Файл: Куличихин Н.И. Разведочное бурение учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А XXIV

ПРОХОДКА РАЗВЕДОЧНЫХ ШУРФОВ И ШАХТ БУРЕНИЕМ

Введение

Бурение стволов разведочных шурфов и шахт является прогрес­ сивным способом производства проходческих работ. Бурение по­ зволяет комплексно механизировать все операции по проведению стволов и максимально их автоматизировать.

Двигатель буровой установки размещается или на поверхности земли (агрегаты УКБ) или в призабойной части ствола шахты (пог­ ружные агрегаты типа ТМ, турбобуры установки РТБ).

Бурение стволов шахт освобождает проходчиков от тяжелого и опасного труда в обводненном забое, значительно повышает безо­ пасность работ и производительность труда.

Стволы шахт и шурфов могут буриться сплошным забоем или кольцевым забоем с обуриванием керна.

Для разведочного дела колонковый способ бурения стволов шахт является перспективным, так как по извлеченному керну можно получить полное представление о физико-механических свойствах горных пород и составить точный геологический разрез.

Мы опишем только три установки для проходки разведочных

шахт: ТМ-2,3 УКБ-3,6 и

установку

РТБ.

§ 1. ПОГРУЖНАЯ

БУРОВАЯ

УСТАНОВКА ТМ-2,3

Особенностью погружной установки ТМ-2,3 является то, что подъем и спуск ее производится на канате, а вращение колонкового снаряда осуществляется электродвигателем, который вмонтирован в герметичном цилиндрическом корпусе (воздушном колпаке), на­ дежно защищающем двигатель и редуктор от жидкости, наполня­ ющей скважину.

Основные узлы установки ТМ-2,3

следующие (рис. 226):

1.

Стабилизирующее

устройство, сквозь которое

свободно про­

ходит

квадратный полый

хвостовик,

прикрепленный

к

корпусу

 

приводной части

буровой установки

(воздуш­

 

ному

колпаку).

 

 

 

2.Приводной узел установки, заключенный

вгерметичном корпусе, состоящий из элек­

 

 

8

тродвигателя

и

редуктора.

К

нижней части

 

 

редуктора присоединен пустотелый вал, соеди­

 

 

 

 

 

 

ненный с колонковым

снарядом.

 

 

 

 

 

 

 

3. Колонковый снаряд

(двойной) с буровой

 

 

 

коронкой,

армированной

резцами из твердого

 

 

 

сплава. Над коронкой между наружным и

 

 

 

внутренним цилиндрами вмонтировано устрой­

 

 

 

ство для подрезки и захвата керна.

 

 

 

 

 

■ Б

4. Турбинный

центробежный

насос

для

 

 

 

осуществления местной призабойной

циркуля­

 

 

■ 5

ции. Этот насос получает вращение непосредст­

 

 

венно от

электродвигателя,

минуя

 

понижа­

 

 

 

ющий редуктор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология бурения

 

 

 

 

 

 

 

Бурение скважины установкой ТМ должно

 

 

 

производиться

круглосуточно

без

выходных

 

 

-J

дней, так

как

перерывы

в

бурении

приводят

 

 

к осаждению

шлама

на

забое скважины и не­

 

 

 

 

 

 

обходимости последующей

чистки

его.

 

 

 

 

Буровая бригада

состоит из трех

человек:

 

 

 

сменного бурового мастера высокой квалифи­

 

 

 

кации и двух рабочих. Бурением скважин

 

1 . 11ПИШИ

должен руководить опытный старший буро-

I

вой мастер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед спуском агрегата в скважину произ­

 

 

 

водят осмотр буровой коронки и резцов. Про­

 

 

 

веряют прочность их крепления, состояние

 

 

 

пластинок

твердого сплава. Производят замену

 

 

-/

износившихся

резцов

и

дополнительную

рас­

 

 

чеканку расшатавшихся; проверяют и налажи­

Рис.

226.

Б у р о вая

вают подрезное устройство. Затем проверяют

установка ТМ -2,3.

крепление

деталей стабилизатора

к

тросам,

1 — коронка с

резцами,

на которых они

подвешены.

