Файл: Месенжник Я.З. Кабели для нефтегазовой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможно при выполнении соотношения

 

d] — dnp

(2 - 4 -1 6 )

где

dt — средний

диаметр свивки.

Для кабеля с двухповивной броней di = d0 -f- dnp„ d„, = dj -f dnPl,

(2 - 4 -1 7 )

Соответственно обеспечение плотного касания проволок первого и второго повивов будет иметь вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2 -4 -1 8 )

где

u d„, = dHl +

2dnPa.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По найденным аг и а2 определяют шаги наложения

перво­

го и второго повивов

брони:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2 -4 -1 9 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2 -4 -2 0 )

4.

Сведение

неуравновешенности брони

к

минимуму.

Создание

уравновешенной

от кручения

конструкции

 

брони

возможно

в случае, если

крутящие

моменты,

вызванные

растягивающими усилиями

(обусловленными

весом

кабеля

и аппаратуры,

а также температурой,

гидростатическим

давлением

и набуханием),

взаимно

компенсируются.

Вы­

полнение этого условия в полном объеме при коэффициен­

те влияния С = 0 приводит к необходимости применения

в

наружном

слое брони

проволок

меньшего

диаметра,

чем

во внутреннем,

что не

целесообразно,

так

как

приводит к

уменьшению износоустойчивости

брони,

следовательно,

и

срока жизни кабеля. Поэтому при конструировании

брони

допускается некоторая неуравновешенность кабеля в

соот­

ветствии с критерием его

неуравновешенности

от действия

механической и тепловой

нагрузок

[см.

(1—3—21)

и (1—

—3—22) ]. Вместе с тем, существуют

принципиальные воз­

можности увеличения износоустойчивости наружного пови-

ва брони и в случае, если он выполнен из проволок

 

мень­

шего диаметра,

чем внутренний.

Они

заключаются

 

как в

95


„цементировании“ поверхностного слоя путем быстрого на­ грева проволок (или брони) в высокочастотном электромаг­ нитном поле и быстрого охлаждения, увеличивающем абразивную стойкость проволок, так и в защите отдельных проволок или повива полимерными покрытиями. Лучшим вариантом, по-видимому, явилась бы одновременная реали­ зация обеих этих возможностей.

Если пренебречь влиянием полимерного покрытия на крутящий момент повива, поскольку модуль упругости его значительно меньше модуля упругости стали, при равенстве углов наложения и модулей упругости проволок повивов, условие уравновешенности брони от кручения можно пред­ ставить в виде

S,rt SS S„r2,

(2 - 4 -2 1 )

где Slt S2— соответственно

сечения первого и второго

повивов брони;

 

гі. га — соответственно средние радиусы первого и вто­

рого повивов.

 

Отсюда

 

S2 ^ S t f .

( 2 - 4 - 2 2 )

Конструирование медных и стале-медных токопроводящих жил, расчет их механических и электрических характеристик и др. подробно изложены в [92], поэтому останавливаться на них не будем. Рассмотрим некоторые принципиальные воп­ росы создания кабелей для работы в сверхглубоких сква­ жинах (10—15 тыс. м и более). Устойчивость токопроводя­ щих жил к обрывам с учетом технологических, эксплуата­ ционных и других факторов, влияние на неё механических характеристик изоляционных и защитных оболочек, а так­

же

уравновешенность от кручения

многожильных

кабе­

лей будут рассмотрены особо.

 

 

 

 

кабеля

Оптимальное решение конструкции каротажного

для

сверхглубокой скважины возможно

при

условии, что

его длина состоит из нескольких

участков с

различными

материалами

как токопроводящей

жилы,

так

и изоляции,

термостойкость которых повышается по длине

в принципе

непрерывно,

а практически ступенями

в соответствии

с из­

менением температуры в скважине. Поскольку растягиваю­ щие нагрузки также неодинаковы по длине кабеля, грузо­ несущую броню также целесообразно выполнить с экспо­ ненциально или линейно уменьшающимся по длине сечением в виде бруса равного сопротивления для обеспечения оп­ тимального соотношения между растягивающими нагрузками и прочностью брони (см. рис. 46, 1, 2).

96


При этом необходимо учитывать, что разрывное усилие Р брони при нахождении кабеля в скважине уменьшается по мере приближения к забою. Это связано с уменьшением исходного модуля упругости проволок брони Ео с увели­ чением температуры:

Рр =

[Е0 - ТКЕ

(Т„ +

К, 1) J • S,

(2 -4 -2 3 )

где ТКЕ,

коэффициент,

характеризующий

скорость

уменьшения Е0 с ростом

температуры (для сталей равен

6 10);

 

 

 

 

S — сечение

брони.

 

 

 

Сравнительно прост и практически осуществим в насто­ ящее время вариант выполнения брони переменного по длине кабеля сечения участками (2—3 и более на строи­ тельную длину), отличающимися сечением стали (см. рис. 4, б, â, 4). Максимальное сечение брони должно приходиться на верхнюю часть кабеля, минимальное—на нижнюю. Раз­ личия в сечениях могут создаваться как применением про­ волок с отличающимся сечением, так и использованием раз­ личного количества повивов.

При существующей технологии изготовления длинных каротажных кабелей наблюдаются случаи деформации то­ копроводящей жилы под действием собственного веса во время ее скрутки, хранения, а также продавливания ее изоляции под действием собственного веса во время хра­ нения и вследствие большого усилия натяжения ее при пе­ ремотках на испытательных аппаратах. Большая продолжи­ тельность технологического цикла на различных операциях изготовления длинных кабелей увеличивает вероятность остановок технологического оборудования, что приводит к браковке всей длины или её части. В связи с этим наибо­ лее предпочтителен вариант изготовления сверхдлинных кабелей до операции бронирования отдельными отрезками по 3—4 км (возможны отклонения в ту или иную сторону) с выполнением операции сростки на бронировочной машине. Наиболее сложным вопросом обычно считается сращивание стале-медных жил, но применение после сварки стальных проволок специальных режимов термообработки обеспечило высокие значения разрывного усилия сварного шва высоко­ углеродистых стальных проволок (см. гл. 111).

