Файл: Куличихин Н.И. Разведочное бурение учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разрез по И

Рис.

140.

Схема

комплекса

для

автоматизации

 

спуско­

подъемных

операций.

 

1 — кронблок; 2 — конечный

вы­

ключатель;

3 — каретка с талевым

блоком;

4

электромагнитный

элеватор; 5 —манипулятор (механи­

ческая рука); 6 — кассета

для

све­

чей; 7 — привод кассеты; 8

— демп­

фер;

9 — нижний

захват

(автомат,

спайдер); W — вращатель автомата труборазворота; 11 — лебедка;

12 — электрогидравли­

ческое управление тормозами; 13 — канат талевый; 14 — отсекатель

свеч;

15 — свеча.

Рис. 141. Схема расположения узлов автомата СПА-ВИТР для спуска и подъ­ ема бурильной колонны ( а — вид спе­ реди; б — вид сбоку).
1 — вышка; 2 —направляющие талевого блока; з — талевый блок; 4 — элеватор; 5 — талевый канат; 6 — кронблок; 7 — натяжное устрой­ ство; 8 — барабан лебедки; 9 — лебедка; 10 — автоматическая тормозная система; 11— механизм для удержания бурильной колонны на весу; 12 — механизм для свинчивания — развинчивания труб; 13 — устройство для переноса и приема свечей; 14 — пульт уп­
равления.

СПО выполняются по заданной программе, как правило, без вме­ шательства оператора, который наблюдает с пульта управления и приступает к управлению только в аварийном случае. Автомати­ зация циклов спуска и подъема достигается совмещенным и после­ довательным действием ряда механизмов: автомата захвата труб и разворота их, электромагнит­ ного элеватора, манипуляторов (механических рук), вращаю­ щейся кассеты — магазина для бурильных труб, лебедки и др.

Гидросистема комплекса со­ стоит из нескольких автоном­ ных блоков, каждый из кото­ рых, в свою очередь, состоит из гидравлических исполни­ тельных двигателей (гидроци­ линдры и гидромоторы) и элек­ трогидравлической аппаратуры управления.

Каждый из автономных бло­ ков управления выполнен на электрогидравлическом прин­ ципе, при котором переключе­ ние золотников, распределя­ ющих масло, производится с по­ мощью электромагнитов. По­ рядок и последовательность включения и отключения элек­ тромагнитов золотников при автоматических циклах на подъем и спуск снаряда осуще­ ствляется с помощью системы электроавтоматики.

Для осуществления задан­ ной последовательности и че­ редования работы комплекса механизмов, обеспечивающих СПО, служит система комплекс­ ного автоматического управле­ ния, в которую входят:

1.Система управления последовательностью действия заданных механизмов.

2.Система блокирования, обеспечивающая безаварийность ра­ боты оборудования.

3.Система регулирования, служащая для обеспечения регули­

рования скорости спуска и подъема бурового инструмента.

4. Система сигнализации, используемая в целях облегчения работы обслуживающего персонала и отыскания причин отказов и др.


5. Система наладочного управления.

Данная система комплексного автоматического управления по­ строена на электрических и электрогидравлических средствах связи.

Институт ВИТР разработал автомат для спуска и подъема буриль­ ной колонны, запатентованный в ряде зарубежных стран (Франция, США и др.). На базе этого автомата сконструирована буровая уста­ новка БА-25-ЛЭ. Механизмы автомата сблокированы с помощью гидроэлектрических и электрических датчиков, позволяющих осу­ ществлять дистанционное управление отдельными операциями. Авто­

мат рассчитан на применение бурильных свечей с довольно большим допуском по длине.

На рис. 141 представлена схема расположения основных узлов автомата СПА-ВИТР.

§ 3. СПУСКО-ПОДЪЕМНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Изменение технологии СПО

 

 

 

 

 

может

осуществляться

по

сле­

Рис.

142.

Установка

для

дующим путям:

колонковых

бурения

забойными двига­

а)

применение

телями

на шланго-кабеле.

снарядов со съемными кернопри-

1 — долото,

2 — электробур,

з — направляющий ролик, 4

емниками,

поднимаемыми

на

шланго-кабель, 5 — гусеничный

канате.

 

 

 

 

подъемник;

6 —- барабан;

7

 

 

 

 

блок

электропитания; 8 —пульт

Эти

колонковые

снаряды

управления;

9 — буровой

на­

 

сос;

10 — емкость.

 

(см. рис.

108) должны осна­

обеспечивающими

 

 

 

щаться алмазными коронками,

проходку нескольких десятков или сотен метров

скважины без заметного износа (без сильного

снижения

механи­

ческой скорости).

 

 

 

 

 

 

 

 

Керн извлекается в керноприемной трубе, поднимаемой на канате со скоростью 1,5—2 м/с.

В этом случае подъем и спуск бурильной колонны будут осуще­ ствляться только для замены износившейся алмазной коронки,

ивремя на спуско-подъемные операции резко сократится. Дальнейшим развитием ускорения СПО является освоение встав­

ных (съемных) шарошечных и алмазных долот

и коронок, ко­

торые

поднимаются

на

канате, а

опускаются

под влиянием

собственного веса и

под

давлением

нагнетаемой

жидкости

(см.