 

 

 

 

 

2—колонковый

цилиндр,

Во время спуска агрегата в скважину смен­

3 — редуктор, 4 — элек­

лизатор,

в — диафрагма,

ный мастер должен

следить

за

индикатором

тродвигатель, 5

— стаби­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 — квадратная

штанга,

глубины.

Один

из

рабочих

непрерывно наб­

S — шкив, 9 — электро-

людает за равномерностью спуска клинового

 

кабель.

 

 

 

каната — во избежание аварий, могущих

про­

изойти в результате самопроизвольного расклинивания стабилизатора и зависания агрегата в скважине. Для обеспечения беспрепят­



ственного спуска и

подъема агрегата необходимо следить, чтобы

в процессе

бурения

ствол скважины проходился без

сужений.

В начале

бурения

скважины, когда пройдена только

форшахта,.

или когда бурение скважины начинается непосредственно с поверх­ ности, реактивный момент создается с помощью расчалок, опоя­ сывающих стабилизатор и крепящихся к буровой вышке.

После того как скважина пробурена на глубину 8 м, стабилизатор распирается в стенки скважины. Делается это следующим образом: агрегат слегка приподнимают над забоем скважины и клиновым

канатом

при

помощи

ручной лебедки подтягивают клин

кверху

до

отказа.

После

 

этого

ле­

 

 

 

 

 

бедку

с

туго

натянутым

 

 

 

 

 

клиновым

канатом

затор­

 

 

 

 

 

маживают.

 

 

бурения

 

 

 

 

 

В

процессе

 

 

 

 

 

мастер должен

следить за

 

 

 

 

 

показанием

амперметра,

 

 

 

 

 

чтобы не

допускать

дли­

 

 

 

 

 

тельной

 

перегрузки

мо­

 

 

 

 

 

тора. По существу обязан­

 

 

 

 

 

ности сменного мастера во

 

 

 

 

 

время

бурения

сводятся

 

 

 

 

 

к наблюдению

 

за

пока­

 

 

 

 

 

заниями

приборов.

 

 

 

 

 

 

 

Электромотор и редук­

 

 

 

 

 

тор,

находящиеся

в

воз­

 

 

 

 

 

душном колпаке

агрегата,

 

 

 

 

 

защищены от попадания на

Рис.

227. К оронка

погруж ного

снаряда

ТМ

них

раствора

воздушной

с

выдвинутыми

подрезными

канатам и.

 

средой,

сжимаемой

про­

 

при изготовлении агрегата, пред­

мывочным

раствором, поэтому

назначенного для бурения на большую глубину, должна быть соответственно увеличена длина воздушного колпака. На случай

потери герметичности

воздушного колпака за счет неплотности

в болтовых и других

соединениях

агрегат должен быть обору­

дован автоматической

сигнализацией, предупреждающей о возмож­

ном затоплении мотора. Простейшая

сигнализация устраивается

с помощью четырехжилъного силового кабеля, три жилы которого подключают к трем фазам мотора, а конец четвертой жилы оголяют и свободно спускают его на 30 см ниже редуктора. Когда при утечке воздуха уровень промывочной жидкости в воздушном колпаке поднимается до оголенной части жилы кабеля, цепь заземлится, и на пульте управления загорится сигнальная лампочка. По этому сигналу агрегат поднимают на поверхность для осмотра.

При бурении скважины большого диаметра срыв и заклинка керна является наиболее ответственной операцией. В буровых агрегатах типа ТМ эта операция решена следующим оригинальным образом.


В кольцевом зазоре, защищенном коронкой, размещено подрез­ ное устройство из двух отрезков стального каната, равных примерно полуокружности коронки. На канаты надеты специальные резцы, облегчающие подрезку керна.

После обуривания керна на полную высоту (■—3 м) электродви­ гатель переключают на обратный ход и в работу вступают стальные канаты с резцами, подрезающие керн и удерживающие его при подъеме (рис. 227).

После окончания бурения ствола шахты на заданную глубину, ствол закрепляют металлической крепью.

