ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
Сечка должна подвергаться термической обработке.
Сечка имеет форму цилиндров, у которых высота равняется диа метру. Наиболее часто применяют дробь-сечку диаметром 3—3,5 мм.
Питание скважины дробью можно производить мелкими порциями, периодическим питанием укрупненными порциями и рейсовой пор цией из расчета одной засыпки на полный рейс.
Подача мелких порций дроби во время бурения осуществляется при помощи дробопитателей различных конструкций. Существуют дробопитатели с ручным, механическим и гидравлическим приводом.
дробового бурения.
а — общий вид; б — дробовая коронка; в — дробовая коронка для бескернового бурения.
При непрерывном (мелкопорционном) питании скважины дробью повышается скорость бурения, уменьшается расход дроби и уве личивается выход керна, уменьшается диаметр скважины.
Периодическое питание скважины укрупненными порциями дроби производится следующим образом. Перед началом бурения в сква жину через колонну засыпается порция дроби из расчета на 1,5—2 ч. работы. Затем периодически через каждые 1,5—1 ч дополнительно засыпают дробь. За рейс делают 3—4 засыпки. Вес первоначальной порции дроби и последующих порций зависит от диаметра скважины и качества дроби. Чем больше диаметр скважины, тем больше должна быть порция дроби. Перед засыпкой дроби необходимо промыть скважину, затем приподнять буровой снаряд над забоем и засыпать дробь через колонну бурильных труб.
13; |
195 |
Периодическое питание рекомендуется при дробовом бурении пород X I—XII категорий.
Рейсовое питание скважины дробью заключается в том, что в сква жину засыпается на рейс только одна порция дроби, достаточная на время работы дробовой коронки до износа ее прореза на —70% высоты. Вес рейсовой порции буровой дроби зависит от диаметра скважины, толщины стенки коронки и сорта дроби.
Засыпку рейсовой порции дроби можно производить при бурении вертикальных и крутонаклонных скважин в монолитных породах через устье скважины перед спуском бурового снаряда. При бурении скважин в трещиноватых породах, а также наклонных скважин следует засыпать дробь через бурильную колонну. Перед засыпкой рейсовой порции дроби надо приподнять буровой снаряд над забоем. После засыпки дроби включают насос, а затем производят продви жение снаряда через дробь к забою скважины с усиленной промыв кой (5—6 л/мин на 1 см наружного диаметра коронки).
Продвижение бурового снаряда через дробь к забою скважины должно сопровождаться разбуриванием ее стенок.
Питание забоя скважины дробью осуществляется через прорез дробовой коронки без специального отрыва снаряда от забоя (без расхаживания снаряда) и регулируется потоком промывочной
жидкости.
При рейсовом питании расход чугунной дроби за 1 ч чистого бурения составляет в среднем 2—3,5 кг в зависимости от диаметра коронки. При мелкопорционном питании скважины дробью расход
ееуменьшается по сравнению с рейсовым.
Расход стальной дроби-сечки в 4—6 раз меньше расхода чу
гунной.
При рейсовом питании скважин дробью следует исходить из дли тельности работы коронки на забое (3—6 ч) и расхода дроби за 1 ч работы коронки. При этом учитывается, что в конце рейса на забое еще должна быть работоспособная дробь.
Примерная норма засыпки дроби-сечки: на 1 см диаметра дро бовой коронки 150—300 г в зависимости от стойкости дроби и
абразивности буримых пород.
Нагрузка на дробовую коронку зависит от качества дроби и диа метра дробовой коронки. Исходной величиной является удельное давление, т. е. давление на 1 см2 рабочего торца дробовой коронки.
Для чугунной дроби удельное давление q принимается в пределах от 20 до 30 кгс/см2 (тем выше, чем качественнее дробь).
Для стальной дроби-сечки удельное давление повышают до а = 30 -f- 50 кгс/см2. Полная нагрузка на коронку определяется по формуле
C = q>^-(DZ—d2)q кгс, |
(85) |
где D — наружный диаметр дробовой коронки в см; d — внутренний диаметр коронки в см; ф — коэффициент, учитывающий уменьшение опорного торца дробовой коронки за счет прореза (ф = 0,7 -г- 0,8).
Скорость вращения инструмента принимается в пределах от 120 до 300 об/мин и берется тем больше, чем меньше диаметр дробовой коронки.
Так как в процессе рейса уменьшается размер прореза, а при рейсовом питании и размер дроби, то и количество подаваемой в скважину жидкости постепенно в течение рейса уменьшают.
Количество подаваемой жидкости можно определить по формуле
Q = q0D л/мин, |
(86) |
|
где Q — расход промывочной |
жидкости |
в л/мин; D — наружный |
диаметр дробовой коронки в |
см; q0 — расход жидкости (л/мин), |
приходящийся на 1 см диаметра дробовой коронки; в начале рейса принимается q0 = 3,5 4,5 л/см; в конце рейса q0 = 2 -г- 2,5 л/см.
Дробовый шлам абразивен. Поэтому колонковые трубы быстро изнашиваются, особенно на нижнем конце, что нередко приводит к обрыву коронки. Как показала практика, целесообразно приме нять толстостенные колонковые трубы с толщиной стенки 6—8 мм, с наружной резьбой на нижнем конце.
Дробовые коронки в этом случае должны иметь внутреннюю резьбу.
Перед заклиниванием керна прекращают вращение бурового снаряда, замеряют проходку за рейс, глубину скважины и произ водят интенсивную промывку для удаления шлама с забоя.
Заклинивание керна производится битым стеклом, кусочками крепкой породы, медными и алюминиевыми жгутами или буровой дробью. Размер заклиночного материала должен соответствовать размеру зазора между керном и внутренней поверхностью коронки.
