Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
При импульсном методе (рис. 65) к началу одной из обмоток, например шунтовой ШО, подключают положительный полюс от ис точника постоянного тока низкого напряжения, а к началу другой обмотки — сериесной СО — положительный вывод гальванометра или милливольтметра; отрицательные полюса подсоединяют к дру гим концам обмоток. Если при кратковременном замыкании источ
ника питания стрелка прибора отклонится вправо, |
то |
начало и |
конец обмоток обозначены правильно. Если этого |
нет, |
меняют |
местами полюса и снова проверяют согласованность включения обмоток. Так же проверяют начало и конец обмоток каждого полюса в отдельности.
Рис. |
65. Определе- |
Рис. 66. |
Чередование глав- |
Рис. |
67. |
Проверка |
ние |
согласованно- |
ных и дополнительных полю- |
маркировки |
выводов |
||
сти |
включения об- |
сов при разных направлениях |
|
обмотки |
||
моток машин |
вращения генератора а и дви |
|
|
|
||
|
|
|
гателя б |
|
|
|
|
При методе магнитной стрелки к началу обмоток через сопро |
|||||
тивление подсоединяют один и тот же полюс источника |
напряжения, |
|||||
а к |
концу — другой. Замыкая цепь одной обмотки, подносят к по |
|||||
люсному наконечнику или |
к крепящему болту |
магнитную |
стрелку |
и запоминают ее отклонение (полярность), затем размыкают эту обмотку и закорачивают вторую. Если при этом отклонение стрелки не изменилось, обмотки включены согласно, т. е. их начало и конец обозначены правильно.
Правильность включения обмоток дополнительных полюсов про веряют методом магнитной стрелки. Для этого к обмоткам главных и дополнительных полюсов подводят напряжение от источника пита ния согласно схеме их включения и с помощью магнитной стрелки определяют полярность полюсов.
На рис. 66 показано правильное чередование главных и дополни тельных полюсов при разных направлениях вращения для генера тора и двигателя.
Как главные, так и дополнительные полюса должны между собой чередоваться таким образом, чтобы за северным полюсом следовал южный, а за южным — северный (или наоборот). В случае одно именной полярности двух соседних полюсов необходимо соответ-
9 Б . В . Никольский |
129 |
ственно на одном из них изменить направления тока (на катушке поменять местами выводные концы).
Обмотки главных и дополнительных полюсов проверяют на отсут ствие в них витковых замыканий. Для этого на обмотки главных или дополнительных полюсов поочередно подают напряжение перемен ного тока и на каждой катушке измеряют вольтметром падение на пряжения. Падения напряжений на катушках главных или катушках дополнительных полюсов должны быть одинаковыми. В случае виткового замыкания в одной из катушек на ней будет меньшее падение напряжения. Катушка, имеющая замкнутые витки, на греется.
При проверке обмоток последовательного возбуждения (и допол нительных полюсов) падение напряжения на катушках нужно изме рять милливольтметром, так как оно имеет небольшую величину из-за небольшого числа витков. Так же, как и при проверке поляр ности, в схеме последовательно обмоткам включают добавочное сопротивление для ограничения величины тока.
7. И С П Ы Т А Н И Е О Б М О Т О К С Т А Т О Р А И Ф А З Н О Г О Р О Т О Р А А С И Н Х Р О Н Н О Г О Д В И Г А Т Е Л Я
Обмотки статора трехфазных асинхронных электродвигателей после их ремонта подвергают:
1)проверке маркировки выводов (определение «начала» и «конца» каждой фазы);
2)испытанию на отсутствие витковых замыканий;
3)испытанию на электрическую прочность изоляции.
Перед испытанием обмоток статора находят парные выводы каж дой фазы путем прозвонки фаз мегомметром или при помощи проб ника. При недоступном или собранном «нуле» правильность сборки обмоток двигателя можно проверить по схеме рис. 67. Если «звезда» собрана правильно, напряжение на свободных выводах (Kg— Кг и Кі—Кг) оказывается равным. Та же картина повторится при подаче напряжения на другие выводы. В противном случае разбирают «нуль» и проверяют выводы следующими методами:
I . Соединяют между собой три начала или три конца обмоток (собирают искусственную «звезду»). На свободные концы подают переменное напряжение и измеряют вольтметром напряжение между началом и концом каждой фазы. Если измеренные величины напряже ния одинаковы, выводы обмоток обозначены правильно, если же величины напряжения у фаз различны, надо поменять местами на чало и конец той фазы, на которой падение напряжения наибольшее и произвести повторное измерение. Это наиболее простой способ маркировки выводов.
