Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гильзы с топливоподающим каналом в корпусе насоса. Гильза устанав­ ливается в блоке насоса в строго определенном положении и фикси­ руется от проворачивания стопорным винтом.

Плунжер 18 предназначен не только для подачи топлива в форсунку,

но и для регулировки количества его соответственно нагрузке

дизеля.

В верхней его части имеется вертикальный паз, соединяющий

прост­

ранство над плунжером с кольцевой выточкой головки. От вертикаль­ ного паза берет начало спиральная отсечная кромка, служащая для регулировки количества подаваемого плунжером топлива. В нижней части есть два выступа, направленных вверх вдоль тела плунжера. В эти выступы входят вырезы поворотной втулки 35. Внизу плунжер заканчивается головкой, на которой монтируется нижняя тарель пру­ жины 13.

В полости гильзы над плунжером создается высокое давление. По­ этому необходимо надежное уплотнение между плунжером и гильзой, чтобы не было просачивания топлива вниз. Плотность пары плунжер —• гильза достигается взаимной подгонкой деталей. Рабочие поверхности

Рис. 127. Главные детали топливного насоса

158

плунжеров и гильз шлифуются и доводятся до определенных размеров с применением специальной притирочной пасты. После этого они ком­ плектуются (подбираются) попарно, окончательно притираются, а за­ тем подвергаются гидравлической опрессовке. В паре нельзя заменять одну из деталей.

Пружина 14 служит для возвращения плунжера в крайнее нижнее положение. Поворотная втулка 35 устанавливается на гильзу 19 плун­ жера. В верхней части этой втулки стяжным винтом 34 закрепляется разрезной зубчатый венец 33, причем на венце и втулке ставится об­ щая метка, определяющая их взаимное расположение.

Зубчатая рейка 27 перемещается в бронзовых втулках 17 и 28, вмон­ тированных в блок насоса. Рейка может передвигаться системой рыча­ гов рукоятки ручного управления и центробежного регулятора числа оборотов. Зубья рейки находятся в зацеплении с зубчатыми венцами секций. Одним концом рейка через шарнирное звено 16 и тягу соединя­ ется с рычагом регулятора числа оборотов, а другим входит в гильзу 29 ограничителя хода рейки, в которую ввертывается регулировочный болт 30. Зубчатая рейка устанавливается на максимальную подачу топлива. В этом положении болт 30 ввертывается в гильзу 29 до упора в рейку, после чего фиксируется гайкой 31. Перед регулировкой гильзу 29 нужно ввернуть в корпус, поставив между ними стальную шайбу 32.

Нагнетательный клапан 20 выполняет функции обратного клапана, т. е. он периодически разобщает внутреннюю полость трубопровода высокого давления с надплунжерным пространством и с помощью ци­ линдрического пояска обеспечивает после отсечки топлива падение давления в топливопроводе до величины, близкой к атмосферному (раз­ гружает трубопровод). Седло 21 клапана устанавливается на торец гильзы 19 плунжера и прижимается к нему при помощи нажимного штуцера 24, ввернутого в корпус насоса. Между седлом клапана и на­ жимным штуцером ставится уплотнительная прокладка 26. На на­ ружной поверхности седла клапана нарезана резьба для извлечения его из корпуса насоса при помощи специального съемника. Перед установкой в штуцер 24 вставляется пружина 25 обратного клапана, которая плотно прижимает его к седлу. На штуцер навертывается

накидная гайка 22

для плотного соединения конусного наконечника

23

топливопровода.

 

 

 

Р е г у л я т о р

ч и с л а о б о р о т о в т о п л и в н о г о на ­

с о с а дизеля по принципу действия относится к типу

центробежных.

Он

устанавливается

в специальной коробке, которая

привертывается

к картеру топливного насоса с противоположной стороны привода. Привод регулятора состоит из большой шестерни 3 (рис. 128), закреп­ ленной на кулачковом валу топливного насоса, и малой 2, расположен­ ной на оси регулятора. Передаточное число шестерен 1 : 2,2. Ось ре­ гулятора— фасонная, на ней смонтированы подвижные грузы/.кото­ рые прижимаются к оси пружинами 5.

При работе дизеля под действием центробежных сил грузы, преодо­ левая упругость пружин, расходятся и поворачивают Г-образные ры­ чаги 4 относительно точки 04 . При этом горизонтальный валик за счет скользящей связи 03 сместится вправо и своей цапфой отклонит вер-

159



тикальный рычаг DE относительно центра Оу. Колебание вертикаль­ ного рычага через тягу EF передается на рейку и плунжеры насосных секций.

Схождение грузов под действием режимных пружин вызовет сме­ щение рычагов, а следовательно, и рейки в обратную сторону.

