Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
Пренебрегая незначительным содержанием серы и влаги, о влия нии которых будет сказано ниже, элементарный состав топлива часто выражают содержанием только С, Н и О. Так, расчетный состав ди зельного топлива принимается обычно: С = 86%; Н = 13%; 0 = 1 % . Для бензина: С = 85%; Н = 15%.
Горючими элементами топлива являются только углерод, водород и сера. Теоретически необходимое количество воздуха в м3, приведен ное к нормальным физическим условиям, на 1 кг топлива определяется исходя из реакции окисления горючих элементов и выражается фор мулой
V. = |
4 |
|
|
|
-C + 8 H - ( 0 - S ) |
|
|
|
— |
м3/кг. |
(63) |
0 |
3 0 |
|
|
Для дизельного топлива расчетного состава это составляет
8
— •86 + 8-13 — 1
V0 = — |
= 11,1 м*/кг. |
030
Вреальных условиях горения топлива в цилиндре дизеля не может
быть обеспечено идеальное перемешивание и равномерное распределе ние его по пространству камеры сгорания. Поэтому для обеспечения
достаточной полноты |
сгорания количество воздуха, |
приходящегося |
|
на 1 кг топлива, должно быть больше теоретически |
необходимого. |
||
Отношение действительного количества воздуха Vn |
к теоретически |
||
необходимому |
= а |
называется коэффициентом избытка воздуха. |
С учетом несовершенства распыливания топлива в дизелях коэф фициент избытка воздуха при полной нагрузке бывает в пределах 1,3— 1,9 в зависимости от способа смесеобразования. При уменьшении на грузки а возрастает. В карбюраторных двигателях а = 0,9+-1,1.
При ухудшении условий сгорания (недостаток воздуха, снижение качества распыливания, чрезмерное охлаждение цилиндра) появляется неполнота сгорания, характеризующаяся присутствием в выхлопных газах окиси углерода СО, водорода Н 2 , метана СН4 , а также сажи. Состав газообразных продуктов сгорания топлива оценивается содер жанием в них по объему СОа , 0 2 , N 2 , S02 , водяного пара Н 2 0 , а при неполном сгорании — также СО и других газообразных продуктов неполноты сгорания.
Для контроля качества сгорания топлива в двигателе производится анализ выхлопных газов с помощью химических, электрических, опти ческих и других газоанализаторов, по результатам которого могут быть вычислены все компоненты продуктов сгорания и найден факти ческий коэффициент избытка воздуха. Имеются также приборыальфамеры, непосредственно показывающие коэффициент избытка воздуха.
Количество теплоты, образующейся при сгорании 1 кг жидкого
топлива (1 м3 |
газообразного), называется теплотой сгорания. Рас- |
70 |
|
сматривается теплота сгорания высшая и низшая. Высшей теплотой сгорания является полное количество тепла, выделяемого при реак ции соединения горючих элементов топлива с кислородом воздуха. Однако одним из горючих элементов в топливе является водород, при сгорании которого получается вода. Вода, содержащаяся в продуктах сгорания, в парообразном состоянии удерживает в себе часть выделяю щегося тепла. Таким образом, может быть использована теплота сго рания за вычетом израсходованной на испарение воды. Эта теплота и представляет собой низшую теплоту сгорания.
Теплота сгорания определяется в лаборатории путем сжигания небольшого количества топлива в калориметрической бомбе, заполнен ной сжатым кислородом. По нагреванию воды калориметра вычисляет ся количество выделившегося тепла.
Приближенно низшую теплоту сгорания топлива можно определить
по формуле Д . И. Менделеева |
|
|
Qh = 339С + 1030Н — 109О кдж/кг, |
|
|
а с учетом серы и влаги |
|
|
Q5 = 339C+ 1030Н—109(0 —S) — 25W кдж/кг. |
(64) |
|
Так, при расчетном составе дизельного топлива |
|
|
QS = 339-86+ 1030-13—109-1=42 500 |
кдж/кг. |
|
Ориентировочно для дизельного топлива принимают обычно |
|
|
Q£ = 42 ООО кдж/кг или Ql •= 10 ООО |
ккал/кг. |
|
§ 28. Физико-химические свойства дизельного топлива
На работу дизеля оказывают влияние следующие основные харак теристики топлива: вязкость; содержание механических примесей, золы, серы и воды; кислотность; коксуемость; быстрота воспламене ния; температура застывания.
