Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
Рис. 116. Масляный насос
В крышку масляного насоса вмонтирован редукционный клапан, который состоит из шарика 13, нажимной пружины 14, направляющей втулки 16, контргайки 17, регулировочного винта 18 и колпачковой гайки 19. Все эти детали уплотняются прокладками 15. Для регулиров ки клапана на давление 4 кгс/см2 необходимо снять колпачковую гайку 19, отвернуть контргайку 17, вывернуть или завернуть винт 18 до такого положения, когда шарик 13 будет открываться при давлении 4 кгс/см2. В этом положении нужно зафиксировать регулировочный винт контргайкой и закрыть колпаком.
При монтаже насоса на картере в кольцевую канавку корпуса ста
вится резиновое |
уплотнение |
4 для |
предотвращения |
подсоса воздуха |
из картера. |
|
|
|
|
Щ е л е в о й |
ф и л ь т р |
служит для грубой очистки масла. Его |
||
устройство одинаково с фильтром |
дизеля 4ДВ-224. |
На дизелях вы |
пуска после 1962 г. в корпус фильтра вмонтирован шариковый клапан, который при засорении фильтра перепускает масло в масляную маги страль без очистки. Давление открытия перепускного клапана 10 (рис. 117) определяется затяжкой пружины 9 с помощью пробки 8. Для предупреждения утечки масла между корпусом 3 и стержнем 7 в горловине имеется сальниковое уплотнение, состоящее из фасонной шайбы / и резинового кольца 2 трапецеидального сечения. Незначи тельное просачивание масла устраняется подтяжкой втулки 5, поло жение которой фиксируется контргайкой 4. Пружина 6 удерживает пакет фильтрующих элементов в сжатом состоянии.
Помимо щелевого, в системе смазки предусмотрены два магнитных фильтра: один в картере, а другой на масляной магистрали после ра диатора.
М а г н и т н ы й ф и л ь т р (рис. 118) представляет собой алю миниевую пробку / с резьбовой шпилькой 5, на которую насаживается комплект шайб 3 из прессованного ферромагнитного материала. Между
149
Рис. 117. Перепускной клапан щеле |
Рис^ 118. Магнитный |
вого фильтра |
фильтр |
шайбами имеются прокладки 2, а весь комплект скрепляется круглой гайкой 4. При прохождении масла через магнитный фильтр все ино родные частицы, обладающие магнитными свойствами, осаждаются на поверхности шайб.
[ Р е г у л и р у ю щ и й к л а п а н (рис. 119) служит для регу лирования подачи масла на клапанный механизм. В корпус 10 ввернут резьбовой стакан / . Подвод масла осуществляется к штуцеру 9, а по дача на распределительный механизм — по штуцеру 7. Регулирующим органом является шарик 8 и пружина 6, которая опирается на фасон ные шайбы 5. Изменение затяжки.пружины производится регулировоч ным винтом 4 с контргайкой 3. Правильно отрегулированный клапан должен обеспечивать равномерную подачу масла на детали клапанного механизма без фонтанирования из радиальных каналов коромысел. После регулирования, которое надо производить при работающем ди-
Рис. 119. Клапан для регулирования давления масла
150
I
зеле, |
на |
резьбовую |
часть |
стакана |
следует навернуть |
||
предохранительный |
кол |
||
пачок |
2. |
|
|
П о р ш н е в о й р у ч |
|||
н о й м а с л я н ы й |
н а |
со с е двумя шариковыми клапанами состоит из чу гунного корпуса5 (рис. 120)
сцилиндрическим отвер стием, в котором помещает ся поршень 7, плотно при вернутый к штоку 6 гайкой 9 с пружинной шайбой 8.
Вкорпусе насоса смонти рованы гнезда всасываю щего 11 и нагнетательно го 13 клапанов. Роль кла панов выполняют шарики
12. Корпус насоса закрывается крышкой 4, плотно затягиваемой гайками 2. Шток клапана уплотняется манжетой 1 из маслостойкой резины. Маслоприемник 10 выполнен в виде щелевидного фильтра.
Ручной масляный насос монтируется в нижней части картера при помощи фланца, шпилек и гаек.
