Файл: Месенжник Я.З. Кабели для нефтегазовой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

элементов конструкции) оказывает сероводород, присутст­ вующий в скважинных растворах в некоторых районах. Анализ показывает, что в кабелях для сверхглубоких сква­ жин, видимо, могут найти применение жилы двух типов: 1) из медных сплавов типа ХОТ с защитным покрытием из серебра и других материалов, 2) комбинированной конст­ рукции (гетерогенные) с механически-прочным и упругим сердечником (стальные, бронзовые или другие оцинкован­ ные проволоки) и повивом из медных посеребренных про­ волок. В отдельных случаях будут использоваться и чисто­ медные жилы.

При этом жила кабеля для сверхглубоких скважин мо­ жет состоять, по крайней мере, из двух участков: 1) 5—6 тыс. м (что соответствует максимальной температуре около 200°С) медной, стале-медной или из сплавов, 2) более 5—6 тыс. м из той же проволоки, покрытой защитным слоем из серебра или его сплавов. В случае применения фторлоновой изоляции технически целесообразно серебрение прово­ лок проводить на всей длине жилы во избежание их окис­

ления при экструдировании

изоляции

или термообработке

(в случае, если применяется пленочная изоляция).

В настоящее время для

применения

в качестве изоляции

кабелей и проводов для работы при высоких температурах

имеется целый ряд

материалов —фторлон-4, его сополиме­

ры, полиимидные и

кремнийорганические материалы, окис­

лы металлов и др. Многие из них предназначены для при­ менения в силовых, а не в электрометрических кабелях. Фторлон-4 по уровню сопротивления изоляции и комплексу других свойств при температурах выше 250°С после полиимидов превосходит все перечисленные изоляционные мате­ риалы. Некоторые из этих материалов обладают высокой нагревостойкостью и имеют сравнительно небольшой темпе­ ратурный коэффициент сопротивления изоляции, но исход­

ное сопротивление изоляции

недопустимо мало. Так, у оки­

си магния мал температурный

коэффициент сопротивления

изоляции (в температурном

интервале 20-f400°C

TKRH3 =

= 0,013оС~1), но рѵм = 10й

ом ■см, в то время

как

у пле­

ночного фторлона-4 T K R HS

в этом же температурном интер­

вале равен

0,02°С_1, но рѵ20— Ю18 ом-си.

 

 

Изоляция

из фторлона-4

может быть выполнена

в виде

обмотки лентами (или продольного наложения лент) с пос­ ледующей термообработкой (спеканием), так называемой „запечкой“, и монолитного слоя, наносимого на жилу экст­ рузией. Первый способ позволяет получать эти изделия практически неограниченной длины. Однако процесс нало­ жения лент на жилу малопроизводителен. Кроме того, на

юс


большой строительной длине кабеля трудно получить рав­ номерное спекание всех лент, а также исключить возмож­ ность появления в процессе термообработки микротрещин. В связи с этим такая изоляция, как правило, должна быть защищена дополнительной оболочкой, обеспечивающей ра­ диальную герметичность при работе кабеля в скважинах.

Второй способ осуществляется путем прессования на плунжерных прессах таблеток тефлона-б (соответствующе­ го фторлону-4Д) с замасливателем через конические мат­ рицы. После экструзии изоляции производится ее высоко­ температурная обработка (для придания монолитности) и сушка (для удаления замасливателя). Толщина изоляции может составлять 0,5-г 3,0 мм. Максимальная строительная длина провода, получаемая этим способом, лимитируется размерами таблеток и обычно не превышает 1400 м. Для получения толщины изоляции менее 0,8 мм применяют спо­ соб экструзии тефлона-1 на шнековых прессах, где он по­ ступает в пресс в виде гранул. Но скорость шприцевания гранулированного тефлона-1 не превышает 7,62 Mjnac [82].

Фторлон-4, наряду с ценными уникальными свойствами, обладает и рядом недостатков, а именно: высокой вязкостью расплава, недостаточными для конструкционного материала твердостью и жесткостью. В отличие от фторлона-4 его со­ полимеры (с гексафторпропиленом и др.) являются плавки­

ми, но уступают ему по теплостойкости, диэлектрическим

и другим свойствам; все они в отличие от

него полярны.

Из группы плавких фторлонов наименьшей

полярностью,

наилучшими диэлектрическими свойствами и теплостой­ костью (200°С) обладает фторлон-4 М (особенно его разно­ видность—фторлон-4 МБ), близкий по диэлектрическим свойствам к фторлону-4 (см. гл. 3, § 2).

За рубежом в настоящее время отсутствуют конструк­ ции каротажных кабелей, рассчитанные на работу при тем­ пературах выше 250—260°С. Это подтверждается литератур­ ными [273] и патентными данными по США, Франции, Анг­ лии, ФРГ и Японии. Их максимальная теплостойкость дос­ тигается применением сополимера тетрафторэтилена с гексафторпропиленом (тефлон ГЕР). Из отечественных ма­ териалов по свойствам близки к тефлону FEP фторлон-4 М

(Б) и в какой-то степени фторлон-40Ш. Изоляция защи­ щена оболочкой из резины с классом нагревостойкости незначительно большим, чем у резины НШ-40; таким обра­ зом, класс нагревостойкости защитной оболочки значительно ниже, чем у изоляции. В этом отношении наиболее пер­ спективно применение в качестве защитных оболочек ре­ зины на основе фторкаучука СКФ-26 (разработки ОКБ КП). Испытания образцов каротажного кабеля с изоляцией из

101


пленочного термообработанного фторлона-4 и -4Д с защит­ ной оболочкой из этой резины показали, что она обладает

значительно большей устойчивостью

к

воздействию высо­

ких температур и давлений, чем полихлорпреновая

резина

НШ-40. Герметизирующая оболочка

из резины на

основе

фторкаучука сохраняет

свои защитные

свойства при 220°С

в течение 8—10 час., т.

