Файл: Месенжник Я.З. Кабели для нефтегазовой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
следующее. Применение одинаковой по термостойкости изоляции по всей длине кабеля с технико-экономической точки зрения нецелесообразно. Наиболее рационально ис пользование комбинированной по длине изоляции, обеспечи вающей выполнение критерия (1—3—6): до 100°С — изоля ционная резина или ПЭНД, с 100 по 175°С1— фторлон-40Ш или с 100 по 220°С — облученный полиэтилен, при более высоких температурах — фторлоны-4 или-4Д. Выбор длины каждого участка с тем или иным видом изоляции опреде ляется геотермическим градиентом скважины. Изготовление таких кабелей с комбинированной по длине изоляцией в принципе возможно как в целых длинах (с общей жилой), так и при помощи соединения между собой отдельных участ ков изолированных жил (причем, остальные операции — оп летка, бронирование — являются общими для всех участков).
Методика расчета длин участков комбинированной изо ляции будет рассмотрена в гл. IV. Имеются предпосылки создания изоляции с непрерывно изменяющейся по длине теплостойкостью в соответствии с характером изменения температуры кабеля по длине при нахождении его в сква жине. Это возможно, в частности, при радиационной обработ ке полиолефиновой изоляции в случае протягивания изо лированной жилы через зону облучения с шириной h с переменной скоростью. Время, необходимое для достижения в то^ке 1 необходимой дозы NT, составляет:
t Kt і - ( Т Ис х - тн) |
( 2 - 4 - 1 ) |
|
*KD N
Максимальному времени нахождения жилы в зоне облучения (конец облучения)
Ч «шах (Тисх |
Тн )/ |
Kp N |
( 2 - 4 - 2 ) |
K D N |
|
||
|
|
соответствует минимальная средняя скорость провода в зо не облучения:
|
KüNh |
|
|
(2 — 4 — 3) |
|
Vmin~ K t 1та,-Н исх- Т н) |
|||||
|
|||||
Поскольку |
|
|
|
|
|
|
|
:dl |
|
|
|
|
гѵ min |
|
|
( 2 - 4 - 4 ) |
|
|
dV |
|
|
||
|
|
|
|
||
V = Vmi„ + |
K D N (lmax — I) |
( 2 - 4 - 5 ) |
|||
Ktі-СП |
т ) • |
||||
|
'н / |
|
’Более надежно—160°С.
90
При 1= 0 (начало |
облучения): |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Ѵ = Ѵ„ |
|
KoNIn |
|
( 2 - 4 - 6 ) |
|||||
|
Vmln "Ь т |
|
—т |
|
||||||
где KD> °С Мрад |
|
1 Н |
|
1 ИСХ |
|
|
|
|||
' — средняя |
скорость |
увеличения тепло |
||||||||
|
стойкости |
изоляции на |
|
1 |
Мрад поглощенной энер |
|||||
|
гии излучения; |
|
|
|
|
|
|
|
||
N, |
Мрад мин ~1— мощность дозы; |
|
|
|
||||||
Kt , °С м~1— геотермический |
градиент; |
|
|
|||||||
Тисх, |
°С — исходная (до |
облучения) |
теплостойкость в |
|||||||
Т„, |
изоляции; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
°С — температура на устье скважины; |
до |
|||||||||
Тдоп, °С — максимальная |
температура, |
при которой |
||||||||
|
пускается перемотка |
жилы (для |
ПЭ — 70°С); |
|
||||||
Кр , °С Мрад'1— постоянная |
|
радиационного разогрева |
||||||||
|
изоляции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество |
возвратно-поступательных |
прохождений |
под |
|||||||
пучком для |
набора оптимальной |
|
дозы |
Dom |
(для ПЭ 80 — |
|||||
— 120 Мрад) |
составляет |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
D„ |
|
|
|
|
(2 - 4 -7 ) |
||
|
|
|
л |
„ |
|
|
|
|
||
|
|
|
N T |
|
|
|
|
|
|
|
Формула (2 — 4 — 6) справедлива |
при Тн > |
ТНСг, т. е. когда |
К( 1> (Тисх —Тн), откуда |
граничное значение длины жилы, |
|
с которого целесообразно |
начинать облучение, |
составляет |
Ігран = |
- -ис^ - Н |
( 2 - 4 - 8 ) |
Непрерывное изменение теплостойкости изоляции по длине
в принципе может быть достигнуто также |
автоматическим |
регулированием N при V = Const по закону |
|
К, |
( 2 - 4 - 9 ) |
K D
справедливому при Kt 1> ТНСх — Тн , т. е. начиная с длины, определяемой из выражения (2 — 4 —8). Максимальная мощ ность дозы (конец облучения) составляет
Nmax--- г |
K t In |
( Т „ с * - Т н ) |
( 2 - 4 - 1 0 ) |
|
K D |
||
h |
|
|