Характеристика погружной буровой установки ТМ-2,3 при­ ведена в табл. 40.

Проектно-расчетная скорость бурения ствола шахты —200 м в месяц.

Следует отметить, что область применения буровой установки типа ТМ ограничивается крепостью горных пород и трудностью обеспечения герметичной защиты электродвигателя при большой

глубине

ствола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 40

 

Т ехническая

х ар ак тер и сти к а колонковы х

установок

 

 

дл я бурен и я

ш ах т и

глубоких

ш урф ов

 

 

Показатели

 

 

 

 

У К Б -3,6,

ТМ-2,3

 

 

 

 

 

У К Б -3.6Р

Глубина бурения, м ...................................................................

 

 

 

 

 

 

300—500

400

Диаметр

ствола, м

 

 

 

 

 

 

3,6

2,3

в ч е р н е ....................................................................................

 

 

 

 

 

 

в свету ................................................................................

 

 

 

 

 

 

3,2

2,0

Разбуриваемая площадь кольца,

%

...............................

 

 

25—30

25

Диаметр

керна, м ...................................................................

 

 

 

 

 

 

3 ,0 4 -3 ,1 0

2,03

Высота керна, м .......................................................................

 

 

 

 

 

 

4,95—5,3

3,0

Вес керна, т ................................................................................

 

 

 

 

 

 

до 100

до 25

Наибольш ий крутящ ий момент на

роторе,

тс-м . .

.

20

■Скорость вращ ения ротора,

о б /м и н ....................................

 

 

10—35

6,5

Грузоподъемность талевой

системы,

т ...........................

 

 

250

Установленная мощность электродвигателя,

кВ т .

.

1500

300

-Одновременно потребляемая мощность, кВ т . . . .

 

600—750

240

Общий вес установки,

т

......................................................

 

 

 

 

640—1000

90

 

§ 2.

БУ РО В А Я

УСТАНОВКА

У К Б -3 ,6

 

Установка колонкового бурения УКБ-3,6 предназначена для бурения вертикальных шахт диаметром 3,6 м вчерне глубиной до 500 м в мягких и средней крепости породах.

Буровая установка УКБ-3,6 (рис. 228) состоит из следующих ■основных частей: металлической трубчатой вышки, подъемной лебедки ■с талевой системой, ротора для вращения буровой колонны со сна­ рядом; двух колонковых буровых снарядов; оборудования для


Рис. 228. Общ ий вид буровой установки

УКБ-3,6.

1 — буровой колонковый снаряд, 2 — колонна бу­ рильных труб, 3 — сило­

вой

привод

ротора,

4

самоходная

 

платформа

для

бурового

снаряда,

5 — ротор,

в

— ведущая

квадратная

труба,

7

буровая вышка, 8 — бу­ ровой механический ключ для свинчивания и развинчивания буриль­ ных труб, 9 — лебедка, 10 — силовой привод ле­ бедки, 11 — раздвижная платформа, позволяющая вскрыть ствол скважи­ ны — шахты для про­ пуска колонкового сна­ ряда, 12 — самоходная платформа для кернов.

транспортировки буровых снарядов и керна; оборудования для очистки и подачи промывочного раствора; устройства для спуска в ствол железобетонных колец и оборудования для тампонажа закрепленного пространства.

Техническая характеристика буровой установки дана в табл. 40.

Рис. 220. Схема шарошечного колонкового снаряда для бурения стволов диаметром 3,6 м.

а — в процессе бурения; б — в процессе подрезки керна.

Буровая установка УКБ-3,6 механизирует все основные про­

ходческие

операции

и освобождает человека от работы в стволе

при

его

проходке.

Управление всеми механизмами расположено

на

поверхности.

 

В породах средней крепости и крепких бурение ствола произво­ дится колонковым способом с разрушением 25—30% объема породы по контуру ствола и извлечением на поверхность остальной части породы в виде керна.

Бурение кольцевым забоем позволяет увеличивать удельные нагрузки на породоразрушающий инструмент, что обеспечивает более высокую механическую скорость бурения и снижает затраты энергии на разрушение породы по сравнению с бурением сплошным забоем.