Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Нетрудно убедиться в том, что эффективный крутящий момент у каждого данного двигателя пропорционален среднему эффективному давлению. Работа, получаемая на валу от действия каждого цилиндра двигателя за одну минуту, будет L e кп, где к — коэффициент тактности
двигателя; |
п — частота вращения |
коленчатого вала, |
об/мин. Работа |
|
от каждого цилиндра в одну секунду будет |
. |
|
||
Мощность в лошадиных силах, возникающая |
на валу от действия |
|||
каждого |
цилиндра,- составит |
• Подставляя из |
формулы (54) |
L e = PeVh и учитывая число цилиндров двигателя z, получаем общую мощность на валу двигателя (эффективная мощность) в л. с.
дг _ peVhKttz
е60-75
Если произведение рабочего объема цилиндра на число цилиндров Vhz = Vh0 выразить в литрах (литраж двигателя), а среднее эффектив ное давление — в кгс/см2, то формула получает вид
iV„ |
= ре -10*УЛ о п/с |
с |
103-60-75 |
или окончательно
Ne |
Ре Vho |
пк |
(55) |
= , c |
. |
||
е |
450 |
|
4 ' |
Следует отметить, что коэффициент тактности к для четырехтакт ных двигателей всегда равен 0,5, так как число рабочих циклов в два раза меньше числа оборотов вала. Для двухтактных двигателей к = 1.
Вмеждународной системе единиц измерения СИ, когда ре выражено
вн/ж2 ,
|
peVh пк |
|
е |
6-107 |
' |
|
Как |
известно |
из механики, |
связь |
между |
крутящим моментом |
|||||
в |
кгс • м |
и мощностью в л. с. |
определяется |
соотношением |
М |
= |
|||||
= |
716-^ или N = ^ |
• Сравнивая это выражение с формулой мощности |
|||||||||
(55), получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Ме п _ |
Ре Vha |
п |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
716 _ |
450 |
|
' |
|
|
|
|
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A f e = l,59V f c 0 K p e . |
|
|
(57) |
|
|||
|
Учитывая, |
что для каждого |
данного |
двигателя значения |
Vh0 |
и |
|||||
к постоянны, |
и обозначая константу |
1,59 |
Vh„ к = С м , получаем |
|
Ме = Сире.
61
Эффективный крутящий момент Ме или пропорциональное ему среднее эффективное давление р е служат критерием н а г р у з о ч н о г о р е ж и м а р а б о т ы д в и г а т е л я , число же оборотов п вала является критерием с к о р о с т н о г о р е ж и м а .
У современных дизелей, применяемых на рефрижераторных по ездах и секциях, среднее эффективное давление при номинальной
нагрузке обычно бывает |
в пределах 5,2—5,5 кгс/см2 |
(без наддува). |
||
|
Пример. Определить эффективный крутящий |
момент, развиваемый шести |
||
цилиндровым четырехтактным двигателем, имеющим диаметры |
цилиндров D — |
|||
= |
120 мм и ход поршней S = |
140 мм при среднем |
эффективном |
давлении ре ---- |
= |
5,45 кгс/см2. |
|
|
|
Решение. Литраж двигателя
Крутящий момент
Ме = 1,59 УЛо кре = 1,59-9,5-0,5-5,45 = 41 кгс-м.
§23. Среднее индикаторное давление
ииндикаторная мощность
При передаче работы, получаемой |
в цилиндре от действия газов |
на поршень (индикаторная работа), |
на коленчатый вал двигателя |
неизбежны потери на трение в механизме и затрата работы на привод
вспомогательных устройств. |
Вследствие этого |
Le<CLi, |
где L t — внут |
|
ренняя, или и н д и к а т о |
р н а я , |
р а б о |
т а за |
один рабочий |
цикл. Отношение индикаторной работы к рабочему объему цилиндра называется с р е д н и м и н д и к а т о р н ы м д а в л е н и е м .
В
——1мм |
= /77 'им3 |
Рис. 37. Индикаторная диаграмма
представляет |
собой |
м е- |
х а н и ч е с к и й |
к о |
|
э ф ф и ц и е н т |
п о |
|
л е з н о г о |
д е й с т в и я |
|
д в и г а т е л я и |
бы |
вает обычно в пределах 0,75 — 0,85 при номи нальной нагрузке, пони жаясь с ее уменьшением.