При конструировании кабеля необходимо учитывать не только прямые следствия действия эксплуатационных фак торов на характеристики элементов его конструкции (дей ствие температуры на электропроводность изоляции и т. п.), но и косвенные. Так, работоспособность изоляции кабеля в целом, его долговечность зависят от термомеханической характеристики изоляционной оболочки. Ее набухание в эксплуатационной среде приводит к потере кабелем „агре гатное™“ и формы, а также к увеличению расстояния меж
91
ду макромолекулами, уменьшению сил межмолекулярного воздействия и снижению прочности полимера [95]. Выбору изоляционных защитных и других конструкционных мате риалов для рассматриваемых кабелей, как правило, должны предшествовать не только серьезная проработка литературных данных, но и экспериментальные исследования в условиях, по возможности максимально имитирующих эксплуатационные.
Дело в том, что понятия „термостойкость“, „баростой кость“ и т. д. различны для каждого конкретного приме нения этих материалов. Анализ показывает, что многие из известных термостойких изоляционных материалов непри годны для применения в каротажных кабелях, в то время как они вполне применимы в рассчитанных на высокие тем пературы электрических машинах, конденсаторах, кабелях неподвижной прокладки. К недостаткам, лимитирующим применение этих материалов в сверхдлинных каротажных теплостойких (250°С и выше) кабелях, относятся: низкие значения рѵ и высокий температурный коэффициент RH3
(TKR„3), невысокие механические характеристики (окись магния, кремнийорганическая резина и др.). Из материалов
высокой |
термостойкости, превышающей |
термостойкость |
||
фторлона-4, известны |
полиимиды, имеющие на пленках при |
|||
20°С рѵ = |
ІО18 ом-см, |
TKRH3 = 0,028°C-1 |
в |
температурном |
диапазоне 20-у350°С, |
а также высокие |
механические ха |
рактеристики и их термостабильность в этом диапазоне. Высокая в настоящее время стоимость и дефицитность полиимидных пленок, невозможность переработки их мето дом экструзии и др, препятствуют их применению в сверх длинных каротажных кабелях.
На основании анализа комплекса факторов, действующих на элементы конструкций во время эксплуатации кабеля, раз рабатываются критерии оценки работоспособности их и ка беля в целом.
Основные критерии оценки работоспособности элементов конструкции каротажных кабелей (см. гл. I, § 3) должны быть заложены в основу конструирования кабелей для сква жины. Однако, являясь основными, они не всегда достаточ ны. В частности, выбор радиальной толщины изоляции в некоторых случаях (например, при конструировании тепло стойкой изоляции) производится в соответствии с критерием (1 — 3 — 6), но и с учетом механической прочности изоляцион ного покрытия, разброса его параметров, технологичности, надежности, баростойкости при повышенных температурах, возможностей имеющегося технологического оборудования и т. п. Вобщем случае толщина изоляции получается боль шей с учетом перечисленных факторов, чем с учетом только критерия (1—3 — 6).
92
Важное значение для работоспособности каротажных ка белей в целом имеет термостабильность механических свойств их изоляционных и защитных оболочек. Потеря упругих свойств может привести к выходу кабеля из строя вследствие его сильного радиального сужения и связанного с этим удлинения, нарушения структуры брони, разрыва токопроводящих жил и изоляционно-защитных оболочек. Таким образом, термостабильность электрических и механи ческих характеристик изоляционно-защитных оболочек в значительной степени предопределяет работоспособность термостойких бронированных кабелей. Поэтому выбор ра бочей температуры кабеля должен быть основан на резуль татах исследования не только температурно-барической за висимости электрофизических характеристик изоляции, но и термомеханических характеристик изоляционных и защит ных оболочек (при давлениях, соответствующих эксплуата ционным,'.
