ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
Г Л А В А XXIV
ПРОХОДКА РАЗВЕДОЧНЫХ ШУРФОВ И ШАХТ БУРЕНИЕМ
Введение
Бурение стволов разведочных шурфов и шахт является прогрес сивным способом производства проходческих работ. Бурение по зволяет комплексно механизировать все операции по проведению стволов и максимально их автоматизировать.
Двигатель буровой установки размещается или на поверхности земли (агрегаты УКБ) или в призабойной части ствола шахты (пог ружные агрегаты типа ТМ, турбобуры установки РТБ).
Бурение стволов шахт освобождает проходчиков от тяжелого и опасного труда в обводненном забое, значительно повышает безо пасность работ и производительность труда.
Стволы шахт и шурфов могут буриться сплошным забоем или кольцевым забоем с обуриванием керна.
Для разведочного дела колонковый способ бурения стволов шахт является перспективным, так как по извлеченному керну можно получить полное представление о физико-механических свойствах горных пород и составить точный геологический разрез.
Мы опишем только три установки для проходки разведочных
шахт: ТМ-2,3 УКБ-3,6 и |
установку |
РТБ. |
§ 1. ПОГРУЖНАЯ |
БУРОВАЯ |
УСТАНОВКА ТМ-2,3 |
Особенностью погружной установки ТМ-2,3 является то, что подъем и спуск ее производится на канате, а вращение колонкового снаряда осуществляется электродвигателем, который вмонтирован в герметичном цилиндрическом корпусе (воздушном колпаке), на дежно защищающем двигатель и редуктор от жидкости, наполня ющей скважину.
Основные узлы установки ТМ-2,3 |
следующие (рис. 226): |
||||
1. |
Стабилизирующее |
устройство, сквозь которое |
свободно про |
||
ходит |
квадратный полый |
хвостовик, |
прикрепленный |
к |
корпусу |
|
приводной части |
буровой установки |
(воздуш |
||
|
ному |
колпаку). |
|
|
|
2.Приводной узел установки, заключенный
вгерметичном корпусе, состоящий из элек
|
|
■ 8 |
тродвигателя |
и |
редуктора. |
К |
нижней части |
|||||||
|
|
редуктора присоединен пустотелый вал, соеди |
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
ненный с колонковым |
снарядом. |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
3. Колонковый снаряд |
(двойной) с буровой |
||||||||||
|
|
|
коронкой, |
армированной |
резцами из твердого |
|||||||||
|
|
|
сплава. Над коронкой между наружным и |
|||||||||||
|
|
|
внутренним цилиндрами вмонтировано устрой |
|||||||||||
|
|
|
ство для подрезки и захвата керна. |
|
|
|
||||||||
|
|
■ Б |
4. Турбинный |
центробежный |
насос |
для |
||||||||
|
|
|
осуществления местной призабойной |
циркуля |
||||||||||
|
|
■ 5 |
ции. Этот насос получает вращение непосредст |
|||||||||||
|
|
венно от |
электродвигателя, |
минуя |
|
понижа |
||||||||
|
|
|
ющий редуктор. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Технология бурения |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Бурение скважины установкой ТМ должно |
|||||||||||
|
|
|
производиться |
круглосуточно |
без |
выходных |
||||||||
|
|
-J |
дней, так |
как |
перерывы |
в |
бурении |
приводят |
||||||
|
|
к осаждению |
шлама |
на |
забое скважины и не |
|||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
обходимости последующей |
чистки |
его. |
|
||||||||
|
|
|
Буровая бригада |
состоит из трех |
человек: |
|||||||||
|
|
|
сменного бурового мастера высокой квалифи |
|||||||||||
|
|
|
кации и двух рабочих. Бурением скважин |
|||||||||||
|
1 . 11ПИШИ |
должен руководить опытный старший буро- |
||||||||||||
I |
вой мастер. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Перед спуском агрегата в скважину произ |
|||||||||||
|
|
|
водят осмотр буровой коронки и резцов. Про |
|||||||||||
|
|
|
веряют прочность их крепления, состояние |
|||||||||||
|
|
|
пластинок |
твердого сплава. Производят замену |
||||||||||
|
|
-/ |
износившихся |
резцов |
и |
дополнительную |
рас |
|||||||
|
|
чеканку расшатавшихся; проверяют и налажи |
||||||||||||
Рис. |
226. |
Б у р о вая |
вают подрезное устройство. Затем проверяют |
|||||||||||
установка ТМ -2,3. |
крепление |
деталей стабилизатора |
к |
тросам, |
||||||||||
1 — коронка с |
резцами, |
на которых они |
подвешены. |
|
|
|
|
|
||||||
2—колонковый |
цилиндр, |
Во время спуска агрегата в скважину смен |
||||||||||||
3 — редуктор, 4 — элек |
||||||||||||||
лизатор, |
в — диафрагма, |
ный мастер должен |
следить |
за |
индикатором |
|||||||||
тродвигатель, 5 |
— стаби |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 — квадратная |
штанга, |
глубины. |
Один |
из |
рабочих |
непрерывно наб |
||||||||
S — шкив, 9 — электро- |
людает за равномерностью спуска клинового |
|||||||||||||
|
кабель. |
|||||||||||||
|
|
|
каната — во избежание аварий, могущих |
про |
изойти в результате самопроизвольного расклинивания стабилизатора и зависания агрегата в скважине. Для обеспечения беспрепят
ственного спуска и |
подъема агрегата необходимо следить, чтобы |
||
в процессе |
бурения |
ствол скважины проходился без |
сужений. |
В начале |
бурения |
скважины, когда пройдена только |
форшахта,. |
или когда бурение скважины начинается непосредственно с поверх ности, реактивный момент создается с помощью расчалок, опоя сывающих стабилизатор и крепящихся к буровой вышке.
