Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

через стенку, изолированную с двух сторон,

К = - {

' !

(16)

где kt и k2 — частные коэффициенты теплопередачи для каждой отдельной стороны металлической стенки.

Полный коэффициент теплопередачи через изоляцию гладкой сто­ роны промежуточной стенки

ь1

^nl — j [ '

здесь а х — коэффициент теплоотдачи для той же стороны стенки. Полный коэффициент теплопередачи со стороны изолированного

судового набора

1

&п2 :

где а 2 — коэффициент теплоотдачи с этой же стороны стенки. Общий полный коэффициент теплопередачи

к

_

1

1

 

 

J _ J _ J _

1 , 1 , 1 '

 

 

^П2

К

§7

Определение полного коэффициента теплопередачи в случае неравенства наружной и внутренней поверхностей изолированной стенки

На судах часто встречаются обходные изоляционные конструкции (рис. 8), содержащие выступы со стороны помещения. Внутренняя поверхность изоляции FB, обходящей набор, больше наружной по­ верхности Fa, не имеющей выступов. Выступающие части увеличи­ вают полный коэффициент теплопередачи kn.

При установившемся состоянии тепловой поток Q, проходящий

через

стенку, будет одним и тем же на

всем пути его распростране­

ния.

Следовательно, полный коэффициент теплопередачи можно

найти из системы уравнений (при

tn

>> tB):

 

Q = « н ( * н —

'п.

 

„Ж;

 

Q = k (tn н

tn

в)

FH;

Q = « B {t„. в — *в)Рв,

где k — неполный коэффициент теплопередачи, учитывающий только термическое сопротивление теплопроводности и отнесенный к наруж­ ной поверхности без выступов F„.

2*

19



Коэффициент k удобно относить к наружной поверхности FH, потому что она у любого класса конструкций не содержит выступа­ ющих частей.

Решая систему уравнений,

получаем [52]

Q =

kn(tn-tB)FH;

 

 

 

 

 

 

Рис.

8.

Обходная

изоляционная

конструкция.

 

 

 

 

/

— плиточный

и з о л я ц и о н н ы й материал; 2

— к л е й

И Д С

д л я плит; 3

— с т а л ь н а я о б ш и в к а

к о р п у с а

судна;

4 — р а м н ы й

ш п а н г о у т ;

5

п р и в а р н а я

ш п и л ь к а ( М 8 — М 1 2 ) Х 5 0 ,

ш а г 400 —

500 мм;

6

ш а й б а

8 — 12;

7

гайка М 8 — М 1 2 ; 8

с о с н о в ы й б р у с о к 6 0 Х 80 мм;

 

9

ш п у н ­

т о в а н н а я

д о с к а

2 2 X

143 мм;

10 — с о с н о в ый б р у с о к

3 0 x

40; 4 0 X 60; 5 0 X 75 или

6 0 X

80

мм;

11

— к о н с т р у к ц и о н н ы й э п о к

с и д н о - т и о к о л о в ы й к л ей м а р к и К - 1 5 3 ; 12 — п р о к л а д к а из т е х ­

нического

м и т к а л я ;

13 — с о с н о в ы й б р у с о к

6 0 X 80,

п р и к р е п л я е м ы й

г в о з д я м и

4 X 1 2 0

мм;

14

— ш п у н т о в а н н а я д о с к а т о л щ и н о й б

=

22 мм;

15 — к о р о б к а из с п л а в а А М г - 5 ,

6

=

1,5

мм;

16

с у х а р ь , 6

= 35—60 мм,

д л и н о й

I = 80 мм;

17

пленка П Т Г М - 6 0 9 на к л е е

8 8 Н ; 18 —

г в о з д ь З Х 70

мм,

шаг 100 — 150 мм; 19

— ш у р у п

4 Х 22,

ш а г 80 — 130 мм;

20 — лист из

с п л а в а

 

 

 

 

 

 

 

 

АМг - 5,

О =

1,5

 

мм

 

 

 

 

 

 

 

Для обходной изоляции |

 

>

1, так как FB > FH. Зависимость

(17)

позволяет

сделать

следующий

вывод:

 

термические

сопротивления

со стороны поверхности с выступающими частями необходимо умно­

жать

на

На

формулу (8) следует смотреть, как на частный слу­

чай

уравнения

(17).

Полученные формулы являются общими. Их следует употреблять в тех случаях, когда обходные изоляционные конструкции приме­ нены для изоляции как поперечного, так и продольного набора кор­ пуса судна.


Если изоляция, обходящая набор, периодически

повторяется

лишь

в одном

каком-либо направлении,

то отношение

поверхностей

 

 

 

£ = - Ь

 

 

(18)

где sB

— длина

внутренней поверхности

конструкции

на

периоди­

чески повторяющемся

участке с учетом выступов в сечении,

перпен­

дикулярном к

набору

(см. рис. 8).

