Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 246
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 4.5
ВОЗМОЖНЫЕ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАДИОСВЯЗИ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ «АЛТАЙ» И МОДЕЛИ ДОСТАВКИ ИНФОРМАЦИИ
Число воз Направление связи Схема организации связи Модель процесса доставки информации можных со
стояний
— 218
'
—
Продолжение
_
219
Число-воз- можных со стояний
Модель процесса доставки информации
w
Схема организации связи
Направление связи ;
іма такого же расчета «сети (піроиз- 'водстівен'ігой aßтоматіической телефонной связи наличием 3 эле ментов, характеризующих ожида ние в процессе 'собственно уста новленіия соединения — ів радиотракте системы «Алтай», на
аПАТС и между диспетчерскими пунктами. Все необходимые рас четные формулы были (приведены ів разд. 2.1 и гл. 3. По ним не сложно высчитать все .количест венные характеристики элементов ;и осуществить требуемый перебор для любой модели, приведенной
втабл. 4.5. .Поэтому, во избежа ние повторений, алгоритм расче та здесь (не приводится.
Из всех разновидностей моде лей системы «Алтай» наихудшей эффективностью обладает модель
доставки информации по направ лению «подвижный абонент — абонент ЛАТС», так как тракт соединения в данном случае наи более протяженный. Бели на этом направлении будет обеспечена
*2
|
|
требуемая величина |
эффективно |
||||||
|
|
сти функционирования |
или |
опе |
|||||
|
|
ративности связи, то тем более |
|||||||
RU |
она будет достигнута при связях |
||||||||
по другим направлениям. |
|
||||||||
X •- |
Применительно к модели дос |
||||||||
|
|
||||||||
О X |
тавки |
информации |
от подвижно |
||||||
|
|
го абонента |
к |
абоненту ПАТС |
|||||
|
|
при. условии, |
что |
вся |
поступаю |
||||
КH |
щая от подвижных абонентов на |
||||||||
4>ф |
грузка |
направляется |
только на |
||||||
<=гч |
ПАТС, |
была |
разработана |
про |
|||||
0 |
е 1 |
грамма расчета |
на |
ЭВМ |
«Нап |
||||
Зн |
|||||||||
|
|
ри». Исходными данными в этой |
|||||||
|
|
программе |
является |
величина |
|||||
|
|
нагрузки, создаваемой |
абонента |
||||||
► Г О |
ми .системы «Алтай» и ПАТС, а |
||||||||
0 |
>S* |
||||||||
2 |
Е |
также |
величины, |
|
характеризую |
||||
О |
. О |
щие затраты |
времени |
абонентов |
|||||
I— |
(ПАТС, на подход |
к телефонному |
|||||||
С cfК |
аппарату при поступлении вызова
— 220 —
от абонента системы «Алтай». В качестве констант фигурирую! число радиоканалов системы '(восемь), число соединительных ли ний между центральной станцией и ПАТС (четыре) и др.
По указанной программе были произведены расчеты эффектив ности функционирования и оперативности связи системы «Алтай» (при характеристиках телефонной сети: интенсивность потока вы зовов абонента ПАТС в чин к2 = 2,5 выз./ч; ^ = 0,25; ^ = 0,0028 ч и ^ 4 = 0,0056 ч). Результаты расчетов показаны на рис. 4.20—4.25. При других характеристиках сети необходимо проводить соответствую
щие расчеты на ЭВМ. |
позволяют |
установить некоторые |
Графики на рис. 4.20—4.25 |
||
характерные зависимости. Из |
графика |
функции Е = Ф(ѵ) на |
рис. 4.20 следует, что эффективность функционирования системы
Рис. 4.20. Зависимость величины Е системы «Ал тай» от числа абонентских пунктов ѵ при разных значениях величины интенсивности потока Хі
монотонно убывает с увеличением числа абонентских пунктов ѵ, при чем убывание тем резче, чем больше интенсивность потока вызо вов Хі, создаваемого одним абонентским пунктом системы «Алтай» в чнн.
По приведенным кривым можно при заданной величине нагруз ки у = кіТа, исходя из требуемого уровня эффективности функцио нирования, однозначно определить максимально допустимое коли чество абонентских пунктов в стволе системы. Если необходимо обеспечить заданную величину оперативности связи Q, то для ре шения этой задачи должны использоваться кривые, приведенные на рис. 4.21, или аналогичные им, построенные при других нагруз ках. Из рисунка следует, что увеличение количества вызовов влия ет на уменьшение величины оперативности связи значительно боль ше, чем увеличение среднего времени переговора. Величина опера тивности связи Q чувствительна к параметрам, характеризующим
— 221 —
предельно нельзя. Поэтому в системе «Алтай» существует вполне четкий предел расширения емкости ствола при заданных парамет рах нагрузки. При переходе за этот предел показатели сети резко ухудшаются и при некоторых условиях сеть полностью парали зуется. Выйти из такого положения возможно только используя новую аппаратуру, отличающуюся от системы «Алтай» большим количеством радиоканалов и соединительных линий с АТС.
Программа расчета эффективности функционирования системы «Алтай» может быть использована для определения оптимального количества радиоканалов и числа соединительных линий с АТС.
Рис. 4.24. Зависимость оперативности |
Рис. 4.25. Зависимость оперативности |
||
связи системы «Алтай» от интенсив |
связи системы «Алтай» от продол |
||
ности потока при разных значениях |
жительности |
разговора |
при разных |
величины продолжительности разго |
значениях |
величины |
интенсивности |
вора Тв |
|
потока X,! |
|
Поскольку алгоритм построен на рекуррентных формулах, то, по лагая число радиоканалов равным 9, 10... и число соединительных линий 5, 6 ..., можно установить указанные оптимумы, соответствую щие данной величине нагрузки.
