Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
симости от сорта исходного топлива колеблется |
в пределах 4200— |
10 500 кдж/м3н. |
|
Перевод двигателя низкого сжатия с внешним |
смесеобразованием |
с бензина на генераторный газ не требует существенных переделок самого двигателя. Однако мощность его при этом снижается на 35— 40%, что объясняется меньшей тепловыделяющей способностью горю чей смеси, получаемой при смешении генераторного газа с воздухом (2300—2600 кдж/м3н), по сравнению с бензиновоздушной смесью, выделяющей 3300 кдж/м3н тепла. Кроме того, значительное влияние оказывают сопротивления газогенератора, системы очистки и охлаж
дения |
газа. |
|
|
|
К |
существенным недостаткам газогенераторных |
установок от |
||
носятся |
значительный |
вес и габариты, сложность |
обслуживания, |
|
а также |
неустойчивость |
состава газа при переменном |
режиме работы. |
Среднекалорийные газы (коксовый, светильный, синтезгаз) яв ляются побочными продуктами производства искусственного топлива. Использование среднекалорийных газов для двигателей внутреннего сгорания целесообразно только на месте их получения и в близлежа щих районах.
Высококалорийные газы (природные, а также газы, получаемые при переработке нефти) подаются к стационарным двигателям внутрен него сгорания непосредственно из газопровода. Для питания транс портных двигателей применяются баллоны, заряженные под избы точным давлением до 150—200 кгс/см2 (147 -105 — 196x 10s н/м/1).
Часто применяются также сжиженные газы, содержащиеся в бал
лонах при сравнительно |
низком |
давлении. Основная составная |
||
часть сжиженного газа — пропан. В зависимости |
от состава газа дав |
|||
ление в баллонах может |
колебаться |
в пределах |
от 0,9 |
-105 до 17 х |
X 105 н/м2 при колебаниях температуры от — 40 до + |
40° С. Тепло |
творность сжиженных газов (пропан, бутан, бутилен и др.) составляет 33 000—70 000 кдж/м3н и выше.
При питании высококалорийным или сжиженным газом мощность карбюраторного двигателя не только не снижается, но может быть несколько повышена путем увеличения степени сжатия. Это оказывает ся возможным, так как горючий газ обладает меньшей склонностью к детонации, чем бензин.
Г л а в а V I I
ОХЛАЖДЕНИЕ И СМАЗКА ДВИГАТЕЛЕЙ
§ 39. Назначение и способы охлаждения двигателей
Охлаждение двигателей необходимо для снижения температуры деталей, соприкасающихся с горячими газами. Охлаждению подвер гают стенки цилиндров и крышек, а в некоторых случаях — поршни, корпуса выпускных клапанов, выпускные коллекторы и форсунки.
94
Количество тепла, отводимого при охлаждении, колеблется в пре делах 15—30% теплоты сгоревшего топлива в зависимости от типа и мощности двигателя.
Для охлаждения двигателей применяются жидкостные (вода, масло, антифриз) и воздушные системы.
При жидкостном охлаждении тепло от нагревающихся частей дви гателя отнимается жидкостью, циркулирующей в охлаждающих ру башках. Нагревшаяся в рубашках жидкость отводится в дренаж или охлаждается в специальных устройствах — холодильниках, радиа торах, градирнях, после чего снова подается в рубашки двигателя. Иногда охлаждающая вода находится в рубашках в состоянии кипения (испарительное охлаждение) и по мере убыли пополняется свежей.
Воздушное охлаждение применяется значительно реже и только для двигателей небольшой мощности. Воздухом с помощью вентилятора обдуваются цилиндры и головки двигателя. Для увеличения охлаж дающей поверхности наружные стенки цилиндра и головки снабжают ся ребрами.
Наиболее широко в двигателях применяются водяные системы ох лаждения. В стационарных условиях при наличии водопровода можно применять проточную воду, которая непосредственно из водопровода или резервного буферного бака поступает в рубашки цилиндров дви гателя. Из них она проходит в рубашки головок цилиндра, после чего отводится в дренаж.
При проточном охлаждении температура воды на выходе из двига теля должна поддерживаться 50—60° С. Уменьшение температуры воды ниже 40° С ведет к увеличению потери тепла, неполноте сгорания, неравномерному охлаждению деталей и термическим деформациям. Повышение температуры воды более 60° С приводит к образованию на поверхности рубашек накипи, что ухудшает теплопередачу.