е. времени,

сравнимого

с макси­

мальным временем пребывания кабеля на забое скважины, и кратковременно (до одного часа)—при 250°С.

Особый интерес представляют изоляционные материалы, которые могут применяться без герметизирующих оболо­ чек. К ним можно отнести фторлсн-40Ш и радиационномодифицированный полиэтилен. Максимальные температуры эксплуатации каротажных кабелей с такой изоляцией сос­ тавляют, соответственно, 175—180°С1и 205—210°, давления1000 и 1200 кгс/см2. Углубление скважин влечет за собой рост не только температур, но и гидростатических давле­ ний. Несмотря на то, что с увеличением последних можно ожидать заметной компенсации изменений, вносимых высо­ кой температурой, т. е. не исключена возможность исполь­ зования известных материалов, в том числе полиимидов, фторлонов и радиационно-модифицированного полиэтилена при более высоких температурах, нужно признать, что изоля­ ционные материалы, необходимые для каротажных кабелей с рабочей температурой ~300°С, в частности экструдируе­ мые, в настоящее время отсутствуют и создание их явля­ ется актуальной задачей. Однако при условии снижения требований в отношении допустимого сопротивления изоля­ ции в каротажных кабелях для сверхглубоких высокотемпе­ ратурных скважин могут найти применение целый ряд из­ вестных как органических, так и неорганических (окись маг­ ния и др.) изоляционных материалов, а также их сочетания.

Так, ф. „Шлюмберже Уэлл сервизис“

(США) и „Этюд

э продюксьон Шлюмберже“ (Франция)

предусматривают,

например, возможность заключения жилы из медных нике­ лированных проволок в сплошные прочные трубки из ни­ келевого сплава, заполненные окисью магния.

В качестве „подушки“ под броню в сверхдлинных кабе­ лях можно использовать полиимидную плёнку с высокой стойкостью к продавливающим нагрузкам при высоких тем­ пературах, водонепроницаемостью и способностью свари­ ваться. Из термостойких материалов, выдерживающих на­ грев до 300°С, известно полифеновое волокно, обладающее, однако, низкой механической прочностью. Поэтому оно мо­ жет применяться для оплётки только в композиции с во-

ЧПо последним данным—160° С.

102


локном, имеющим более высокие механические характе­ ристики.

Следует отметить, что операция оплётки по производи­ тельности является наиболее узким местом в технологиче­

ской цепочке каротажных и других

кабелей для

скважин

(одно-и многожильных),

и

существует

тенденция замены

её на обмотку. В некоторых типах кабелей эта

тенденция

уже реализована.

 

 

 

 

 

 

Увеличение строительных длин кабелей до 15000 м при­

водит к необходимости разработки бронепроволоки

с пре­

делом прочности более

250

кгс/мм2. Учитывая, что при соз­

дании проволоки по ЧМТУ/НИИМетиз 145—65

увеличение

временного сопротивления

разрыву

до

200 -у 250

кгс/мм2

вызвало ухудшение её пластических, следовательно, и тех­ нологических свойств, создать проволоку с §в 300 кгс/мм2 при оптимальном соотношении прочностных и пластических свойств очень сложно1.

Увеличение глубин скважин более 15—20 тыс. м при условии повышения температур свыше 300—350°С может вызвать настолько серьезные трудности при конструирова­ нии каротажных кабелей, что более перспективным и эко­ номически целесообразным может оказаться иной вид элек­ трической и механической связи наземной и погружаемой

вскважины аппаратуры [113].

§5. УСТОЙЧИВОСТЬ К ОБРЫВАМ ТОКОПРОВОДЯЩИХ

 

ЖИЛ БРОНИРОВАННЫХ КАБЕЛЕЙ

Броня кабеля, являясь

грузонесущим

элементом,

в то

же время защищает от повреждения

его

внутренние

эле­

менты. Однако несмотря

на свойство

брони

воспринимать

большую часть нагрузки

вследствие наличия сил трения и

совместности работы элементов конструкции

часть механи­

ческих усилий передается

на жилу.

 

 

 

 

Учитывая, что при равноценных по нагрузкам условиях в наиболее неблагоприятных находится токопроводящая жила одножильного бронированного кабеля (а также центральная семижильного), вопросы устойчивости токопроводящих жил к обрывам рассматриваются применительно к одножильному кабелю. В процессе эксплуатации каротажные кабели под­ вергаются многократным циклическим знакопеременным осевым нагрузкам и изгибающим моментам. Наиболее тя­ желым нагрузкам подвергаются кабели, эксплуатирующиеся в глубоких и сверхглубоких скважинах.

1 Подробно данный вопрос освещен в гл, III.

103