Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
|
|
воздух из атмосферы и нагнетает |
|||||||||
|
|
его |
под |
давлением |
1,3- |
105 — |
|||||
|
|
1,5 |
-105 н/м2 |
в цилиндры. Помимо |
|||||||
|
|
использования энергии |
выхлопных |
||||||||
|
|
газов, достоинством |
такой |
системы |
|||||||
|
|
наддува является |
саморегулирова |
||||||||
|
|
ние, заключающееся |
в |
том, |
|
что с |
|||||
|
|
увеличением |
мощности |
двигателя |
|||||||
|
|
соответственно возрастает давление |
|||||||||
|
|
отработавших |
газов, а следователь |
||||||||
|
|
но, |
и число |
оборотов |
газотурбо |
||||||
|
|
воздуходувки. При этом возрастает |
|||||||||
|
|
количество подаваемого |
ею возду |
||||||||
|
|
ха |
(см. гл. X I , § |
82). |
|
|
|
|
|||
|
|
|
В двухтактных двигателях тур |
||||||||
|
|
бонагнетатель |
должен иметь |
более |
|||||||
|
|
высокую |
производительность, |
чем |
|||||||
|
|
в четырехтактных, |
так |
как |
при |
||||||
Рис. 38. Схема |
газотурбинного над |
продувке часть возду ха проходит в |
|||||||||
выпускные окна |
и не используется |
||||||||||
дува |
дизеля |
для зарядки цилиндра. Вследствие |
|||||||||
|
|
этого энергии |
отработавших |
|
газов |
оказывается недостаточно для привода воздуходувки, особенно при запуске двигателя и малых нагрузках.
С учетом этого в двухтактных двигателях применяются воздухо дувки с приводом от вала двигателя или газотурбинная воздуходувка производит только частичное сжатие воздуха (первая ступень), после чего воздух дожимается воздуходувкой, приводимой от вала двигателя (вторая ступень).
§ 26. Тепловой баланс и к. п. д. двигателя
Работа реального двигателя неизбежно сопровождается различ ными тепловыми потерями. Если теплоту сгорания топлива Qft рас сматривать как тепло, затраченное на действие двигателя, то на осно вании закона сохранения энергии можно написать
Qe = Qe "Т" Qoxn ~f~ Qyx ~Ь QXhm ~Ь Qnpo4-
Это равенство называется уравнением теплового баланса двига
теля. |
В уравнение входят: |
|
|
Qe |
— тепло, |
превращенное в эффективную работу; |
|
Фохл — потеря |
тепла на охлаждение |
двигателя; |
|
Qyx |
— потеря |
тепла, унесенного горячими отработавшими газами; |
|
Фхим — потеря |
тепла вследствие химической неполноты сгорания |
||
|
топлива |
(образование сажи, |
окиси углерода); |
Q n p o 4 |
— прочие потери (утечка топлива через неплотности топливной |
||
|
системы, трение в наружных |
подшипниках). |
66
Слагаемые теплового баланса могут быть определены при испыта нии двигателя.
Для анализа тепловых потерь более удобно выражать их не в аб
солютных единицах, т. е. в кдж/кг, |
а в процентах от затрачиваемого |
|||
тепла: |
|
|
|
|
- ^ 1 0 0 ^ ; |
^ L 1 0 0 = W |
> |
^ - Ю 0 = </у х ; |
|
5^™ |
100 = а • |
Q n p |
° 4 |
100 |
Уравнение теплового баланса в этом случае принимает вид
<7е + Voxл + <7ух + <7хим + <7проЧ = Ю0.
Примерные средние значения отдельных слагаемых теплового ба ланса при полной мощности составляют для дизеля (в % ) :
|
|
|
qe = 30-45; |
qoxn |
= |
|
15-35; |
|
|
|
||||||
|
|
<7ух = 25-45; |
|
q x |
m |
= |
0 - 5 ; |
qnV04 |
|
= 2 - 5 . |
|
|
|
|||
|
Для карбюраторного двигателя |
(в % ) : <?е |
= |
16—28; |
|
|
||||||||||
|
|
|
9 о х л = |
12-20; |
9 у х |
= |
30-55; |
|
|
|
||||||
|
Величина qe, |
<7х.ш = |
|
° ^ - 4 5 |
; |
<7проч = |
3 - 8 . |
|
|
|
||||||
|
выраженная |
в долях |
единицы, дает |
э ф ф е к т и в - |
||||||||||||
н ы й к. п. д. двигателя: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
^ |
= |
i 6 0 0 |
|
|
|
|
|
( |
1 } |
|
|
|
|
1 |
е |
|
100 |
|
beQP |
|
|
|
|
|
V |
' |
|
где |
be |
— удельный расход топлива на 1 эффективный квт-ч в |
кг/квт-ч. |
|||||||||||||
|
При измерении Ье в кг/л.с.-ч |
и Q в ккал/кг |
формула |
(61) получает |
||||||||||||
вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Т ^ р - - |
|
|
|
|
|
|
(62) |
||||
|
Формула (62) получается из следующих |
рассуждений: |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Qe |
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
Qe |
— тепло, |
превращенное |
в эффективную |
работу; |
|
|
|
||||||||
|
QT |
— тепло, выделившееся |
при полном сгорании топлива. |
|
||||||||||||
|
Если дизель расходует в час В кг топлива, развивая при |
этом эф |
||||||||||||||
фективную мощность N е л. с, то полезная |
|
работа, приходящаяся на |
||||||||||||||
