Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 . П Е Р И О Д И Ч Н О С Т Ь И П Р О Д О Л Ж И Т Е Л Ь Н О С Т Ь Р Е М О Н Т О В

Ремонтным циклом называется период времени в часах, месяцах между двумя плановыми капитальными ремонтами. Для нового электрооборудования первым ремонтным циклом считается период от начала эксплуатации до первого капитального ремонта.

Межремонтным периодом называется промежуток времени работы электрооборудования между двумя плановыми ремонтами. Периодич­ ность ремонта определяется положением о планово-предупредитель­ ном ремонте электрооборудования на предприятиях Министерства черной металлургии СССР и периодичностью ремонта основного тех­ нологического оборудования цеха. Установление периодичности ре­ монта и порядка чередования различных видов плановых ремонтов (структура ремонтных циклов) является основным принципом ППР электрооборудования. Нормативы продолжительности межремонт­ ных периодов и ремонтных циклов приведены в табл. 3. Нормативы даны исходя из трехсменной работы электрооборудования. При иной сменности работы электрооборудования периодичность ремонта из­ меняется коэффициентом: для двухсменной К = 1.6; для односмен­ ной К = 2,3.

Все электрические машины по мощности делятся на три катего­ рии: 1-я — электрические машины малой мощности (до 10 квт);

 

 

 

 

Таблица 3

П Р О Д О Л Ж И Т Е Л Ь Н О С Т Ь М Е Ж Р Е М О Н Т Н Ы Х П Е Р И О Д О В И Р Е М О Н Т Н Ы Х

Ц И К Л О В Д Л Я Э Л Е К Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н *

 

 

 

 

 

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь п е р и о д а ,

месяцы

М о щ н о с т ь э л е к т р и ч е с к о й

Г р у п п а

м е ж д у

р е м о н т н о г о

р е ж и м о в

м е ж д у

цикла

машины,

квт

т е к у щ и м

работы

средними

( м е ж д у

 

 

и о ч е р е д н ы м

 

 

 

ремонтами капитальными

 

 

 

ремонтом

 

 

 

ремонтами)

 

 

 

 

 

 

I

6

72

144

До 10

 

II

4

36

108

 

III

2

12

72

 

 

 

 

IV

1

6

36

 

 

I

12

72

216

10—250

II

6

36

108

III

3

12

72

 

 

 

 

IV

2

12

36

 

 

I

12

108

324

Свыше 250

II

6

72

216

III

3

36

108

 

 

 

 

IV

2

12

72

* « П о л о ж е н и е

о п л а н о в о - п р е д у п р е д и т е л ь н о м ремонте э л е к т р о о б о р у д о в а н и я

на пред ­

п р и я т и я х Министерства черной м е т а л л у р г и и

СССР». Москва,

1970 г.

 

44


2- я — электрические машины средней мощности (от 10 до 250 кет); 3-я — электрические машины большой мощности (250 кет и выше).

В зависимости от режимов работы, степени загрузки, условий окружающей среды, исполнения электрические машины делятся на

четыре группы: I — машины, работающие

в легком режиме

(Л);

I I — в нормальном режиме СН); I I I — в тяжелом режиме (Т); IV —

в весьма тяжелом режиме (ВТ).

 

 

К I группе относятся мало ответственные

электродвигатели,

ра­

ботающие кратковременно (но не более 50%

календарного времени

в году), находящиеся в резерве и включаемые периодически, уста­ новленные в сухих, относительно чистых помещениях с нормальной температурой.

Ко I I группе относятся электрические машины, работающие с пов­ торно-кратковременной нагрузкой и с двигательным режимом ра­ боты, не менее 50% календарного времени в году в относительно су­ хих и чистых помещениях с нормальной или несколько повышенной температурой среды.

К I I I группе относятся ответственные электрические машины с чис­ лом включений в час 300—600, постоянно работающие с повторнократковременной нагрузкой, в помещениях со значительной запылен­ ностью, влажностью и температурой окружающей среды 45—65° С К IV группе относятся ответственные электрические машины, от работы которых зависит непрерывность основного технологического потока, с числом включений 600 и более в час, постоянно работающие с повторно-кратковременной нагрузкой, с большой вибрацией или ударной нагрузкой, в агрессивной среде, в атмосфере, содержащей кислоты, повышенные концентрации газов, токопроводящей пыли

и влаги, в помещениях с постоянной температурой 65° С и выше.