После того как скважина пробурена на глубину 8 м, стабилизатор распирается в стенки скважины. Делается это следующим образом: агрегат слегка приподнимают над забоем скважины и клиновым
канатом |
при |
помощи |
ручной лебедки подтягивают клин |
кверху |
до |
||||||||
отказа. |
После |
|
этого |
ле |
|
|
|
|
|
||||
бедку |
с |
туго |
натянутым |
|
|
|
|
|
|||||
клиновым |
канатом |
затор |
|
|
|
|
|
||||||
маживают. |
|
|
бурения |
|
|
|
|
|
|||||
В |
процессе |
|
|
|
|
|
|||||||
мастер должен |
следить за |
|
|
|
|
|
|||||||
показанием |
амперметра, |
|
|
|
|
|
|||||||
чтобы не |
допускать |
дли |
|
|
|
|
|
||||||
тельной |
|
перегрузки |
мо |
|
|
|
|
|
|||||
тора. По существу обязан |
|
|
|
|
|
||||||||
ности сменного мастера во |
|
|
|
|
|
||||||||
время |
бурения |
сводятся |
|
|
|
|
|
||||||
к наблюдению |
|
за |
пока |
|
|
|
|
|
|||||
заниями |
приборов. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Электромотор и редук |
|
|
|
|
|
||||||||
тор, |
находящиеся |
в |
воз |
|
|
|
|
|
|||||
душном колпаке |
агрегата, |
|
|
|
|
|
|||||||
защищены от попадания на |
Рис. |
227. К оронка |
погруж ного |
снаряда |
ТМ |
||||||||
них |
раствора |
воздушной |
с |
выдвинутыми |
подрезными |
канатам и. |
|
||||||
средой, |
сжимаемой |
про |
|
при изготовлении агрегата, пред |
|||||||||
мывочным |
раствором, поэтому |
назначенного для бурения на большую глубину, должна быть соответственно увеличена длина воздушного колпака. На случай
потери герметичности |
воздушного колпака за счет неплотности |
|
в болтовых и других |
соединениях |
агрегат должен быть обору |
дован автоматической |
сигнализацией, предупреждающей о возмож |
|
ном затоплении мотора. Простейшая |
сигнализация устраивается |
с помощью четырехжилъного силового кабеля, три жилы которого подключают к трем фазам мотора, а конец четвертой жилы оголяют и свободно спускают его на 30 см ниже редуктора. Когда при утечке воздуха уровень промывочной жидкости в воздушном колпаке поднимается до оголенной части жилы кабеля, цепь заземлится, и на пульте управления загорится сигнальная лампочка. По этому сигналу агрегат поднимают на поверхность для осмотра.
При бурении скважины большого диаметра срыв и заклинка керна является наиболее ответственной операцией. В буровых агрегатах типа ТМ эта операция решена следующим оригинальным образом.
В кольцевом зазоре, защищенном коронкой, размещено подрез ное устройство из двух отрезков стального каната, равных примерно полуокружности коронки. На канаты надеты специальные резцы, облегчающие подрезку керна.
После обуривания керна на полную высоту (■—3 м) электродви гатель переключают на обратный ход и в работу вступают стальные канаты с резцами, подрезающие керн и удерживающие его при подъеме (рис. 227).
