Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
гильзы с топливоподающим каналом в корпусе насоса. Гильза устанав ливается в блоке насоса в строго определенном положении и фикси руется от проворачивания стопорным винтом.
Плунжер 18 предназначен не только для подачи топлива в форсунку,
но и для регулировки количества его соответственно нагрузке |
дизеля. |
В верхней его части имеется вертикальный паз, соединяющий |
прост |
ранство над плунжером с кольцевой выточкой головки. От вертикаль ного паза берет начало спиральная отсечная кромка, служащая для регулировки количества подаваемого плунжером топлива. В нижней части есть два выступа, направленных вверх вдоль тела плунжера. В эти выступы входят вырезы поворотной втулки 35. Внизу плунжер заканчивается головкой, на которой монтируется нижняя тарель пру жины 13.
В полости гильзы над плунжером создается высокое давление. По этому необходимо надежное уплотнение между плунжером и гильзой, чтобы не было просачивания топлива вниз. Плотность пары плунжер —• гильза достигается взаимной подгонкой деталей. Рабочие поверхности
Рис. 127. Главные детали топливного насоса
158
плунжеров и гильз шлифуются и доводятся до определенных размеров с применением специальной притирочной пасты. После этого они ком плектуются (подбираются) попарно, окончательно притираются, а за тем подвергаются гидравлической опрессовке. В паре нельзя заменять одну из деталей.
Пружина 14 служит для возвращения плунжера в крайнее нижнее положение. Поворотная втулка 35 устанавливается на гильзу 19 плун жера. В верхней части этой втулки стяжным винтом 34 закрепляется разрезной зубчатый венец 33, причем на венце и втулке ставится об щая метка, определяющая их взаимное расположение.
Зубчатая рейка 27 перемещается в бронзовых втулках 17 и 28, вмон тированных в блок насоса. Рейка может передвигаться системой рыча гов рукоятки ручного управления и центробежного регулятора числа оборотов. Зубья рейки находятся в зацеплении с зубчатыми венцами секций. Одним концом рейка через шарнирное звено 16 и тягу соединя ется с рычагом регулятора числа оборотов, а другим входит в гильзу 29 ограничителя хода рейки, в которую ввертывается регулировочный болт 30. Зубчатая рейка устанавливается на максимальную подачу топлива. В этом положении болт 30 ввертывается в гильзу 29 до упора в рейку, после чего фиксируется гайкой 31. Перед регулировкой гильзу 29 нужно ввернуть в корпус, поставив между ними стальную шайбу 32.
Нагнетательный клапан 20 выполняет функции обратного клапана, т. е. он периодически разобщает внутреннюю полость трубопровода высокого давления с надплунжерным пространством и с помощью ци линдрического пояска обеспечивает после отсечки топлива падение давления в топливопроводе до величины, близкой к атмосферному (раз гружает трубопровод). Седло 21 клапана устанавливается на торец гильзы 19 плунжера и прижимается к нему при помощи нажимного штуцера 24, ввернутого в корпус насоса. Между седлом клапана и на жимным штуцером ставится уплотнительная прокладка 26. На на ружной поверхности седла клапана нарезана резьба для извлечения его из корпуса насоса при помощи специального съемника. Перед установкой в штуцер 24 вставляется пружина 25 обратного клапана, которая плотно прижимает его к седлу. На штуцер навертывается
накидная гайка 22 |
для плотного соединения конусного наконечника |
||
23 |
топливопровода. |
|
|
|
Р е г у л я т о р |
ч и с л а о б о р о т о в т о п л и в н о г о на |
|
с о с а дизеля по принципу действия относится к типу |
центробежных. |
||
Он |
устанавливается |
в специальной коробке, которая |
привертывается |
к картеру топливного насоса с противоположной стороны привода. Привод регулятора состоит из большой шестерни 3 (рис. 128), закреп ленной на кулачковом валу топливного насоса, и малой 2, расположен ной на оси регулятора. Передаточное число шестерен 1 : 2,2. Ось ре гулятора— фасонная, на ней смонтированы подвижные грузы/.кото рые прижимаются к оси пружинами 5.
При работе дизеля под действием центробежных сил грузы, преодо левая упругость пружин, расходятся и поворачивают Г-образные ры чаги 4 относительно точки 04 . При этом горизонтальный валик за счет скользящей связи 03 сместится вправо и своей цапфой отклонит вер-
159
тикальный рычаг DE относительно центра Оу. Колебание вертикаль ного рычага через тягу EF передается на рейку и плунжеры насосных секций.
Схождение грузов под действием режимных пружин вызовет сме щение рычагов, а следовательно, и рейки в обратную сторону.
При ручном регулировании и установке плунжеров насосных сек ций в пусковое положение смещение рейки осуществляется с помощью рукоятки на посту управления. Для запуска дизеля рукоятка ставится в положение Пуск. Тогда тяга АВ займет положение А^В и через дву плечий рычаг ВС, имеющий опору в шарнире О, отклонит рычаг С0 2 вправо. Этот рычаг повернется относительно точки 0 2 , причем шарнир ное соединение 0Х сместит вертикальный рычаг DE вправо вокруг точки D.
Для перехода на автоматическое регулирование максимального числа оборотов рукоятка ставится на положение Работа. Перемещение тяги АВ в положение АгВ произойдет через позицию Стоп, при этом рычаг С02 сначала отклонится влево (в сторону уменьшения подачи топлива), а затем, как и при запуске, — вправо. Таким образом, совме щение ручной и автоматической регулировки делается возможным за счет колебаний вертикального рычага DE соответственно относительно центра 0 2 или 0Х. Автоматика работы регулятора основана на принципе обратных связей с использованием центробежных сил, возникающих при вращении грузов, и путем подбора комплекта пружин, противо действующих расхождению грузов.
