Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 116. Масляный насос

В крышку масляного насоса вмонтирован редукционный клапан, который состоит из шарика 13, нажимной пружины 14, направляющей втулки 16, контргайки 17, регулировочного винта 18 и колпачковой гайки 19. Все эти детали уплотняются прокладками 15. Для регулиров­ ки клапана на давление 4 кгс/см2 необходимо снять колпачковую гайку 19, отвернуть контргайку 17, вывернуть или завернуть винт 18 до такого положения, когда шарик 13 будет открываться при давлении 4 кгс/см2. В этом положении нужно зафиксировать регулировочный винт контргайкой и закрыть колпаком.

При монтаже насоса на картере в кольцевую канавку корпуса ста­

вится резиновое

уплотнение

4 для

предотвращения

подсоса воздуха

из картера.

 

 

 

 

Щ е л е в о й

ф и л ь т р

служит для грубой очистки масла. Его

устройство одинаково с фильтром

дизеля 4ДВ-224.

На дизелях вы­

пуска после 1962 г. в корпус фильтра вмонтирован шариковый клапан, который при засорении фильтра перепускает масло в масляную маги­ страль без очистки. Давление открытия перепускного клапана 10 (рис. 117) определяется затяжкой пружины 9 с помощью пробки 8. Для предупреждения утечки масла между корпусом 3 и стержнем 7 в горловине имеется сальниковое уплотнение, состоящее из фасонной шайбы / и резинового кольца 2 трапецеидального сечения. Незначи­ тельное просачивание масла устраняется подтяжкой втулки 5, поло­ жение которой фиксируется контргайкой 4. Пружина 6 удерживает пакет фильтрующих элементов в сжатом состоянии.

Помимо щелевого, в системе смазки предусмотрены два магнитных фильтра: один в картере, а другой на масляной магистрали после ра­ диатора.

М а г н и т н ы й ф и л ь т р (рис. 118) представляет собой алю­ миниевую пробку / с резьбовой шпилькой 5, на которую насаживается комплект шайб 3 из прессованного ферромагнитного материала. Между

149



Рис. 117. Перепускной клапан щеле­

Рис^ 118. Магнитный

вого фильтра

фильтр

шайбами имеются прокладки 2, а весь комплект скрепляется круглой гайкой 4. При прохождении масла через магнитный фильтр все ино­ родные частицы, обладающие магнитными свойствами, осаждаются на поверхности шайб.

[ Р е г у л и р у ю щ и й к л а п а н (рис. 119) служит для регу­ лирования подачи масла на клапанный механизм. В корпус 10 ввернут резьбовой стакан / . Подвод масла осуществляется к штуцеру 9, а по­ дача на распределительный механизм — по штуцеру 7. Регулирующим органом является шарик 8 и пружина 6, которая опирается на фасон­ ные шайбы 5. Изменение затяжки.пружины производится регулировоч­ ным винтом 4 с контргайкой 3. Правильно отрегулированный клапан должен обеспечивать равномерную подачу масла на детали клапанного механизма без фонтанирования из радиальных каналов коромысел. После регулирования, которое надо производить при работающем ди-

Рис. 119. Клапан для регулирования давления масла

150

I

зеле,

на

резьбовую

часть

стакана

следует навернуть

предохранительный

кол­

пачок

2.

 

 

П о р ш н е в о й р у ч ­

н о й м а с л я н ы й

н а ­

со с е двумя шариковыми клапанами состоит из чу­ гунного корпуса5 (рис. 120)

сцилиндрическим отвер­ стием, в котором помещает­ ся поршень 7, плотно при­ вернутый к штоку 6 гайкой 9 с пружинной шайбой 8.

Вкорпусе насоса смонти­ рованы гнезда всасываю­ щего 11 и нагнетательно­ го 13 клапанов. Роль кла­ панов выполняют шарики

12. Корпус насоса закрывается крышкой 4, плотно затягиваемой гайками 2. Шток клапана уплотняется манжетой 1 из маслостойкой резины. Маслоприемник 10 выполнен в виде щелевидного фильтра.

Ручной масляный насос монтируется в нижней части картера при помощи фланца, шпилек и гаек.