Среднее индикатор ное давление может быть найдено по индикатор ной диаграмме (рис. 37).
62
Обозначая масштабы давления т и объема индикаторной диаг раммы, имеем L | = \ттх и Vh = ltnx, где / — площадь индикаторной диаграммы; / — длина основания индикаторной диаграммы.
Таким |
образом, |
|
|
|
|
L ; |
|
fmtn-, |
f |
|
Pi = — = |
= — т, |
||
|
Vh |
|
Inix |
I |
|
или pt |
— hcvm, |
(58) |
|
где /гс р = -у — средняя высота |
индикаторной диаграммы. |
|||
Отсюда |
следует, что среднее |
индикаторное давление определяется |
средней высотой индикаторной диаграммы, т. е. высотой прямоуголь ника, равновеликого индикаторной диаграмме и имеющего одинако вое с ней основание. При вычислении рг по индикаторной диаграмме площадь ее / в мм2 находится планиметрированием, длина основа ния / измеряется в миллиметрах.
При вычислении р г без помощи планиметра пользуются следующим приближенным методом.
Основание индикаторной диаграммы делят на десять равных ча стей и через точки деления проводят вертикали. Дополнительно к это му проводят вертикали АВ и CD, отступая от концов основания диаг-
раммы на одну четверть отрезка |
. Затем измеряют в миллиметрах |
обозначенные через у0, уъ у2, |
у9 и у10 отрезки вертикалей, заклю |
ченные между верхней и нижней ветвями диаграммы. Среднее инди каторное давление подсчитывается по формуле
Во всех приведенных выше формулах масштаб давления т должен иметь размерность н/м2/мм или кгс/см2/мм.
Действительная мощность, развиваемая газом внутри цилиндра, называется внутренней, или индикаторной, мощностью.
L;iz |
1 A d Vh |
пкг |
N, = —— |
= Р-, - 104 • — |
. |
60-75 |
103 |
60-75 |
Имея в виду, что Vh z = V^, получаем окончательно
N. = |
PiVh |
пк |
(59) |
|
к |
л. с. |
|||
' 4 |
5 0 |
|
V |
' |
Вэтой формуле pt имеет размерность в кгс/см2, V/,0—в л. Эффективная мощность будет
Ne = Ntr\M.
Пример. Площадь индикаторной диаграммы, снятой с одного из цилиндров четырехтактного четырехцилиндрового двигателя, /=340 мм2. Длина основания диаграммы / = 70 мм. 1 мм ее высоты соответствует 1,4 кгс/см2-мм. Определить индикаторную мощность двигателя, если частота вращения вала п = 750 об/мин. Диаметр цилиндров двигателя D = 180 мм, ход поршней S = 220 мм.
63
Решение. Средняя высота индикаторной диаграммы
f340
/г с р = — = — = 4,86 мм.
|
Среднее |
индикаторное |
давление |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Pi = Л с р |
т = 4,86-1,4=6,8 |
кгс/сж2 . |
|
|||
|
Литраж |
двигателя |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
я Р » 5 |
3,14.1,8^-2,2 |
|
|
\ |
||
|
|
|
Vf c |
= |
z = |
|
4 |
= 22,4 л. |
||
|
|
|
"а |
4 |
|
|
4 |
|
' |
|
|
Индикаторная |
мощность |
|
|
|
|
|
|||
|
|
„ |
PiVhanK |
|
6,8.22,4.750-0,5 |
|
|
|||
|
|
7V; = |
450 |
= |
450 |
= |
127 л. |
с. |
||
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||
При |
механическом |
к. п. д. двигателя г\м = 0,8 |
среднее |
эффективное давление |
||||||
Ре = |
РгЧм ~ |
6,8-0,8 = |
5,45 |
кгс/см2, |
что обеспечит крутящий момент на валу |
|||||
двигателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ме |
= 1,59 VhoKpe |
= |
1,59 |
• 22,4 • 0,5 • 5,45 = |
97 кгс • м. |
При более точных испытаниях и регулировках многоцилиндровых двигателей следует снимать индикаторные диаграммы с каждого ци линдра в отдельности в целях проверки идентичности их работы.
