Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный и автомобильный транспорт, горные, строительные, дорожные машины и механизмы и т. д.). Есть абоненты, которые удалены от устройств связи промышленного предприятия, но нуждаются в подключении к данным устройствам (насосные водозаборных и очистных сооружений, карьеры, отвалы, шламоотстойники, объек­ ты строительства специализированных и общестроительных трестов и т. д.). Во всех этих случаях организация проводной связи либо невозможна, либо экономически нецелесообразна. Поэтому орга­ низуется связь с применением радиосредств. Если радиосредства используются изолированно, в очень слабом взаимодействии или полном отрыве от других сетей производственной связи, то орга­ низуемые таким способом сети служат, как правило, только для целей диспетчерского управления и называются прямой радио­ связью (см. разд. 4.5).

Многие годы прямая радиосвязь была практически единствен­ ным средством связи с подвижными и передвижными объектами. Однако значительное увеличение числа таких объектов на про­ мышленных предприятиях и в строительстве потребовало органи­ зации большого количества разрозненных радиосетей. Объедине­ ние последних в единую систему позволяет улучшить технические, экономические и эксплуатационные характеристики радиосвязи.

Схема организации связи. Имеются два пути организации си­ стем радиосвязи с подвижными абонентами:

1 ) с использованием симплексных или дуплексных радиостан­ ций сети прямой радиосвязи, дополняемых соответствующими при­

ставками (с номеронабирателями),

и включением

в состав ПАТС

переходных устройств

(или организации специально оборудован­

ного радиоцентра [7, 151];

комплекта

оборудования —

2 ) с применением

специального

центральной станции и абонентских пунктов.

Первый путь широко используется на крупных металлургиче­ ских комбинатах, а также, в строительных организациях, второй —

вразличных объединениях.

Вобоих случаях обеспечиваются следующие преимущества пе­ ред прямой радиотелефонной связью:

— объединение локальных радиосетей в единую систему, имею­ щую общие коммутационные устройства, позволяет абонентам раз­ личных радиосетей обмениваться информацией непосредственно друг с другом;

использование комплекса проводных и радиосредств позво­ ляет абонентам на подвижных объектах соединяться не только

друг с другом, но и с абонентами телефонной сети (возможна связь

ив обратном направлении);

сохраняётся возможность проведения циркулярных перегово­ ров диспетчера со «своими» абонентами; абоненты упрощенным способом соединяются со «своими» диспетчерами;

сокращается требуемое количество радиочастот;

улучшается качество радиосвязи.

__ 213 —


Недостатками обоих способов организации связи являются сле­ дующие, присущие любой современной системе коммутируемой связи:

возможность 'получения сигнала «занято», если все каналы заняты разговорами;

невозможность установления абонентом момента освобож­ дения канала;

отсутствие возможности перебить ведущийся разговор в экстренных случаях.

На рис. 4.19 показана схема связи с подвижными объектами на базе аппаратуры типа «Алтай», которая выпускается отече­

ственной промышленностью и широко применяется для органи-

Риіс. 4Л9. Схема свяаи с подвижными объектами на базе ап­ паратуры типа «Алтай»

— 214 —

зации связи городских хозяйств, крупных строительных объедине­ ний и промышленных комбинатов.

Система «Алтай» может содержать в своем составе оборудова­ ние центральной станции на 1 , 2 или более стволов, каждый из которых обслуживает автономную группу абонентов, имеющих вы­ ход на 8 равнодоступных радиоканалов, используемых при любой входящей и исходящей связи с абонентскими пунктами. В каж­ дом стволе центральной станции обеспечены:

— выход подвижного абонента на связь с соответствующим диспетчерским пунктом и с центральным диспетчерским пунктом при автоматическом установлении соединения путем набора дву­ значного номера (центральный диспетчер вызывается набором цифр «О»);

— выход части подвижных абонентов (не более 1 0 0 ) на связь с любым абонентом городской или производственной телефонной сети при автоматическом установлении соединения путем набора цифры «8 » и после получения второго зуммера набора полного но­ мера абонента телефонной сети;

выход диспетчера и центрального диспетчера на связь с под­ вижным абонентом набором трехзначного номера этого абонента или на группу абонентов — циркулярно, набором трехзначного но­ мера соответствующего циркулярного вызова;

выход любого абонента городской или производственной те­ лефонной сети на связь с подвижными абонентами, имеющими пра­ во внешней связи при автоматическом установлении соединения путем набора номера, закрепленного за этим абонентом;

связь двух подвижных абонентов между собой при автома­ тическом установлении соединения путем набора однозначного индекса выхода «6 » и трехзначного номера вызываемого абонента;

связь между подвижным абонентом и абонентами телефон­ ной сети, а также подвижных абонентов между собой с использо­ ванием диспетчерского пункта или центрального диспетчерского пункта в качестве промежуточного звена три установлении соединения;

связь между центральным диспетчерским пунктом и диспет­ черским пунктом при автоматическом установлении соединения пу­ тем набора трехзначного номера центрального диспетчера или дву­ значного номера диспетчера;

телеграфный обмен между абонентским и диспетчерским пунктами (при использовании специальных приставок).

Для обеспечения некоторым абонентам возможности непосред­ ственного выхода на телефонную сеть при автоматическом уста­ новления соединения каждый ствол центральной станции имеет входящие и исходящие соединительные линии с ПАТС (до четырех входящих и четырех исходящих). ’Входящие соединительные линии включаются в ПАТС на правах выносной АТС, а исходящие — на правах абонентов. При этом для каждого ствола на ПАТС зани­ мается одна сотенная группа и за каждым абонентом, имеющим

215 —



право непосредственного выхода на ПАТС, закрепляется индиви­ дуальный абонентский номер ПАТС.

