Файл: Матлин Г.М. Проектирование оптимальных систем производственной связи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 0
ный и автомобильный транспорт, горные, строительные, дорожные машины и механизмы и т. д.). Есть абоненты, которые удалены от устройств связи промышленного предприятия, но нуждаются в подключении к данным устройствам (насосные водозаборных и очистных сооружений, карьеры, отвалы, шламоотстойники, объек ты строительства специализированных и общестроительных трестов и т. д.). Во всех этих случаях организация проводной связи либо невозможна, либо экономически нецелесообразна. Поэтому орга низуется связь с применением радиосредств. Если радиосредства используются изолированно, в очень слабом взаимодействии или полном отрыве от других сетей производственной связи, то орга низуемые таким способом сети служат, как правило, только для целей диспетчерского управления и называются прямой радио связью (см. разд. 4.5).
Многие годы прямая радиосвязь была практически единствен ным средством связи с подвижными и передвижными объектами. Однако значительное увеличение числа таких объектов на про мышленных предприятиях и в строительстве потребовало органи зации большого количества разрозненных радиосетей. Объедине ние последних в единую систему позволяет улучшить технические, экономические и эксплуатационные характеристики радиосвязи.
Схема организации связи. Имеются два пути организации си стем радиосвязи с подвижными абонентами:
1 ) с использованием симплексных или дуплексных радиостан ций сети прямой радиосвязи, дополняемых соответствующими при
ставками (с номеронабирателями), |
и включением |
в состав ПАТС |
|
переходных устройств |
(или организации специально оборудован |
||
ного радиоцентра [7, 151]; |
комплекта |
оборудования — |
|
2 ) с применением |
специального |
центральной станции и абонентских пунктов.
Первый путь широко используется на крупных металлургиче ских комбинатах, а также, в строительных организациях, второй —
вразличных объединениях.
Вобоих случаях обеспечиваются следующие преимущества пе ред прямой радиотелефонной связью:
— объединение локальных радиосетей в единую систему, имею щую общие коммутационные устройства, позволяет абонентам раз личных радиосетей обмениваться информацией непосредственно друг с другом;
—использование комплекса проводных и радиосредств позво ляет абонентам на подвижных объектах соединяться не только
друг с другом, но и с абонентами телефонной сети (возможна связь
ив обратном направлении);
—сохраняётся возможность проведения циркулярных перегово ров диспетчера со «своими» абонентами; абоненты упрощенным способом соединяются со «своими» диспетчерами;
—сокращается требуемое количество радиочастот;
—улучшается качество радиосвязи.
__ 213 —
Недостатками обоих способов организации связи являются сле дующие, присущие любой современной системе коммутируемой связи:
—возможность 'получения сигнала «занято», если все каналы заняты разговорами;
—невозможность установления абонентом момента освобож дения канала;
—отсутствие возможности перебить ведущийся разговор в экстренных случаях.
На рис. 4.19 показана схема связи с подвижными объектами на базе аппаратуры типа «Алтай», которая выпускается отече
ственной промышленностью и широко применяется для органи-
Риіс. 4Л9. Схема свяаи с подвижными объектами на базе ап паратуры типа «Алтай»
— 214 —
зации связи городских хозяйств, крупных строительных объедине ний и промышленных комбинатов.
Система «Алтай» может содержать в своем составе оборудова ние центральной станции на 1 , 2 или более стволов, каждый из которых обслуживает автономную группу абонентов, имеющих вы ход на 8 равнодоступных радиоканалов, используемых при любой входящей и исходящей связи с абонентскими пунктами. В каж дом стволе центральной станции обеспечены:
— выход подвижного абонента на связь с соответствующим диспетчерским пунктом и с центральным диспетчерским пунктом при автоматическом установлении соединения путем набора дву значного номера (центральный диспетчер вызывается набором цифр «О»);
— выход части подвижных абонентов (не более 1 0 0 ) на связь с любым абонентом городской или производственной телефонной сети при автоматическом установлении соединения путем набора цифры «8 » и после получения второго зуммера набора полного но мера абонента телефонной сети;
—выход диспетчера и центрального диспетчера на связь с под вижным абонентом набором трехзначного номера этого абонента или на группу абонентов — циркулярно, набором трехзначного но мера соответствующего циркулярного вызова;
—выход любого абонента городской или производственной те лефонной сети на связь с подвижными абонентами, имеющими пра во внешней связи при автоматическом установлении соединения путем набора номера, закрепленного за этим абонентом;
—связь двух подвижных абонентов между собой при автома тическом установлении соединения путем набора однозначного индекса выхода «6 » и трехзначного номера вызываемого абонента;
—связь между подвижным абонентом и абонентами телефон ной сети, а также подвижных абонентов между собой с использо ванием диспетчерского пункта или центрального диспетчерского пункта в качестве промежуточного звена три установлении соединения;
—связь между центральным диспетчерским пунктом и диспет черским пунктом при автоматическом установлении соединения пу тем набора трехзначного номера центрального диспетчера или дву значного номера диспетчера;
—телеграфный обмен между абонентским и диспетчерским пунктами (при использовании специальных приставок).
Для обеспечения некоторым абонентам возможности непосред ственного выхода на телефонную сеть при автоматическом уста новления соединения каждый ствол центральной станции имеет входящие и исходящие соединительные линии с ПАТС (до четырех входящих и четырех исходящих). ’Входящие соединительные линии включаются в ПАТС на правах выносной АТС, а исходящие — на правах абонентов. При этом для каждого ствола на ПАТС зани мается одна сотенная группа и за каждым абонентом, имеющим
—215 —
право непосредственного выхода на ПАТС, закрепляется индиви дуальный абонентский номер ПАТС.
