Файл: Кушнарев Д.М. Использование энергии взрыва в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Взрывание одного непрерывного заряда весьма просто. Для взрыва такого заряда достаточен один боевик с капсюлем-де тонатором № 8 или с мгновенным электродетонатором марки ЭД-8-56, взрываемым от конденсаторных взрывных машинок КПМ-1, ВМК-3/35 или от других источников тока, в том числе и от электросети.
Для выполнения работ по новой поточно-механизированной технологии организуется мобильная группа, передвигающаяся на двух автомашинах грузоподъемностью 2,5—4 г. На одной
автомашине оборудуется передвижной склад |
для хранения |
и транспортирования взрывчатых материалов |
(ВМ), а вторая |
машина предназначена для транспортирования прицепного ком прессора (марки ДК-9), перевозки горюче-смазочных материа лов, пневмозарядчиков, инструментов и обслуживающего персо нала. Кротодренажпая зарядная машина доставляется на место
взрывных |
работ трайлером или передвигается |
своим |
хо |
|
дом. |
|
|
|
|
В районе строительства |
организуется склад ВМ. На терри |
|||
тории склада отводится участок для затаривания |
ВВ в |
поли |
||
этиленовые |
шланги, откуда |
их перевозят на специальной |
авто |
машине к месту взрывных работ. Иногда целесообразно пункт по затариванию шлангов организовывать вблизи трассы кана ла. В этом случае россыпные гранулированные ВВ доставляют на место и с помощью пневмозарядчика УЗС или ПЗК заряжа ют шланги.
Передвижная группа обычно базируется па постоянном участке взрывных работ и состоит из шести человек: мастера взрывных работ, машиниста кротодренажпой машины, двух взрывников, слесаря-компрессорщика, шофера автомашины. Передвижной склад ВМ по согласованию с соответствующими органами охраняет шофер автомашины. Зарядку шлангов с по мощью пневмозарядпой машины осуществляют взрывники, по лучившие специальные удостоверения на право выполнения этих работ. Обычно эту работу выполняют взрывник и компрессорщик.
Передвижные группы работают по заранее намеченному маршруту, согласованному с соответствующими органами и Госгортехнадзором.
Технологическая карта на строительство канала по поточномеханизированной технологии взрывных работ с применением шнурового заряда представлена на рис. 34.
В порядке эксперимента взрывом непрерывного горизонталь ного заряда аммонита 6ЖВ, заложенного на глубину 0,6—0,7 м, в торфяниках был образован канал длиной 300 м для отвода родниковых вод, сильно заболачивающих пахотную землю со стороны р. Пахры (Подольский район Московской обл.).
Глубина канала 1,4—1,8 м, ширина поверху 6—6,5 м, с от косами 1 :2,5. Включая подготовительные работы к взрыву, ка-
6* |
83 |
нал был построен за одну смену. Было выброшено около 2000 м3 грунта при общем расходе ВВ 1500 кг (удельный расход ВВ около 0,750 кг/м3). Для выполнения такого объема работ обыч ным экскаватором потребовалось бы не менее 7 дней.
а)
|
|
|
|
1—s |
; |
* i i i - r — J |
] |
|
|
|
|
/ |
|
nu 111 m |
|
1 4 |
ГТГЯ |
|
°*ь |
? |
5 |
|
|
|
канала^ |
|
|
|
|||
|
пинии |
\ 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
7 |
В |
|
- - г н Р П П - ^ ^
6)
Рис. 34. Типовая технологическая карта на строительство мелиоративных кана лов по новой поточно-механизированной технологии взрывных работ
а — схема организации работ по укладке шнурового заряда; б — схема соединения звеньев шнурового заряда; / — шланг с ВВ; 2 — кротодренажная зарядная машина; 3— нож дре-
нера: 4 —детонирующий |
шнур; 5—места |
соединения шнуровых зарядов; 6— рабочий ход |
|||||||||
кротолреиажноЛ машины |
при укладке шнурового |
заряда в |
горизонтальную |
скважину; |
|||||||
7 — движение кротодрснажнои зарядпоіі |
машины |
при нарезке оконтуривающнх щелеіі |
|||||||||
Для сравнения дополнительно была выполнена серия мас |
|||||||||||
совых взрывов |
разобщенных |
вертикальных |
скважинных |
заря |
|||||||
дов |
в полевых |
условиях. Для |
создания |
одинаковых |
условий |
||||||
был |
принят |
один |
и тот же расход |
ВВ на устройство 1 ног. м |
|||||||
канала. Это |
позволило оценить |
конечные |
|
результаты |
|
взрыва |
|||||
и сопоставить |
их с данными |
исследований |
на оптически |
актив |
ных материалах в лабораторных условиях с использованием современной осциллографической аппаратуры и высокоскорост ных фоторегистраторов.
