ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 0
Показатели |
АВБ-З-100 |
УРБ-2А |
Тип буровой у с т а н о в к и ............................... |
|
Глубина бурения (расчетная), |
м * |
Н ачальны й диаметр бурения, |
мм . . . |
Конечный диаметр бурения, мм . . .
Диаметр бурильны х труб, мм . . . .
П роходное отверстие ротора, мм . . .
Скорость вращ ения ротора, об/мин . .
|
|
Самоходные |
|
|
|
|
100 |
200; |
300 |
||
|
190 |
|
146 |
||
|
76 |
|
76 |
|
|
|
50; 60,3; 73 |
50; 60,3 |
|||
76 |
(ротор откп- |
|
150 |
||
|
дывается) |
100; |
197; 300 |
||
55; |
102; |
176; 340 |
Грузоподъемность |
лебедки |
(натяж ение |
|
|
|||
каната), |
т .................................................... |
|
|
|
|
1,25 |
2,5 ** |
С корость подъема |
крю ка, м /с |
. . . . |
0,15; 0,26; 0,54; 1,0 |
0,67; 1,34; 2,03 |
|||
Рекомендуемый диаметр кан ата, |
мм . . |
12,5 |
15,5 |
||||
П ривод установки |
....................................... |
|
|
|
От ходового двп- |
От ходового |
|
|
|
|
|
|
|
гятеля автома |
двигателя |
Количество |
д в и г а т е л е й |
|
|
шины |
|
||
|
|
1 |
1 |
||||
Мощность двигателей, л. с .......................... |
|
|
95 |
До 50 л. с. |
|||
Тип подъемного устройства |
(мачты): |
Мачта |
|
||||
высота, |
м ................................................ |
|
|
|
|
8,8 |
9,5 |
грузоподъемность, |
т .......................... |
|
|
4 |
10,5 |
||
Б уровой н а с о с ................................................ |
|
|
|
|
Н Г -200/30 |
И Г Р |
|
Количество |
насосов, ш т................................. |
|
насоса, |
2 |
1 |
||
П роизводительность |
одного |
|
|
||||
л/м и н ............................................................. |
|
|
|
|
|
200 |
До 300 |
Д авление (расчетное), |
кгс/см2 |
. . . . |
30 |
50 |
|||
Мощность |
(расчетная) |
на |
один |
насос, |
|
|
М арка м а ш и н ы .................................................
Габаритные размеры установки, мм . .
Вес установки, кг ........................................
20 |
48 |
ЗИ Л -150 |
ЗИ Л -151 |
8800X2250X3400 |
10 090X2250X3300 |
6,800 |
10,000 |
*Практика сооружения скважин на воду показала возможность применения ствующем уменьшении глубин.
**Лебедка двухбарабанная.
***Двигатели для привода бурового, насосного и компрессорного блоков.
****Кроме насосно-силового и компрессорного блоков.
***** Мощность в кВт.
****** Первая цифра —вес буровой установки, вторая —вес.
Кинематическая схема этой буровой установки представлена на рис. 120, а. Вращение от двигателя 1 через фрикционную муфту и карданный вал передается многоскоростной коробке передач 3.
