Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
газами внутри цилиндров двигателя, может быть использована'на преодоле ние полезной нагрузки. Кроме того, часть механи ческой работы расходуется на преодоление трения и превращается в тепло, что вызывает нагрев трущихся деталей.
Для уменьшения вред Рис. 55. Образование масляного клина
ных последствий трения
между |
трущимися поверхностями |
вводится слой жидкости — смазки. |
В этом случае сухое трение твердых поверхностей заменяется трением |
||
одного |
слоя жидкости о другой |
(жидкостное трение). |
Если представить себе шейку 1 (рис. 55, а) вала в подшипнике 3 и зазор 2 между ними, заполненный маслом, то при неподвижном положении шейки масло будет почти полностью выдавлено снизу из зазора усилием Q, прижимающим шейку к подшипнику. Таким обра зом, в момент начала вращения шейки будет происходить почти сухое трение, так как слой масла между трущимися поверхностями очень тонкий или отсутствует вовсе. По мере возрастания скорости вращения шейки масло, прилипающее к ее поверхности, будет вклиниваться
взазор. Вследствие этого давление масла здесь значительно возрастает
ишейка приподнимается. При нормальных условиях смазки шейка вала как бы плавает в подшипнике, не прикасаясь к его поверхности (рис. 55, б). Штриховая кривая схематически показывает изменение масляного давления в слое.
Рассмотренные явления объясняют значительное трение и износ трущихся поверхностей в начальный период при пуске двигателя. То же происходит при недостаточной вязкости масла.
§43. Система смазки двигателей
Убольшинства современных двигателей применяется комбиниро
ванная циркуляционно-барботажная система смазки. В этом случае к наиболее нагруженным трущимся деталям масло подается под дав лением. Непрерывно вытекающее из зазоров масло выносит с собой продукты износа, задерживаемые затем в фильтрах. Кроме того, цир кулирующее в системе масло одновременно выполняет функции охлаждающей жидкости, поддерживая нормальный температурный ре жим подшипников. Менее нагруженные трущиеся части смазываются путем разбрызгивания (барботаж) масла вращающимися частями дви гателя. Вследствие непрерывной фильтрации циркулирующего масла значительно увеличивается срок его службы и улучшаются условия работы двигателя.
К наиболее нагруженным деталям двигателя (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала,
4* |
99 |
часто толкатели и коромысла механизма газораспределения, а в неко торых двигателях и поршневые пальцы) масло подается под давлением. Стенки цилиндра, распределительные шестерни и прочие детали сма зываются разбрызгиванием.
У многих двигателей в системе смазки имеется масляный холо дильник.
На рис. 56 показана схема комбинированной системы смазки дви гателя. Масло из картера 3 засасывается масляным насосом 6 через сетчатый маслоприемник 5. Давление масла, нагнетаемого насосом, регулируется редукционным клапаном 7. От насоса масло по трубке 10 поступает в масляный холодильник 15, после которого проходит через фильтр 13 грубой очистки. Если температура масла низкая, то вследствие повышенной его вязкости сопротивление масляного хо лодильника повышается. Под действием повышенного давления от крывается клапан 12, и часть масла проходит от насоса непосредствен но в фильтр грубой очистки, минуя холодильник. Чем ниже темпера тура масла, тем больше его давление и тем большая доля масла будет пропускаться клапаном 12 в обход холодильника.
Пройдя фильтр грубой очистки, масло поступает в магистраль 8. В случае засорения фильтра грубой очистки давление масла перед
ним повышается, вследствие |
чего открывается предохранительный |
|
^клапан |
/ / , пропускающий масло в обход фильтра. Небольшая часть |
|
масла |
после фильтра грубой |
очистки ответвляется в фильтр тонкой |
очистки 9, пройдя который сливается в картер. При наличии фильтра тонкой очистки, включенного параллельно, происходит непрерывное освежение масла, содержащегося в системе, так как этот фильтр задер живает микроскопические частицы металла и кокса, проникающие в картер из рабочего пространства цилиндра через неплотности порш ней и поршневых колец.