Г Л А С А IV

Р Е М О Н Т Э Л Е К Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н

1. О Р Г А Н И З А Ц И Я И О Б Ъ Е М Р Е М О Н Т А

Разборка электромашин, определение

дефектов

и объема

ремонта

Средние и капитальные ремонты должны производиться в спе­ циализированных мастерских ЭРЦ. Электрическая машина посту­ пает в ЭРЦ вместе с ее учетной карточкой или специальным паспор­ том, в которые занесен паспорт электромашины, отмечены передвиже­ ния электромашины в цехе и заполнена хронологическая таблица ремонтов электромашины с кратким содержанием проводимых ремон­ тов. Электромашины, вышедшие из строя аварийно, поступают на ремонт с аварийным актом. В аварийном акте работники эксплуатации заполняют лицевую сторону, где отмечают последнее место и время

45


установки электромашины, обстоятельства выхода ее из строя, время и объемы последних текущих и капитальных ремонтов, кем прово­ дился ремонт, проставляют фамилию лица, которому поручается участие в комиссии по окончательному оформлению акта. Лицевая сторона акта подписывается электриком цеха. На приемном складе ЭРЦ техник по заказам открывает ремонтную карточку (Приложе­ ние I I ) , которая сопровождает детали электромашины по ремонтным участкам цеха и испытательному стенду. В ремонтную карточку заносят номер заказа, полную техническую характеристику электро­ машины и причину поступления в ремонт. Согласно утвержденному плану ремонта в ЭРЦ, электромашина вместе с ремонтной карточкой и аварийным актом поступает в разборочное отделение, где произво­ дят разборку, тщательно выявляют дефекты электромашины и опре­ деляют объем ремонта. При удовлетворительном состоянии обмоток по наружному осмотру и заключению начальнику испытательного стенда детали с обмотками поступают в пылегрязеочистку, где их продувают сжатым воздухом, промывают обмотку от грязи бензином (бензолом или четыреххлористым углеродом), паром с последующей сушкой, пропиткой изоляционными лаками, а затем сушкой. Окон­ чательные испытания обмоток осуществляют на стенде.

Механические детали, требующие восстановительного ремонта, проходят его на механическом и слесарно-сборочном участке. Отбра­

кованные детали (щеткодержатели, щетки,

пальцы, подшипники

и др.) заменяют новыми. Отремонтированные

детали электромашины

поступают на сборку, а собранная электромашина — на стенд для прохождения окончательных испытаний на холостом ходу или под нагрузкой. После указанных испытаний и снятия характеристик производят испытание изоляции обмоток повышенным напряжением. Если обмотки имеют явное повреждение или не выдержали испытаний на стенде, то их перематывают на обмоточном участке. Перемотанные обмотки многократно пропитывают с сушкой после каждой пропитки и покрывают покрывными изоляционными эмалями, а затем испыты­ вают на стенде.

Технология ремонта электрических машин следующая:

1. Доразборочные работы: а) подготовительные работы — уста­ новка собранной электромашины на стеллаж, снятие крышек с люков и смотровых окон, рассоединение схем на клеммниках, продувка сжатым воздухом и т. п.; б) внешний осмотр корпуса, вала, коллек­ тора, контактных колец, видимой части обмоток, прокручивание вала от руки; в) испытание электромашины на стенде: проверка сопротив­ ления изоляции обмоток меггером,замер омического сопротивления обмоток, пуск электромашины на пониженном напряжении с после­ дующим подъемом напряжения до 1,3£/Н О м в режиме холостого хода

(последнее исключается для электромашин,

потерпевших аварию).

2. Разборка электромашины: а) снятие

подшипниковых щитов;

б) выемка ротора, якоря; в) демонтаж подшипников (в случае их из­ носа); г) снятие поврежденной головки ротора; д) выпрессовка вала (в случае его повреждения или ослабленной посадки активного железа).

46


3. Чистка, промывка: а) чистка и промывка обмоток; б) сушка обмоток; в) чистка и промывка механических деталей: фланцев, под­ шипниковых щитов, щеточного механизма.

4.Проверка и испытание: а) испытания на диэлектрическую проч­ ность изоляции обмоток и щеточного аппарата, проверка обмоток на витковое замыкание, замер сопротивления обмоток; б) механиче­ ские проверки годности подшипников, щеткодержателей, подшипни­ ковых щитов, вала и др.

5.Ремонт и изготовление электрических и механических деталей

машины: а) коллекторов и контактных колец; б) щеткодержателей, пальцев, траверс; в) валов, подшипниковых щитов, фланцев; г) пере­ мотка поврежденных обмоток.

6.Сборка по узлам: а) запрессовка вала; б) насадка коллектора, контактных колец; в) установка полюсов.

7.Сушильно-пропиточные работы: а) сушка обмоток; б) много­ кратная пропитка; в) сушка после каждой пропитки; г) поверхностное покрытие изоляционными эмалями.