1 кг топлива, будет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
л |
|
75-ЗбООЛ^е |
|
, |
кг, |
|
|
|
|
||||
|
|
|
О — |
|
В |
|
-кгс-м |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3* |
67 |
а в тепловых единицах
Израсходованное тепло QT Ql ккал/кг. Таким образом, г|е =
_ 75-360(We 632УУе
~427BQP ~ SQP
Отношение ^г- = bе кг/л.с.-ч представляет собой удельный расход топлива, поэтому окончательно получаем
632
11е =
Отношение эффективного к. п. д. к термическому к. п. д. идеаль ного цикла
называется о т н о с и т е л ь н ы м э ф ф е к т и в н ы м к. |
п. д. |
двигателя. |
|
Эффективный к. п. д. и соответствующий ему удельный |
расход |
топлива Ье для различных типов двигателей имеют следующие при
мерные значения |
при полной |
мощности: |
|
|||
у |
дизелей 6 е |
= |
190-7-280 |
г/квт-ч; т)е = |
0,45-7-0,30; у карбюра |
|
торных |
двигателей |
Ье — ЗОО-г-400 г/квт-ч; |
це — 0,28-7-0,16. |
|||
При |
уменьшении |
нагрузки |
двигателя его экономические показа |
|||
тели |
существенно |
ухудшаются. |
|
|||
На рис. 39 показаны примерные кривые |
изменения часового рас |
хода топлива В, удельного расхода топлива Ье и эффективного к. п. д. дизеля в зависимости от мощности N е . Из рассмотрения этих графиков вытекают следующие общие закономерности.
При уменьшении нагрузки, а следовательно, развиваемой двига
телем |
эффективной |
мощности |
часовой |
расход |
топлива |
уменьшается |
||||
|
|
|
|
до |
некоторого |
минимального |
||||
|
|
|
|
значения |
В х , |
соответствующего |
||||
|
|
|
|
полностью снятой |
нагрузке (хо |
|||||
|
|
|
|
лостой ход). Отношение расхода |
||||||
|
|
|
|
топлива при |
холостом |
ходе Вх |
||||
|
|
|
|
к |
расходу |
топлива |
при полной- |
|||
|
|
|
|
нагрузке |
Вн |
|
|
|
||
|
|
|
|
называется к о э ф ф и ц и е н т о м |
||||||
|
|
|
|
х о л о с т о г о р а с х о д а и б ы в а |
||||||
Рис. |
39. Зависимости |
.расхода топли |
ет у дизелей |
средней мощности |
||||||
0,1—0,2, |
а |
у дизелей |
малой |
|||||||
ва и |
эффективного |
к. п. д. от |
на |
|||||||
|
грузки |
|
мощности |
значительно |
больше. |
68
Удельный расход топлива bе по мере уменьшения нагрузки сначала несколько уменьшается, а при дальнейшем снижении нагрузки все более и более увеличивается. Эффективная мощность, при которой удельный расход топлива оказывается наименьшим, называется эко номической. Чаще всего у дизелей экономическая мощность состав ляет 0,8—0,9 полной, т. е. номинальной, мощности N е в .
Эффективный к. п. д. двигателя имеет наибольшее значение при экономической мощности JVe3.
При холостом ходе он всегда равен нулю.
Г л а в а |
IV |
ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ |
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ |
§ 27. Виды топлива для двигателей внутреннего сгорания и процесс горения
Двигатели внутреннего сгорания работают только на жидком и газообразном топливе. Жидкое топливо является продуктом перера ботки натуральной нефти. По мере нагревания нефти при атмосфер ном давлении из нее последовательно выделяются фракции: бензин, тяжелый бензин, или лигроин, керосин, газойль и соляр. Путем даль нейшей обработки и очистки газойля, а также соляра получается д и - з е л ь н о е т о п л и в о .
Мазут, полученный в качестве остатка при прямой перегонке неф ти, подвергается дополнительной химической переработке под высо ким давлением (крекинг-процесс), в результате чего дополнительно получаются светлые нефтепродукты: крекинг-бензин, крекинг-керо син, дизельное топливо.
В качестве топлива для дизелей используются высококипящие фракции прямой перегонки нефти, а также продукты крекинг-процесса.
Для |
тихоходных дизелей используется |
преимущественно |
тяжелое |
и более |
вязкое топливо (моторное), для |
прочих — более |
легкое и |
менее вязкое топливо (дизельное). Для карбюраторных двигателей топ ливом служит бензин, обладающий хорошей испаряемостью при обыч ных температурах. При низкой степени сжатия применяется также лигроин и керосин.
Жидкое топливо представляет собой смесь различных по своим свойствам химических соединений, в состав которых входит углерод С, водород Н, кислород О и сера S. При наличии влаги Н 2 0 процентное содержание последней по весу обозначается W. Таким образом, в об щем случае элементарный состав жидкого топлива, выраженный про центным содержанием его элементов по весу, определяется уравнением
C + H + 0 + S + W = 100%.
.69