Топливо, обладающее большой вязкостью, плохо распыливается форсункой. Очистка его затруднена вследствие большого сопротив ления фильтров. Прохождение топлива по трубопроводам и заполне ние насосов замедленные. С другой стороны, при малой вязкости сма зывающая способность топлива ухудшается, что ведет к повышенному износу прецизионных сопряженных деталей топливной аппаратуры дизеля, работающей при высоких давлениях, и появлению утечек через неплотности. Из этих же соображений нужно, чтобы вязкость топлива была достаточно стабильной и мало менялась с изменением темпера туры.
Для уменьшения вязкости тяжелое моторное топливо должно по догреваться с таким расчетом, чтобы при прохождении через все эле менты топливной системы дизеля оно оставалось достаточно горячим.
После сгорания топлива остается зола, которая, оседая на стенках цилиндра, способствует износу его поверхности, а также поршневых колец и поршней. Стекающее со стенок цилиндра загрязненное масло ухудшает качество смазки двигателя. Содержание золы в жидком топливе по сравнению с твердым ничтожно, тем не менее его все же приходится ограничивать. Содержание золы в дизельном топливе не
должно превышать |
0,2%. |
Механические |
примеси — пыль, песок, ржавчина — задержи |
ваются фильтрами, которые обязательно должны быть в топливной сис теме дизеля.
Взависимости от состава исходной нефти в дизельном топливе может находиться большее или меньшее количество серы в виде различных сернистых соединений или в чистом виде. Хотя сера при сгорании вы деляет тепло, наличие ее в топливе вредно. Наиболее нежелательным является содержание в топливе сероводорода, вызывающего разъеда ние металла.
Врезультате сгорания содержащейся в топливе серы получается
сернистый газ S0 2 и серный ангидрид S03 , которые вступают в реак цию с водяными парами, образующимися при сгорании водорода, и дают кислоты, разъедающие металл. Применение в дизелях сернистого топлива сопровождается, помимо коррозии, интенсивным образова нием нагара в цилиндре и выхлопной системе. Содержание сернистых соединений в нефти различных месторождений может колебаться от 0,01 до 4% и более. В зависимости от типа двигателя и условий его эксплуатации топливо не должно содержать более 1 % серы. В послед нее время ведутся исследования по применению антисернистых при садок к топливу и всасываемому воздуху, снижающих отрицательное действие серы на двигатель.
Содержание в топливе кислот, вредно действующих на топливные баки, трубопроводы и топливную аппаратуру, определяется количест вом едкого кали (КОН), необходимого для их нейтрализации. При этом указывается число миллиграммов КОН, израсходованных на
полную |
нейтрализацию |
кислот, |
содержащихся в |
100 |
см3 топлива. |
|
Кислотность |
дизельного |
топлива |
не должна быть |
более |
10 мг КОН |
|
на 100 |
смя. |
|
|
|
|
|
Дизельное топливо после сгорания должно давать незначительное количество смолистых отложений и твердого остатка — кокса. Эти отложения способствуют повышенному износу и ухудшают смесеобра зование. Склонность топлива к нагарообразованию характеризуется коксовым числом, представляющим собой остаток после испарения определенной порции топлива в специальном приборе при установлен ной температуре. Дизельное топливо должно давать незначительное количество нагара.
Одной из важнейших характеристик дизельного топлива является способность его быстро воспламеняться при поступлении в цилиндр. Значительная задержка воспламенения ведет к накоплению топлива в цилиндре, в результате чего при воспламенении резко повышается
давление |
(жесткая работа). |
Характеристикой легковоспламеняемости |
топлива |
служит цетановое |
число (ЦЧ), которое определяется в спе- |
72 |
|
|
циальной установке путем сравнения |
испытываемого топлива с эта |
|
лонным. При этом для того и другого топлива создаются |
одинаковые |
|
условия. |
|
|
Эталонное топливо составляется из |
цетана С 1 б Н 3 4 , |
обладающего |
легкой воспламеняемостью (малый период задержки воспламенения),
и альфа-метил-нафталина С 1 0 Н 7 С Н 3 , обладающего |
большой |
задерж |
|||
кой воспламенения. |
|
|
|
|
|
Процентное содержание по |
объему |
цетана |
в |
эталонной |
смеси, |
обладающей при одинаковых |
условиях |
тем же |
периодом задержки |
воспламенения, что и испытываемое топливо, принимается за цета-
новое |
число |
проверяемого |
топлива. |
|
Во |
избежание |
жесткой |
работы дизеля цетановое число топлива |
|
не должно |
быть |
менее 40. |
|
Температура застывания летних сортов дизельного топлива должна быть не выше — 10° С, зимних сортов — не выше — 35-^-45° С. Однако следует иметь в виду, что при температурах, близких к застыванию, топливо хотя и остается еще в жидком состоянии, но вязкость его зна чительно возрастает. Поэтому необходим подогрев топлива.