Существенным недостатком проточной системы охлаждения яв ляется большая разница в температуре воды на входе и выходе из двигателя. В результате этого возникают внутренние напряжения
вметалле, что часто является причиной образования трещин.
§40. Циркуляционная система охлаждения
Внастоящее время значительное применение находят циркуля ционные системы охлаждения двигателей. В этих случаях определен ное количество воды, заполняющей систему, циркулирует по замкнуто му контуру. Нагревающаяся в рубашках двигателя вода поступает по соединительному трубопроводу в холодильник (радиатор), где охлаж дается, отдавая тепло окружающему воздуху. Охлажденная вода снова поступает в двигатель. При таком способе охлаждения расход свежей воды, идущей на пополнение утечек и испарение, оказывается незна чительным, вследствие чего не происходит постоянного отложения накипи. Достаточно высокая температура воды на входе в рубашки
позволяет повысить также температуру воды на выходе до 80—90° С и выше. Это создает более благоприятные условия охлаждения.
95
В зависимости от причины, заставляющей воду циркулировать, системы бывают с естественной (термосифонной) или принудительной циркуляцией.
При термосифонной системе циркуляция воды возникает за счет разности удельных масс холодной воды, заполняющей радиатор, и горячей воды, находящейся в рубашках двигателя. Помимо простоты устройства, положительным качеством такой системы является в из
вестной степени саморегулировка интенсивности охлаждения, |
так |
как с увеличением мощности двигателя возрастает температура |
воды |
в рубашках, вследствие чего увеличивается и интенсивность циркуля ции. К недостаткам термосифонной системы относятся: малая скорость циркуляции, требующая больших проходных сечений и емкостей руба шек и радиаторов; прекращение циркуляции при случайном образо вании воздушных или паровых мешков; потребность в значительной разности средних температур в рубашках и радиаторе, что неблаго приятно для двигателя.
В системе охлаждения с принудительной циркуляцией, получив шей наибольшее применение в двигателях, движение воды осущест вляется за счет действия специального циркуляционного насоса (обычно центробежного типа) с приводом от самого двигателя. Благо даря большой скорости циркуляции и независимости ее от температуры воды в рубашках разность температур на входе и выходе может быть снижена до 10—15° С и даже меньше, что весьма благоприятно для двигателя. Большая скорость циркуляции позволяет сократить емкость, а следовательно, размеры и вес всех элементов системы ох лаждения.
Если полость циркуляционной системы охлаждения постоянно сообщается с атмосферой и, следовательно, в ней не может возникнуть избыточного давления или разрежения, то такая система называется о т к р ы т о й . Повышение температуры воды до 100° С в открытой системе неизбежно вызывает кипение. Кроме того, вследствие поверх ностного испарения убыль воды в открытой системе и потребность в ее пополнении довольно значительны.
Если полость системы охлаждения герметична, то система назы вается з а к р ы т о й . В этом случае давление в системе может пре вышать атмосферное, и при возрастании температуры до 100° С и даже выше кипение возникать не будет. В закрытых системах охлаж дения при надлежащем состоянии всех соединений убыль воды незна чительна.
Для предотвращения чрезмерного возрастания давления при перег реве воды, а также образования вакуума (это может вызвать поврежде ние тонкостенных деталей радиатора) предусматриваются предохра нительные клапаны, вмонтированные чаще всего в крышку заправочной горловины.
Поддержание наивыгоднейшего режима охлаждения в зависимости от нагрузки двигателя и более быстрый прогрев его после пуска достигаются регулировкой потока воздуха через радиатор с помощью жалюзи или шторок, управляемых вручную или автоматически. В этих же целях широкое применение имеет д в у х к о н т у р н а я с и с -
96
т е м а о х л а ж д е н и я , действующая следующим образом. При нормальной температуре охлаждающей воды (75—85° С, а в некоторых двигателях выше) вся вода из рубашек двигателя поступает в радиатор, после охлаждения в котором направляется снова в рубашки двигателя (большой контур циркуляции). При понижении температуры воды часть ее с помощью автоматически действующего регулятора — т е р м о с т а т а — направляется в обход радиатора. В случае даль нейшего падения температуры термостат полностью закрывает проход воды в радиатор, и вся вода направляется по байпасирующему каналу снова в рубашки двигателя (малый контур циркуляции). Применение двухконтурной циркуляционной системы охлаждения сокращает время прогрева двигателя после пуска.