рис. 127);

 

 

 

 

инстру­

б)

непрерывный спуск — подъем породоразрушающего

мента может осуществляться при бурении забойным двигателем (турбобуром и электробуром), спускаемым в скважину на шланго­ кабеле, намотанном на специальный барабан. Схема этой установки показана на рис. 142.


Шлангокабель должен одновременно обладать большой гибкостью

ипрочностью, воспринимать реактивный момент забойного двигателя

снебольшим углом закручивания и надежно противостоять меха­ ническому и физико-химическому воздействию окружающей среды, содержащей абразивные частицы выбуренной породы.

По шлангокабелю подается жидкость, необходимая для привода турбобура и очистки забоя от разбуренной породы.

По вмонтированному в тело шлангокабеля токоподводу может подводиться электроэнергия к электробуру и осуществляться кон­ троль и управление процессом бурения.

Основными преимуществами бурения на шлангокабеле являются:

1)упрощение и сокращение времени на спуско-подъемные опе­ рации;

2)возможность непрерывной циркуляции промывочной жидкости

как в процессе бурения, так и во время спуско-подъема;

3)возможность полной автоматизации процесса бурения, осо­ бенно при применении электробура;

4)возможность электрокаротажа в процессе бурения и опреде­ ления различных параметров, характеризующих разбуриваемые породы.

Особенно удобно бурение на шлангокабеле в море с плавучего бурового основания.

Опыт бурения на шлангокабеле во Франции показал, что затраты времени на спуско-подъемные операции сокращаются в 3—8 раза при увеличении рейсовой скорости бурения в 2—4 раза.

Именно бурение забойными двигателями на шлангокабеле по­ зволит наиболее полно и просто автоматизировать все основные операции процесса бурения.

Бескерновое бурение длинными рейсами

Вероятно, наиболее эффективным будет бескерновое бурение сверхстойким породоразрушающим инструментом, обеспечивающим скоростную проходку скважины за один рейс с непрерывной пере­ дачей информации с забоя на поверхность о физико-механических свойствах буримых пород и о параметрах режима бурения.

В этом случае взятие проб с определенных интервалов будет осуществляться путем отбора шлама, путем взятия проб из стенок скважины боковыми грунтоносами, бороздовыми и расширителями — опробователями.

Бурение скважин с применением двойной бурильной колонны

для выноса керна на поверхность обратной промывкой

Для бурения по этому методу применяется двойная колонна бурильных труб. Промывочная жидкость нагнетается к забою по межтрубному кольцевому пространству, а выход ее на поверхность вместе с керном и шламом осуществляется по внутреннему каналу



двойной колонны, которая не должна иметь внутренних сужений (пережимов).

Коронка должна быть весьма стойкой и обеспечивать проходку без значительного снижения скорости бурения десятков и сотен метров (в зависимости от твердости пород). Формы коронок приве­ дены на рис. 143.

Наиболее надежно работают коронки с внутренней боковой промывкой (рис. 143, в).

За рубежом в кольцевой зазор между стенками скважины и буриль­ ной колонной заливают тяжелую жидкость, которая препятствует

Рис. 143. Коронки для бурения с гидравлическим транспортом керна.

а — с торцовой промывкой; б — с наружной боковой промывкой; в — с вну­ тренней боковой промывкой.

движению по затрубному пространству нагнетаемой более легкой промывочной жидкости.

При этом методе бурения, при условии применения весьма стойких коронок, достигается:

1.Повышение механической скорости бурения.

2.Улучшение выхода керна.

3.Полное улавливание шлама.

4.Существенное снижение количества СПО за счет резкого уве­ личения рейсовых проходок.

Скважину глубиной 100—200 м в породах до VI категории в благо­ приятных геологических условиях можно пробурить за один рейс при весьма качественном отборе проб пород, пересекаемых скважиной (полный отбор керна и шлама).

При этом способе бурения должны применяться специальные толстостенные коронки, над которыми должен быть установлен

кернолом на высоте h — 1,5 DB, где DB — диаметр внутренней трубы.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА БУРЕНИЯ

§1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ОКОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРЕ

Эффективное бурение скважин возможно только при рациональ­ ном сочетании параметров режима бурения в соответствии с физико­ механическими свойствами пород и типом породоразрушающего инструмента.

Но выбор и поддержание оптимальных параметров режима буре­ ния возможны только при постоянном контроле процесса бурения. Поэтому буровые установки особенно, для глубокого бурения, должны оснащаться контрольно-измерительными приборами.

Некоторые приборы уже давно применяются при разведочном бурении. Так, при электроприводе устанавливают вольтметр и ампер­ метр. По показаниям последнего буровой мастер может судить о на­ грузке электродвигателя и приближенно о крутящем моменте, раз­ виваемом вращателем.

В нагнетательную линию бурового насоса включают манометр. По показанию манометра мастер может обнаружить начавшееся зашламование скважины.

Для контроля за осевой нагрузкой на породоразрушающий ин­ струмент современные станки оснащаются гидравлическими индика­ торами осевой нагрузки на коронку.

Для станков с гидравлической подачей СКВ Министерства геоло­ гии СССР под руководством М. М. Майорова разработало аппара­ туру ИРБ-41 и ПКМ для измерения и автоматической регистрации основных параметров режима бурения (рис. 144). В состав этой ап­ паратуры входят:

1. Датчики, предназначенные для преобразования измеряемых параметров режима бурения в электрическое напряжение; они мон­ тируются на деталях бурового станка и на выкидной линии насоса.