Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нетрудно убедиться в том, что эффективный крутящий момент у каждого данного двигателя пропорционален среднему эффективному давлению. Работа, получаемая на валу от действия каждого цилиндра двигателя за одну минуту, будет L e кп, где к — коэффициент тактности

двигателя;

п — частота вращения

коленчатого вала,

об/мин. Работа

от каждого цилиндра в одну секунду будет

.

 

Мощность в лошадиных силах, возникающая

на валу от действия

каждого

цилиндра,- составит

• Подставляя из

формулы (54)

L e = PeVh и учитывая число цилиндров двигателя z, получаем общую мощность на валу двигателя (эффективная мощность) в л. с.

дг _ peVhKttz

е60-75

Если произведение рабочего объема цилиндра на число цилиндров Vhz = Vh0 выразить в литрах (литраж двигателя), а среднее эффектив­ ное давление — в кгс/см2, то формула получает вид

iV„

= ре -10*УЛ о п/с

с

103-60-75

или окончательно

Ne

Ре Vho

пк

(55)

= , c

.

е

450

 

4 '

Следует отметить, что коэффициент тактности к для четырехтакт­ ных двигателей всегда равен 0,5, так как число рабочих циклов в два раза меньше числа оборотов вала. Для двухтактных двигателей к = 1.

Вмеждународной системе единиц измерения СИ, когда ре выражено

вн/ж2 ,

 

peVh пк

 

е

6-107

'

 

Как

известно

из механики,

связь

между

крутящим моментом

в

кгс • м

и мощностью в л. с.

определяется

соотношением

М

=

=

716-^ или N = ^

• Сравнивая это выражение с формулой мощности

(55), получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ме п _

Ре Vha

п

к

 

 

 

 

 

 

 

 

716 _

450

 

'

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A f e = l,59V f c 0 K p e .

 

 

(57)

 

 

Учитывая,

что для каждого

данного

двигателя значения

Vh0

и

к постоянны,

и обозначая константу

1,59

Vh„ к = С м , получаем

 

Ме = Сире.

61


Эффективный крутящий момент Ме или пропорциональное ему среднее эффективное давление р е служат критерием н а г р у з о ч н о ­ г о р е ж и м а р а б о т ы д в и г а т е л я , число же оборотов п вала является критерием с к о р о с т н о г о р е ж и м а .

У современных дизелей, применяемых на рефрижераторных по­ ездах и секциях, среднее эффективное давление при номинальной

нагрузке обычно бывает

в пределах 5,2—5,5 кгс/см2

(без наддува).

 

Пример. Определить эффективный крутящий

момент, развиваемый шести­

цилиндровым четырехтактным двигателем, имеющим диаметры

цилиндров D —

=

120 мм и ход поршней S =

140 мм при среднем

эффективном

давлении ре ----

=

5,45 кгс/см2.

 

 

 

Решение. Литраж двигателя

Крутящий момент

Ме = 1,59 УЛо кре = 1,59-9,5-0,5-5,45 = 41 кгс-м.

§23. Среднее индикаторное давление

ииндикаторная мощность

При передаче работы, получаемой

в цилиндре от действия газов

на поршень (индикаторная работа),

на коленчатый вал двигателя

неизбежны потери на трение в механизме и затрата работы на привод

вспомогательных устройств.

Вследствие этого

Le<CLi,

где L t — внут­

ренняя, или и н д и к а т о

р н а я ,

р а б о

т а за

один рабочий

цикл. Отношение индикаторной работы к рабочему объему цилиндра называется с р е д н и м и н д и к а т о р н ы м д а в л е н и е м .

В

——1мм

= /77 'им3

Рис. 37. Индикаторная диаграмма

представляет

собой

м е-

х а н и ч е с к и й

к о ­

э ф ф и ц и е н т

п о ­

л е з н о г о

д е й с т в и я

д в и г а т е л я и

бы­

вает обычно в пределах 0,75 — 0,85 при номи­ нальной нагрузке, пони­ жаясь с ее уменьшением.

