Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальный

 

Форсунки

 

 

 

 

 

 

 

 

закрытого типа

 

Давление

впрыска

 

 

 

 

 

 

280

кгс/см*.

 

Регулятор

 

 

 

 

 

 

 

 

центробежного типа

од-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

норежимный

 

Охлаждение

 

 

 

 

 

 

 

водяное открытое с при­

 

 

 

 

 

 

 

 

нудительнои

циркуляцией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воды

 

 

Пусковая

система

 

 

 

 

 

 

воздушная

 

Рабочее давление пуска

 

 

 

 

30

кгс/см2

 

Сухая масса

дизеля

без маховика

 

. . . .

2150

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

530

»

 

Тепловой зазор между коромыслом и стерж­

 

мм

 

нем клапана (впускной,

выпускной) . .

0,4

 

Открытие пускового

 

воздушного

золотника

 

 

 

 

до прихода

поршня

в в. м. т

 

 

 

10°

 

 

Закрытие

пускового

 

воздушного

золотника

70°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие

впускного

клапана до

прихода

20°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрытие

впускного

клапана после

прохода

40°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие выпускного клапана до прихода

40°

 

 

поршня

в

н. м. т

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрытие

выпускного

клапана после

прохо-

20°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путь от нулевого наполнения до блокировки

27

мм

 

Путь от положения

«Остановка»

до

блоки-

35

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все главные

механизмы

и детали

дизеля (рис. 57

и 58)

закреп­

лены на отливке /, называемой блоком. К верхней плоскости блока шпильками прикреплены четыре головки цилиндров 2. Между го­ ловками и гильзами блока уложены медные прокладки. В головки цилиндров установлены форсунки 8 и пусковые клапаны 9. Сверху на головках расположены клапаны газораспределительного механиз­ ма, предохранительные 3 и для зарядки воздухом пусковых бал­ лонов. К блоку со стороны первого цилиндра прикреплен кожух 6 ме­ ханизма распределения. Внутри кожуха расположены шестерни

распределения и привод к регулятору

числа

оборотов

7. На блоке

со стороны

распределительного вала

имеются

топливные

насосы,

пусковые воздушные золотники и рукоятка

10

управления дизелем.

Со стороны выхлопа на блоке смонтированы

ручной

масляный на­

сос, всасывающий и выпускной коллекторы,

трубопроводы

системы

охлаждения

смазки.

 

 

 

 

 

На стороне четвертого цилиндра у основания картера располо­ жены шестеренный масляный насос 4, масляный фильтр и водяной

105


насос системы охлаждения с ременным приводом. С обеих сторон блока имеются восемь люков 11 для осмотра подшипников коленча­ того вала. Блок дизеля прикреплен болтами к чугунному картеру 5, закрепленному на агрегатной раме, установленной на фундаменте.

§ 46. Остов и кривошипно-шатунный механизм

Б л о к ц и л и н д р о в

дизеля представляет собой механически

обработанную отливку из

серого чугуна. Внутри блока имеются

горизонтальная перегородка / (рис. 59) и три вертикальные, разде­ ляющие блок на отсеки. В верхней плоскости в горизонтальной перего­ родке блока имеются отверстия, в которые запрессованы втулки 3 цилиндров. Пространство 2 между втулками и блоком образует водя­ ную рубашку. Головки цилиндров крепятся шпильками 4.

На лицевой стороне блока имеются площадки 5 для топливных насосов. В передней и задней стенках, а также в средних перегородках блока отлиты бобышки 6, служащие опорами для распределительного вала. В первой бобышке есть отверстие, через которое поступает масло для смазки втулочного подшипника распределительного вала. Во флан­ це 7 блока имеются отверстия, служащие для прикрепления его

ккартеру.

Ка р т е р 9 (рис. 60) является опорой блока. В полости картера находится коленчатый вал 2, опирающийся на коренные подшипники 5, которые размещаются в постелях, расположенных в трех внутренних перегородках 8 и двух торцовых стенках 7. К каждому подшипнику по каналам 6 подводится масло от насоса 1. В перегородках имеются отверстия с резьбой, в которые ввернуты шпильки 4 для крепления крышек 3 подшипников.

Рис. 59. Блок цилиндров дизеля

107

Рис. 60. Картер с коленчатым валом

Стальные к о р п у с а к о р е н н ы х п о д ш и п н и к о в за­ литы баббитом марки Б83, толщина слоя 2,5 мм. Для лучшего крепле­ ния заливки корпус подшипника имеет три кольцевых фасонных паза / (рис. 61). В верхней части вкладыша просверлено отверстие 2 для штиф­ та, удерживающего подшипник от смещения, а в нижней половине — два отверстия 3, соединенных между собой канавкой 4 для подвода

масла к шейке

вала.

В к л а д ы ш

(рис. 62) опорно-упорного коренного подшипника

шире опорного на 17 мм и имеет четыре фасонных кольцевых паза 1. Кроме того, баббитовая заливка 2 упорного вкладыша имеется на торцах корпуса подшипника и является упором для галтели коленча­ того вала. Зазор между торцом подшипника и галтелью вала должен быть в пределах 0,11—0,35 мм.

