Файл: Куличихин Н.И. Разведочное бурение учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Плавучая буровая установка всасывающего бурения

За последнее время для скоростного опробования россыпных месторождении при небольшой глубине воды (5—12 м) начали при­ менять вращательное бурение с обратной циркуляцией, создаваемой эжекторным (струйным) насосом.

Рис. 193. Принципиальная схема вращательного бурения с обрат­ ной циркуляцией, возбуждаемой эжекторным насосом.

1 — долото, г — колонна бурильных труб, з — вертлюг-сальник, 4 — отсасы­ вающий шланг, 5 — эжекторный (водо­ струйный) насос, 6 — задвижка, 7 — центробежный насос, 8 — всасываю­ щий рукав, 9 — нагнетательная труба, 10 — слив пульпы из скважины; 1 1 — грязевой зумпф, 12 — приемный зумпф, 13 — слив раствора в скважину.

Рис. 194. Схема установки для враща­ тельного бурения с обратной циркуляцией (при помощи эжекторного насоса):

I — долото

во время

бурения,

іа — положение

долота при передвижении на

новую

точку

буре­

ния,

2 — бурильные

трубы,

з

— корпус

судна,

4 — вертлюг-сальник,

s — лебедка,

в — отса­

сывающий

шланг, 7 — мачта,

8 — эжекторный

насос;

9 — регулирующая задвижка, 10 — ротор;

I I центробежные насосы,

1 2

— установка для

 

 

опробования.

 

 

 

Принципиальная схема бурения с обратной циркуляцией, воз­ буждаемой эжекторным насосом, приведена на рис. 193.

Для бурения в море применяются буровые судна, часто типа «катамаран», на котором обычно устанавливаются два станка (рис. 194).

Эта плавучая установка в спокойных водах не заякоривается, ибо сразу начинают буриться две скважины. Две бурильные колонны, погруженные в скважину, стабилизируют судно. Бурение ведется сплошным забоем. Разбуренная порода быстро поднимается гид­ равлическим транспортом внутри бурильных труб.

Промывка осуществляется морской водой. Породоразрушающий инструмент и бурильные трубы вращаются со скоростью 20—30 об/мин.

Циркуляция (обратная) возбуждается эжекторным (водоструй­ ным) насосом. Бурильная колонна, гладкая внутри и большого внутреннего диаметра, служит: 1) для передачи вращения и осевой


нагрузки породоразрушающему инструменту; 2) для гидравличе­ ского транспорта разбуренной породы с забоя на поверхность; 3) для частичной стабилизации бурового судна в процессе бурения.

Отсасываемая пульпа направляется в емкость для опробования (см. рис. 194).

Обычно применяются пикообразные гребенчатые долота, арми­ рованные пластинками твердого сплава. Но могут быть применены и шарошечные долота (для бурения по галечнику и т. п.). Скважины глубиной 8 м проходят за один рейс с большой механической скоростью без наращивания бурильной колонны.

Опробование ведется параллельно с бурением. Для улучшения качества опробования после проходки одного метра прекращают подачу, пока вся разбуренная с этого интервала порода не будет выдана в установку для опробования, после чего продолжают бу­ рение на такой же интервал.

По окончании бурения скважин инструмент не поднимается на поверхность, а только породоразрущающий инструмент извлекается из скважины и поднимается над дном моря на 2—3 м, после чего плавучая буровая установка перемещается на новые точки бурения. Инструмент поднимается на судно только для смены износивше­ гося долота.

Плавучие всасывающие буровые установки дают высокую произ­ водительность и достоточно точное опробование, если стенки сква­

жины не обрушаются и не

оползают.

§ 2. Г Л У БО К О Е

Б У Р Е Н И Е Н А МОРЕ

Глубокое морское бурение осуществляется в основном на нефть,

игаз, реже на пласты каменного угля и каменной соли. Глубина воды, средняя высота волны, величина приливов и от­

ливов и расстояние от берега определяют тип и конструкцию мор­ ского бурового основания.

