Файл: Куличихин Н.И. Разведочное бурение учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показатели

АВБ-З-100

УРБ-2А

Тип буровой у с т а н о в к и ...............................

 

Глубина бурения (расчетная),

м *

Н ачальны й диаметр бурения,

мм . . .

Конечный диаметр бурения, мм . . .

Диаметр бурильны х труб, мм . . . .

П роходное отверстие ротора, мм . . .

Скорость вращ ения ротора, об/мин . .

 

 

Самоходные

 

 

 

100

200;

300

 

190

 

146

 

76

 

76

 

 

50; 60,3; 73

50; 60,3

76

(ротор откп-

 

150

 

дывается)

100;

197; 300

55;

102;

176; 340

Грузоподъемность

лебедки

(натяж ение

 

 

каната),

т ....................................................

 

 

 

 

1,25

2,5 **

С корость подъема

крю ка, м /с

. . . .

0,15; 0,26; 0,54; 1,0

0,67; 1,34; 2,03

Рекомендуемый диаметр кан ата,

мм . .

12,5

15,5

П ривод установки

.......................................

 

 

 

От ходового двп-

От ходового

 

 

 

 

 

 

гятеля автома­

двигателя

Количество

д в и г а т е л е й

 

 

шины

 

 

 

1

1

Мощность двигателей, л. с ..........................

 

 

95

До 50 л. с.

Тип подъемного устройства

(мачты):

Мачта

 

высота,

м ................................................

 

 

 

 

8,8

9,5

грузоподъемность,

т ..........................

 

 

4

10,5

Б уровой н а с о с ................................................

 

 

 

 

Н Г -200/30

И Г Р

Количество

насосов, ш т.................................

 

насоса,

2

1

П роизводительность

одного

 

 

л/м и н .............................................................

 

 

 

 

 

200

До 300

Д авление (расчетное),

кгс/см2

. . . .

30

50

Мощность

(расчетная)

на

один

насос,

 

 

М арка м а ш и н ы .................................................

Габаритные размеры установки, мм . .

Вес установки, кг ........................................

20

48

ЗИ Л -150

ЗИ Л -151

8800X2250X3400

10 090X2250X3300

6,800

10,000

*Практика сооружения скважин на воду показала возможность применения ствующем уменьшении глубин.

**Лебедка двухбарабанная.

***Двигатели для привода бурового, насосного и компрессорного блоков.

****Кроме насосно-силового и компрессорного блоков.

***** Мощность в кВт.

****** Первая цифра —вес буровой установки, вторая —вес.

Кинематическая схема этой буровой установки представлена на рис. 120, а. Вращение от двигателя 1 через фрикционную муфту и карданный вал передается многоскоростной коробке передач 3.

Вращение ротору 5 передается от коробки передач через про­ межуточный валик, включаемый кулачковой муфтой, и карданный вал 4. Вал лебедки 6 приводится во вращение угловым редуктором, состоящим из пары конических шестерен, и цепной передачей,


буровых установок

УРБ-ЗАМ

300; 500 200 93

бо,з; 73 250

110; 190; 314 обратный ход 46

2,8

0,51 ; 0,87; 1,45

15,5 Д и зель Д-54

1

54

іб

10,0

ИГ Р

1

До 300 50

48 МАЗ-200

10 700X2800X3400

13,565

1-БА-15Н

Самоходные 1000 250 93

60,3; 73 250

70; 160; 300 обратный ход 79

3,8 0,2; 0,36; 0,73; 1,37

18,0 Д изели

2

106+105

М ачта 18,4 (свеча 12 м)

20,0 И Г Р и 9МГР

2

До 300 и 300+ 600

50 И 150 -г- 70

Діч СО •I* оо МАЗ-500

10 000 X 3000 X Х3750 ****

14,300

1-БА-15В

 

БА-2000

 

 

Стационарные

500

 

2000

 

400

 

225

 

132

 

93

 

73; 89

 

50; 63,5;

73

410

 

252

 

65; 130; 245

 

0 - 4 6 0

 

обратный ход

65

 

 

 

3,8

 

6,0

 

0,2; 0,36; 0,73; 1,37

0 ,5 —2,5

при ос-

 

 

настке

2X 3

18,0

 

20.5

 

Д изели

 

Э лектропривод

3

 

4

 

 

106+ 105+ 108 ***

75,200 ****,

 

 

30X 2 *****

18,4 (свеча 12

м)

М ачта

БМ -2

32

 

 

20,0

 

35

 

 

И Г Р и 9МГР

И Г Р

 

2

 

2

 

 

До 300 и 300 ч -600

2X 300

 

50 и 150 4-70

50

 

 

48+ 100

 

30X 2 *****

М АЗ-500

 

 

 

10 000 X 3000 X

 

7400X13 000

Х3750 ****

 

 

 

 

14,300****

 

18 7 0 0 +

 

 

 

_ 4 _ 9 1 ооо ******

перечисленных агрегатов и установок для бурения скважин большого диаметра при соответ-

включаемой кулачковой муфтой. Свободно посаженный на вал бара­ бан включается в работу фрикционной муфтой.