Из масляной магистрали масло подаетса.к коренным подшипникам 19 и далее по каналам 20 в теле вала к шатунным подшипникам. Из среднего коренного подшипника масло поступает к подшипнику 21 распределительного вала и далее в канал валика 25 коромысел газо распределения. Из переднего коренного подшипника масло проходит в передний подшипник 17 распределительного вала. Часть масла из канала 18 выпускается и используется для смазки распределительных шестерен 16. Из магистрали масло подается также к валику главных топливных насосов 26 по трубке 24 и к манометру 23. Для измерения температуры масла в картере имеется датчик 2 и дистанционный ука затель температуры 22.
Уровень масла в картере контролируется по маслоуказательному стержню 14. Слив отработавшего масла из системы производится через сливную пробку 4, а заправка свежего масла — через патрубок У. Для вентиляции картера и предотвращения повышения в нем давления имеется сапун. Все масло, подаваемое насосом, просачивается в конечном счете через зазоры в подшипниках, образуя в картере двигателя подобие масляного дождя. Капли падающего масла раз брызгиваются вращающимися деталями (коленчатый вал, нижние головки шатунов, противовесы и пр.), вследствие чего в картере
100
образуется масляный туман, которым смазываются стенки цилиндра, подшипники валиков промежуточных шестерен и прочие мало на груженные детали. Поршневые пальцы в некоторых двигателях сма зываются маслом, подаваемым под давлением из шатунных под шипников коленчатого вала по каналам в теле шатунов, а в дру-
:. 56. Типовая схема комбинированной системы смазки двигателя
101
гих случаях — маслом, скапливающимся в воронкообразных отвер стиях в верхних головках шатунов. В некоторых двигателях масля ная система, выполняемая в целом по рассмотренному принципу, имеет некоторые дополнения или упрощения, о чем будет сказано при рассмотрении конкретных конструкций двигателей поездов с машин ным охлаждением во I I разделе книги.
|
§ 44. Масло, применяемое для двигателей |
|
||
Главнейшими физико-химическими свойствами |
смазочного масла |
|||
являются: |
вязкость; температура вспышки |
и застывания; |
стабиль |
|
ность; содержание кислот и щелочей, а также механических |
примесей, |
|||
золы и воды; характер присадок. |
|
|
|
|
Масло |
с недостаточной в я з к о с т ь ю |
легко |
выдавливается из |
подшипников и, следовательно, не может в полной мере выполнять свои основные функции. С другой стороны, слишком большая вяз кость масла затрудняет протекание его по каналам и заполнение зазоров между трущимися деталями. С повышением температуры вяз кость масла понижается, а следовательно, изменяются его смазываю щие свойства. Изменение вязкости масла от температуры оценивается индексом вязкости, т. е. отношением вязкости при 50° С к вязкости
при 100° С. Желательно, |
чтобы вязкость с |
изменением |
температуры |
менялась как можно меньше. |
|
|
|
Т е м п е р а т у р о й |
з а с т ы в а н и я |
считается |
та температу |
ра, при которой масло в пробирке, наклоненной под углом 45°, будет оставаться неподвижным в течение 5 мин. Зимние сорта масел имеют температуру застывания около — 20° С.
Т е м п е р а т у р о й в с п ы ш к и смазочного масла называется температура, при которой пары масла, нагреваемого в специальных установленных стандартом условиях, образуют с окружающим возду хом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Пони женная температура вспышки масла сигнализирует о его огнеопасности
ив большинстве случаев наблюдается при содержании в масле топлива.
По д с т а б и л ь н о с т ь ю смазочного масла понимается устой чивое сохранение его свойств при длительной работе с высокими темпе ратурами, а также при хранении. Практически стабильность масла характеризуется коксовым числом.
К и с л о т ы и щ е л о ч и , содержащиеся в смазочном масле, вызывают коррозию деталей, поэтому их количество строго ограничено.
Присутствие в масле м е х а н и ч е с к и х п р и м е с е й и воды не допускается.
