Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при полностью собранном маслопроводе, величина сопротивления

изоляции — не

менее

1

Мом.

 

 

 

 

 

 

 

Испытание

изоляции

обмоток

статора

повышенным

 

выпрямлен­

ным

напряжением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После ремонта это испытание проводят с целью выявления остав­

шихся местных дефектов в изоляции.

 

 

 

 

 

Выпрямленное

напряжение

 

необходимой

величины

подводят

к каждой фазе или ветви в отдельности

при закороченных и соеди­

 

 

20-SO ком

à

ненных

с заземленным корпусом других

 

,

обмотках или ветвях (рис. 62). Для испы-

 

 

,

 

 

 

~~\\l,f

 

 

\

*Ç\

 

тания

используют

кенотронный

аппарат

_j\

 

 

 

Л

5 з

 

АИИ-70.

Напряжение

подают

ступенями

 

 

 

 

 

 

 

и выдерживают на каждой ступени в тече­

 

 

 

 

 

 

 

ние

1 мин, измеряя

при этом

величины

 

, — . I t

 

 

 

тока

утечки через

15 и 60 сек, после чего

D

 

 

 

плавно поднимают напряжение до вели-

 

 

I

 

 

 

 

чины

следующей

ступени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С т у п е н и и с п ы т а т е л ь н ы х

 

 

 

 

 

 

 

н а п р я ж е н и й в ы п р я м л е н н о г о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т о к а ,

кв:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинальное

напря­

 

 

 

Рис. 62. Схема

испытания

 

жение машины, кв

1,5; 3; 4; 5; 6 и 7,5

 

 

 

3

 

 

машины

повышенным

вы­

 

 

 

 

 

3; 6; 9;

12 и 15

 

 

 

6

 

 

прямленным напряжением:

 

 

 

 

 

5; 10; 15; 20 и 25

 

 

 

10—20

 

 

/ — испытательный трансформа ­

Максимальная

величина

испытатель­

тор; 2 — трансформатор накала;

3 — миллиамперметр;

4

— вы­

п р я м и т е л ь н а я лампа; 5 — испы­

ного

выпрямленного

напряжения зависит

т у е м а я обмотка

 

 

от

номинального

напряжения

 

машины и

 

 

 

 

 

 

 

 

определяется по формулам:

для машины мощностью до 1000 ква всех напряжений и более

1000 ква при напряжении

до 3300 в.

исп. выпр 1,2(2 £ / н о м +

1000)в;

для машин мощностью 1000 ква и более при напряжении выше 3300 в до 6600 в включительно

исп. выпр — 1,2- 2,5£/н о м в;

для машин мощностью 1000 ква и более напряжением свыше 6600 в

U исп . выпр

1,15 (2£/н о м + 3000) в.

При испытании повышенным напряжением выпрямленного тока не должно наблюдаться резкого броска тока утечки.

Если наблюдается резкий рост величины тока утечки или колеба­ ние ее, изоляция машины неисправна. Тогда рекомендуется про­ должать испытание до прожига, чтобы четко определить место по­ вреждения.

124


При исправной изоляции величины тока утечки по фазам мало отличаются друг от друга.

После испытания выпрямленным напряжением или перед изме­ нением схемы испытуемую обмотку заземляют.

Испытание повышенным напряжением переменного тока. Испы­ тание повышенным напряжением переменного тока проводят после ремонта обязательно, независимо от того, производились или нет испытания выпрямленным напряжением.

Но у машин, для которых испытание выпрямленным напряже­ нием обязательно, испытание повышенным напряжением перемен-

Рис. 63. Схема испытания обмоток машины повышенным напряжением переменного тока:

ОС — обмотка статора;

ИТ

— измерительный трансформатор;

Р

— р а з р я д н и к ,

г — огра ­

н и ч и в а ю щ е е сопротивление

20—50 ком; Г , — испытательный т р а н с ф о р м а т о р ;

— р е г у л и ­

ровочное устройство;

Vu

Ѵг — вольтметры; А

— амперметр;

TT

— т р а н с ф о р м а т о р тока;

 

 

IP — р у б и л ь н и к

; 3 — земля

 

 

 

ного тока проводят только после удовлетворительных результатов испытаний выпрямленным напряжением.