Принцип действия насоса такой: при движении рукоятки 3 от дизеля поршень 7 пойдет вправо (по рисунку), под ним создастся разрежение. Шарик клапана 13 плотно закроет отверстие, а клапана 77 — откроет отверстие, и полость перед поршнем заполнится маслом. При движе нии поршня влево произойдет обратное: всасывающий клапан закроет ся, а нагнетательный откроется.
§ 57. Система охлаждения
Дизель охлаждается водой. Основными частями системы охлажде ния являются: центробежный насос 1 (рис. 121), трубопровод охлаж дающей воды 2, водоспускной патрубок 3, радиатор 4 с заливной горловиной 5, трубопровод 6 нагретой воды.
Устройство всех элементов системы охлаждения в принципе такое же, как системы охлаждения ранее описанного дизеля 4ДВ-224, за исключением центробежного водяного насоса, который монтируется в блоке дизеля при помощи фланца 12 (рис. 122) на шпильках. Привод насоса осуществляется от промежуточной шестерни 9, насаженной на конический хвостовик вала 14. Шестерня фиксируется шпонкой 5 и за жимается корончатой гайкой 6 с шайбой 8 и шплинтом 7.
На вал монтируется ва шпонке 11 крыльчатка 2, которая чугунной конической втулкой / и фасонной гайкой 15 прижимается к бурту вала. Между гайкой и втулкой размещается стопорная шайба 26. Корпус насоса закрывается крышкой 13, которая крепится шпильками 29 с гай-
151
ками 27 и шайбами 28. Между корпусом и крышкой ставится проклад ка 30 из водостойкого материала. Один конец вала опирается на шари ковый подшипник 25, размещенный в крышке 13 и зафиксированный стопорным кольцом 24. Второй конец вала опирается на подшипник 3, который с одной стороны упирается в заточку вала, а с другой — в гайку 4.
В корпус вставлены три сальника 10, не пропускающие воду в кар тер дизеля; из полости сальников наружу выведен канал 31. Полость крышки уплотнена двумя сальниками 16 и 18 такой же конструкции. Для осмотра подшипника 25 имеется люк 21, который надевается на шпильки 20 и привертывается гайками 23 с шайбами 22. В полость саль ников 16 и 18 периодически через масленку 17 набивается смазка. Меж ду люком и крышкой насоса ставится прокладка 19 из водостойкого материала.
Насос компактный, занимает мало места, но имеет существенный недостаток: при износе сальников 10, несмотря на имеющийся канал 31, вода попадает в картер, что вредно отражается на подшипниках и других деталях дизеля.
В о д я н о й н а с о с (рис. 123) дизелей, выпускаемых после 1961 г., имеет другую конструкцию. В чугунный корпус / вмонтирован на двух шариковых подшипниках 4 и 6 стальной вал 11. На коническом хвостовике вала шпонкой 9 закреплена шестерня 8. Сальник 7 внутрен него подшипника 6 удерживает смазку. Он состоит из стальной обоймы, в которую при помощи кольца вмонтирована гофрированная диафраг ма с пробковым уплотнением. Подшипники распираются втулкой 5. Кроме того, на вал монтируется комплект деталей, обеспечивающих уплотнение водяной полости насоса и масляной полости наружного
Рис. 121. Схема системы охлаждения
152
Рис. 122. Центробежный водяной насос выпуска до 1961 г.
подшипника 4. Пробковый сальник 12 подшипника аналогичен описан ному и отличается лишь тем, что не имеет наружной обоймы.
j Сальник водяной полости состоит из стальной штампованной тарели 13, на которую опирается пружина, обладающая большой жест костью. Снаружи пружина опирается на штампованную чашу 14 ди афрагмы 15. Заключенная в металлическую обойму диафрагма выпол нена из многослойной листовой резины. Положение диафрагмы в кор пусе фиксируется латунным замочным кольцом 17 с прокладкой 16. На стальную втулку диафрагмы надевается графитовое кольцо 18, которое притирается к стальной обойме 19, впрессованной в крыльчатку 24. При вращении вала насоса пружина постоянно прижимает графи товое кольцо к обойме крыльчатки, и их притертые поверхности обес печивают надежную плотность. Положение крыльчатки на валу фик сируется шпонкой 21 и корончатой гайкой 23. Для предохранения от коррозии гайка закрывается латунным колпаком 22.
