Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При импульсном методе (рис. 65) к началу одной из обмоток, например шунтовой ШО, подключают положительный полюс от ис­ точника постоянного тока низкого напряжения, а к началу другой обмотки — сериесной СО — положительный вывод гальванометра или милливольтметра; отрицательные полюса подсоединяют к дру­ гим концам обмоток. Если при кратковременном замыкании источ­

ника питания стрелка прибора отклонится вправо,

то

начало и

конец обмоток обозначены правильно. Если этого

нет,

меняют

местами полюса и снова проверяют согласованность включения обмоток. Так же проверяют начало и конец обмоток каждого полюса в отдельности.

Рис.

65. Определе-

Рис. 66.

Чередование глав-

Рис.

67.

Проверка

ние

согласованно-

ных и дополнительных полю-

маркировки

выводов

сти

включения об-

сов при разных направлениях

 

обмотки

моток машин

вращения генератора а и дви­

 

 

 

 

 

 

гателя б

 

 

 

 

При методе магнитной стрелки к началу обмоток через сопро­

тивление подсоединяют один и тот же полюс источника

напряжения,

а к

концу — другой. Замыкая цепь одной обмотки, подносят к по­

люсному наконечнику или

к крепящему болту

магнитную

стрелку

и запоминают ее отклонение (полярность), затем размыкают эту обмотку и закорачивают вторую. Если при этом отклонение стрелки не изменилось, обмотки включены согласно, т. е. их начало и конец обозначены правильно.

Правильность включения обмоток дополнительных полюсов про­ веряют методом магнитной стрелки. Для этого к обмоткам главных и дополнительных полюсов подводят напряжение от источника пита­ ния согласно схеме их включения и с помощью магнитной стрелки определяют полярность полюсов.

На рис. 66 показано правильное чередование главных и дополни­ тельных полюсов при разных направлениях вращения для генера­ тора и двигателя.

Как главные, так и дополнительные полюса должны между собой чередоваться таким образом, чтобы за северным полюсом следовал южный, а за южным — северный (или наоборот). В случае одно­ именной полярности двух соседних полюсов необходимо соответ-

9 Б . В . Никольский

129


ственно на одном из них изменить направления тока (на катушке поменять местами выводные концы).

Обмотки главных и дополнительных полюсов проверяют на отсут­ ствие в них витковых замыканий. Для этого на обмотки главных или дополнительных полюсов поочередно подают напряжение перемен­ ного тока и на каждой катушке измеряют вольтметром падение на­ пряжения. Падения напряжений на катушках главных или катушках дополнительных полюсов должны быть одинаковыми. В случае виткового замыкания в одной из катушек на ней будет меньшее падение напряжения. Катушка, имеющая замкнутые витки, на­ греется.

При проверке обмоток последовательного возбуждения (и допол­ нительных полюсов) падение напряжения на катушках нужно изме­ рять милливольтметром, так как оно имеет небольшую величину из-за небольшого числа витков. Так же, как и при проверке поляр­ ности, в схеме последовательно обмоткам включают добавочное сопротивление для ограничения величины тока.

7. И С П Ы Т А Н И Е О Б М О Т О К С Т А Т О Р А И Ф А З Н О Г О Р О Т О Р А А С И Н Х Р О Н Н О Г О Д В И Г А Т Е Л Я

Обмотки статора трехфазных асинхронных электродвигателей после их ремонта подвергают:

1)проверке маркировки выводов (определение «начала» и «конца» каждой фазы);

2)испытанию на отсутствие витковых замыканий;

3)испытанию на электрическую прочность изоляции.

Перед испытанием обмоток статора находят парные выводы каж­ дой фазы путем прозвонки фаз мегомметром или при помощи проб­ ника. При недоступном или собранном «нуле» правильность сборки обмоток двигателя можно проверить по схеме рис. 67. Если «звезда» собрана правильно, напряжение на свободных выводах (Kg— Кг и Кі—Кг) оказывается равным. Та же картина повторится при подаче напряжения на другие выводы. В противном случае разбирают «нуль» и проверяют выводы следующими методами:

I . Соединяют между собой три начала или три конца обмоток (собирают искусственную «звезду»). На свободные концы подают переменное напряжение и измеряют вольтметром напряжение между началом и концом каждой фазы. Если измеренные величины напряже­ ния одинаковы, выводы обмоток обозначены правильно, если же величины напряжения у фаз различны, надо поменять местами на­ чало и конец той фазы, на которой падение напряжения наибольшее и произвести повторное измерение. Это наиболее простой способ маркировки выводов.

Начала обмоток обозначают Hlt

# 2 , # 3 ,

концы обмоток — соот­

ветственно Кі, Кг и Ks-

обмотки

двух

фаз,

объединяя

I I . Последовательно соединяют

между собой концы, помеченные условно бирками Нг

и Я 2 .

К концам

# з и Кз третьей фазы подключают вольтметр или электрическую лам-

130


почку. На концы Kt и К2 первых двух фаз подают пониженное на­ пряжение переменного тока, но не более 30—40% номинального. Если помеченные бирками концы соответствуют ' надписям, то стрелка вольтметра не отклонится, а электрическая лампочка не загорится. При несоответствии надписей действительной маркировке фаз вольтметр покажет напряжение, примерно равное приложенному, а электрическая лампочка будет гореть. В этом случае нужно по­

менять местами бирки на концах первой фазы и повторить

испытание

в той же последовательности (соединить по обозначениям

Нг

и Я 2 ) .