1.При глубине моря до ~ 20 м применяют крупноблочные мор­ ские основания, принятые у нас в Каспийском море.

2.При глубине моря от І5 до 70 м применяют плавучие буровые основания, которые во время бурения при помощи мощных колонн опираются на морское дно.

3.При глубинах моря от 60 до 300 м бурение осуществляется

сзаякоренного бурового основания или судна.

4.При глубине моря свыше 300—500 м применяется динамиче­ ская стабилизация плавучих буровых оснований.

Рассмотрим вкратце эти системы.

Крупноблочные морские основания. В СССР для бурения мор­

ских

скважин применяют крупноблочные основания типа МОС

(Л. А.

Межлумова, С. А. Оруджиева, Ю. А. Сафарова).

Основными конструктивными элементами основания типа МОС являются крупные блоки, представляющие собой металлические пространственные фермы, состоящие из телескопических опорных стоек (рис. 195).


Блоки транспортируют и устанавливают в намеченном месте с помощью кранового судна.

При монтаже основные опорные блоки устанавливаются на рас­ стоянии 8 м друг от друга, а пролеты между ними перекрываются

 

 

 

металлическими

пространственными

 

 

 

секциями

жесткой

конструкции.

 

 

 

При глубинах

моря от 20 до 70 м

 

 

 

применяются плавучие буровые уста­

 

 

 

новки, опирающиеся во время

буре­

 

 

 

ния на морское дно с помощью мощ­

 

 

 

ных колонн.

такой

установки яв­

 

 

 

Примером

 

 

 

ляется одна

из

крупнейших

уста­

 

 

 

новок для морского бурения, изго­

 

 

 

товленная в Голландии по заказу

 

 

 

Американской компании. Эта

плаву­

 

 

 

чая буровая установка (рис. 196),

 

 

 

водоизмещением

8000 т, при глубине

 

 

 

моря до 45 м во время бурения опи­

 

 

 

рается на морское дно тремя

колон­

Рис. 196.

Буровая

установка

нами. При больших глубинах уста­

новка во

время

бурения

находится

погружными понтонами.

руется

системой

якорей.

в плавучем состоянии и

стабилизи-

Установка

имеет

жилые

помещения

на 80 человек и помещения для хранения топлива, промывочного раствора, масла, продуктов, запаса труб и других расходных мате­ риалов на длительное время. Установка оснащена площадкой для


вертолетов. В машинном отделении установлена дизель-электри­ ческая станция, которая полностью обеспечивает энергией силовой привод буровой установки и всех вспомогательных служб.

Плавучая буровая установка транспортируется при помощи бук­ сира с береговой базы в район бурения, а по окончании бурения на следующую точку.

Рис. 197. Плавучая буровая установка для колонкового бурения при разведке угольных пластов, залегающих под морским дном.

По прибытии на место бурения находившиеся ранее в походном положении колонны опускаются на грунт, опираются на него, в то же время во все отсеки второго дна загружается балласт (морская вода) для увеличения веса сооружения и начинается подъем всего корпуса над водой по колоннам на высоту до 15 м. В таком положении корпус понтона фиксируется и остается недоступным воздействию волн.

При разведке угольных месторождений вблизи от берегов Анг­ лии применяются более легкие плавучие установки, в которых смон­ тированы станки колонкового бурения.

Бурение этой установки возможно при глубинах моря не более 30—35 м.

Буровая установка смонтирована на башне, собранной из сталь­ ных труб большого диаметра (рис. 197).

На верху башни имеется палуба, на которой установлена буро­ вая вышка высотой 16,2 м и буровой станок с насосом. Обслуживается 2-тонным передвижным краном. Общий вес установки 500 т. Для перемещения установки используются стальные понтоны. На па­ лубе имеются помещения для экипажа в 25 чел. Имеются также всевозможные подсобные помещения.

Установка обслуживается двумя буровыми мастерами, шестью буровыми рабочими, двумя монтажниками, тремя машинистами

идвумя поварами. Бригада работает в 2 смены по 12 ч. После трех недель работы бригаде предоставляется недельный отдых.

