Файл: Месенжник Я.З. Кабели для нефтегазовой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
элементов конструкции) оказывает сероводород, присутст вующий в скважинных растворах в некоторых районах. Анализ показывает, что в кабелях для сверхглубоких сква жин, видимо, могут найти применение жилы двух типов: 1) из медных сплавов типа ХОТ с защитным покрытием из серебра и других материалов, 2) комбинированной конст рукции (гетерогенные) с механически-прочным и упругим сердечником (стальные, бронзовые или другие оцинкован ные проволоки) и повивом из медных посеребренных про волок. В отдельных случаях будут использоваться и чисто медные жилы.
При этом жила кабеля для сверхглубоких скважин мо жет состоять, по крайней мере, из двух участков: 1) 5—6 тыс. м (что соответствует максимальной температуре около 200°С) медной, стале-медной или из сплавов, 2) более 5—6 тыс. м из той же проволоки, покрытой защитным слоем из серебра или его сплавов. В случае применения фторлоновой изоляции технически целесообразно серебрение прово лок проводить на всей длине жилы во избежание их окис
ления при экструдировании |
изоляции |
или термообработке |
(в случае, если применяется пленочная изоляция). |
||
В настоящее время для |
применения |
в качестве изоляции |
кабелей и проводов для работы при высоких температурах
имеется целый ряд |
материалов —фторлон-4, его сополиме |
ры, полиимидные и |
кремнийорганические материалы, окис |
лы металлов и др. Многие из них предназначены для при менения в силовых, а не в электрометрических кабелях. Фторлон-4 по уровню сопротивления изоляции и комплексу других свойств при температурах выше 250°С после полиимидов превосходит все перечисленные изоляционные мате риалы. Некоторые из этих материалов обладают высокой нагревостойкостью и имеют сравнительно небольшой темпе ратурный коэффициент сопротивления изоляции, но исход
ное сопротивление изоляции |
недопустимо мало. Так, у оки |
||||
си магния мал температурный |
коэффициент сопротивления |
||||
изоляции (в температурном |
интервале 20-f400°C |
TKRH3 = |
|||
= 0,013оС~1), но рѵм = 10й |
ом ■см, в то время |
как |
у пле |
||
ночного фторлона-4 T K R HS |
в этом же температурном интер |
||||
вале равен |
0,02°С_1, но рѵ20— Ю18 ом-си. |
|
|
||
Изоляция |
из фторлона-4 |
может быть выполнена |
в виде |
обмотки лентами (или продольного наложения лент) с пос ледующей термообработкой (спеканием), так называемой „запечкой“, и монолитного слоя, наносимого на жилу экст рузией. Первый способ позволяет получать эти изделия практически неограниченной длины. Однако процесс нало жения лент на жилу малопроизводителен. Кроме того, на
юс
большой строительной длине кабеля трудно получить рав номерное спекание всех лент, а также исключить возмож ность появления в процессе термообработки микротрещин. В связи с этим такая изоляция, как правило, должна быть защищена дополнительной оболочкой, обеспечивающей ра диальную герметичность при работе кабеля в скважинах.
Второй способ осуществляется путем прессования на плунжерных прессах таблеток тефлона-б (соответствующе го фторлону-4Д) с замасливателем через конические мат рицы. После экструзии изоляции производится ее высоко температурная обработка (для придания монолитности) и сушка (для удаления замасливателя). Толщина изоляции может составлять 0,5-г 3,0 мм. Максимальная строительная длина провода, получаемая этим способом, лимитируется размерами таблеток и обычно не превышает 1400 м. Для получения толщины изоляции менее 0,8 мм применяют спо соб экструзии тефлона-1 на шнековых прессах, где он по ступает в пресс в виде гранул. Но скорость шприцевания гранулированного тефлона-1 не превышает 7,62 Mjnac [82].
Фторлон-4, наряду с ценными уникальными свойствами, обладает и рядом недостатков, а именно: высокой вязкостью расплава, недостаточными для конструкционного материала твердостью и жесткостью. В отличие от фторлона-4 его со полимеры (с гексафторпропиленом и др.) являются плавки
ми, но уступают ему по теплостойкости, диэлектрическим |
|
и другим свойствам; все они в отличие от |
него полярны. |
Из группы плавких фторлонов наименьшей |
полярностью, |
наилучшими диэлектрическими свойствами и теплостой костью (200°С) обладает фторлон-4 М (особенно его разно видность—фторлон-4 МБ), близкий по диэлектрическим свойствам к фторлону-4 (см. гл. 3, § 2).
За рубежом в настоящее время отсутствуют конструк ции каротажных кабелей, рассчитанные на работу при тем пературах выше 250—260°С. Это подтверждается литератур ными [273] и патентными данными по США, Франции, Анг лии, ФРГ и Японии. Их максимальная теплостойкость дос тигается применением сополимера тетрафторэтилена с гексафторпропиленом (тефлон ГЕР). Из отечественных ма териалов по свойствам близки к тефлону FEP фторлон-4 М
(Б) и в какой-то степени фторлон-40Ш. Изоляция защи щена оболочкой из резины с классом нагревостойкости незначительно большим, чем у резины НШ-40; таким обра зом, класс нагревостойкости защитной оболочки значительно ниже, чем у изоляции. В этом отношении наиболее пер спективно применение в качестве защитных оболочек ре зины на основе фторкаучука СКФ-26 (разработки ОКБ КП). Испытания образцов каротажного кабеля с изоляцией из
101
пленочного термообработанного фторлона-4 и -4Д с защит ной оболочкой из этой резины показали, что она обладает
значительно большей устойчивостью |
к |
воздействию высо |
||
ких температур и давлений, чем полихлорпреновая |
резина |
|||
НШ-40. Герметизирующая оболочка |
из резины на |
основе |
||
фторкаучука сохраняет |
свои защитные |
свойства при 220°С |
||
в течение 8—10 час., т. |
е. времени, |
сравнимого |
с макси |
мальным временем пребывания кабеля на забое скважины, и кратковременно (до одного часа)—при 250°С.