Радиаторы состоят из верхней и нижней камер, между которыми находится охлаждающая решетка. Горячая вода из двигателя посту пает в верхнюю камеру радиатора, охлаждается в решетке и отводится из нижней камеры. Наиболее широко применяются трубчатые и пла стинчатые охлаждающие решетки.
Трубчатая охлаждающая решетка (рис. 53) состоит из нескольких рядов плоских тонкостенных медных или латунных трубок /, распо ложенных в шахматном порядке. Концы трубок впаяны в верхнюю и нижнюю камеры радиатора. Для жесткости и увеличения поверхности охлаждения на трубки надеты тонкие горизонтальные пластины 2.
Пластинчатая охлаждающая решетка (рис. 54) состоит из узких каналов 3, образованных между каждыми двумя зигзагообразными пластинами /. Ширина пластин составляет толщину решетки. Перед ние и задние кромки пластин спаяны попарно. Вода проходит сверху вниз, как показано на рисунке стрелками; воздух же проходит в пространстве 2 в направлении, перпендикулярном плоскости ри сунка.
Для упрощения ремонта часто применяют охлаждающую решетку, состоящую из отдельных секций, каждая из которых самостоятельно крепится к верхней и нижней камерам радиатора. Это позволяет ме нять или ремонтировать отдельную секцию без разборки всего ра диатора.
Рис. 53. Трубчатая охлаждаю- |
Рис. |
54. |
Пластинчатая охлаждаю |
щая решетка радиатора |
- |
щая |
решетка радиатора |
4 Зак. 512 |
|
|
97 |
§ 41. Требования, предъявляемые к качеству охлаждающей воды
В воде, применяемой для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, не должно содержаться механических примесей, загрязня ющих внутренние полости системы охлаждения и загромождающих проходные сечения. Вода должна давать минимальное количество на кипи и не вызывать коррозии соприкасающихся с ней поверхностей.
Природная вода, содержащая значительное количество взвешен ных частиц (более 5000—12 ООО мг/л), предварительно отстаивается, затем фильтруется, чаще всего через слой кварцевого песка. При со держании в воде большого количества коллоидных веществ применяет ся к о а г у л я ц и я , т. е. добавка к воде в небольших количествах сернокислого алюминия, железного купороса, хлорного железа и т. п. В результате взаимодействия коагулянтов с загрязненной водой кол лоидные вещества и мелкие взвешенные частицы сгущаются и пре вращаются в хлопья, которые частично оседают при отстаивании, ча стично задерживаются при фильтрации.
Способность воды выделять при нагревании накипь зависит глав ным образом от содержания в ней в растворенном состоянии солей кальция и магния. Чем больше в воде содержится этих солей, тем больше ее ж е с т к о с т ь . Существует жесткость к а р б о н а т н а я , или временная, характеризующая содержание двууглекислого каль ция и магния, и н е к а р б о н а т н а я , или постоянная, характе ризующая содержание прочих солей кальция и магния. Чем выше кар бонатная жесткость, тем больше при нагревании выделяется из воды осадка в виде рыхлого шлама. Чем выше некарбонатная жесткость, тем интенсивнее образуется твердая корка накипи, которая в рубашках двигателя создает как бы слой изоляции между металлом й охлаж дающей водой. Это ведет к перегреву стенок цилиндра, головок и часто является причиной образования трещин.
Для снижения жесткости природной воды применяют различные способы умягчения: известково-содовый, катионитовый и комбини рованный.
Коррозия металла происходит от взаимодействия с металлом га зов, кислот, щелочей и появления местных электрических токов (электрохимическая коррозия). Для уменьшения коррозии применя ются различные присадки к охлаждающей воде (хромпик, углекислый натрий). Если охлаждающая вода соприкасается с алюминиевыми деталями, в ней не должны содержаться щелочи.
§ 42. Роль смазки двигателей
При взаимном перемещении соприкасающихся деталей происходит постепенное скалывание мельчайших выступов шероховатых трущих ся поверхностей. В результате появляется износ этих деталей. На преодоление сил молекулярного сцепления при износе затрачивается механическая работа, поэтому только часть работы, развиваемой
98