Зависимости оперативности связи Q от интенсивности потока вызовов Я,і (рис. 4.24) и продолжительности разговора Ти (рис. 4.25) экстремумов не имеют.
Отметим, что все приведенные выше графики (рис. 4.20—4.25) даны при числе абонентских пунктов в стволе о = 100. При других
— 224 —
значениях ѵ характер кривых не |
изменяется, они только сдвига |
||||||
ются |
либо |
вниз |
и влево (при у> |
1 0 0 ), |
либо |
вверх и вправо |
(при |
у< 1 |
0 0 ). |
везде |
выше, оперативность |
связи |
Q определялась |
при |
|
Как и |
наиболее жестком критерии оперативности TQ= іт, т. е. Q= П
|
Рис. 4.26. Зависимость оперативности связи системы «Ал |
|
||||||||||
|
тай» при связи абонентских пунктов между собой от числа |
|
||||||||||
|
абонентских |
пунктов |
при |
разных значениях величины на |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
грузки |
|
|
|
|
|
где п' — число |
элементов |
рассматри |
|
|
|
|
||||||
ваемой модели |
(без Гц и /т). |
|
|
|
|
|
|
|||||
Мы |
рассмотрели |
эффективность |
|
|
|
|
||||||
функционирования |
системы |
«Алтай» |
|
|
|
|
||||||
при связи |
абонентского |
пункта |
этой |
|
|
|
|
|||||
системы |
с |
абонентом ПАТС. |
|
В том |
|
|
|
|
||||
случае, когда необходимо знать опе |
|
|
|
|
||||||||
ративность |
связи |
и |
время ожидания |
|
|
|
|
|||||
при связи абонентских пунктов систе |
|
|
|
|
||||||||
мы «Алтай» друг |
с |
другом, можно |
|
|
|
|
||||||
пользоваться данными рис. 4.26 и 4.27, |
|
|
|
|
||||||||
полученным в результате расчетов на |
|
|
|
|
||||||||
ЭВМ «Минск-22М» по .алгоритму, ана |
|
|
|
|
||||||||
логичному выше описанному. Из рис. |
|
|
|
|
||||||||
4.26 и 4.27 следует, что и оператив |
Рис. 4.27. |
Зависимость времени |
||||||||||
ность, и время ожидания 'резко изме |
||||||||||||
няются даже при незначительном уве |
ожидания в системе «Алтай» прн |
|||||||||||
связи абонентских пунктов меж |
||||||||||||
личении нагрузки, создаваемой |
одним |
ду собой |
от |
числа |
абонентских |
|||||||
абонентским пунктом |
в чл-ин и |
опреде |
пунктов |
при |
разных |
значениях |
||||||
ляемой .как у = кіТа. |
|
|
225 — |
величины нагрузки |
||||||||
8—137 |
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
|
4.5. ДИСПЕТЧЕРСКАЯ РАДИОТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ
Назначение. Диспетчерская (прямая) радиотелефонная связь предназначена для организации связи диспетчерского пункта с подвижными абонентскими пунктами. В отличие от автоматизиро ванной системы связи с подвижными абонентскими пунктами, в данном случае абонент может установить соединение и разгова ривать только с диспетчером и с ограниченным числом других абонентских пунктов, имеющими ту же рабочую частоту.
Прямая радиотелефонная связь широко применяется для связи Диспетчера на железнодорожном транспорте — с машинистами Движущихся локомотивов, в гражданской авиации — с экипажами самолетов, в речном судоходстве — с судами, в строительстве — с бригадами на удаленных объектах, машинистами на строитель ных машинах и механизмах, в горнорудной промышленности — с экскаваторщикаміи па карьере и т. д.
Схема организации связи. Прямая радиотелефонная связь ор ганизуется путем установки в диспетчерском пункте центральной станции, а в абонентских пунктах— радиостанций, настроенных на одну рабочую частоту. В некоторых типах радиостанций тре буемый абонент вызывается голосом. Каждый абонент должен постоянно прослушивать все ведущиеся на рабочей частоте пере говоры, даже если они происходят между другими абонентскими пунктами и к данному абоненту отношения не имеют. В других типах радиостанций приемник постоянно находится в дежурном режиме (накалы ламп включены, аноды выключены) и вызов тре буемой радиостанции осуществляется с помощью посылки вызыв ной частоты (групповой, если выбирается сразу несколько або нентских пунктов, или избирательный, если выбирается индиви дуальный абонентский пункт). Услышав зуммер, возвещающий о поступлении вызывной частоты, абонент снимает микротелефонную трубку с рычажного переключателя радиостанции, переводя ее этим из дежурного режима в рабочий, и вступает в разговор с дис петчером. По этому принципу работают, например, радиостанции типа ЖР, предназначенные для связи с машинистами локомотивов.
Сетям прямой радиотелефонной связи присущи следующие не достатки:
1 ) в крупных городах имеется большое количество потребите лей радиосвязи, а так как общее количество частот, отведенное для удовлетворения потребностей народного хозяйства, ограниче но, то в настоящее время стала остро ощущаться нехватка частот для вновь открываемых радиосетей;
2 ) большое количество одновременно работающих радиосетей является причиной значительных взаимных помех, вследствие чего качество радиосвязи с увеличением числа радиосетей ухудшается; 3) радиостанции в большинстве случаев симплексные, пользо вание ими требует определенного навыка и имеет ряд неудобств. Так как диспетчерский и все абонентские пункты работают на'
— 226 —