При этом проверяются одноименные выводы обмоток 1 и 2.

 

Для проверки выводов третьей обмотки опыт

повторяют,

про­

веряя соответствие выводов, например обмоток 1-й

и 3-й. Измеряют

соединения выводов по фазам и подключают вольтметр

на фазу 2.

Испытание обмотки на витковое замыкание осуществляют повы­ шенным на 30% от номинального напряжением в течение 5 мин. При этом замеряют силу тока в каждой фазе и падение напряжения. Напряжения (и силы токов) по фазам должны быть соответственно равны между собой. В случае виткового замыкания в одной из фаз сила тока в ней возрастет, а падение напряжения, наоборот, будет меньше по сравнению с другими фазами.

Испытание изоляции обмоток статора высоким напряжением про­ водят поочередно по схеме: каждая фаза по отношению к двум дру­ гим, соединенным с корпусом. Величина испытательного напряже­ ния приведена выше, продолжительность испытания 1 мин. Изо­ ляция выдержала испытание, если не произошло пробоя ее в течение всего времени приложения напряжения и не наблюдалось никаких перекрытий по ее поверхности.

8 . П Р И Е М О - С Д А Т О Ч Н Ы Е И С П Ы Т А Н И Я М А Ш И Н Ы П О С Л Е Р Е М О Н Т А

Осмотр и проверка механической сборки электромашины. При осмотре машины прежде всего нужно обращать внимание на состоя­ ние подъемных колец как съемных, так и литых. В случае обнаруже­ ния повреждения должны быть решены вопросы об их пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Подшипниковые щиты должны быть плотно прижаты к корпусу двигателя. Болты, прижимающие эти щиты, должны иметь головки одинакового размера и несбитые грани. Под головкой болта должна быть разрезная пружинная шайба.

Подшипниковые крышки должны плотно прилегать своими плос­ костями к щиту, гайки или винты должны быть затянуты и обяза­ тельно застопорены при помощи фигурных шайб. Все болты, крепя­ щие детали к станине, должны быть проверены на плотность за­ тяжки легкими ударами молотка по боковой поверхности головки.

Люковые крышки проверяются на плотность прилегания, нали­ чие уплотняющей прокладки и исправность замков. Выводы обмоток должны иметь исправную изоляцию, через корпус проходить во втул­ ках, а на концах иметь напаянные наконечники. У мелких машин

9*

131


Рис. 68. Схема коллектора и щетко­ держателя

допускаются луженые кольца из того же провода. На выводных кон­ цах обмоток должны быть бирки с маркировкой. Проверяют наличие и четкость надписей на таблице-паспорте электромашины.

Осмотр выступающих концов вала. Конец вала, на который наса­ живается шкив, шестерня и полумуфта, должен иметь гладкую по­ верхность без вмятин, шпонка вала должна быть исправна и плотно сидеть в шпоночной канавке вала. Резьба конца вала не должна иметь забоин и дефектных ниток.

Проверка и осмотр вентиляторов. Проверку вентиляторов осу­ ществляют ремонтные работники в процессе ремонта машины и де­ лают отметку в ремонтной карте.

Если вентилятор доступен для осмотра, то при контрольном испы­ тании машины осматривают надеж­ ность крепления лопаток,а также плотность посадки вентилятора на валу.

Осмотр щеточного аппарата.

Траверса щеткодержателей должна закрепляться на буксе щита, фик­ сироваться болтом, а при необхо­ димости передвижения ее свободно перемещаться в обе стороны после отжатия винтов. Пальцы, на кото­ рых закреплены щеткодержатели, должны быть плотно укреплены

в своих гнездах хомутиками, и изоляция их должна быть исправной.

Щеткодержатели должны быть зажаты на пальце и отрегулиро­ ваны так, чтобы расстояние от нижней части его обоймы до коллек­ тора было равно 2—4 мм (рис. 68). Отклонение в величине расстоя­

ния

по окружности коллектора между

сбегающими

краями щеток

от

среднего не должно превышать: для машин мощностью свыше

200

квт ± 0 , 5 % ; для машин мощностью

до 200 квт

± 1 , 5 % .

Если якорь машины имеет осевую игру, то установка щеткодер­ жателей должна быть такой, чтобы при работе машины не могло быть задевания за" петушки коллектора.

Удельное давление пружины на щетку определяется после любого ремонта и должно соответствовать давлению для данной марки ще­ ток (по ГОСТ или ТУ). Давление (в граммах) проверяют динамо­ метром. Отклонение давления между щетками на одном стержне не должно превышать ± 1 0 % . Допускается увеличение удельного давления (г/см2 ) на щетки крановых, тяговых и других машин, ра­ ботающих в тяжелых режимах, на 50—-75% против данных ГОСТа. Одновременное применение щеток разных марок недопустимо.

Каждая щетка должна быть притерта таким образом, чтобы вся ее рабочая поверхность касалась коллектора. На пружинах, непо­ средственно нажимающих на щетку, обязательно должен быть изолирующий наконечник. Питатель щетки должен быть надежно прижат винтом под наконечник.

132