Вращение ротору 5 передается от коробки передач через про межуточный валик, включаемый кулачковой муфтой, и карданный вал 4. Вал лебедки 6 приводится во вращение угловым редуктором, состоящим из пары конических шестерен, и цепной передачей,
буровых установок
УРБ-ЗАМ
300; 500 200 93
бо,з; 73 250
110; 190; 314 обратный ход 46
2,8
0,51 ; 0,87; 1,45
15,5 Д и зель Д-54
1
54
іб
10,0
ИГ Р
1
До 300 50
48 МАЗ-200
10 700X2800X3400
13,565
1-БА-15Н
Самоходные 1000 250 93
60,3; 73 250
70; 160; 300 обратный ход 79
3,8 0,2; 0,36; 0,73; 1,37
18,0 Д изели
2
106+105
М ачта 18,4 (свеча 12 м)
20,0 И Г Р и 9МГР
2
До 300 и 300+ 600
50 И 150 -г- 70
Діч СО •I* оо МАЗ-500
10 000 X 3000 X Х3750 ****
14,300
1-БА-15В |
|
БА-2000 |
||
|
|
Стационарные |
||
500 |
|
2000 |
|
|
400 |
|
225 |
|
|
132 |
|
93 |
|
|
73; 89 |
|
50; 63,5; |
73 |
|
410 |
|
252 |
|
|
65; 130; 245 |
|
0 - 4 6 0 |
|
|
обратный ход |
65 |
|
|
|
3,8 |
|
6,0 |
|
|
0,2; 0,36; 0,73; 1,37 |
0 ,5 —2,5 |
при ос- |
||
|
|
настке |
2X 3 |
|
18,0 |
|
20.5 |
|
|
Д изели |
|
Э лектропривод |
||
3 |
|
4 |
|
|
106+ 105+ 108 *** |
75,200 ****, |
|||
|
|
30X 2 ***** |
||
18,4 (свеча 12 |
м) |
М ачта |
БМ -2 |
|
32 |
|
|
||
20,0 |
|
35 |
|
|
И Г Р и 9МГР |
И Г Р |
|
||
2 |
|
2 |
|
|
До 300 и 300 ч -600 |
2X 300 |
|
||
50 и 150 4-70 |
50 |
|
|
|
48+ 100 |
|
30X 2 ***** |
||
М АЗ-500 |
|
— |
|
|
10 000 X 3000 X |
|
7400X13 000 |
||
Х3750 **** |
|
|
|
|
14,300**** |
|
18 7 0 0 + |
|
|
|
|
_ 4 _ 9 1 ооо ****** |
перечисленных агрегатов и установок для бурения скважин большого диаметра при соответ-
включаемой кулачковой муфтой. Свободно посаженный на вал бара бан включается в работу фрикционной муфтой.
Монтажная схема установки УРБ-ЗАМ представлена на рис. 120, б. Установки УРБ-ЗАМ заменяются буровыми установками типа БА-15 Кунгурского машиностроительного завода, который выпускает унифицированный комплекс самоходных буровых агрегатов этого типа.
Отличительной особенностью этого комплекса является:
16 Заказ 306 |
241 |
7
5
Рис. 120. Самоходная буровая установка УРБ-ЗАМ.
а— кинематическая схема:
—дизель Д-54; 2 — насос 11ГР; 3 — многоскоростная коробка передач; і — карданный
|
вал; |
5 — ротор; в |
— лебедка; |
7 — электрогенератор, |
|
||
|
|
б — монтажная |
схема: |
|
буровой; |
в — генератор; |
|
— двигатель; 2 — лебедка; 3 — ротор; і •— мачта; 5 — насос |
|||||||
7 |
— глиномешалка; 8 — приемная |
емкость; 9 — отстойник; |
іо |
— желоба; |
11 — мостки; |
||
|
12 — рабочая |
площадка; 13 |
— бурильные трубы; і і |
— обсадные |
трубы. |
1)самоходная транспортная база на автомашине МАЗ-500 с исполь зованием для привода буровых механизмов и одного бурового насоса двигателя автомашины мощностью 180 л. с.;
2)пневматическое управление всеми механизмами буровой уста новки;
3)повышенный уровень механизации трудоемких работ. Комплекс включает следующие модификации буровых агрегатов:
1)1-БА-15Н — для бурения структурно-поисковых и карти-
ровочных скважин на нефть и газ глубиной до 1000 м;
Рис. 122. Схема установ
ки |
агрегата |
1-БА-15В. |
||||
1 — двигатель |
с |
коробкой |
||||
передач |
автошасси |
(отбор |
||||
мощности |
106 л. |
с.); |
2 — |
|||
компрессор для |
|
пневмоуп |
||||
равления |
Q = |
0,3 |
м3/мин; |
|||
S — коробка отбора |
мощно |
|||||
сти; |
4 — |
генератор |
|
W — |
||
= 12 кВт; 5 — буровой на |
||||||
сос |
11ГРИ; |
в |
— коробка |
|||
передач; |
7 — лебедка |
одно |
барабанная с одноленточным
пневмотормозом; |
8 — ротор; |
||
9 — мачта Я = |
118 м; |
Р = |
|
= 20 тс; |
10 — гидрораскре- |
||
питель; |
11 — двигатель с ко |
||
робкой |
передач |
105 |
л. с.; |
12 — угловой редуктор; 13— буровой насос 9 МГР; 14 — двигатель компрессорного блока; 15 — угловой редук
тор; |
16 — компрессор |
Q = |
= 10 |
м3/мин; 17 — кардан |
|
ный |
вал; 18 — мостки |
от |
кидные; 19 — талевый блок; 20 — вертлюг; 21 — ква дратная штанга; 22 — крон блок.
