Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1

ПРИМЕНЕНИЕ

ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ТЕПЛООБМЕНА ДЛЯ РАСЧЕТА

СУДОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ

§ 1

Тепловые потоки

Тепловой поток или количество тепла, проходящее через стенку при установившемся процессе,

Q = k (4 — 4) Р ккаліч,

(1)

где k — коэффициент теплопередачи; tn — средняя температура среды, расположенной со стороны наружной поверхности стенки; tB — температу­ ра воздуха внутри судового помеще­ ния; F — средняя площадь всей стенки.

Площадь стенки F следует вы­ числять как среднее арифметическое между наружной FH и внутренней Fv поверхностями стенки (в свету):

F = ~2~ (F» + Fb) м \

(2)

Удельный тепловой поток или плотность теплового потока

Q

k (/„ tB) ккал/м2 • ч. (3)

Введем понятие о тепловом по­ токе, отнесенном к разности темпе­ ратур: q = Q/(t„ 4). Из уравне­ ния (1) следует, что

q

= kF

= kss'

ккаліч-°С,

(4)

где s

и s' — ширина и длина

стенки

(или

зоны).

 

q используется

Тепловой

поток

в зональных методах расчета изо­ ляции (см. гл. V I ) .

§ 2

Передача тепла через плоскую многослойную стенку

Основная изоляция, покрываю­ щая обшивку корпуса судна, пред­ ставляет собой плоскую многослой­ ную, стенку (рис. 1).



Ортогональная тепловая сетка для плоской многослойной стенки показана на рис. 2. Каждой изотерме соответствует значение отно-

сительного перепада температур Т =

_ J

(t — температура

произвольной точки стенки), а каждой линии тока — определенное

й О

1

/

Рис.

1.

Основная изоляционная конструкция.

/ — стальная

обшивка корпуса

судна; 2

изоляционный материал;

 

3

— деревянная

зашивка

конструкции

7 :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¥:

 

 

 

 

 

- г -

 

 

 

 

 

42-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Й.077

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5,7

0,2

0,3

0,И-

0,5

0,8

0,1

 

0,8

0,9 /

 

Рис.

2. Ортогональная

тепловая

сетка

для

плоской многослой­

ной

стенки

при

m =

0,2 м,

6 3 =

0,05

м,

б с

=

0,008 м,

Я и =

 

 

=

0,05

ккал/м-

ч- °С и Яд и

=

3.

 

 

— — — изотермические линии;

 

линии тепловых

потоков

значение относительного теплового потока, т. е. потока, выражен­ ного в долях полного количества тепла Q, проходящего через стенку.

Полный коэффициент теплопередачи плоской многослойной стенки определяется по формуле:

К =

~

,

(5)

 

1=1

 

 

где а н и а в — коэффициенты теплоотдачи со стороны наружной и внутренней поверхностей стенки, ккал/м2 -ч-°С; 8{ — толщина слоя


(равная длине линий тока в этом слое); \- — коэффициент теплопро­ водности слоя; і — номер слоя; п — количество слоев.

Формулу (5) можно также употреблять для расчета коэффициента теплопередачи через изоляцию тонких слабоискривленных стенок (цилиндрических, шаровых и др.). Слабоискривленными можно считать такие стенки, у которых отношение радиусов кривизны на­ ружной и внутренней поверхностей rJrB < 2. Температурные поля искривленной и плоской стенок мало отличаются одно от другого, поэтому влиянием кривизны можно пренебречь. Среднюю поверх­

ность

искривленной стенки F

необходимо рассчитывать

по

фор­

муле

(2). Если отношение rJrB

2, погрешность расчета

не

пре­

восходит 4%. Практически все изогнутые поверхности корпуса судна можно рассчитывать по формулам для плоских стенок.

Различают следующие тепловые проводимости:

а н и а в — поверхностные проводимости (коэффициенты тепло­ отдачи);

h

-jr внутреннюю проводимость одного из слоев;

•общую внутреннюю проводимость многослойной стенки;

1 = 1

kn — полную проводимость стенки (полный коэффициент тепло­ передачи).

Величины, обратные тепловым проводимостям, носят название термических сопротивлений:

VaH и VaB сопротивления теплоотдаче со стороны наружной и внутренней поверхностей стенки, т. е. поверхностные сопротив­ ления;

б,-

-у- внутреннее сопротивление теплопроводности отдельного

слоя;

п

^общее внутреннее сопротивление теплопроводности мно-

1 = 1

'

гослойной стенки;

IIkn

— полное сопротивление теплопередаче.

Представим формулу (5) в следующем виде:

_!_ = _!_ _i- V А . . _ L

1=1

Таким образом, при последовательном соединении слоев полное термическое сопротивление равно сумме частных сопротивлений.

Если многослойная стенка содержит воздушную прослойку, то полный коэффициент теплопередачи


где RB, п — термическое

сопротивление

воздушной прослойки.

Из уравнений (5) и

(6) следует, что kn не может быть больше

самой малой тепловой проводимости і/8і

или а) и получается почти

равным ей. Слои с относительно малыми

термическими сопротивле­

ниями почти не влияют на процесс теплопередачи, поэтому для упрощения практических расчетов ими можно пренебречь.

В случае пренебрежения термическими сопротивлениями тепло­

отдаче, т. е.

при а н =

ав оо, задача теплопередачи значительно

упрощается

и сводится

к задаче теплопроводности.

В практических расчетах термическим сопротивлением тепло­ отдаче 1/ан со стороны поверхностей, омываемых забортной водой или примыкающих к цистернам (водяным, топливным и т. п.), можно пренебрегать всегда. При этом в коэффициент теплопередачи вносится положительная погрешность, не превосходящая 0,1% . Температура поверхности судна, расположенной ниже ватерлинии, всегда совпадает с температурой забортной воды.

Для упрощения расчета сопротивления теплоотдаче со стороны воздуха, находящегося снаружи и внутри помещения, 1/ан и 1/ав в большинстве случаев также можно не учитывать. В результате пренебрежения сопротивлениями 1/ан и 1/ав коэффициент тепло­ передачи обычно увеличивается на 1—2% и 3—7% соответственно.

Однако коэффициенты теплоотдачи со стороны воздуха приоб­ ретают решающее значение при проверочном расчете на отсутствие конденсации водяного пара на поверхности изолированной стенки, а также при определении количества тепла, вносимого в помещение

солнечным облучением. Поэтому в указанных случаях

коэффициенты

теплоотдачи

необходимо

учитывать.

 

 

 

 

 

 

Всегда можно пренебрегать термическим сопротивлением тепло­

проводности стальной обшивки корпуса

судна б с Д с

при

перпенди­

кулярном расположении

к ней линий

теплового

потока

(рис. 1),

так как толщина стального слоя

очень

мала

с

=

0,003—0,016 м),

а его коэффициент

теплопроводности велик

( \

=

50

ккал/м-ч-°С).

При этом

коэффициент

теплопередачи

завышается

не более чем

на 0,1% .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положив

1/ан =

1/ав =

0, уравнение

теплопередачи (5) преобра­

зуем в уравнение

теплопроводности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k =

П

 

 

 

 

 

(7)

где k — неполный коэффициент теплопередачи (без учета коэффи­ циентов а) .