Использование такого варианта конструкции могло бы автоматически решить ряд проблем, в частности изготовле­ ние кабеля практически неограниченной длины на сущест­ вующем в настоящее время технологическом оборудовании. При этом испытания и отыскание дефектных мест значи­ тельно проще проводить на коротких отрезках, чем на

7-3612

97


длинных. Осуществление сростки заготовок при бронирова­ нии технически не сложно. При обнаружении неустранимых дефектов на одном из отрезков экономичнее изготовить взамен него другой и избежать их повторения на осталь­ ных отрезках. Рассматриваемый технологический вариант позволяет при серийном производстве каротажных кабелей изготавливать наиболее соответствующие условиям эксп­ луатации в скважинах любой глубины и с любыми темпе­ ратурными условиями (для скважин промежуточных глубин могут быть использованы отдельные отрезки сверхдлинных кабелей), т. е. повысить их коэффициент использования.

' Таким образом, применение рассматриваемого [111] вари­ анта конструкции сверхдлинного кабеля целесообразно с различных точек зрения. Вместе с тем возникают дополни­ тельные технологические задачи, в частности надежного сращивания разнотипной изоляции, действенный контроль качества сростки и т. д. Следовательно, при создании ка­ ротажных кабелей для сверхглубоких скважин в принципе не исключен отказ от традиционной конструкции, предус­ матривающей полную исходную однородность по длине как в части применяемых материалов и диаметра, так и элек­ трических и механических параметров.

Возможно также изменение конструкции отдельных эле­ ментов кабеля, в частности, грузонесущей брони. Так, прак­ тический интерес представляет броня закрытого или полу­ закрытого типов [59]. Совместное применение во внутрен­ нем повиве фасонных (например, ^-образных) и круглых проволок позволяет получить самозатягивающийся полуза­ крытый слой с фиксированным внутренним размером. Про­ волоки Z-или Ѵ-образного профилей в наружном повиве создают радиально-герметичный закрытый слой, предохра­ няющий жилы кабеля и внутренний повив от воздействия агрессивной внешней среды.

Закрытая броня может выдерживать повышенные удель­ ные давления. При определенном соотношении размеров проволок и одинаковых углах наложения повивов кручение кабеля под влиянием растягивающих нагрузок может быть сведено к минимуму. Предварительная деформация прово­ лок перед их наложением обеспечивает нераскручиваемость повивов. Высокий процент заполнения сечения повивов сталью (до 90% и выше) позволяет, при прочих равных условиях, миниатюризировать кабель. В 1961 г. автором были разработаны и на Харцызском сталепроволочно-канат- ном заводе изготовлены образцы одно- и трехжильных кабелей с броней полузакрытого типа (с самозатягивающи­ мися повивами). В последующие годы К. А. Дубовик,

98


А. Н. Петросянц и Н. Г. Филатов создали одножильный каротажный кабель типа КОБР с броней закрытого типа.

Существенным недостатком кабелей с броней полузак­ рытого и закрытого типов является их недостаточная гиб­ кость ( ~ в 2 раза ниже, чем у кабелей с броней из круг­

лых проволок). Несмотря на это

можно ожидать, что кабели

с броней закрытого типа найдут

применение в случаях осо­

бо жестких эксплуатационных условий.

Возможны

также

сочетания в одном кабеле повивов брони обычного

(из кру­

глых

проволок), полузакрытого или закрытого типов.

Как

и при

применении брони обычного типа, в данном

случае

также

возможно составление большой

строительной длины

путем сростки отдельных отрезков кабелей. Наряду с этим необходимо разработать технологический процесс изготов­ ления кабелей любых строительных длин без сросток.

Увеличение температуры вызывает необходимость защи­ ты проволок токопроводящих жил от окисления. При ра­ бочих температурах 200—300°С на электрические и меха­ нические характеристики медных жил в кабелях и прово­ дах, работающих на воздухе, начинает заметно влиять окис­ ление, приводящее к увеличению сопротивления жилы. Скорость окисления зависит от температуры окружающей среды и кислородопроницаемости изоляционного материала. Защиту от окисления можно осуществлять либо наложением поверх медной проволоки покрытий из серебра, никеля, латуни или других материалов (плакированием или гальва­ ническим способом), либо применением бескислородной меди.

Покрытия из олова при работе кабелей на воздухе вы­ полняют свои защитные функции до 200°С. Продолжитель­ ность работы на воздухе при 300°С составляет у посереб­ ренной проволоки 250 час., латунированной—100, никели­ рованной — 1 000—10000; при 350°С она соответственно сос­ тавляет 50, 100 и 250—1000 час. [46]. При температурах более 250°С под слоем никеля через поры происходит окис­ ление меди (в случае гальванического покрытия) и взаим­ ная диффузия компонентов биметалла (в случае плакирова­ ния), что резко ухудшает электрические и механические свойства проволоки [72].

По данным многолетней практики эксплуатации каротаж­ ных кабелей в скважинах, окислительные процессы и в жи­ лах, и в изоляционных и защитных оболочках заторможены даже при воздействии высоких температур, что является следствием как незначительного содержания кислорода в бу­ ровом растворе, так и малой скорости диффундирования его сквозь изоляционно-защитные оболочки. Значительно боль­ шее влияние, чем кислород, на ухудшение характеристик токопроводящей жилы (а также брони и всех остальных