2)2-БА-15Н — для бурения структурно-поисковых скважин глубиной до 1500 м;
3)1-БА-15В — для бурения скважин для водоснабжения глу
биной до 500 м; 4) 2-БА-15В для бурения скважин на воду диаметром до 1200 мм
роторным способом с обратно-всасывающей промывкой глубиной до 200 м;
5) РА-15В — для ремонта и восстановления водозаборных сква жин.
Наиболее распространены агрегаты 1-БА-15Н и 1-БА-15В (см. табл. 32). Кинематическая схема агрегата 1-БА-15В показана на рис. 121. Схема установки 1-БА-15В для бурения на воду пред ставлена на рис. 122.
Эта установка, смонтированная на шасси машины МАЗ-500, оснащена всем необходимым оборудованием для эффективного буре ния на воду: мачтой с полатями; приводом ротора и лебедки от дви гателя автомашины через пятискоростную коробку передач авто машины и трехскоростную коробку передач бурового агрегата;
буровым насосом 11ГРИ, генератором для освещения в ночное время. Кроме того, агрегат 1-БА-15В снабжается тремя прицепами: насосно силовым блоком с двигателем, насосом и редуктором; компрессор
ным блоком |
и |
прицепом |
для |
бурового |
инстру |
|
|
||||||||
мента. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенностью установки 1-БА-15В является |
|
|
|||||||||||||
спаривание бурового агрегата |
с |
насосно-силовым |
|
|
|||||||||||
и компрессорным |
блоками |
карданными |
валами |
|
|
||||||||||
(см. рис. 122), что повышает надежность |
в работе |
|
|
||||||||||||
и позволяет передавать мощность в любом на |
|
|
|||||||||||||
правлении. |
мощного |
насосно-силового |
блока |
|
|
||||||||||
Наличие |
|
8 |
|||||||||||||
позволяет работать сразу двумя насосами, при |
|
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||
менять |
гидромониторные |
долота |
(см. рис. |
115) |
|
|
|||||||||
и проводить цементаж скважин |
без применения |
|
|
||||||||||||
цементировочных |
агрегатов. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
§ |
3. |
БУРОВОЙ |
ИНСТРУМЕНТ |
|
|
|
|
|||||||
|
ДЛЯ |
РОТОРНОГО |
БУРЕНИЯ |
|
|
ЕЗ |
|
||||||||
Инструмент |
(рис. 123) для |
роторного |
бурения |
|
|
||||||||||
собирается из долота 1, утяжеленных бурильных |
|
|
|||||||||||||
труб 3, |
колонны |
бурильных |
|
труб 5 |
с муфто |
|
|
||||||||
во-замковыми соединениями, рабочей квадратной |
|
|
|||||||||||||
трубы 8 и вертлюга 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Отдельные элементы этого инструмента соеди |
|
|
|||||||||||||
няются друг с другом при помощи переводников, |
S ' |
1 |
|||||||||||||
муфт и замков 2 , 4 , 6 и |
7. |
Верхний переводник |
|||||||||||||
9 под вертлюг имеет левую резьбу. |
|
|
|
|
|||||||||||
При роторном и турбинном бурении в основ |
|
|
|||||||||||||
ном применяются шарошечные долота (см. рис. 114). |
|
|
|||||||||||||
Для наиболее крепких пород шарошки арми |
|
|
|||||||||||||
руют цилиндрическими |
|
вставками |
из |