С целью улучшения качества масла применяются различные при садки, которые влияют на индекс вязкости, повышают стабильность масла, понижают температуру застывания, уменьшают коррозию деталей и т. д.
Для узлов, не требующих частой замены смазки, а также при за трудненном подводе жидкого масла и быстром его вытекании приме няются консистентные смазки.
102
Консистентные смазки представляют собой пластичные нетекучие мази, обеспечивающие надежное смазывание и защиту от коррозии и не вытекающие из подшипников. Недостаток этих смазок — отсутствие циркуляции и невозможность вследствие этого фильтрации и отвода тепла. Консистентные смазки состоят из минеральных масел и загусти телей, которыми служат различные мыла высших жирных кислот и твердые углеводороды. Чаще всего применяются кальциевые смазки — солидолы, имеющие в качестве загустителей кальциевое мыло и содер жащие до 4% воды. Натриевые смазки, например консталин, приме няются в условиях повышенных нагрузок и температуры при отсутст вии контакта смазки с водой (натриевое мыло, содержащееся в этой смазке, растворимо в воде).
Универсальные консистентные смазки по температуре плавления (каплепадения) разделяются на три группы: низкоплавкие УН с тем пературой каплепадения до 65° С, среднеплавкие УС с температурой каплепадения 65—100° С и тугоплавкие УТ с температурой каплепаде ния выше 100° С.
Основные качества масел, применяемых для дизельных двигателей, нормируются ГОСТ 8581—63 и 5304—54.
Р А З Д Е Л II
КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЕЙ |
ПОЕЗДОВ |
|||||||||
|
|
С МАШИННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ |
|
|
||||||
|
|
|
|
Г л а в а |
V I I I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДИЗЕЛЬ |
4ДВ-224 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 45. Устройство дизеля |
|
|
|
|||
|
|
Техническая характеристика дизеля 4ДВ-224 |
|
|
||||||
Тип двигателя |
|
, |
, |
, бескомпрессорный |
четы |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
рехтактный с непосредст |
|||
|
|
|
|
|
|
|
венным |
впрыскиванием |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
топлива |
|
|
Расположение цилиндров |
|
|
вертикальное |
одноряд |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ное |
|
|
Количество цилиндров |
|
|
4 |
|
|
|||||
Порядок |
|
работы |
цилиндров |
|
|
1—3—4—2 |
|
|
||
Диаметр цилиндра |
|
|
|
|
175 мм |
|
|
|||
Ход поршня |
|
|
|
|
240 » |
|
|
|||
Рабочий |
|
объем цилиндра |
|
|
5,76 л |
|
|
|||
Мощность |
|
|
|
|
|
ЮО л. с. |
|
|||
Частота |
вращения |
вала |
|
|
750 |
об/мин |
|
|
||
Среднее |
эффективное давление |
|
|
5,16 |
кгс/см2 |
|
||||
Средняя |
|
скорость |
поршня |
|
|
6,0 |
м/сек |
|
|
|
Объем камеры сжатия |
|
|
416,4 см3 |
|
|
|||||
Степень |
сжатия |
|
|
|
|
14,85 |
|
|
||
Расход масла при полной нагрузке |
. |
. . |
220 г/ч |
|
|
|||||
Емкость |
|
масляной |
системы |
|
|
15—31 л |
|
|
||
Система |
смазки |
|
|
|
|
комбинированная |
с |
|||
|
|
|
|
|
|
|
охлаждением |
масла |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
радиаторе |
|
||
Масляной |
насос |
|
|
|
|
шестеренный |
|
|||
Производительность |
масляного насоса |
. . |
960 л/ч |
|
|
|||||
Давление |
масла |
|
|
|
|
0,8—1,2 |
кгс/см2 |
|
|
|
Масляной |
фильтр . |
|
|
|
щелевой |
|
||||
Радиатор |
|
|
|
|
|
медный |
трубчатый |
с |
||
|
|
|
|
|
|
|
охлаждающими |
пласти |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
нами |
|
|
Сорт картерного масла |
|
|
дизельное |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
(ГОСТ 5304—54) |
|