Принцип действия насоса такой: при движении рукоятки 3 от дизеля поршень 7 пойдет вправо (по рисунку), под ним создастся разрежение. Шарик клапана 13 плотно закроет отверстие, а клапана 77 — откроет отверстие, и полость перед поршнем заполнится маслом. При движе­ нии поршня влево произойдет обратное: всасывающий клапан закроет­ ся, а нагнетательный откроется.

§ 57. Система охлаждения

Дизель охлаждается водой. Основными частями системы охлажде­ ния являются: центробежный насос 1 (рис. 121), трубопровод охлаж­ дающей воды 2, водоспускной патрубок 3, радиатор 4 с заливной горловиной 5, трубопровод 6 нагретой воды.

Устройство всех элементов системы охлаждения в принципе такое же, как системы охлаждения ранее описанного дизеля 4ДВ-224, за исключением центробежного водяного насоса, который монтируется в блоке дизеля при помощи фланца 12 (рис. 122) на шпильках. Привод насоса осуществляется от промежуточной шестерни 9, насаженной на конический хвостовик вала 14. Шестерня фиксируется шпонкой 5 и за­ жимается корончатой гайкой 6 с шайбой 8 и шплинтом 7.

На вал монтируется ва шпонке 11 крыльчатка 2, которая чугунной конической втулкой / и фасонной гайкой 15 прижимается к бурту вала. Между гайкой и втулкой размещается стопорная шайба 26. Корпус насоса закрывается крышкой 13, которая крепится шпильками 29 с гай-

151


ками 27 и шайбами 28. Между корпусом и крышкой ставится проклад­ ка 30 из водостойкого материала. Один конец вала опирается на шари­ ковый подшипник 25, размещенный в крышке 13 и зафиксированный стопорным кольцом 24. Второй конец вала опирается на подшипник 3, который с одной стороны упирается в заточку вала, а с другой — в гайку 4.

В корпус вставлены три сальника 10, не пропускающие воду в кар­ тер дизеля; из полости сальников наружу выведен канал 31. Полость крышки уплотнена двумя сальниками 16 и 18 такой же конструкции. Для осмотра подшипника 25 имеется люк 21, который надевается на шпильки 20 и привертывается гайками 23 с шайбами 22. В полость саль­ ников 16 и 18 периодически через масленку 17 набивается смазка. Меж­ ду люком и крышкой насоса ставится прокладка 19 из водостойкого материала.

Насос компактный, занимает мало места, но имеет существенный недостаток: при износе сальников 10, несмотря на имеющийся канал 31, вода попадает в картер, что вредно отражается на подшипниках и других деталях дизеля.

В о д я н о й н а с о с (рис. 123) дизелей, выпускаемых после 1961 г., имеет другую конструкцию. В чугунный корпус / вмонтирован на двух шариковых подшипниках 4 и 6 стальной вал 11. На коническом хвостовике вала шпонкой 9 закреплена шестерня 8. Сальник 7 внутрен­ него подшипника 6 удерживает смазку. Он состоит из стальной обоймы, в которую при помощи кольца вмонтирована гофрированная диафраг­ ма с пробковым уплотнением. Подшипники распираются втулкой 5. Кроме того, на вал монтируется комплект деталей, обеспечивающих уплотнение водяной полости насоса и масляной полости наружного

Рис. 121. Схема системы охлаждения

152

Рис. 122. Центробежный водяной насос выпуска до 1961 г.

подшипника 4. Пробковый сальник 12 подшипника аналогичен описан­ ному и отличается лишь тем, что не имеет наружной обоймы.

j Сальник водяной полости состоит из стальной штампованной тарели 13, на которую опирается пружина, обладающая большой жест­ костью. Снаружи пружина опирается на штампованную чашу 14 ди­ афрагмы 15. Заключенная в металлическую обойму диафрагма выпол­ нена из многослойной листовой резины. Положение диафрагмы в кор­ пусе фиксируется латунным замочным кольцом 17 с прокладкой 16. На стальную втулку диафрагмы надевается графитовое кольцо 18, которое притирается к стальной обойме 19, впрессованной в крыльчатку 24. При вращении вала насоса пружина постоянно прижимает графи­ товое кольцо к обойме крыльчатки, и их притертые поверхности обес­ печивают надежную плотность. Положение крыльчатки на валу фик­ сируется шпонкой 21 и корончатой гайкой 23. Для предохранения от коррозии гайка закрывается латунным колпаком 22.

