Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
при полностью собранном маслопроводе, величина сопротивления
изоляции — не |
менее |
1 |
Мом. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Испытание |
изоляции |
обмоток |
статора |
повышенным |
|
выпрямлен |
|||||||||
ным |
напряжением. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
После ремонта это испытание проводят с целью выявления остав |
|||||||||||||||
шихся местных дефектов в изоляции. |
|
|
|
|
|
||||||||||
Выпрямленное |
напряжение |
|
необходимой |
величины |
подводят |
||||||||||
к каждой фазе или ветви в отдельности |
при закороченных и соеди |
||||||||||||||
|
|
20-SO ком |
à |
ненных |
с заземленным корпусом других |
||||||||||
|
, |
обмотках или ветвях (рис. 62). Для испы- |
|||||||||||||
|
|
, |
|
|
|
||||||||||
~~\\l,f |
|
|
\ |
*Ç\ |
|
тания |
используют |
кенотронный |
аппарат |
||||||
_j\ |
|
|
|
Л |
5 з |
|
АИИ-70. |
Напряжение |
подают |
ступенями |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
и выдерживают на каждой ступени в тече |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ние |
1 мин, измеряя |
при этом |
величины |
|||||
|
, — . I t |
|
|
|
тока |
утечки через |
15 и 60 сек, после чего |
||||||||
D |
|
|
|
плавно поднимают напряжение до вели- |
|||||||||||
|
|
I |
|
|
|
|
чины |
следующей |
ступени. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С т у п е н и и с п ы т а т е л ь н ы х |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
н а п р я ж е н и й в ы п р я м л е н н о г о |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т о к а , |
кв: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинальное |
напря |
|
|
|
||||
Рис. 62. Схема |
испытания |
|
жение машины, кв |
1,5; 3; 4; 5; 6 и 7,5 |
|||||||||||
|
|
|
3 |
|
|
||||||||||
машины |
повышенным |
вы |
|
|
|
|
|
3; 6; 9; |
12 и 15 |
||||||
|
|
|
6 |
|
|
||||||||||
прямленным напряжением: |
|
|
|
|
|
5; 10; 15; 20 и 25 |
|||||||||
|
|
|
10—20 |
|
|
||||||||||
/ — испытательный трансформа |
Максимальная |
величина |
испытатель |
||||||||||||
тор; 2 — трансформатор накала; |
|||||||||||||||
3 — миллиамперметр; |
4 |
— вы |
|||||||||||||
п р я м и т е л ь н а я лампа; 5 — испы |
ного |
выпрямленного |
напряжения зависит |
||||||||||||
т у е м а я обмотка |
|
|
от |
номинального |
напряжения |
|
машины и |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
определяется по формулам:
для машины мощностью до 1000 ква всех напряжений и более
1000 ква при напряжении |
до 3300 в. |
исп. выпр 1,2(2 £ / н о м + |
1000)в; |
для машин мощностью 1000 ква и более при напряжении выше 3300 в до 6600 в включительно
исп. выпр — 1,2- 2,5£/н о м в;
для машин мощностью 1000 ква и более напряжением свыше 6600 в
U исп . выпр |
1,15 (2£/н о м + 3000) в. |
При испытании повышенным напряжением выпрямленного тока не должно наблюдаться резкого броска тока утечки.
Если наблюдается резкий рост величины тока утечки или колеба ние ее, изоляция машины неисправна. Тогда рекомендуется про должать испытание до прожига, чтобы четко определить место по вреждения.
124
При исправной изоляции величины тока утечки по фазам мало отличаются друг от друга.
После испытания выпрямленным напряжением или перед изме нением схемы испытуемую обмотку заземляют.
Испытание повышенным напряжением переменного тока. Испы тание повышенным напряжением переменного тока проводят после ремонта обязательно, независимо от того, производились или нет испытания выпрямленным напряжением.
Но у машин, для которых испытание выпрямленным напряже нием обязательно, испытание повышенным напряжением перемен-
Рис. 63. Схема испытания обмоток машины повышенным напряжением переменного тока:
ОС — обмотка статора; |
ИТ |
— измерительный трансформатор; |
Р |
— р а з р я д н и к , |
г — огра |
|
н и ч и в а ю щ е е сопротивление |
20—50 ком; Г , — испытательный т р а н с ф о р м а т о р ; |
— р е г у л и |
||||
ровочное устройство; |
Vu |
Ѵг — вольтметры; А |
— амперметр; |
TT |
— т р а н с ф о р м а т о р тока; |
|
|
|
IP — р у б и л ь н и к |
; 3 — земля |
|
|
|
ного тока проводят только после удовлетворительных результатов испытаний выпрямленным напряжением.