С учетом возможного различия в действии отдельных цилиндров индикаторная мощность в л. с. может быть найдена более точно по формуле
tfi=w + ( 6 0 )
Практически об идентичности работы цилиндров многоцилиндро вого двигателя часто судят по температурам выхлопных газов, которые для отдельных цилиндров не должны значительно различаться. Сле дует, однако, заметить, что этот примитивный способ далеко не гаран тирует правильного контроля за распределением мощности между цилиндрами двигателя. Только путем индицирования отдельных ци линдров с последующим определением средних индикаторных давле ний можно выявить фактическую мощность, развиваемую газами в том или другом цилиндре. С этой целью разработаны приборы, поз воляющие снимать индикаторные диаграммы с двигателей любых типов и характеристик (циклографы, электропневматические индика торы, осциллографы и т. п.). Эти приборы применяются при ремонте и регулировке дизелей.
Ко всему сказанному следует добавить, что среднее индикаторное давление р г , а следовательно, и мощность двигателя изменяются про порционально весовому заряду цилиндра воздухом, который в свою очередь изменяется пропорционально давлению и обратно пропор ционально абсолютной температуре окружающей среды. Вследствие этого при понижении давления окружающего воздуха и повышении его температуры мощность двигателя падает. В паспортных данных обычно указывается номинальная мощность двигателя при нормальных физических условиях окружающей среды (см. § 1).
64
§24. Сопоставление четырехтактных
идвухтактных двигателей
Двухтактный двигатель при одинаковых среднем эффективном дав лении, числе и размерах цилиндров должен развивать удвоенный крутящий момент по сравнению с четырехтактным за счет в два раза большей величины коэффициента тактности к. Следовательно, при одном и том же числе оборотов вала мощность двухтактного двигателя должна быть в два раза больше четырехтактного. В действительности же вследствие использования части хода поршня для продувки ци линдра и худшего наполнения его свежим зарядом мощность двух тактного двигателя обычно больше мощности четырехтактного только в 1,5—1,7 раза.
Двухтактные двигатели отличаются более равномерным вращением вала и требуют меньшего веса маховика; они имеют более простую конструкцию и меньшую стоимость. Кроме того, эти двигатели легче запускаются сжатым воздухом или сжатыми газами сгорания.
К достоинствам четырехтактных двигателей следует отнести мень шую тепловую напряженность рабочих деталей вследствие того, что сгорание происходит только один раз за два оборота вала, лучшую очистку цилиндра от сгоревших газов и лучшее наполнение свежим зарядом воздуха.
В отличие от двухтактного четырехтактный двигатель при внешнем смесеобразовании не имеет утечки горючей смеси через выпускные органы при газообмене, вследствие чего четырехтактный процесс особенно широко применяется в карбюраторных и газовых двигателях.
Дизели выполняются как двухтактными, так и четырехтактными. Большая часть стационарных газовых двигателей и почти все двига тели с внешним смесеобразованием для автомобилей и тракторов вы полняются четырехтактными.
§ 25. Применение наддува
Мощность двигателя в значительной мере зависит от давления в начале сжатия. В четырехтактных двигателях при всасывании из
атмосферы это давление бывает 0,85 • 105 — 0,95 |
• 105 н/м2, |
а в двух |
тактных составляет обычно 1,05 • 105 — 1,1 • 105 |
н/м2. |
|
За последнее время все большее применение |
получают |
двигатели |
с принудительным наполнением цилиндра воздухом повышенного давления, что называется н а д д у в о м .
В четырехтактных двигателях для привода воздушного нагнетателя обычно используется энергия уходящих газов. При этом отработавшие газы, имеющие в выпускном коллекторе повышенное давление, на правляются в турбину, приводящую в действие центробежную возду ходувку. Схема такого (газотурбинного) наддува четырехтактного двигателя показана на рис. 38. Отработавшие газы из цилиндров / двигателя поступают в газовую турбину 2, а из нее отводятся в атмос феру. Центробежная воздуходувка 3, приводимая турбиной, засасывает
3 Зак. 512 |
65 |