Для разборки насоса следует отсоединить крышку 2, снять колпак 22, отвернуть гайку 23, спрессовать крыльчатку специальными кле-

153


щами, снять кольцо 17, осторожно вынуть детали сальника, снять ше­ стерню 8, вынуть пружинное кольцо 10, выпрессовать вал из корпуса. Все сальниковые уплотнения следует снимать осторожно, так как их детали очень хрупки и их можно повредить.

При сборке насоса надо установить между торцом крыльчатки и крышкой зазор 8,5 мм, величина которого регулируется подбором толщины паронитовой прокладки 25 или кольца 20.

Вентилем 3 пользуются при сливе воды из насоса. § 58. Топливная система

Топливная система дизеля, обеспечивающая регулярный впрыск определенных порций топлива в требуемой последовательности под вы­ соким давлением в вихревые камеры сгорания цилиндров и распыление его на мельчайшие частицы, состоит из насоса, форсунок, топливопро­ водов высокого и низкого давления и фильтра.

Работа этой системы заключается в том, что топливо из бака само­ теком поступает в магнитный фильтр 2 (рис. 124), оттуда через фильтр грубой очистки (на чертеже не показан) — в фильтр 5 тонкой очистки, закрепленный на кронштейне б дизеля болтом 3 с гайкой 4, и далее по топливопроводу 7 направляется к топливному насосу 8.

Под давлением 130 кгс/см2 насос подает определенные порции топ­ лива через трубопроводы 9 к форсункам 10. Впрыск топлива через фор­ сунки происходит непосредственно в вихревую камеру дизеля. Топливо, просочившееся между иглой и направляющей, заполняет сначала всю полость форсунки, а затем отводится по обратному топливопроводу 1

ктопливному фильтру.

Внастоящее время между топливным насосом 8 и фильтром 5 уста­ навливается магнитный вентиль для автоматической остановки дизеля в случаях неисправности масляной и водяной систем.

Рис. 124. Схема топливной системы

155

Т о п л и в н ы й н а с о с представляет собой плунжерный насос поршневого типа с золотниковой отсечкой топлива и постоянным ходом плунжера. Регулировка количества топлива, подаваемого насосом, осуществляется перепуском в конце хода нагнетания избыточного топ­ лива посредством косого среза плунжеров.

Топливо подводится к торцовому штуцеру 5 (рис. 125) и подается по каналам во всасывающую полость топливных секций 4. Автомати­ ческий регулятор оборотов размещен в картере 3. Пробка 2 служит люком для осмотра и настройки регулятора числа оборотов. Рукоятка / применяется для ручного управления топливным насосом.

Насос установлен на блоке дизеля на специальных приливах 7, привернутых болтами 6 с пружинными шайбами к кронштейну. При­ вод насоса осуществляется от шестерни механизма распределения, соединение его с ведущим валом — при помощи специальной муфты 1 (рис. 126). На конец ведущего вала насаживается на шпонке фланец 2, который имеет два квадратных выступа, свободно входящих в отверстия шайбы 3. В другие отверстия шайбы, расположенные под углом 90°, вводятся такие же выступы стального кольца 4.

На конце кулачкового вала насоса на шпонке монтируется разрез­ ной фасонный фланец 7. Болт 11 вводится в боковое отверстие фланца и при помощи гайки 5 плотно затягивает его на кулачковом валу. Пру­ жинная шайба 6 предотвращает самоотвертывание гайки 5 во время работы. Фланец 7 имеет плоские выступы с продольными отверстиями, через которые он болтами 8 привертывается к фасонному стальному кольцу 4. Продольные отверстия служат для корректировки установки насоса на момент впрыска топлива по заданному углу опережения. Под болты 8 прокладываются две шайбы: вначале обычная 10, а затем пружинная 9.

Полужесткая муфта 1 компенсирует некоторые неточности в соос­ ности кулачкового и ведущего вала и тем самым предохраняет под­ шипники насоса и ведущего вала от быстрого износа.

7

Рис. 125. Топливный насос

156