Для испытания повышенным напряжением собирают схему, при­ веденную на рис. 63.

Испытания производят для каждой фазы или ветви относительно других фаз и ветвей, закороченных и соединенных с заземленным корпусом машины.

Обмотку статора машин напряжением до 400 в и мощностью до 40 квт испытывают напряжением 1000 в; у машин мощностью 40 квт и более величина испытательного напряжения зависит от номиналь­ ного напряжения и составляет:

Номинальное

напряжение

не

 

более, в

 

400 500 600 2000 3000

6 000 10 000

Испытательное

напряжение,

в 1000 1500 1700 4000 5000

10 000 16 000

Изоляцию обмотки ротора у синхронных электродвигателей испы­ тывают во время ремонта напряжением 1000 в, а обмоток электродви­ гателей с фазным ротором напряжением 1,5£/р (где Up — величина напряжения на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и полном напряжении статора) или 6 £ / н о м возбуждения генератора, но не менее 1000 в.

125


Время приложения напряжения во всех случаях 1 мнн. Испыта­ тельное напряжение поднимают плавно со скоростью не более 1 кв сек. В случае пробоя изоляции необходихю определить место поврежде­ ния. Это достигается повторным прикладыванием напряжения до появления дыма или искры в поврежденном месте.

4 . И З М Е Р Е Н И Е С О П Р О Т И В Л Е Н И Я О Б М О Т О К П О С Т О Я Н Н О М У Т О К У

Сопротивление постоянному току обмоток статора и ротора электромашин измеряют в целях проверки целостности обмотки, например из-за нарушения соединений в местах паек, а также для получения исходных данных, необходимых при определении темпе­ ратуры обмотки по ее сопротивлению.

Для измерения лучше всего применять двойной мост. При отсут­ ствии моста можно использовать схему измерения методом ампер­ метра — вольтметра (рис. 64).

Рис. 64. Схема измерения сопротивления постоянному току ме­ тодом амперметра—вольтметра:

/ — обмотка;

2

— р е г у л и р о в о ч н ы й реостат;

3

а к к у м у л я т о р н а я бата ­

рея;

4

— шунт; 5 — р у б и л ь н и к ; 6

милливольтметр

При измерениях сопротивления постоянному току обмоток круп­ ных машин (генераторов) из-за большой их индуктивности ток уста­ навливается не сразу и требуется время для полного успокоения стрелки приборов.

Удобно пользоваться для измерения падения напряжения на выводах обмотки щупами (касаясь ими выводов лишь в момент изме­ рения). Поскольку сопротивление обмотки зависит от температуры, при измерении сопротивления постоянному току следует измерять температуру обмоток. За температуру обмотки принимают среднюю арифметическую из четырех температур, измеренных термометрами в четырех точках статора или ротора (по длине машины). За сопро­ тивление обмоток постоянному току принимается среднее из двух— трех измерений. Измеренные величины сопротивления по фазам обмотки не должны отличаться друг от друга более чем на 2% и по отдельным параллельным ветвям не более чем на 5%. Результаты измерений не должны, кроме того, отличаться от результатов пре-

126


дыдущих измерений (в том числе заводских) более чем на 2%, при­ веденных к одним и тем же условиям, за исключением случаев, обусловленных изменением сечения обмоточного провода или схе­ мой соединения при ремонте.

При измерении сопротивления обмотки якоря и возбудителя между коллекторными пластинами величины сопротивлений не должны отличаться более чем на 10%. Эта разница может быть больше, если она обусловлена схемой соединения.

Также на 10% могут отличаться величины измеренных сопро­ тивлений гашения поля, реостатов возбуждения, заземляющих сопротивлений. Если измеренные величины сопротивления больше допустимых нормами, это означает наличие какого-либо повреж­ дения.

Повреждения чаще всего бывают из-за плохой пайки в лобовых частях обмотки статора или в проводах обмотки ротора. Для уста­ новления причины повышения сопротивления производят прогрев обмоток статора током от постороннего источника. После отключе­ ния боковые соединения прощупывают и по местному нагреву обна­ руживают неисправности.