Как следует из рис. 4.19, в каждый ствол системы «Алтай» мо жет включаться несколько (не более 18) диспетчерских пунктов. На центральной станции системы развертывается центральный дис петчерский пункт. При использовании системы «Алтай» в качестве общегородской диспетчерские пункты размещаются у диспетчеров различных ведомств (такси, скорая помощь, ремонтные службы водопровода, газа и т. д.). Отсюда их название — ведомственные диспетчерские пункты (ВДП). Если система используется строи тельным объединением, то в центральном диспетчерском пункте этого объединения устанавливается одноименное оборудование, входящее в состав центральной станции системы «Алтай», а в глав ных диспетчерских пунктах строительных трестов размещаются ВДП.
Каждый диспетчерский пункт может иметь 2, 4 или 6 соедини тельных линий с центральной станцией, по которым он может одновременно вести разговоры с подвижными абонентами, соеди нить их между собой. Кроме того, 10 диспетчерских пунктов в каж дом стволе могут организовать циркулярные совещания с соответ ствующей группой абонентов, «закрепленных» за каждым из ука занных диспетчерских пунктов. Для организации таких совещаний выделены соответствующие комбинации частот, с помощью кото рых производится циркулярный вызов. При поступлении циркуляр ного вызова все абонентские пункты, для которых он предназна чен, подключаются к тому каналу, по которому прошел выз,ов.
Вызов требуемого абонента осуществляется избирательно, с по мощью посылки комбинации трех частот из 30. Первая частота соответствует сотням, вторая — десяткам, а третья — единицам цифры трехзначного номера абонента. Сигналы избирательного вызова попадают на вход приемников всех абонентских пунктов ствола, но фиксируются только тем пунктом, за которым закреплен данный избирательный вызов. Автоматически включается передат чик радиостанции и посылает в сторону центральной станции сиг нал подтверждения приема своего избирательного вызова. По это му сигналу автоматически закрепляется соединение и в сторону абонентского пункта посылается акустический сигнал вызова, вос производимый динамическим громкоговорителем. Если все каналы заняты или вызываемый абонент занят, вызывающий получит сиг
нал «занято». |
выше |
возможности |
обеспечиваются входящим |
||
Перечисленные |
|||||
в состав |
системы |
«Алтай» оборудованием центральной |
станции, |
||
а также |
диспетчерских и |
абонентских |
пунктов. В свою |
очередь, |
центральная станция состоит: из стоек приемников и передатчиков, образующих 8 дуплексных радиоканалов; генераторного и комму тационного оборудования, которые используются 2 стволами, а также центрального диспетчерского пункта. Коммутационное обо рудование предназначено для подключения соединительных линий
— 216 —
к АТС (4 исходящих и 4 входящих) и диспетчерским пунктам. Дис петчерский пункт может быть удален от центральной станции на такое расстояние, при котором затухание кабельной линии не пре вышает 4,35 дБ, а сопротивление шлейфа не более 1000 Ом. На не которое расстояние от центральной станции может быть вынесена генераторное и коммутационное оборудование.
Из вышеизложенного следует, что система «Алтай» представ ляет собой комплекс устройств, позволяющих использовать ком бинированно проводные и радиосредства, производственную авто матическую и диспетчерскую телефонную связь.
Модель процесса доставки информации. На основе схем орга низации связи по отдельным направлениям составляются соответ ствующие модели процесса доставки информации. В табл. 4.2 была приведена модель процесса доставки информации при схеме связи от подвижного абонента к абоненту ПАТС. В табл. 4.5 даются модели по другим направлениям связи, причем, как и раньше, предполагается, что на абонентском пункте системы «Алтай» так же, как и на любом диспетчерском пункте, постоянно присутствует одно лицо, вследствие чего при исходящей связи от этих пунктов <7 о=<7 і = 1 , to— ti = Q, а при входящей связи к ним <?4 = 1 и ^ = 0 .
Впрактических условиях может быть такое положение, когда оконечным устройством системы «Алтай» пользуется несколько человек, что способствует возникновению очередей ( ^ > 0 ) и появ лению затрат времени на подход (^о>0; ^ > 0 ). Тогда модели, при веденные в табл. 4.5, должны быть пересмотрены (добавлены соот ветствующие элементы модели и увеличено число возможных со стояний).
Втабл. 4.5 одним штрихом отмечены вероятности и затраты времени в процессе собственно установления соединения на участ ке между центральной станцией и абонентским пунктом системы «Алтай» (радиотракт); двумя штрихами — на ПАТС и тремя штри
хами — между диспетчерскими пунктами. Как видно, при приня тых допущениях на самых протяженных направлениях связи (меж ду подвижными абонентами и АТС) число возможных состояний сети равно 128, как и в сети производственной автоматической те лефонной связи при связи двух абонентов между собой. Это важ но подчеркнуть потому, что в данном случае элемент модели с ин дексом 2 (ожидания в процессе собственно установления соедине ния) подразделен на 3 подэлемента, самостоятельно введенных в
общую модель.
Если не вводить никаких ограничений на число лиц, которое может пользоваться одним оконечным устройством системы «Ал тай», то при связи подвижного абонента с абонентом ПАТС число состояний сети достигает 512 при ручном способе установления соединения и 256 при автоматическом.
Алгоритм расчета эффективности функционирования, числен ные результаты и оптимизация сети. Алгоритм расчета эффектив ности функционирования системы «Алтай» отличается от алгорит-
— 217 —