Для испытания повышенным напряжением собирают схему, при веденную на рис. 63.
Испытания производят для каждой фазы или ветви относительно других фаз и ветвей, закороченных и соединенных с заземленным корпусом машины.
Обмотку статора машин напряжением до 400 в и мощностью до 40 квт испытывают напряжением 1000 в; у машин мощностью 40 квт и более величина испытательного напряжения зависит от номиналь ного напряжения и составляет:
Номинальное |
напряжение |
не |
|
более, в |
|
400 500 600 2000 3000 |
6 000 10 000 |
Испытательное |
напряжение, |
в 1000 1500 1700 4000 5000 |
10 000 16 000 |
Изоляцию обмотки ротора у синхронных электродвигателей испы тывают во время ремонта напряжением 1000 в, а обмоток электродви гателей с фазным ротором напряжением 1,5£/р (где Up — величина напряжения на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и полном напряжении статора) или 6 £ / н о м возбуждения генератора, но не менее 1000 в.
125
Время приложения напряжения во всех случаях 1 мнн. Испыта тельное напряжение поднимают плавно со скоростью не более 1 кв сек. В случае пробоя изоляции необходихю определить место поврежде ния. Это достигается повторным прикладыванием напряжения до появления дыма или искры в поврежденном месте.
4 . И З М Е Р Е Н И Е С О П Р О Т И В Л Е Н И Я О Б М О Т О К П О С Т О Я Н Н О М У Т О К У
Сопротивление постоянному току обмоток статора и ротора электромашин измеряют в целях проверки целостности обмотки, например из-за нарушения соединений в местах паек, а также для получения исходных данных, необходимых при определении темпе ратуры обмотки по ее сопротивлению.
Для измерения лучше всего применять двойной мост. При отсут ствии моста можно использовать схему измерения методом ампер метра — вольтметра (рис. 64).
Рис. 64. Схема измерения сопротивления постоянному току ме тодом амперметра—вольтметра:
/ — обмотка; |
2 |
— р е г у л и р о в о ч н ы й реостат; |
3 |
— а к к у м у л я т о р н а я бата |
рея; |
4 |
— шунт; 5 — р у б и л ь н и к ; 6 |
— |
милливольтметр |
При измерениях сопротивления постоянному току обмоток круп ных машин (генераторов) из-за большой их индуктивности ток уста навливается не сразу и требуется время для полного успокоения стрелки приборов.
Удобно пользоваться для измерения падения напряжения на выводах обмотки щупами (касаясь ими выводов лишь в момент изме рения). Поскольку сопротивление обмотки зависит от температуры, при измерении сопротивления постоянному току следует измерять температуру обмоток. За температуру обмотки принимают среднюю арифметическую из четырех температур, измеренных термометрами в четырех точках статора или ротора (по длине машины). За сопро тивление обмоток постоянному току принимается среднее из двух— трех измерений. Измеренные величины сопротивления по фазам обмотки не должны отличаться друг от друга более чем на 2% и по отдельным параллельным ветвям не более чем на 5%. Результаты измерений не должны, кроме того, отличаться от результатов пре-
126
дыдущих измерений (в том числе заводских) более чем на 2%, при веденных к одним и тем же условиям, за исключением случаев, обусловленных изменением сечения обмоточного провода или схе мой соединения при ремонте.
При измерении сопротивления обмотки якоря и возбудителя между коллекторными пластинами величины сопротивлений не должны отличаться более чем на 10%. Эта разница может быть больше, если она обусловлена схемой соединения.
Также на 10% могут отличаться величины измеренных сопро тивлений гашения поля, реостатов возбуждения, заземляющих сопротивлений. Если измеренные величины сопротивления больше допустимых нормами, это означает наличие какого-либо повреж дения.
Повреждения чаще всего бывают из-за плохой пайки в лобовых частях обмотки статора или в проводах обмотки ротора. Для уста новления причины повышения сопротивления производят прогрев обмоток статора током от постороннего источника. После отключе ния боковые соединения прощупывают и по местному нагреву обна руживают неисправности.