Монтажная схема установки УРБ-ЗАМ представлена на рис. 120, б. Установки УРБ-ЗАМ заменяются буровыми установками типа БА-15 Кунгурского машиностроительного завода, который выпускает унифицированный комплекс самоходных буровых агрегатов этого типа.

Отличительной особенностью этого комплекса является:

16 Заказ 306

241


7

5

Рис. 120. Самоходная буровая установка УРБ-ЗАМ.

а— кинематическая схема:

дизель Д-54; 2 — насос 11ГР; 3 — многоскоростная коробка передач; і — карданный

 

вал;

5 — ротор; в

— лебедка;

7 — электрогенератор,

 

 

 

б — монтажная

схема:

 

буровой;

в — генератор;

— двигатель; 2 — лебедка; 3 — ротор; і •— мачта; 5 — насос

7

— глиномешалка; 8 — приемная

емкость; 9 — отстойник;

іо

— желоба;

11 — мостки;

 

12 — рабочая

площадка; 13

— бурильные трубы; і і

— обсадные

трубы.

1)самоходная транспортная база на автомашине МАЗ-500 с исполь­ зованием для привода буровых механизмов и одного бурового насоса двигателя автомашины мощностью 180 л. с.;

2)пневматическое управление всеми механизмами буровой уста­ новки;

3)повышенный уровень механизации трудоемких работ. Комплекс включает следующие модификации буровых агрегатов:

1)1-БА-15Н — для бурения структурно-поисковых и карти-

ровочных скважин на нефть и газ глубиной до 1000 м;

Рис. 122. Схема установ­

ки

агрегата

1-БА-15В.

1 — двигатель

с

коробкой

передач

автошасси

(отбор

мощности

106 л.

с.);

2

компрессор для

 

пневмоуп­

равления

Q =

0,3

м3/мин;

S — коробка отбора

мощно­

сти;

4

генератор

 

W —

= 12 кВт; 5 — буровой на­

сос

11ГРИ;

в

— коробка

передач;

7 — лебедка

одно­

барабанная с одноленточным

пневмотормозом;

8 — ротор;

9 — мачта Я =

118 м;

Р =

= 20 тс;

10 — гидрораскре-

питель;

11 — двигатель с ко­

робкой

передач

105

л. с.;

12 — угловой редуктор; 13— буровой насос 9 МГР; 14 — двигатель компрессорного блока; 15 — угловой редук­

тор;

16 — компрессор

Q =

= 10

м3/мин; 17 — кардан­

ный

вал; 18 — мостки

от­

кидные; 19 — талевый блок; 20 — вертлюг; 21 — ква­ дратная штанга; 22 — крон­ блок.

2)2-БА-15Н — для бурения структурно-поисковых скважин глубиной до 1500 м;

3)1-БА-15В — для бурения скважин для водоснабжения глу­

биной до 500 м; 4) 2-БА-15В для бурения скважин на воду диаметром до 1200 мм

роторным способом с обратно-всасывающей промывкой глубиной до 200 м;

5) РА-15В — для ремонта и восстановления водозаборных сква­ жин.

Наиболее распространены агрегаты 1-БА-15Н и 1-БА-15В (см. табл. 32). Кинематическая схема агрегата 1-БА-15В показана на рис. 121. Схема установки 1-БА-15В для бурения на воду пред­ ставлена на рис. 122.

Эта установка, смонтированная на шасси машины МАЗ-500, оснащена всем необходимым оборудованием для эффективного буре­ ния на воду: мачтой с полатями; приводом ротора и лебедки от дви­ гателя автомашины через пятискоростную коробку передач авто­ машины и трехскоростную коробку передач бурового агрегата;


буровым насосом 11ГРИ, генератором для освещения в ночное время. Кроме того, агрегат 1-БА-15В снабжается тремя прицепами: насосно­ силовым блоком с двигателем, насосом и редуктором; компрессор­

ным блоком

и

прицепом

для

бурового

инстру­

 

 

мента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенностью установки 1-БА-15В является

 

 

спаривание бурового агрегата

с

насосно-силовым

 

 

и компрессорным

блоками

карданными

валами

 

 

(см. рис. 122), что повышает надежность

в работе

 

 

и позволяет передавать мощность в любом на­

 

 

правлении.