Для разборки насоса следует отсоединить крышку 2, снять колпак 22, отвернуть гайку 23, спрессовать крыльчатку специальными кле-
153
щами, снять кольцо 17, осторожно вынуть детали сальника, снять ше стерню 8, вынуть пружинное кольцо 10, выпрессовать вал из корпуса. Все сальниковые уплотнения следует снимать осторожно, так как их детали очень хрупки и их можно повредить.
При сборке насоса надо установить между торцом крыльчатки и крышкой зазор 8,5 мм, величина которого регулируется подбором толщины паронитовой прокладки 25 или кольца 20.
Вентилем 3 пользуются при сливе воды из насоса. § 58. Топливная система
Топливная система дизеля, обеспечивающая регулярный впрыск определенных порций топлива в требуемой последовательности под вы соким давлением в вихревые камеры сгорания цилиндров и распыление его на мельчайшие частицы, состоит из насоса, форсунок, топливопро водов высокого и низкого давления и фильтра.
Работа этой системы заключается в том, что топливо из бака само теком поступает в магнитный фильтр 2 (рис. 124), оттуда через фильтр грубой очистки (на чертеже не показан) — в фильтр 5 тонкой очистки, закрепленный на кронштейне б дизеля болтом 3 с гайкой 4, и далее по топливопроводу 7 направляется к топливному насосу 8.
Под давлением 130 кгс/см2 насос подает определенные порции топ лива через трубопроводы 9 к форсункам 10. Впрыск топлива через фор сунки происходит непосредственно в вихревую камеру дизеля. Топливо, просочившееся между иглой и направляющей, заполняет сначала всю полость форсунки, а затем отводится по обратному топливопроводу 1
ктопливному фильтру.
Внастоящее время между топливным насосом 8 и фильтром 5 уста навливается магнитный вентиль для автоматической остановки дизеля в случаях неисправности масляной и водяной систем.
Рис. 124. Схема топливной системы
155
Т о п л и в н ы й н а с о с представляет собой плунжерный насос поршневого типа с золотниковой отсечкой топлива и постоянным ходом плунжера. Регулировка количества топлива, подаваемого насосом, осуществляется перепуском в конце хода нагнетания избыточного топ лива посредством косого среза плунжеров.
Топливо подводится к торцовому штуцеру 5 (рис. 125) и подается по каналам во всасывающую полость топливных секций 4. Автомати ческий регулятор оборотов размещен в картере 3. Пробка 2 служит люком для осмотра и настройки регулятора числа оборотов. Рукоятка / применяется для ручного управления топливным насосом.
Насос установлен на блоке дизеля на специальных приливах 7, привернутых болтами 6 с пружинными шайбами к кронштейну. При вод насоса осуществляется от шестерни механизма распределения, соединение его с ведущим валом — при помощи специальной муфты 1 (рис. 126). На конец ведущего вала насаживается на шпонке фланец 2, который имеет два квадратных выступа, свободно входящих в отверстия шайбы 3. В другие отверстия шайбы, расположенные под углом 90°, вводятся такие же выступы стального кольца 4.
На конце кулачкового вала насоса на шпонке монтируется разрез ной фасонный фланец 7. Болт 11 вводится в боковое отверстие фланца и при помощи гайки 5 плотно затягивает его на кулачковом валу. Пру жинная шайба 6 предотвращает самоотвертывание гайки 5 во время работы. Фланец 7 имеет плоские выступы с продольными отверстиями, через которые он болтами 8 привертывается к фасонному стальному кольцу 4. Продольные отверстия служат для корректировки установки насоса на момент впрыска топлива по заданному углу опережения. Под болты 8 прокладываются две шайбы: вначале обычная 10, а затем пружинная 9.
Полужесткая муфта 1 компенсирует некоторые неточности в соос ности кулачкового и ведущего вала и тем самым предохраняет под шипники насоса и ведущего вала от быстрого износа.
7
Рис. 125. Топливный насос
156