Полный расчет кабелей на соответствие сформулирован ным в гл. I, § 3 критериям возможен с применением фор мул для дифференциальных и интегральных значений пара метров (см. главу IV). Решая полученные расчетные урав нения для сопротивления токопроводящей жилы, изоляции и других параметров относительно геометрических размеров
элементов, можно |
получить |
оптимальную конструкцию их |
и кабеля в целом, |
причем |
в этом случае при конструиро |
вании расчетным путем будут учтены основные условия эксплуатации (температура, давление, влияние агрессивной среды и др.).
Вопросы рационального конструирования брони грузонесущих, в частности каротажных кабелей, подробно рассмо трены в известных работах А. В. Линкова, М. Ф. Глушко, Э. А. Шахназаряна, Л. М. Мамаева и др. [92, 98, 195
идр.].
Втечение ряда лет работы по конструированию брони грузонесущих кабелей проводятся также в содружестве с Одесским политехническим и Харьковским автодорожным институтами, заводом „Ташкенткабель“ и ТашНИКИ.
При конструировании брони должны выполняться сле дующие основные требования1:
1.Обеспечение необходимой прочности:
(2 -4 -1 1 )
где |
b — толщина брони, мщ |
1 Отчет ТашНИКИ № /51, 1969 г.
93
|
d0 —диаметр кабельной |
заготовки с учетом |
умятия |
||||||||
|
|
при бронировании, |
мм\ |
|
|
|
|
|
|||
|
Рр — разрывное |
усилие, кгс\ |
|
разрыву материала |
|||||||
|
8В — временное |
сопротивление |
|||||||||
|
Kj |
брони, |
кгс/мм2; |
|
|
металлом |
площади |
||||
|
— коэффициент |
заполнения |
|||||||||
|
|
поперечного сечения брони (обычно-0,8-f0,85). |
|||||||||
|
|
Применительно к каротажному кабелю под Рр |
|||||||||
|
|
следует понимать силу Рпод, определяемую |
по |
||||||||
|
|
формуле (1—2—36). |
|
|
требованиями огова |
||||||
В некоторых случаях |
техническими |
||||||||||
ривается |
величина |
Рр , равная |
двукратному |
весу |
кабеля |
||||||
(Кз = 2). В этом случае |
Рр = 2Q1, |
|
|
(2 - 4 -1 2 ) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
где |
Q — погонный |
вес кабеля, кгс/км. |
|
проволок |
в по- |
||||||
2. |
|
Обеспечение |
непрерывного |
контакта |
|||||||
вивах. Согласно М. Ф. Глушко, |
в произвольном слое из п |
||||||||||
проволок диаметры их при условии непрерывного контакта |
|||||||||||
между собой определяются следующим образом: |
|
|
|||||||||
|
|
dnp — |
= Kd0, |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
*! = sin Д |
Y 1 + cos2 Д tg2 а |
, |
|
(2 - 4 -1 3 ) |
|||||
|
|
|
|
|
2it |
|
|
|
|
|
|
|
|
ctg 2Д = |
tg2a +COS - |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
2ІГ |
’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
si n - |
|
|
|
|
|
|
где |
d0 — внутренний |
диаметр повива проволок; |
|
|
а— угол наложения проволок;
п— число проволок в слое.
Для наиболее распространенного в каротажных кабелях случая кратности шага свивки h = (8—9) DK при различ
ных К = -gjp |
|
|
|
Пі- п 2 = б. |
(2 - 4 -1 4 ) |
||
Так, при К = 0,204 nt = |
17, п2 = 22; при |
К = 0,244 |
щ == 15, |
п2 = 20 и т. д.1 Условие |
обеспечения необходимой |
прочно |
|
сти выполняется в случае, если |
|
|
|
dnp, |
dnPl> b. |
(2—4—15) |
3. Обеспечение плотной свивки брони.
Согласно П. П. Нестерову, плотное касание между первым концентрическим рядом проволок каната и сердечником
1 Отчет ТашНИКИ, № 19/25, 1970 г.
94