У обмоток ротора производят ревизию токопроводов с измере нием сопротивления постоянному току по отдельным участкам. Для оценки и сравнения измеренные величины сопротивления по стоянному току должны быть обязательно приведены к одной тем пературе.
б . И С П Ы Т А Н И Е К О Л Л Е К Т О Р А И О Б М О Т О К Я К О Р Я М А Ш И Н Ы П О С Т О Я Н Н О Г О Т О К А
В процессе ремонта машины постоянного тока проводят испыта ние коллектора повышенным напряжением после удаления обмотки. Перед испытанием коллектор очищают от грязи, наплывов металла, продораживают между пластинами.
Испытание коллектора повышенным напряжением производят относительно корпуса. Продолжительность испытания 1 мин. Вели чины испытательного напряжения зависят от номинального напря жения машины и приведены ниже:
Номинальное напряжение машины не |
|
|
|
|
|
|
более, в |
|
150 |
400 |
700 |
1500 |
3000 |
Испытательное напряжение, кв |
. . |
2,5 |
3 |
4,5 |
5,5 |
9,5 |
После испытания повышенным напряжением проверяют отсут ствие замыкания между отдельными коллекторными пластинами путем прикладывания напряжения 220 в переменного тока на каж дую пару соседних пластин посредством щупов с изолированными рукоятками. Для контроля и ограничения силы тока короткого за мыкания последовательно щупам и пластинам включают электри ческую лампочку на напряжение 220 в. При наличии замыкания между пластинами в момент прикладывания напряжения лампочка
127
будет светиться. При отсутствии замыкания Лампочка будет темная. Напряжение прикладывается в течение 2 сек.
В процессе перемотки обмотки и пайки петушков могут быть зам кнуты витки, некачественно выполнена пайка. Отсутствие замыканий и обрывов в секциях, а также качество паек может быть проверено
путем |
замера сопротивления постоянному току каждой секции. |
|
Для этого к соседним пластинам посредством двойных |
(спаренных) |
|
щупов |
подводится напряжение постоянного тока, |
одновременно |
с этих же пластин снимается падение напряжения. На каждом щупе имеется две иглы, одна из которых подключена к источнику питания, вторая к милливольтметру. При обходе по коллектору показания милливольтметра должны быть почти одинаковы (разница не должна превышать 5—10%). В случае очень большой величины одного или нескольких сопротивлений сравнительно с другими возможны либо некачественная пайка, либо обрывы. При очень малых по отношению к другим замерам сопротивлений в обмотке возможно наличие короткозамкнутых секций.
Для быстрого определения замыканий и обрывов в обмотках, вы полненных без уравнительных соединений, пользуются седлообраз ным электромагнитом. Электромагнит охватывает активное железо якоря. На обмотку электромагнита подается напряжение перемен ного тока, магнитный поток наводит в обмотке якоря э. д. с. При от сутствии замыкания в обмотке якоря приложенная к пазам стальная пластина не притянется. В случае замкнутых секций стальная пла стина притянется, обмотка якоря нагреется. Если обмотка выполнена доброкачественно, то при питании катушки электромагнита пере менным током и замыкании соседних коллекторных пластин сталь ной пластинкой появится интенсивная искра. Отсутствие искры между закорачиваемыми пластинами указывает на наличие в обмотке обрывов или короткозамкнутых витков. В случае намотки обмотки с неправильным шагом по коллектору искра будет едва заметной, несмотря на то, что измеренные сопротивления секций будут равны. Собранная машина с таким якорем работать не будет (якорь не раз вернется).
Измерение сопротивления между соседними пластинами (при намотанной и запаянной обмотке) проще осуществлять с помощью микроомметра или двойного моста.
В случае замыкания обмотки якоря на корпус для определения места пробоя подают напряжение на вал и на коллектор через доба вочное сопротивление (для ограничения силы тока). Если при этом стальная пластина, приложенная к пазам якоря, притянется, то замыкание произошло в обмотке, если пластина не притянется, то замыкание на корпус в коллекторе.
6. И С П Ы Т А Н И Е Г Л А В Н Ы Х И Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н Ы Х П О Л Ю С О В
У главных полюсов проверяют согласованность включения обмо ток. Для этого используют импульсный метод или метод магнитной стрелки.
128