Как следует из рис. 4.19, в каждый ствол системы «Алтай» мо­ жет включаться несколько (не более 18) диспетчерских пунктов. На центральной станции системы развертывается центральный дис­ петчерский пункт. При использовании системы «Алтай» в качестве общегородской диспетчерские пункты размещаются у диспетчеров различных ведомств (такси, скорая помощь, ремонтные службы водопровода, газа и т. д.). Отсюда их название — ведомственные диспетчерские пункты (ВДП). Если система используется строи­ тельным объединением, то в центральном диспетчерском пункте этого объединения устанавливается одноименное оборудование, входящее в состав центральной станции системы «Алтай», а в глав­ ных диспетчерских пунктах строительных трестов размещаются ВДП.

Каждый диспетчерский пункт может иметь 2, 4 или 6 соедини­ тельных линий с центральной станцией, по которым он может одновременно вести разговоры с подвижными абонентами, соеди­ нить их между собой. Кроме того, 10 диспетчерских пунктов в каж­ дом стволе могут организовать циркулярные совещания с соответ­ ствующей группой абонентов, «закрепленных» за каждым из ука­ занных диспетчерских пунктов. Для организации таких совещаний выделены соответствующие комбинации частот, с помощью кото­ рых производится циркулярный вызов. При поступлении циркуляр­ ного вызова все абонентские пункты, для которых он предназна­ чен, подключаются к тому каналу, по которому прошел выз,ов.

Вызов требуемого абонента осуществляется избирательно, с по­ мощью посылки комбинации трех частот из 30. Первая частота соответствует сотням, вторая — десяткам, а третья — единицам цифры трехзначного номера абонента. Сигналы избирательного вызова попадают на вход приемников всех абонентских пунктов ствола, но фиксируются только тем пунктом, за которым закреплен данный избирательный вызов. Автоматически включается передат­ чик радиостанции и посылает в сторону центральной станции сиг­ нал подтверждения приема своего избирательного вызова. По это­ му сигналу автоматически закрепляется соединение и в сторону абонентского пункта посылается акустический сигнал вызова, вос­ производимый динамическим громкоговорителем. Если все каналы заняты или вызываемый абонент занят, вызывающий получит сиг­

нал «занято».

выше

возможности

обеспечиваются входящим

Перечисленные

в состав

системы

«Алтай» оборудованием центральной

станции,

а также

диспетчерских и

абонентских

пунктов. В свою

очередь,

центральная станция состоит: из стоек приемников и передатчиков, образующих 8 дуплексных радиоканалов; генераторного и комму­ тационного оборудования, которые используются 2 стволами, а также центрального диспетчерского пункта. Коммутационное обо­ рудование предназначено для подключения соединительных линий

216


к АТС (4 исходящих и 4 входящих) и диспетчерским пунктам. Дис­ петчерский пункт может быть удален от центральной станции на такое расстояние, при котором затухание кабельной линии не пре­ вышает 4,35 дБ, а сопротивление шлейфа не более 1000 Ом. На не­ которое расстояние от центральной станции может быть вынесена генераторное и коммутационное оборудование.

Из вышеизложенного следует, что система «Алтай» представ­ ляет собой комплекс устройств, позволяющих использовать ком­ бинированно проводные и радиосредства, производственную авто­ матическую и диспетчерскую телефонную связь.

Модель процесса доставки информации. На основе схем орга­ низации связи по отдельным направлениям составляются соответ­ ствующие модели процесса доставки информации. В табл. 4.2 была приведена модель процесса доставки информации при схеме связи от подвижного абонента к абоненту ПАТС. В табл. 4.5 даются модели по другим направлениям связи, причем, как и раньше, предполагается, что на абонентском пункте системы «Алтай» так же, как и на любом диспетчерском пункте, постоянно присутствует одно лицо, вследствие чего при исходящей связи от этих пунктов <7 о=<7 і = 1 , to— ti = Q, а при входящей связи к ним <?4 = 1 и ^ = 0 .

Впрактических условиях может быть такое положение, когда оконечным устройством системы «Алтай» пользуется несколько человек, что способствует возникновению очередей ( ^ > 0 ) и появ­ лению затрат времени на подход (^о>0; ^ > 0 ). Тогда модели, при­ веденные в табл. 4.5, должны быть пересмотрены (добавлены соот­ ветствующие элементы модели и увеличено число возможных со­ стояний).

Втабл. 4.5 одним штрихом отмечены вероятности и затраты времени в процессе собственно установления соединения на участ­ ке между центральной станцией и абонентским пунктом системы «Алтай» (радиотракт); двумя штрихами — на ПАТС и тремя штри­

хами — между диспетчерскими пунктами. Как видно, при приня­ тых допущениях на самых протяженных направлениях связи (меж­ ду подвижными абонентами и АТС) число возможных состояний сети равно 128, как и в сети производственной автоматической те­ лефонной связи при связи двух абонентов между собой. Это важ­ но подчеркнуть потому, что в данном случае элемент модели с ин­ дексом 2 (ожидания в процессе собственно установления соедине­ ния) подразделен на 3 подэлемента, самостоятельно введенных в

общую модель.

Если не вводить никаких ограничений на число лиц, которое может пользоваться одним оконечным устройством системы «Ал­ тай», то при связи подвижного абонента с абонентом ПАТС число состояний сети достигает 512 при ручном способе установления соединения и 256 при автоматическом.

Алгоритм расчета эффективности функционирования, числен­ ные результаты и оптимизация сети. Алгоритм расчета эффектив­ ности функционирования системы «Алтай» отличается от алгорит-

— 217 —