Среднее индикатор­ ное давление может быть найдено по индикатор­ ной диаграмме (рис. 37).

62


Обозначая масштабы давления т и объема индикаторной диаг­ раммы, имеем L | = \ттх и Vh = ltnx, где / — площадь индикаторной диаграммы; / — длина основания индикаторной диаграммы.

Таким

образом,

 

 

 

 

L ;

 

fmtn-,

f

 

Pi = — =

= — т,

 

Vh

 

Inix

I

 

или pt

— hcvm,

(58)

где /гс р = -у — средняя высота

индикаторной диаграммы.

Отсюда

следует, что среднее

индикаторное давление определяется

средней высотой индикаторной диаграммы, т. е. высотой прямоуголь­ ника, равновеликого индикаторной диаграмме и имеющего одинако­ вое с ней основание. При вычислении рг по индикаторной диаграмме площадь ее / в мм2 находится планиметрированием, длина основа­ ния / измеряется в миллиметрах.

При вычислении р г без помощи планиметра пользуются следующим приближенным методом.

Основание индикаторной диаграммы делят на десять равных ча­ стей и через точки деления проводят вертикали. Дополнительно к это­ му проводят вертикали АВ и CD, отступая от концов основания диаг-

раммы на одну четверть отрезка

. Затем измеряют в миллиметрах

обозначенные через у0, уъ у2,

у9 и у10 отрезки вертикалей, заклю­

ченные между верхней и нижней ветвями диаграммы. Среднее инди­ каторное давление подсчитывается по формуле

Во всех приведенных выше формулах масштаб давления т должен иметь размерность н/м2/мм или кгс/см2/мм.

Действительная мощность, развиваемая газом внутри цилиндра, называется внутренней, или индикаторной, мощностью.

L;iz

1 A d Vh

пкг

N, = ——

= Р-, - 104 • —

.

60-75

103

60-75

Имея в виду, что Vh z = V^, получаем окончательно

N. =

PiVh

пк

(59)

к

л. с.

' 4

5 0

 

V

'

Вэтой формуле pt имеет размерность в кгс/см2, V/,0—в л. Эффективная мощность будет

Ne = Ntr\M.

Пример. Площадь индикаторной диаграммы, снятой с одного из цилиндров четырехтактного четырехцилиндрового двигателя, /=340 мм2. Длина основания диаграммы / = 70 мм. 1 мм ее высоты соответствует 1,4 кгс/см2-мм. Определить индикаторную мощность двигателя, если частота вращения вала п = 750 об/мин. Диаметр цилиндров двигателя D = 180 мм, ход поршней S = 220 мм.

63


Решение. Средняя высота индикаторной диаграммы

f340

/г с р = — = — = 4,86 мм.

 

Среднее

индикаторное

давление

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi = Л с р

т = 4,86-1,4=6,8

кгс/сж2 .

 

 

Литраж

двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я Р » 5

3,14.1,8^-2,2

 

 

\

 

 

 

Vf c

=

z =

 

4

= 22,4 л.

 

 

 

4

 

 

4

 

'

 

 

Индикаторная

мощность

 

 

 

 

 

 

 

PiVhanK

 

6,8.22,4.750-0,5

 

 

 

 

7V; =

450

=

450

=

127 л.

с.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

При

механическом

к. п. д. двигателя г\м = 0,8

среднее

эффективное давление

Ре =

РгЧм ~

6,8-0,8 =

5,45

кгс/см2,

что обеспечит крутящий момент на валу

двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ме

= 1,59 VhoKpe

=

1,59

• 22,4 • 0,5 • 5,45 =

97 кгс • м.

При более точных испытаниях и регулировках многоцилиндровых двигателей следует снимать индикаторные диаграммы с каждого ци­ линдра в отдельности в целях проверки идентичности их работы.