8.Механический ремонт: а) проточка и шлифовка коллекторов,

контактных колец; б) продороживание коллекторов и шлифовка; в) металлизация шеек валов и посадочных мест в подшипниковых щитах в случае их износа с последующей проточкой; г) насадка в го­ рячем виде подшипников на вал.

9. Контрольные испытания и проверка перед сборкой: а) электри­ ческие испытания; б) механическая проверка.

10.Сборка электромашины.

11.Выпускные испытания.

Заполнение

ремонтных

карточек

и составление аварийных актов

На слесарно-сборочном участке руководитель производит тща­

тельный осмотр электромашины и заполняет

ремонтную

карточку,

в которой отмечаются обнаруженные внешним осмотром и на испыта­ тельном стенде дефекты и неисправности, определяется объем ремонта и подлежащие замене детали, здесь же записываются (после составле­

ния аварийного акта)

причины выхода из строя электромашины.

В ремонтную карточку

записывают объем выполненного ремонта,

а руководитель испытательного стенда заносит в нее результаты всех испытаний (пооперационных и окончательных). Все эти записи под­ тверждаются подписями ответственных лиц.

После разборки электромашины и определения дефектов соби­ рается комиссия в составе представителей отдела главного энергетика, эксплуатации, заместителя начальника ЭРЦ, которая после осмотра узлов электромашины, ознакомления с учетной карточкой и лицевой стороной аварийного акта определяет причину аварийного выхода из строя машины, виновников и намечает мероприятия по исключе­ нию подобных аварий. Аварийный акт подписывается комиссией и направляется главному энергетику для утверждения и принятия соответствующих организационно-технических мероприятий. Обра­ зец акта см. Приложение Ш ,

47


2 . Э Л Е К Т Р О И З О Л Я Ц И О Н Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы , П Р И М Е Н Я Е М Ы Е П Р И Р Е М О Н Т А Х Э Л Е К Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н

Лакоткани

В машинах с нагревом до 105° С в качестве основной изоляции обмоток широко применяются лакоткани, а в последнее время стеклолакоткани, которые представляют собой ткани на основе хлопчато­ бумажных, шелковых, капро-

 

 

 

Таблица

4

новых

или

стеклянных

воло­

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А Л А К О Т К А Н Е Й

 

 

кон,

покрытых

различными

 

 

лаками.

 

Хлопчатобумажные

и

 

 

 

 

 

 

 

Наименова­ ние матери­ ала

 

 

 

Пробивное напряжение

 

шелковые

лакоткани

относятся

 

 

Толщина мм

 

к

классу

нагревостойкости

гост

Марка

 

А. Лакоткани

применяются для

кв

основной изоляции паза,

изоля­

ции

лобовых

частей,

катушек,

 

 

 

 

 

 

Лако-

2214—70

ЛХС

0,20

6,6

внутримашинных

соединений.

Пропитка

лакотканей

изоляци­

ткань

 

Л Х Ч

0,20

6,8

онными

лаками

при

пропитке

Лако-

ЛШС

0,10

5,5

шелк

10156—70

 

0,20

11,6

готовых

обмоток

повышает

их

Стекло-

ЛСБ

электроизоляционные

характе­

лако-

 

ЛСЭ

0,20

П,4

ристики,

механическую

проч­

ткань

 

ЛСМ

0,20

8,9

 

 

ЛСП

0,15

10,3

ность,

при этом

заполняются

 

 

л е к

0,15

5,0

поры и капилляры, что препят­

 

 

 

 

 

 

ствует

проникновению

влаги

 

 

 

 

 

 

и воздуха.

 

 

 

 

 

Лакоткани марок ЛХС, ЛКС, ЛШС, ЛХ Ч стойки к воздействию масла и бензина, достаточно эластичныХарактеристики лакотканей приведены в табл. 4.

Полиэтилентерефталатные пленки

Прогрессивными, современными электроизоляционными материа­ лами, все чаще применяющимися при изготовлении и ремонте обмо­ ток электрических машин, являются пленочные материалы, получае­ мые из высокополимеров. Это полиэтилентерефталатные пленки:

лавсан, монтивел, мелинекс, лумиррор, хостафан. Они обладают сравнительно высокой нагревостойкостью, весьма высокими электро­ изоляционными характеристиками (класс Е), влагостойкостью и очень высокой механической прочностью. Эти пленки, как правило, наклеиваются на электрокартон и применяются для пазовой и меж­ фазной изоляции. Они стойки к растворителям пропиточных лаков, к большинству кислот невысокой концентрации, к плесени и могут быть применены в машинах тропического исполнения. Но полиэтилен­ терефталатные пленки не обладают стойкостью к короне и их нельзя применять для обмоток высокого напряжения и в трансформаторах. Применение пленок позволяет сократить толщину пазовой изоляции, так как толщинапленки 0,05 мм.

48