Начала обмоток обозначают Hlt |
# 2 , # 3 , |
концы обмоток — соот |
||
ветственно Кі, Кг и Ks- |
обмотки |
двух |
фаз, |
объединяя |
I I . Последовательно соединяют |
||||
между собой концы, помеченные условно бирками Нг |
и Я 2 . |
К концам |
# з и Кз третьей фазы подключают вольтметр или электрическую лам-
130
почку. На концы Kt и К2 первых двух фаз подают пониженное на пряжение переменного тока, но не более 30—40% номинального. Если помеченные бирками концы соответствуют ' надписям, то стрелка вольтметра не отклонится, а электрическая лампочка не загорится. При несоответствии надписей действительной маркировке фаз вольтметр покажет напряжение, примерно равное приложенному, а электрическая лампочка будет гореть. В этом случае нужно по
менять местами бирки на концах первой фазы и повторить |
испытание |
||
в той же последовательности (соединить по обозначениям |
Нг |
и Я 2 ) . |
|
При этом проверяются одноименные выводы обмоток 1 и 2. |
|
||
Для проверки выводов третьей обмотки опыт |
повторяют, |
про |
|
веряя соответствие выводов, например обмоток 1-й |
и 3-й. Измеряют |
||
соединения выводов по фазам и подключают вольтметр |
на фазу 2. |
Испытание обмотки на витковое замыкание осуществляют повы шенным на 30% от номинального напряжением в течение 5 мин. При этом замеряют силу тока в каждой фазе и падение напряжения. Напряжения (и силы токов) по фазам должны быть соответственно равны между собой. В случае виткового замыкания в одной из фаз сила тока в ней возрастет, а падение напряжения, наоборот, будет меньше по сравнению с другими фазами.
Испытание изоляции обмоток статора высоким напряжением про водят поочередно по схеме: каждая фаза по отношению к двум дру гим, соединенным с корпусом. Величина испытательного напряже ния приведена выше, продолжительность испытания 1 мин. Изо ляция выдержала испытание, если не произошло пробоя ее в течение всего времени приложения напряжения и не наблюдалось никаких перекрытий по ее поверхности.
8 . П Р И Е М О - С Д А Т О Ч Н Ы Е И С П Ы Т А Н И Я М А Ш И Н Ы П О С Л Е Р Е М О Н Т А
Осмотр и проверка механической сборки электромашины. При осмотре машины прежде всего нужно обращать внимание на состоя ние подъемных колец как съемных, так и литых. В случае обнаруже ния повреждения должны быть решены вопросы об их пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Подшипниковые щиты должны быть плотно прижаты к корпусу двигателя. Болты, прижимающие эти щиты, должны иметь головки одинакового размера и несбитые грани. Под головкой болта должна быть разрезная пружинная шайба.
Подшипниковые крышки должны плотно прилегать своими плос костями к щиту, гайки или винты должны быть затянуты и обяза тельно застопорены при помощи фигурных шайб. Все болты, крепя щие детали к станине, должны быть проверены на плотность за тяжки легкими ударами молотка по боковой поверхности головки.
Люковые крышки проверяются на плотность прилегания, нали чие уплотняющей прокладки и исправность замков. Выводы обмоток должны иметь исправную изоляцию, через корпус проходить во втул ках, а на концах иметь напаянные наконечники. У мелких машин
9* |
131 |
допускаются луженые кольца из того же провода. На выводных кон цах обмоток должны быть бирки с маркировкой. Проверяют наличие и четкость надписей на таблице-паспорте электромашины.
Осмотр выступающих концов вала. Конец вала, на который наса живается шкив, шестерня и полумуфта, должен иметь гладкую по верхность без вмятин, шпонка вала должна быть исправна и плотно сидеть в шпоночной канавке вала. Резьба конца вала не должна иметь забоин и дефектных ниток.
Проверка и осмотр вентиляторов. Проверку вентиляторов осу ществляют ремонтные работники в процессе ремонта машины и де лают отметку в ремонтной карте.
Если вентилятор доступен для осмотра, то при контрольном испы тании машины осматривают надеж ность крепления лопаток,а также плотность посадки вентилятора на валу.
Осмотр щеточного аппарата.
Траверса щеткодержателей должна закрепляться на буксе щита, фик сироваться болтом, а при необхо димости передвижения ее свободно перемещаться в обе стороны после отжатия винтов. Пальцы, на кото рых закреплены щеткодержатели, должны быть плотно укреплены
в своих гнездах хомутиками, и изоляция их должна быть исправной.
Щеткодержатели должны быть зажаты на пальце и отрегулиро ваны так, чтобы расстояние от нижней части его обоймы до коллек тора было равно 2—4 мм (рис. 68). Отклонение в величине расстоя
ния |
по окружности коллектора между |
сбегающими |
краями щеток |
от |
среднего не должно превышать: для машин мощностью свыше |
||
200 |
квт ± 0 , 5 % ; для машин мощностью |
до 200 квт |
± 1 , 5 % . |
Если якорь машины имеет осевую игру, то установка щеткодер жателей должна быть такой, чтобы при работе машины не могло быть задевания за" петушки коллектора.
Удельное давление пружины на щетку определяется после любого ремонта и должно соответствовать давлению для данной марки ще ток (по ГОСТ или ТУ). Давление (в граммах) проверяют динамо метром. Отклонение давления между щетками на одном стержне не должно превышать ± 1 0 % . Допускается увеличение удельного давления (г/см2 ) на щетки крановых, тяговых и других машин, ра ботающих в тяжелых режимах, на 50—-75% против данных ГОСТа. Одновременное применение щеток разных марок недопустимо.
Каждая щетка должна быть притерта таким образом, чтобы вся ее рабочая поверхность касалась коллектора. На пружинах, непо средственно нажимающих на щетку, обязательно должен быть изолирующий наконечник. Питатель щетки должен быть надежно прижат винтом под наконечник.
132