твердого |
|
|
|||||||||
сплава. |
Рабочая |
поверхность |
|
цилиндрических |
|
|
|||||||||
штырей обычно имеет сферическую форму. |
|
|
|
||||||||||||
Разрушение хрупкой породы |
штыревыми до |
|
|
||||||||||||
лотами |
осуществляется |
путем вдавливания |
сфер |
|
|
||||||||||
и выкалывания |
объемов |
породы, |
окружающей |
Рис. 123. Буровой: |
|||||||||||
зону контакта. Штыревые |
долота |
при |
бурении |
||||||||||||
в крепких скальных породах дают проходку, в не |
инструмент |
для |
|||||||||||||
роторного |
буре |
||||||||||||||
сколько раз |
большую по сравнению с зубчатыми |
||||||||||||||
ния. |
|
шарошечными долотами. С уменьшением твердости пород скорость проходки штыревыми долотами снижается. При
встрече пластичных пород, в которых вдавливание сфер происходит без образования трещин, производительность бурения штыревыми долотами падает.
Номинальный размер долот обозначается номером. Номер пока зывает размер обсадных труб в дюймах, в которые вводится долото
В вязких глинистых породах более производительно работают долота режущего типа. Наиболее эффективно в глинистых породах бурение осуществляется трехперыми долотами (рис. 124, а).
Трехперое долото состоит из корпуса 3 с центральной промывочной насадкой 2. В пазы корпуса вварены три лезвия 1, армированные твердым сплавом.
Трехперые долота с центральной промыв кой разрушают породу путем резания и раз мывания высоконапорной струей, вылетающей из насадки.
Для бурения мягких пород могут приме няться также гидромониторные шарошечные долота. Струя раствора, вылетающая с большой скоростью из гидромониторных сопел (под давлением 40—80 кгс/см2), может эф фективно разрушать (размывать) такие породы, как глина, мел, мергель (см. рис. 115).
ТРис. 124. |
Долота режущего типа для |
роторного |
бу- |
Рис. |
125. Колонковое |
|||||
|
|
рения. |
|
|
|
|
шарошечное долото со |
|||
|
а — трехперое; |
б — алмазное. |
|
|
съемной |
грунто- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ноской. |
|
В таких породах также эффективно бурят |
1 — шарошка; 2—голов |
|||||||||
ка долота; з — кернорва- |
||||||||||
одношарошечные |
долота |
типа |
ОДГ, |
разра |
тель; 4 — корпус долота; |
|||||
5 —грунтоноска; |
в — дре |
|||||||||
ботанные в Грозном. |
|
|
|
|
|
нажный клапан; |
7—фик |
|||
турбинном |
бурении "на |
сатор |
(запорное |
устрой |
||||||
При |
роторном |
и |
ство); |
8 — палец, освобо |
||||||
глубинах более 3000 м применяют алмазные |
ждающий фиксатор в на |
|||||||||
чале подъема грунтонос |
||||||||||
долота |
(рис. 124, |
б). |
Главным |
достоинством |
ки; 9—пружина; 10—го |
|||||
алмазных долот является то, что |
они |
обеспе- |
ловка; 11 — переходник. |
|||||||
|
|
бурят |
||||||||
чивают большую проходку |
за рейс — до |
300—600 м, хотя |
||||||||
■с меньшей механической |
скоростью, чем |
шарошечные долота; при |