Как показал анализ, взрывы непрерывных горизонтальных зарядов при устройстве открытых каналов обеспечивают более высокие энергетические показатели и лучшие строительные ус ловия (отсутствие перемычек, более прямолинейное очертание откосов и дна канала, повышение коэффициента углубления ит.д.), тогда как взрывы вертикальных зарядов образуют лишь узкую прорезь по линии наименьшего сопротивления. В даль нейшем были проведены изыскания по определению оптималь ных параметров каналов в суглинках и глинах, образуемых по
новому |
методу взрыва, и изучена |
устойчивость этих |
каналов |
||
при эксплуатации и после зимнего |
перерыва. |
|
|
||
Следует отметить, что параметры |
взрыва |
непрерывного го |
|||
ризонтального заряда зависят от условий взрывания |
(типа |
||||
грунта |
и его физико-механических |
свойств). |
Развитие |
снопа |
84
Этапы работ |
Единица измерения |
Объемработ |
Трудоемкость весьна объ работем в час-.чел. |
|
|
|
Приведение кротодре- — — 0,17 иажной зарядной маши ны в рабочее положение
Т а б л и ц а 4
Цикличный график производства взрывных работ, время в ч
Состав бригады |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,3 |
0,6 |
0.9 |
1.2 |
1,5 |
1,8 |
2.1 |
2,4 |
2,7 |
1 тракторист |
0,17 |
V разр. |
|
Раскладка |
запатрони- |
пог. м |
1000 |
1 |
1 шофер автома |
1 |
||
роваиных шлангов |
по |
|
|
|
шины |
|
||
трассе канала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Присоединение |
шланга |
— |
— |
0,1 |
Тракторист |
0,1 |
||
|
|
|
|
|
||||
ВВ к дреиеру |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заглубление |
дренера |
с |
пог. м |
1000 |
2,24 |
2 тракториста |
1,12 |
|
зарядом и укладка его в |
|
|
|
|
|
|||
горизонтальную |
скважи |
|
|
|
|
|
||
ну в процессе |
перемеще |
|
|
|
|
|
ния машины по оси ка нала
|
Этапы работ |
Единица измерения |
Объемработ |
Трудоемкость весьна объработем чел.в-час. |
|||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
I |
Заделка |
щели |
после |
пог. м |
1000 |
0,33 |
||
зарядки |
горизонтальной |
|
|
|
|||
скважины |
|
|
|
|
|
|
|
Нарезка |
оконтуриваю- |
» |
1000 |
0,52 |
|||
щих щелей |
глубиной |
|
|
|
|||
30—40 см |
на расстоянии |
|
|
|
|||
от |
оси, равном |
проект |
|
|
|
||
ной |
ширине |
канала |
|
|
|
||
Отвод техники и людей |
— |
— |
, 0,34 |
||||
из |
опасной |
зоны |
|
|
|
|
Продолжение табл. 4
Цикличный график производства взрывных работ, время в '/
Состав бригады |
|
|
|
|
|
|
|
0,3 |
0,6 |
0,9 |
1,2 |
1,5 |
1,8 |
2,1 |
2, А 2,7 |
1 тракторист |
|
|
|
0 |
33 |
|
|
То же |
0,52 |
— |
0, 34 |
Подготовка взрыва, пог. м 1000 0,84 2 взрывника 0, 42 взрыв
этого слоя на 35—40% меньше, чем при массовых взрывах вер тикальных или сосредоточенных зарядов.
В отличие от взрыва в лёссовых, суглинистых и торфянистых грунтах взрыв непрерывного горизонтального заряда в глини
стых |
грунтах образует корытообразное дно |
шириной понизу |
1 —1,2 |
м и более в зависимости от величины |
заряда и глубины |
его укладки. Так, при взрыве заряда диаметром 75 мм, зало женного на глубину 0,5—0,6 м, образуется канал глубиной око
ло |
0,8—1 м, |
шириной поверху 3,5—-4,5 м и |
понизу |
до 1,2 м, |
|
с |
откосами |
1 : 1,5. Следовательно, |
в плотных |
глинах |
действие |
взрыва в глубину распространяется |
всего на 30—35%. При тех |
||||
же величинах заряда и глубине их заложения |
в суглинках, лёс |
совых и торфянистых грунтах видимая глубина канала увели
чивается более чем в 2—2,5 раза, при этом сечение выемки |
пос |
||||
ле взрыва |
увеличивается (глубина выемки в минеральных |
грун |
|||
тах при |
обычных |
способах взрыва |
увеличивается |
лишь на |
|
30-33%). |
|
|
|
|
|
При взрывах в плотных глинах и разложившихся |
торфяни |
||||
ках для придания откосам более правильного профиля |
и очист |
||||
ки их от крупных |
комков применяют |
планировщики. |
|
|
В табл. 4 приведен цикличный график производства взрыв ных работ при строительстве каналов по новой поточной тех нологии с применением шнуровых зарядов (S=10 м2, D = 8 м, Н—2,5 м, 2,= 1000 м). Технологическая карта и цикличный график разработаны ЦЛМГИ СевНИИГиМ.
5. ОЧИСТКА КАНАЛОВ И ВОДОЕМОВ ОТ НАНОСОВ ВЗРЫВАМИ НЕПРЕРЫВНЫХ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗАРЯДОВ
Основные причины заиления открытой осушительной сети
Одной из главных причин разрушения и заиления каналов является неустойчивость поперечных и продольных профилей водопроводящей сети в слабосвязных и переувлажненных грун тах. В период весенне-осенних паводков, когда скорости тече ния достигают максимальных величин, частицы грунта смыва ются потоком с откосов и дна канала и откладываются ниже по течению на участках с меньшими уклонами.
При последующих паводках, там, где отложились наносы, скорости течения снижаются по сравнению с расчетными, транс портирующая способность потока уменьшается и начинается постепенное заиление канала. Канал зарастает травой, кустар ником, в результате чего создается подпор на вышележащих участках, а если канал магистральный, то и во всей регулиру ющей сети. При таких условиях мелиоративная система не смо жет своевременно отводить поверхностные воды и понижать уровень грунтовых вод.
G9