Т о п л и в н ы й ф и л ь т р (рис. 129) предохраняет от прежде временного износа прецизионные пары насоса и создает условия для нормальной работы дизеля в целом. Топливо к фильтру подается само теком из бака по трубе к боковому штуцеру 4, который зажимается пустотелым болтом 6 с прокладками 5. В дно корпуса 3 ввертывается пустотелый стержень 18, имеющий боковые отверстия. На стержень надевается фильтрующий элемент 7, который прижимается плотно к крышке корпуса пружиной 17, упирающейся в стальную фасонную
'.60
втулку 16. На втулку кла дется уплотнительная про кладка 15, затем через уплотнительную прокладку 8 ста вится крышка 9, которая крепится пустотелым болтом 10. В болт ввертывается че рез уплотнительную проклад ку 11 винт 12, служащий для выпуска воздуха из фильтра. В крышку через уплотнитель ную прокладку 14 ввинчи вается пробка 13.
Отверстие, закрываемое пробкой, служит для заливки фильтра топливом и провер ки состояния фильтрующего элемента. На корпусе имеют ся отверстия: боковое с верх ней пробкой 19 и нижнее с пробкой 2, служащей для выпуска из фильтра отстоя. Пробки уплотняются прок ладками / .
Поступившее в корпус фильтра топливо проходит сквозь фильтрующий элемент 7 и через боковые отверстия попадает в полость стержня 18, откуда через штуцер 20, зажатый между двумя уплотнительными прокладками 22 пустотелым болтом 21, на правляется к топливному насосу.
|
Б е с ш т и ф т о в а я |
фор |
|||
с у н к а |
|
з а к р ы т о г о |
|||
т и п а |
(рис. |
130) |
с |
одним |
|
распыливающим отверстием |
|||||
служит |
для |
подачи |
топлива |
||
в |
вихревую |
камеру |
|
дизеля |
|
в |
мелкораспыленном |
виде. |
Основными деталями форсун ки являются сопло 6 и игла, которые изготовлены из высо
кокачественной |
стали |
и тер |
||||
мически |
обработаны |
до |
твер |
|||
дости |
не |
менее |
HRC |
60. |
Ра |
|
бочие |
поверхности |
иглы |
и |
|||
6 Зак. |
512 |
|
|
|
|
Рис. 129. Топ ливный фильтр
Рис. 130. Форсунка 161
сопла тщательно отполированы и притерты, что обеспечивает необ ходимую плотность в соединении. Взаимодействие деталей форсунки такое же, как и у форсунки дизеля 4ДВ-224.
Подобранные и притертые друг к другу сопло и игла, так же |
как |
и плунжер с гильзой топливного насоса, составляют прецизионную |
па |
ру и не разукомплектовываются. |
|
На верхнем торце сопла прорезана кольцевая канавка для прохода топлива. От канавки в теле сопла отходят каналы, проводящие топливо под иглу. Один конец иглы имеет форму усеченного конуса, торцом ко торого она опирается в донышко распылителя, перекрывая отверстие. На второй конец через шток опирается пружина, плотно прижимая иг лу к донышку распылителя. Затяжка пружины изменяется регулиро вочным болтом. Весь механизм регулировки форсунки закрывается цилиндрическим колпачком 4.
Форсунка крепится в гнезде головки дизеля гайкой 5. Между кор пусом форсунки и головкой блока прокладывается уплотнительное медное кольцо 1. Топливо к штуцеру 2 форсунки подводится по трубо
проводу высокого давления. |
Топливо, |
просочившееся |
по |
зазору |
|||
между иглой |
и соплом, проходит в верхнюю |
часть форсунки, откуда |
|||||
по |
обратному |
трубопроводу 3 |
отводится |
в |
специальный |
бачок или |
|
к |
фильтру. |
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 59. Система пуска |
|
|
|
||
|
Пуск дизеля осуществляется |
сжатым воздухом-, хранящимся |
в спе |
циальных баллонах. Дизели первых выпусков (до 1961 г.) имели пуск от электрического стартера.
Принцип воздушного пуска заключается в том, что воздух вводится в цилиндр дизеля под давлением 15—30 кгс/'см2 в строго определенные моменты в соответствии с порядком работы дизеля.
Чтобы пустить дизель, необходимо:
коленчатый вал дизеля по меткам на маховике и блоке, а также на муфте топливного насоса поставить в пусковое положение;
открыть вентиль баллона, в результате чего воздух пойдет к воздуш но-пусковому клапану 6 (рис. 131);
рукояткой открыть клапан; воздух устремится по трубке 5 к возду хораспределителю, а оттуда по магистралям 2 я 1 к обратно-пусковым клапанам 3 второго и четвертого цилиндров. При достаточном давлении
пусковые клапаны автоматически открываются, |
и воздух, попав |
в цилиндры, заставляет поршни двигаться вниз |
и вращать коленча |
тый вал; |
|
после того как дизель завелся, поставить рукоятку пуска в перво начальное положение и закрыть вентиль воздушного баллона. Для
пополнения баллона воздухом пользуются зарядной |
головкой 4. |
||||
К л а п а н |
р у ч н о г о |
п у с к а |
устроен |
так. В корпусе 5 |
|
(рис. 132) размещается двойной клапан |
4, |
который с двух сторон имеет |
|||
направляющие. Одна из направляющих |
представляет собой бронзовую |
втулку 2, уплотненную резиновой прокладкой 3 и зажатую в корпусе 162