Рис. 61. Вкладыш опорного коренного подшипника

108


Опорно-упорный подшипник взаимозаменяем с любым шатунным. При установке его в шатун сквозь пазы 3 проходят шатунные болты.

Гильза цилиндра / (рис. 63) отлита из мелкозернистого чугуна. Сверху она имеет опорный бурт 2, а внизу — посадочный поясок 3 для центровки в блоке. На нижнем пояске проточены кольцевые канав­ ки 4, в которые укладываются резиновые уплотнительные кольца, препятствующие просачиванию воды из блока в картер. Такое креп­ ление позволяет гильзе свободно удлиняться при нагревании. При правильной запрессовке гильзы торец ее бурта должен выступать из блока на 0,08—0,30 мм.

П о р ш е н ь

отлит из чугуна

марки СЧ-28-48 (ГОСТ 1412—70).

В верхней части

имеются пять

канавок / (рис. 64), а в ниж­

ней — одна 10. Четыре верхние канавки предназначены для компрес­

сионных

колец 2, а пятая и нижняя — для маслосъемных колец 3 и

/ / . Ниже

маслосъемных колец

проточены кольцевые канавки 4 и 12

с отверстиями 5. Эти канавки

служат сборником масла. Кольцо 11

имеет посередине выточку для размещения излишков масла, которое стекает через отверстия в его ручей, а оттуда через отверстия 13 порш­ н я — в картер.

Днище поршня 16 имеет чашеобразную форму, обеспечивающую хорошее перемешивание топлива с воздухом. Внутри поршня располо­ жены два прилива-бобышки 6 с отверстиями 7 для поршневого пальца 8.

Кольцевые канавки на поверхности отверстий служат для установ­ ки стопорных колец 9, удерживающих поршневой палец от бокового смещения. В верхней части поршня имеется пространство 17, закрытое стальной крышкой 15. Оно является воздушным термическим буфером, предотвращающим образование нагара от масла. Два отверстия 14 с резьбой служат для крепления скобы, облегчающей извлечение порш­ ня из цилиндра.

к

1 ^ ,

Рис. 62. Вкладыш опорно-упорного коренного подшипника

109



 

 

 

 

 

П о р ш н е в о й

п а л е ц

пла­

 

 

 

 

 

вающего

типа

предназначен

для

 

 

 

 

 

соединения

поршня

 

с

шатуном.

 

 

 

 

 

Изготовлен он из стали марки 20Г,

 

 

 

 

 

наружная

поверхность

его

цемен­

 

 

 

 

 

тирована

на

глубину

1—1,4

мм и

 

 

 

 

 

закалена

(твердость

по

Роквеллу

 

 

 

 

 

не менее

55).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о р ш н е в ы е

 

 

к о л ь ц а

 

 

 

 

 

изготовлены

из

 

специального

се­

 

 

 

 

 

рого чугуна. Маслосъемное

кольцо

 

 

 

 

 

(рис. 65)

имеет

 

кольцевую

канав­

 

Рис. 63.

Гильза

цилиндра

ку У и щели 2,

а

маслосбрасываю-

 

 

 

 

 

щее кольцо (рис.

66) фаску. Ра­

бочее положение

кольца на поршне — фаской

вверх. При

движении

поршня вверх кольцо скользит по маслу, при

ходе поршня вниз —

соскабливает

его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компрессионные кольца (рис. 67) имеют косой замок

под углом

45°, а маслосъемные — прямой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш а т у н

представляет

собой стальную фасонную

поковку из

стали марки

45; его стержень 3 (рис. 68) эллиптического сечения.

В

верхнюю

головку шатуна запрессовывается бронзовая втулка 2

и

стопорится

винтом

/ с фасонной шайбой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижняя

головка

шатуна

разъемная. В ней

устанавливается

ша­

тунный подшипник, состоящий из двух вкладышей. Вкладыши 7 за­ литы баббитом Б83. По каналу 4 в теле шатуна осуществляется смаз­ ка поршневого пальца. В нижней головке имеются два прилива 8 с отверстиями для шатунных бол­

тов 6. В нижнюю часть отверстий

запрессованы штифты, которые при установке шатунных болтов вхо­ дят в паз их головок и препят­ ствуют вращению болтов при на­ вертывании гаек 5. Болты изготов­ лены из стали марки 37НЗА.

Рис. 64. Поршень

ПО

К о л е н ч а т ы й в а л дизе­ ля имеет пять опор и штампуется из стали марки 45Г2. На одном конце его на шпонке 1 (рис. 69) установле­ на шестерня 3 привода масляного насоса. Для предотвращения осе­ вого смещения шестерня стопорит­ ся винтом 7, который фиксируется пружинным кольцом 2. На втором конце вала имеется разъемная шестерня 5, предназначенная для привода шестерни распределитель­ ного вала. Шестерня 5 центриро-