Убедившись, что керн заклинен, производят его отрыв от забоя и подъем. После извлечения колонкового снаряда немедленно начи нают спуск второго, заранее подготовленного. Отбор и документа ция керна и подготовка бурового снаряда для следующего рейса производятся за время бурения.
Бескерновое бурение стальной дробью
При детальной разведке стали применять бескерновое дробовое бурение, которое позволяет в 2—3 раза и более увеличить рейсовую проходку при одновременном повышении механической скорости.
Дробовая коронка для сплошного бурения соединяется непосред ственно с утяжеленными бурильными трубами, которыми и создается большая нагрузка на забой.
На рис. 92, в представлена литая дробовая коронка для бурения сплошным забоем с центральным каналом для подачи дроби и про мывочной жидкости. Особенно эффективно работают такие коронки при проходке трещиноватых пород, во время бурения которых стан дартными коронками имеют место частые саморасклинки керна.
§ 5. ШАРОСТРУЙНОЕ БУРЕНИЕ
При этом способе бурения забой скважины бомбардируется стальными шарами.
А. Б. Уваковым была доказана возможность эффективного ис пользования шароструйного бурения для проходки направленных скважин.
На рис. 93, а показаны основные узлы установки для шароструй ного бурения х. Насосом 1, приводимым в действие двигателем 2,
аппарат.
промывочная жидкость через колонну бурильных труб 3 подается к шароструйному снаряду 4. Истекая из сопла 5 с большой скоростью, зависящей от напора, струя промывочной жидкости выносит нахо дящиеся на забое стальные шарики в кольцевое пространство между стенкой скважины и снарядом. Поднимаясь выше снаряда 4, шарики попадают в зону малых скоростей и под действием эжектируемого потока и собственного веса увлекаются в камеру смешения 6, где разгоняются основным потоком до значительных скоростей и наносят удары по забою, производя разрушение породы. Затем шарики поднимаются вверх, вновь попадают в камеру смешения, и цикл повторяется.1
1 Изложено по материалам А. И. Волобуева.
Одним из достоинств этого способа является то, что бурильная колонна работает в легких условиях. Отсутствие вращения колонны при бурении исключает возможность возникновения опасных вра щающих моментов, а отсутствие контакта с забоем сводит напряжение в колонне к напряжениям от собственного веса.
Другим достоинством является возможность искусственного откло нения скважины без применения специальных отклонителей. Для этого достаточно соответствующим образом изогнуть бурильную трубу, с которой соединяется шароструйный снаряд (рис. 93, б). Отклоне ние возможно в любую сторону. Для отклонения скважины в опре деленном направлении необходима ориентация снаряда по определен ному азимуту.
Третьим достоинством является большая продолжительность рейса. Износ стальных шариков незначителен, в случае необходи мости их можно добавлять без прекращения процесса бурения путем непосредственной засыпки через устье скважины (разумеется, при отсутствии в скважине нарушенных зон, в которых возможно погло щение шариков).
Представляет также интерес идея шароструйного бурения без применения бурильных труб. Для подвода основного потока в этом случае используется обсадная колонна, в нижней части которой в специальном башмаке располагается шароструйный снаряд. Спуск снаряда происходит за счет его свободного падения внутри обсадной колонны, подъем осуществляется специальным ловителем, спуска емым на стальном канате. Этот метод позволит резко сократить время на спуско-подъемные операции. Предварительные опыты в этом напралении показали, что описанная схема вполне осуществима.
Г Л А В А XI
УДАРНО-ВРАЩАТЕЛЬНОЕ БУРЕНИЕ
Введение
Эффективность и область применения твердосплавного бурения может быть значительно повышены путем перехода с вращательного бурения на ударно-вращательное.
При ударно-вращательном бурении между низом колонны буриль ных труб и колонковым снарядом (или долотом) включают ударный механизм.
Одновременное воздействие на породоразрушающий инструмент силовых ударных импульсов, осевого усилия подачи и крутящего момента обеспечивает более высокую механическую скорость буре ния скважин в средних и твердых породах.
Ударные механизмы бывают:
а) гидравлические — гидроударники; б) пневматические — пневмоударники.
Кроме того, ВИТРом разработан и осваивается скважинный ударный высокочастотный механизм, работающий с помощью магнитострикционного устройства. Наибольшее применение в разведоч ном бурении получили гидравлические ударные забойные машины — гидроударники.
§ 1. ГИ Д РО У Д А РН И КИ
Внедрение гидроударного бурения (наряду с алмазным) имеет целью замену малопроизводительного дробового бурения при про ходке разведочных скважин в твердых породах и повышение эффек тивности твердосплавного бурения в породах средней крепости (VI—VIII категорий буримости).
Для привода гидроударника используется энергия потока про мывочной жидкости, подаваемой к породоразрушающему инстру менту. При этом кинетическая энергия жидкости преобразуется забойной машиной в возвратно-поступательное движение поршнябойка, который наносит удары по наковальне породоразрушающего инструмента.
Гидроударники по принципу действия могут быть разделены на следующие три группы:
1)машины прямого действия с возвратными пружинами;
2)машины двойного действия;
3)машины обратного действия.
^ |
Ш |
IS- |
Рис. 94. |
Схема работы гидроударника |
прямого дей |
|
|
ствия. |
|
|
I — спуск |
в скважину; I I — постановка на забой; I I I |
— рабо |
|
чий ход поршня — ударника (его разгон); I V |
— удар |
по на |
|
|
ковальне. |
|
|
Наибольшее применение получили гидроударные машины пря мого действия.
В качестве породоразрушающего инструмента при гидроударном бурении применяются специальные коронки и долота, армированные пластинками твердого сплава марки ВК-15.
Гидроударники прямого |
действия работают по следующей схеме |
(рис. 94). |
j |