У обмоток ротора производят ревизию токопроводов с измере­ нием сопротивления постоянному току по отдельным участкам. Для оценки и сравнения измеренные величины сопротивления по­ стоянному току должны быть обязательно приведены к одной тем­ пературе.

б . И С П Ы Т А Н И Е К О Л Л Е К Т О Р А И О Б М О Т О К Я К О Р Я М А Ш И Н Ы П О С Т О Я Н Н О Г О Т О К А

В процессе ремонта машины постоянного тока проводят испыта­ ние коллектора повышенным напряжением после удаления обмотки. Перед испытанием коллектор очищают от грязи, наплывов металла, продораживают между пластинами.

Испытание коллектора повышенным напряжением производят относительно корпуса. Продолжительность испытания 1 мин. Вели­ чины испытательного напряжения зависят от номинального напря­ жения машины и приведены ниже:

Номинальное напряжение машины не

 

 

 

 

 

более, в

 

150

400

700

1500

3000

Испытательное напряжение, кв

. .

2,5

3

4,5

5,5

9,5

После испытания повышенным напряжением проверяют отсут­ ствие замыкания между отдельными коллекторными пластинами путем прикладывания напряжения 220 в переменного тока на каж­ дую пару соседних пластин посредством щупов с изолированными рукоятками. Для контроля и ограничения силы тока короткого за­ мыкания последовательно щупам и пластинам включают электри­ ческую лампочку на напряжение 220 в. При наличии замыкания между пластинами в момент прикладывания напряжения лампочка

127


будет светиться. При отсутствии замыкания Лампочка будет темная. Напряжение прикладывается в течение 2 сек.

В процессе перемотки обмотки и пайки петушков могут быть зам­ кнуты витки, некачественно выполнена пайка. Отсутствие замыканий и обрывов в секциях, а также качество паек может быть проверено

путем

замера сопротивления постоянному току каждой секции.

Для этого к соседним пластинам посредством двойных

(спаренных)

щупов

подводится напряжение постоянного тока,

одновременно

с этих же пластин снимается падение напряжения. На каждом щупе имеется две иглы, одна из которых подключена к источнику питания, вторая к милливольтметру. При обходе по коллектору показания милливольтметра должны быть почти одинаковы (разница не должна превышать 5—10%). В случае очень большой величины одного или нескольких сопротивлений сравнительно с другими возможны либо некачественная пайка, либо обрывы. При очень малых по отношению к другим замерам сопротивлений в обмотке возможно наличие короткозамкнутых секций.

Для быстрого определения замыканий и обрывов в обмотках, вы­ полненных без уравнительных соединений, пользуются седлообраз­ ным электромагнитом. Электромагнит охватывает активное железо якоря. На обмотку электромагнита подается напряжение перемен­ ного тока, магнитный поток наводит в обмотке якоря э. д. с. При от­ сутствии замыкания в обмотке якоря приложенная к пазам стальная пластина не притянется. В случае замкнутых секций стальная пла­ стина притянется, обмотка якоря нагреется. Если обмотка выполнена доброкачественно, то при питании катушки электромагнита пере­ менным током и замыкании соседних коллекторных пластин сталь­ ной пластинкой появится интенсивная искра. Отсутствие искры между закорачиваемыми пластинами указывает на наличие в обмотке обрывов или короткозамкнутых витков. В случае намотки обмотки с неправильным шагом по коллектору искра будет едва заметной, несмотря на то, что измеренные сопротивления секций будут равны. Собранная машина с таким якорем работать не будет (якорь не раз­ вернется).

Измерение сопротивления между соседними пластинами (при намотанной и запаянной обмотке) проще осуществлять с помощью микроомметра или двойного моста.

В случае замыкания обмотки якоря на корпус для определения места пробоя подают напряжение на вал и на коллектор через доба­ вочное сопротивление (для ограничения силы тока). Если при этом стальная пластина, приложенная к пазам якоря, притянется, то замыкание произошло в обмотке, если пластина не притянется, то замыкание на корпус в коллекторе.

6. И С П Ы Т А Н И Е Г Л А В Н Ы Х И Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н Ы Х П О Л Ю С О В

У главных полюсов проверяют согласованность включения обмо­ ток. Для этого используют импульсный метод или метод магнитной стрелки.

128