§29. Топливо для карбюраторных двигателей
Вкарбюраторных двигателях применяется внешнее смесеобразо
вание, когда топливо, прежде чем попасть в цилиндр, смешивается с воздухом в карбюраторе и почти полностью испаряется. В процессе сгорания однородной сжатой паровоздушной рабочей смеси иногда происходит детонация, при которой в отдельных точках камеры сго рания возникают ударные волны с резкими повышениями давления и температуры. В результате этого происходит разложение продуктов сгорания с образованием промежуточных соединений и сажи. Детона ционное сгорание характеризуется звонкими металлическими стуками, падением мощности и экономичности двигателя. Длительная работа карбюраторного двигателя с детонацией недопустима.
На возникновение детонации влияют нагрузка, степень сжатия
двигателя, форма камеры сгорания, момент подачи искры |
и т. п. |
Но при прочих равных условиях возникновение детонации |
зависит |
от свойства топлива — его детонационной стойкости. |
|
Детонационная стойкость карбюраторного топлива оценивается октановым числом (04). Для определения октанового числа испыты ваемого топлива составляется эталонное топливо из химически чистых изооктана C 8 Hi 8 , обладающего малой способностью к детонации, и нормального гептана С 7 Н 1 6 , имеющего большую склонность к дето нации.
Процентное содержание изооктана в эталонной смеси, обладающей при прочих равных условиях той же способностью к детонации, что и испытываемое топливо, принимается за октановое число проверяемо го топлива. Например, бензин с октановым числом 72 обладает той же склонностью к детонации, что и смесь, состоящая из химически чистых изооктана — 72% и нормального гентана — 28%.
73
Г л а в а |
V |
СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ |
|
§ 30. Способы смесеобразования в дизелях |
|
Расплывание топлива форсункой |
и образование смеси его с возду |
хом в цилиндре дизеля можно осуществлять двумя способами: с по мощью сжатого воздуха, давление которого должно значительно превышать давление конца сжатия в цилиндре, или без сжатого воздуха
с |
применением высокого давления самого |
распыливаемого топлива. |
В |
первом случае двигатели называются |
к о м п р е с с о р н ы м и |
и соответственно способ распыливания компрессорным, во втором слу чае — б е с к о м п р е с с о р н ы м и .
Наличие у двигателей специального компрессора для получения сжатого воздуха давлением 50—60 кгс/см2 на распыливание топлива, а также дополнительного оборудования по охлаждению и хранению воздуха связано с существенным усложнением конструкции, обслужи вания и ремонта, а также с увеличением габаритов и веса двигателя. Кроме того, на сжатие воздуха должна затрачиваться работа, что по нижает экономичность двигателя. Все эти обстоятельства послужили причиной вытеснения компрессорных дизелей бескомпрессорными. В дальнейшем рассматриваются только бескомпрессорные дизели.
Если топливо поступает из форсунки непосредственно в камеру сгорания цилиндра и распыливается за счет потенциальной энергии, запасенной при предварительном сжатии его до нескольких сотен
атмосфер, то такой |
способ распыливания называется |
н е п о с р е д |
с т в е н н ы м , или |
с т р у й н ы м . Камера сгорания |
в этом случае |
представляет собой единую полость, образованную цилиндровой крышкой и днищем поршня, и называется неразделенной.
На рис. 40 показана верхняя часть цилиндра бескомпрессорного дизеля с неразделенной камерой сгорания. Сопловые отверстия фор сунки / по количеству и расположению должны обеспечивать равно мерное распределение мельчайших частиц распыливаемого топлива по объему камеры сгорания 2. Это достигается также соответствующей конфигурацией днища поршня 3.
В некоторых двигателях улучшение перемешивания топлива с воз духом достигается организованным движением воздуха, заполняющего камеру сгорания. Для этого на впускных клапанах делают специаль ные козырьки, которые придают всасываемому в цилиндр воздуху вращательное движение, сохраняющееся вследствие инерции на про тяжении всего процесса сжатия. В других случаях завихрение обеспе
чивается за |
счет косого расположения канала, подводящего воздух |
к впускному |
клапану. |
Вихревое движение воздуха 1 (рис. 41) в двухтактных двигателях с непосредственным смесеобразованием и прямоточной продувкой очень часто достигается соответственным направлением продувочных кана лов в цилиндровой гильзе 2.
74