мощного

насосно-силового

блока

 

 

Наличие

 

8

позволяет работать сразу двумя насосами, при­

 

 

 

менять

гидромониторные

долота

(см. рис.

115)

 

 

и проводить цементаж скважин

без применения

 

 

цементировочных

агрегатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

§

3.

БУРОВОЙ

ИНСТРУМЕНТ

 

 

 

 

 

ДЛЯ

РОТОРНОГО

БУРЕНИЯ

 

 

ЕЗ

 

Инструмент

(рис. 123) для

роторного

бурения

 

 

собирается из долота 1, утяжеленных бурильных

 

 

труб 3,

колонны

бурильных

 

труб 5

с муфто­

 

 

во-замковыми соединениями, рабочей квадратной

 

 

трубы 8 и вертлюга 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдельные элементы этого инструмента соеди­

 

 

няются друг с другом при помощи переводников,

S '

1

муфт и замков 2 , 4 , 6 и

7.

Верхний переводник

9 под вертлюг имеет левую резьбу.

 

 

 

 

При роторном и турбинном бурении в основ­

 

 

ном применяются шарошечные долота (см. рис. 114).

 

 

Для наиболее крепких пород шарошки арми­

 

 

руют цилиндрическими

 

вставками

из

твердого

 

 

сплава.

Рабочая

поверхность

 

цилиндрических

 

 

штырей обычно имеет сферическую форму.

 

 

 

Разрушение хрупкой породы

штыревыми до­

 

 

лотами

осуществляется

путем вдавливания

сфер

 

 

и выкалывания

объемов

породы,

окружающей

Рис. 123. Буровой:

зону контакта. Штыревые

долота

при

бурении

в крепких скальных породах дают проходку, в не­

инструмент

для

роторного

буре­

сколько раз

большую по сравнению с зубчатыми

ния.

 

шарошечными долотами. С уменьшением твердости пород скорость проходки штыревыми долотами снижается. При

встрече пластичных пород, в которых вдавливание сфер происходит без образования трещин, производительность бурения штыревыми долотами падает.

Номинальный размер долот обозначается номером. Номер пока­ зывает размер обсадных труб в дюймах, в которые вводится долото


В вязких глинистых породах более производительно работают долота режущего типа. Наиболее эффективно в глинистых породах бурение осуществляется трехперыми долотами (рис. 124, а).

Трехперое долото состоит из корпуса 3 с центральной промывочной насадкой 2. В пазы корпуса вварены три лезвия 1, армированные твердым сплавом.

Трехперые долота с центральной промыв­ кой разрушают породу путем резания и раз­ мывания высоконапорной струей, вылетающей из насадки.

Для бурения мягких пород могут приме­ няться также гидромониторные шарошечные долота. Струя раствора, вылетающая с большой скоростью из гидромониторных сопел (под давлением 40—80 кгс/см2), может эф­ фективно разрушать (размывать) такие породы, как глина, мел, мергель (см. рис. 115).

ТРис. 124.

Долота режущего типа для

роторного

бу-

Рис.

125. Колонковое

 

 

рения.

 

 

 

 

шарошечное долото со

 

а — трехперое;

б — алмазное.

 

 

съемной

грунто-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноской.

В таких породах также эффективно бурят

1 — шарошка; 2—голов­

ка долота; з — кернорва-

одношарошечные

долота

типа

ОДГ,

разра­

тель; 4 — корпус долота;

5 —грунтоноска;

в — дре­

ботанные в Грозном.

 

 

 

 

 

нажный клапан;

7—фик­

турбинном

бурении "на

сатор

(запорное

устрой­

При

роторном

и

ство);

8 — палец, освобо­

глубинах более 3000 м применяют алмазные

ждающий фиксатор в на­

чале подъема грунтонос­

долота

(рис. 124,

б).

Главным

достоинством

ки; 9—пружина; 10—го­

алмазных долот является то, что

они

обеспе-

ловка; 11 — переходник.

 

 

бурят

чивают большую проходку

за рейс — до

300—600 м, хотя

■с меньшей механической

скоростью, чем

шарошечные долота; при