5 |
0,83 |
0,76 |
0,72 |
|
7,0 |
87,0 |
87,0 |
86,0 |
85,0 |
0,86 |
|
0,86 |
|
0,81 |
0,78 |
82,0 |
81,0 |
79,5 |
0,84 |
0,78 |
0,74 |
|
10 |
87,5 |
87,5 |
86,5 |
85,0 |
0,89 |
|
0,88 |
|
0,82 |
0,80 |
83,5 |
82,5 |
81,5 |
0,85 |
0,79 |
0,76 |
|
14 |
87,5 |
88,5 |
87,0 |
87,0 |
0,89 |
|
0,88 |
1 |
0,83 |
0,81 |
84,5 |
84,0 |
83,0 |
0,86 |
0,80 |
0,77 |
|
20 |
88,5 |
89,0 |
88,0 |
88,0 |
0,90 |
|
0,88 |
|
0,84 |
0,82 |
86,0 |
85,0 |
84,5 |
0,86 |
0,81 |
0,79 |
|
28 |
89,0 |
90,0 |
89,0 |
89,0 |
0,90 |
|
0,88 |
|
0,85 |
0,83 |
87,0 |
86,5 |
86,0 |
0,87 |
0,82 |
0,80 |
|
40 |
90,0 |
90,5 |
90,0 |
90,0 |
0,91 |
|
0,89 |
|
0,86 |
0,84 |
88,0 |
87,5 |
87,5 |
0,87 |
0,83 |
0,81 |
|
55 |
90,5 |
91,0 |
91,0 |
91,0 |
0,91 |
|
0,89 |
|
0,87 |
0,84 |
89,0 |
88,5 |
88,5 |
0,87 |
0,83 |
0,82 |
|
75 |
91,0 |
91,5 |
92,0 |
— |
0,91 |
|
0,89 |
|
0,88 |
— |
90,0 |
89,5 |
— |
0,88 |
0,84 |
— |
|
100 |
91,5 |
92,0 |
|
|
0,92 |
|
0,89 |
|
|
|
90,5 |
|
|
|
0,88 |
|
|