Особый интерес представляют изоляционные материалы, которые могут применяться без герметизирующих оболо чек. К ним можно отнести фторлсн-40Ш и радиационномодифицированный полиэтилен. Максимальные температуры эксплуатации каротажных кабелей с такой изоляцией сос тавляют, соответственно, 175—180°С1и 205—210°, давления1000 и 1200 кгс/см2. Углубление скважин влечет за собой рост не только температур, но и гидростатических давле ний. Несмотря на то, что с увеличением последних можно ожидать заметной компенсации изменений, вносимых высо кой температурой, т. е. не исключена возможность исполь зования известных материалов, в том числе полиимидов, фторлонов и радиационно-модифицированного полиэтилена при более высоких температурах, нужно признать, что изоля ционные материалы, необходимые для каротажных кабелей с рабочей температурой ~300°С, в частности экструдируе мые, в настоящее время отсутствуют и создание их явля ется актуальной задачей. Однако при условии снижения требований в отношении допустимого сопротивления изоля ции в каротажных кабелях для сверхглубоких высокотемпе ратурных скважин могут найти применение целый ряд из вестных как органических, так и неорганических (окись маг ния и др.) изоляционных материалов, а также их сочетания.
Так, ф. „Шлюмберже Уэлл сервизис“ |
(США) и „Этюд |
э продюксьон Шлюмберже“ (Франция) |
предусматривают, |
например, возможность заключения жилы из медных нике лированных проволок в сплошные прочные трубки из ни келевого сплава, заполненные окисью магния.
В качестве „подушки“ под броню в сверхдлинных кабе лях можно использовать полиимидную плёнку с высокой стойкостью к продавливающим нагрузкам при высоких тем пературах, водонепроницаемостью и способностью свари ваться. Из термостойких материалов, выдерживающих на грев до 300°С, известно полифеновое волокно, обладающее, однако, низкой механической прочностью. Поэтому оно мо жет применяться для оплётки только в композиции с во-
ЧПо последним данным—160° С.
102
локном, имеющим более высокие механические характе ристики.
Следует отметить, что операция оплётки по производи тельности является наиболее узким местом в технологиче
ской цепочке каротажных и других |
кабелей для |
скважин |
||||
(одно-и многожильных), |
и |
существует |
тенденция замены |
|||
её на обмотку. В некоторых типах кабелей эта |
тенденция |
|||||
уже реализована. |
|
|
|
|
|
|
Увеличение строительных длин кабелей до 15000 м при |
||||||
водит к необходимости разработки бронепроволоки |
с пре |
|||||
делом прочности более |
250 |
кгс/мм2. Учитывая, что при соз |
||||
дании проволоки по ЧМТУ/НИИМетиз 145—65 |
увеличение |
|||||
временного сопротивления |
разрыву |
до |
200 -у 250 |
кгс/мм2 |
вызвало ухудшение её пластических, следовательно, и тех нологических свойств, создать проволоку с §в 300 кгс/мм2 при оптимальном соотношении прочностных и пластических свойств очень сложно1.
Увеличение глубин скважин более 15—20 тыс. м при условии повышения температур свыше 300—350°С может вызвать настолько серьезные трудности при конструирова нии каротажных кабелей, что более перспективным и эко номически целесообразным может оказаться иной вид элек трической и механической связи наземной и погружаемой
вскважины аппаратуры [113].
§5. УСТОЙЧИВОСТЬ К ОБРЫВАМ ТОКОПРОВОДЯЩИХ
|
ЖИЛ БРОНИРОВАННЫХ КАБЕЛЕЙ |
||||
Броня кабеля, являясь |
грузонесущим |
элементом, |
в то |
||
же время защищает от повреждения |
его |
внутренние |
эле |
||
менты. Однако несмотря |
на свойство |
брони |
воспринимать |
||
большую часть нагрузки |
вследствие наличия сил трения и |
||||
совместности работы элементов конструкции |
часть механи |
||||
ческих усилий передается |
на жилу. |
|
|
|
|
Учитывая, что при равноценных по нагрузкам условиях в наиболее неблагоприятных находится токопроводящая жила одножильного бронированного кабеля (а также центральная семижильного), вопросы устойчивости токопроводящих жил к обрывам рассматриваются применительно к одножильному кабелю. В процессе эксплуатации каротажные кабели под вергаются многократным циклическим знакопеременным осевым нагрузкам и изгибающим моментам. Наиболее тя желым нагрузкам подвергаются кабели, эксплуатирующиеся в глубоких и сверхглубоких скважинах.
1 Подробно данный вопрос освещен в гл, III.
103