Бурение осуществляется алмазными коронками диаметром 152,4

и127 мм. Суточная проходка 11—12 м.

Проходка на одну алмазную коронку превышала 500 м. Глу­ бина скважин 750—760 м. Бурение позволило выявить под морским дном большие запасы угля в виде пластов мощностью от 1,5 до 2,1 м.

При глубинах моря более 80—100 м бурение

осуществляется

с плавающих буровых установок, которые на месте

бурения стаби­

лизируются при помощи якорной системы. Якорная система должна удерживать буровое судно над устьем скважины при сильном ветре любого направления.

Обычно буровые суда стабилизируются четырьмя якорями на носу и четырьмя якорями на корме, благодаря чему достигается мак­ симальная стабилизация и имеется достаточно большая площадь рабочей палубы для производства буровых работ.

При неглубоком бурении в тихих водоемах судно может раскре­ пляться двумя якорями на носу и двумя на корме.

§ 3. Б У Р Е Н И Е В О К Е А Н Е С Н А У Ч Н Ы М И Ц ЕЛ Я М И

Основной целью бурения в океане пока является определение процессов накопления океанических осадков и их возраст. В даль­ нейшем предполагается в океане пробурить скважину до верхней мантии Земли, пробурив всю земную кору, мощность которой под океаническими водами местами снижается до 5—6 км (проект Мохол).

Анализ результатов первых буровых работ позволил развить программу глубокого бурения в океанах. Для проведения этих работ созданы две научные группы: атлантическая и тихоокеанская и несколько комиссий по отдельным видам исследований (по палеон­ тологии и биостратиграфии, по петрологии осадочных, изверженных и метаморфических пород, по геохимии, а также по проведению геофизических и других исследований в скважинах).


Глубины океанов превышают 1000 м и часто достигают 4000— 5500 м.

При глубинах более 300 м якорная стабилизация судна стано­ вится почти невозможной.

Для глубинных условий разработана система динамической стабилизации. При динамической стабилизации плавающая буро­ вая установка дрейфует над устьем скважины в пределах допуска­ емых отклонений (рис. 198).

Р и с . 198. П л а в у ч а я б у р о в а я

у с та н о в к а

д л я б у р е н и я

в о к еан е .

а — общий вид: 1 — основание под буровую установку с емкостями для

топлива, промывоч­

ного раствора, питьевой воды, продовольствия и м ,

2 — буровая вышка, 3

стеллажи

для бурильных и обсадных труб, 4 — площадки для

вертолетов, 5 — опорные

колонны,

в — понтоны, 7 — главный гребной винт,

8 — винты для стабилизации

бурового основания,

9 — краны для перемещения труб, 10

— кран для приемки грузов; б — схема динамической

стабилизации буровой

установки:

1

— радарная антенна,

2 — радарный

рефлектор, з

поплавок

радарного рефлектора,

4 — звукоизлучатель

коротковолновых

сигналов,

5

донный

гидроакустический коротковолновый

приемопередатчик,

6 — гидрофон коротко­

волновой

акустической

сигнализации, 7 — приемник

длинных

акустических

волн,

8

донные длинноволновые излучатели,

9 — устье скважины,

10 — главный

гребной

винт,

11 — вспомогательные винты, 12 — якорные

тросы, 13 — обсадная колонна,

14 — якоря

(грузы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая

стабилизация

включает

системы для

ориента­

ции бурового судна и стабилизации его положения.

Ориентация производится с помощью буев, оснащенных аку­ стическими датчиками. Буи устанавливаются по определенной си­ стеме на дне океана. С бурового судна посылается звуковой сигнал, который достигает акустического датчика и от последнего возвра­ щается на буровое судно. Полученная информация немедленно обра­ батывается на специальной ЭВМ, и оператор все время может сле­ дить за положением буровой установки относительно устья скважины

на дне океана.

Система для стабилизации бурового судна состоит из гребных винтов с индивидуальными двигателями. Гребные винты автомати­ чески управляются с центрального пульта.