 

 

 

В последнем случае размер изоляционной конструкции вдоль на­ бора является одинаковым для наружной и внутренней поверхно­

стей, поэтому он сокращается и выпадает

из рассмотрения.

 

При одинаковой толщине внутренней зашивки 63 над набором и

обшивкой

корпуса

судна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sB =

s + 2 (h

+

I -

/га),

 

 

где h — высота набора;

/ и т — толщина

изоляционных слоев над

набором и

обшивкой.

 

 

 

 

 

 

 

Для нормальных изоляционных конструкций, изоляции без

набора, а также для некоторых обходных

конструкций, содержащих

воздушную

прослойку,

FB = FH и

g =

1.

 

 

Неполный коэффициент теплопередачи k рассчитывают специаль­

ными методами, излагаемыми в гл.

I V — V I .

 

 

Формула (17) справедлива при а н = const и а в

= const. Ha

самом

деле во внутренних углах А

и В (см. рис. 8)

коэффициент

тепло­

отдачи ав несколько

меньше,

чем вдали

от этих

углов. Это обстоя­

тельство приводит к незначительному уменьшению действительного коэффициента теплопередачи по сравнению с его расчетным зна­

чением kn.

Для неизолированной стенки коэффициент теплопередачи можно вычислять по формуле (пренебрегая небольшими термическими со­ противлениями стальной обшивки и набора)

где £ — коэффициент, учитывающий увеличение поверхности стенки вследствие выступов.

§ 8

Коэффициент теплопроводности

Обычно для тепловой изоляции судов применяют такие материалы, у которых Ли = 0,03-ь 0,08 ккалім-ч-°С. При увеличении коэффи­ циента Хи возрастает и коэффициент теплопередачи k. Поэтому

во все расчеты необходимо вводить средний коэффициент

теплопро­

водности,

который

устанавливается в

эксплуатационных

условиях

на судне

в течение

всего срока службы

изоляционной конструкции

(а не коэффициент

теплопроводности

для сухого изоляционного


материала, определяемый в лаборатории). При выборе коэффици­ ента Я.и необходимо учитывать увеличение теплопроводности ма­ териала вследствие повышения средней рабочей температуры изоля­ ции, постепенного увлажнения ее, а также влияния веществ, пред­ назначенных для приклеивания теплоизоляционных плит к корпусу судна и склеивания их между собой. Пренебрежение указанными факторами может привести к несоответствию между тепловой на­ грузкой на установку и ее холодопроизводительностью.

Среднюю температуру, при которой изоляционная конструкция будет работать в эксплуатационных условиях, можно приближенно определить следующим образом:

По средней рабочей температуре / с р определяется соответствующее значение коэффициента теплопроводности Хиі для сухого материала.

Коэффициент %яі является линейной функцией температуры 4 Р и определяется по эмпирической зависимости

 

Kt = Ко (1 +

Р*ср) = ^ио +

btcp ккал/м • ч • °С,

(19)

где

Хи0 — теплопроводность сухого

изоляционного материала

при

0°С;

Р—температурный

коэффициент теплопроводности, 1/°С; b —

постоянная, показывающая приращение коэффициента теплопровод­

ности при

повышении температуры на С, ккал/м-ч-°С2

(Ь =

Значения

Я и 0 , р и 6 определяют

опытным путем при испытании

материалов.

Коэффициент р для

различных

теплоизоляционных

материалов

имеет разные значения — порядка

(2,0—4,0) • 1 0 ~ 3

1/°С.

Таким образом, при понижении средней температуры изоляцион­ ной конструкции коэффициенты теплопроводности и теплопередачи

уменьшаются. Это обстоятельство является

благоприятным

для су­

довой изоляции, работающей при низких

температурах.

Зависи­

мость коэффициента Хя( от температуры

оказывает существенное

влияние лишь при перепадах ее порядка сотен градусов. Поэтому для

тепловой изоляции корпуса судна во многих случаях можно

прибли­

женно считать

tcp я** 0 ° С, тогда

\ „ t

Ки0.

 

 

 

 

Влияние склеивающих

веществ, заполняющих швы между пли­

тами, можно оценивать зональным методом расчета

(см. § 43) или

приближенной

формулой

[50]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^и. э =

РклКі,

 

 

 

 

(20)

где

Киэ — эквивалентный

коэффициент

теплопроводности

плиточ­

ного

изоляционного и клеевого

материалов; Р к л

 

поправочный

коэффициент,

учитывающий влияние клеевого

материала

( Р к л =

 

 

 

=1 , 0 3 - 1 , 1 5 ) .

Для волокнистых, напыляемых или заливаемых

изоляционных

материалов,

а также для алюминиевой фольги, Р к

л = 1.

Во время эксплуатации изоляционный материал

увлажняется,

что резко

увеличивает коэффициент теплопроводности. Сильное