С учетом возможного различия в действии отдельных цилиндров индикаторная мощность в л. с. может быть найдена более точно по формуле

tfi=w + ( 6 0 )

Практически об идентичности работы цилиндров многоцилиндро­ вого двигателя часто судят по температурам выхлопных газов, которые для отдельных цилиндров не должны значительно различаться. Сле­ дует, однако, заметить, что этот примитивный способ далеко не гаран­ тирует правильного контроля за распределением мощности между цилиндрами двигателя. Только путем индицирования отдельных ци­ линдров с последующим определением средних индикаторных давле­ ний можно выявить фактическую мощность, развиваемую газами в том или другом цилиндре. С этой целью разработаны приборы, поз­ воляющие снимать индикаторные диаграммы с двигателей любых типов и характеристик (циклографы, электропневматические индика­ торы, осциллографы и т. п.). Эти приборы применяются при ремонте и регулировке дизелей.

Ко всему сказанному следует добавить, что среднее индикаторное давление р г , а следовательно, и мощность двигателя изменяются про­ порционально весовому заряду цилиндра воздухом, который в свою очередь изменяется пропорционально давлению и обратно пропор­ ционально абсолютной температуре окружающей среды. Вследствие этого при понижении давления окружающего воздуха и повышении его температуры мощность двигателя падает. В паспортных данных обычно указывается номинальная мощность двигателя при нормальных физических условиях окружающей среды (см. § 1).

64


§24. Сопоставление четырехтактных

идвухтактных двигателей

Двухтактный двигатель при одинаковых среднем эффективном дав­ лении, числе и размерах цилиндров должен развивать удвоенный крутящий момент по сравнению с четырехтактным за счет в два раза большей величины коэффициента тактности к. Следовательно, при одном и том же числе оборотов вала мощность двухтактного двигателя должна быть в два раза больше четырехтактного. В действительности же вследствие использования части хода поршня для продувки ци­ линдра и худшего наполнения его свежим зарядом мощность двух­ тактного двигателя обычно больше мощности четырехтактного только в 1,5—1,7 раза.

Двухтактные двигатели отличаются более равномерным вращением вала и требуют меньшего веса маховика; они имеют более простую конструкцию и меньшую стоимость. Кроме того, эти двигатели легче запускаются сжатым воздухом или сжатыми газами сгорания.

К достоинствам четырехтактных двигателей следует отнести мень­ шую тепловую напряженность рабочих деталей вследствие того, что сгорание происходит только один раз за два оборота вала, лучшую очистку цилиндра от сгоревших газов и лучшее наполнение свежим зарядом воздуха.

В отличие от двухтактного четырехтактный двигатель при внешнем смесеобразовании не имеет утечки горючей смеси через выпускные органы при газообмене, вследствие чего четырехтактный процесс особенно широко применяется в карбюраторных и газовых двигателях.

Дизели выполняются как двухтактными, так и четырехтактными. Большая часть стационарных газовых двигателей и почти все двига­ тели с внешним смесеобразованием для автомобилей и тракторов вы­ полняются четырехтактными.

§ 25. Применение наддува

Мощность двигателя в значительной мере зависит от давления в начале сжатия. В четырехтактных двигателях при всасывании из

атмосферы это давление бывает 0,85 • 105 — 0,95

• 105 н/м2,

а в двух­

тактных составляет обычно 1,05 • 105 — 1,1 • 105

н/м2.

 

За последнее время все большее применение

получают

двигатели

с принудительным наполнением цилиндра воздухом повышенного давления, что называется н а д д у в о м .

В четырехтактных двигателях для привода воздушного нагнетателя обычно используется энергия уходящих газов. При этом отработавшие газы, имеющие в выпускном коллекторе повышенное давление, на­ правляются в турбину, приводящую в действие центробежную возду­ ходувку. Схема такого (газотурбинного) наддува четырехтактного двигателя показана на рис. 38. Отработавшие газы из цилиндров / двигателя поступают в газовую турбину 2, а из нее отводятся в атмос­ феру. Центробежная воздуходувка 3, приводимая турбиной, засасывает

3 Зак. 512

65