После окончания бурения ствола шахты на заданную глубину, ствол закрепляют металлической крепью.
Характеристика погружной буровой установки ТМ-2,3 при ведена в табл. 40.
Проектно-расчетная скорость бурения ствола шахты —200 м в месяц.
Следует отметить, что область применения буровой установки типа ТМ ограничивается крепостью горных пород и трудностью обеспечения герметичной защиты электродвигателя при большой
глубине |
ствола. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 40 |
|
|
Т ехническая |
х ар ак тер и сти к а колонковы х |
установок |
|
|||||
|
дл я бурен и я |
ш ах т и |
глубоких |
ш урф ов |
|
||||
|
Показатели |
|
|
|
|
У К Б -3,6, |
ТМ-2,3 |
||
|
|
|
|
|
У К Б -3.6Р |
||||
Глубина бурения, м ................................................................... |
|
|
|
|
|
|
300—500 |
400 |
|
Диаметр |
ствола, м |
|
|
|
|
|
|
3,6 |
2,3 |
в ч е р н е .................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|||
в свету ................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
3,2 |
2,0 |
|
Разбуриваемая площадь кольца, |
% |
............................... |
|
|
25—30 |
25 |
|||
Диаметр |
керна, м ................................................................... |
|
|
|
|
|
|
3 ,0 4 -3 ,1 0 |
2,03 |
Высота керна, м ....................................................................... |
|
|
|
|
|
|
4,95—5,3 |
3,0 |
|
Вес керна, т ................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
до 100 |
до 25 |
|
Наибольш ий крутящ ий момент на |
роторе, |
тс-м . . |
. |
20 |
— |
||||
■Скорость вращ ения ротора, |
о б /м и н .................................... |
|
|
10—35 |
6,5 |
||||
Грузоподъемность талевой |
системы, |
т ........................... |
|
|
250 |
— |
|||
Установленная мощность электродвигателя, |
кВ т . |
. |
1500 |
300 |
|||||
-Одновременно потребляемая мощность, кВ т . . . . |
|
600—750 |
240 |
||||||
Общий вес установки, |
т |
...................................................... |
|
|
|
|
640—1000 |
90 |
|
|
§ 2. |
БУ РО В А Я |
УСТАНОВКА |
У К Б -3 ,6 |
|
Установка колонкового бурения УКБ-3,6 предназначена для бурения вертикальных шахт диаметром 3,6 м вчерне глубиной до 500 м в мягких и средней крепости породах.
Буровая установка УКБ-3,6 (рис. 228) состоит из следующих ■основных частей: металлической трубчатой вышки, подъемной лебедки ■с талевой системой, ротора для вращения буровой колонны со сна рядом; двух колонковых буровых снарядов; оборудования для
Рис. 228. Общ ий вид буровой установки
УКБ-3,6.
1 — буровой колонковый снаряд, 2 — колонна бу рильных труб, 3 — сило
вой |
привод |
ротора, |
4 — |
|
самоходная |
|
платформа |
||
для |
бурового |
снаряда, |
||
5 — ротор, |
в |
— ведущая |
||
квадратная |
труба, |
7 — |
буровая вышка, 8 — бу ровой механический ключ для свинчивания и развинчивания буриль ных труб, 9 — лебедка, 10 — силовой привод ле бедки, 11 — раздвижная платформа, позволяющая вскрыть ствол скважи ны — шахты для про пуска колонкового сна ряда, 12 — самоходная платформа для кернов.
транспортировки буровых снарядов и керна; оборудования для очистки и подачи промывочного раствора; устройства для спуска в ствол железобетонных колец и оборудования для тампонажа закрепленного пространства.
Техническая характеристика буровой установки дана в табл. 40.
Рис. 220. Схема шарошечного колонкового снаряда для бурения стволов диаметром 3,6 м.
а — в процессе бурения; б — в процессе подрезки керна.
Буровая установка УКБ-3,6 механизирует все основные про
ходческие |
операции |
и освобождает человека от работы в стволе |
|
при |
его |
проходке. |
Управление всеми механизмами расположено |
на |
поверхности. |
|
В породах средней крепости и крепких бурение ствола произво дится колонковым способом с разрушением 25—30% объема породы по контуру ствола и извлечением на поверхность остальной части породы в виде керна.
Бурение кольцевым забоем позволяет увеличивать удельные нагрузки на породоразрушающий инструмент, что обеспечивает более высокую механическую скорость бурения и снижает затраты энергии на разрушение породы по сравнению с бурением сплошным забоем.