При ручном регулировании и установке плунжеров насосных сек­ ций в пусковое положение смещение рейки осуществляется с помощью рукоятки на посту управления. Для запуска дизеля рукоятка ставится в положение Пуск. Тогда тяга АВ займет положение А^В и через дву­ плечий рычаг ВС, имеющий опору в шарнире О, отклонит рычаг С0 2 вправо. Этот рычаг повернется относительно точки 0 2 , причем шарнир­ ное соединение 0Х сместит вертикальный рычаг DE вправо вокруг точки D.

Для перехода на автоматическое регулирование максимального числа оборотов рукоятка ставится на положение Работа. Перемещение тяги АВ в положение АгВ произойдет через позицию Стоп, при этом рычаг С02 сначала отклонится влево (в сторону уменьшения подачи топлива), а затем, как и при запуске, — вправо. Таким образом, совме­ щение ручной и автоматической регулировки делается возможным за счет колебаний вертикального рычага DE соответственно относительно центра 0 2 или 0Х. Автоматика работы регулятора основана на принципе обратных связей с использованием центробежных сил, возникающих при вращении грузов, и путем подбора комплекта пружин, противо­ действующих расхождению грузов.

Т о п л и в н ы й ф и л ь т р (рис. 129) предохраняет от прежде­ временного износа прецизионные пары насоса и создает условия для нормальной работы дизеля в целом. Топливо к фильтру подается само­ теком из бака по трубе к боковому штуцеру 4, который зажимается пустотелым болтом 6 с прокладками 5. В дно корпуса 3 ввертывается пустотелый стержень 18, имеющий боковые отверстия. На стержень надевается фильтрующий элемент 7, который прижимается плотно к крышке корпуса пружиной 17, упирающейся в стальную фасонную

'.60


втулку 16. На втулку кла­ дется уплотнительная про­ кладка 15, затем через уплотнительную прокладку 8 ста­ вится крышка 9, которая крепится пустотелым болтом 10. В болт ввертывается че­ рез уплотнительную проклад­ ку 11 винт 12, служащий для выпуска воздуха из фильтра. В крышку через уплотнитель­ ную прокладку 14 ввинчи­ вается пробка 13.

Отверстие, закрываемое пробкой, служит для заливки фильтра топливом и провер­ ки состояния фильтрующего элемента. На корпусе имеют­ ся отверстия: боковое с верх­ ней пробкой 19 и нижнее с пробкой 2, служащей для выпуска из фильтра отстоя. Пробки уплотняются прок­ ладками / .

Поступившее в корпус фильтра топливо проходит сквозь фильтрующий элемент 7 и через боковые отверстия попадает в полость стержня 18, откуда через штуцер 20, зажатый между двумя уплотнительными прокладками 22 пустотелым болтом 21, на­ правляется к топливному насосу.

 

Б е с ш т и ф т о в а я

фор ­

с у н к а

 

з а к р ы т о г о

т и п а

(рис.

130)

с

одним

распыливающим отверстием

служит

для

подачи

топлива

в

вихревую

камеру

 

дизеля

в

мелкораспыленном

виде.

Основными деталями форсун­ ки являются сопло 6 и игла, которые изготовлены из высо­

кокачественной

стали

и тер­

мически

обработаны

до

твер­

дости

не

менее

HRC

60.

Ра­

бочие

поверхности

иглы

и

6 Зак.

512

 

 

 

 

Рис. 129. Топ­ ливный фильтр

Рис. 130. Форсунка 161


сопла тщательно отполированы и притерты, что обеспечивает необ­ ходимую плотность в соединении. Взаимодействие деталей форсунки такое же, как и у форсунки дизеля 4ДВ-224.

Подобранные и притертые друг к другу сопло и игла, так же

как

и плунжер с гильзой топливного насоса, составляют прецизионную

па­

ру и не разукомплектовываются.

 

На верхнем торце сопла прорезана кольцевая канавка для прохода топлива. От канавки в теле сопла отходят каналы, проводящие топливо под иглу. Один конец иглы имеет форму усеченного конуса, торцом ко­ торого она опирается в донышко распылителя, перекрывая отверстие. На второй конец через шток опирается пружина, плотно прижимая иг­ лу к донышку распылителя. Затяжка пружины изменяется регулиро­ вочным болтом. Весь механизм регулировки форсунки закрывается цилиндрическим колпачком 4.

Форсунка крепится в гнезде головки дизеля гайкой 5. Между кор­ пусом форсунки и головкой блока прокладывается уплотнительное медное кольцо 1. Топливо к штуцеру 2 форсунки подводится по трубо­

проводу высокого давления.

Топливо,

просочившееся

по

зазору

между иглой

и соплом, проходит в верхнюю

часть форсунки, откуда

по

обратному

трубопроводу 3

отводится

в

специальный

бачок или

к

фильтру.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 59. Система пуска

 

 

 

 

Пуск дизеля осуществляется

сжатым воздухом-, хранящимся

в спе­

циальных баллонах. Дизели первых выпусков (до 1961 г.) имели пуск от электрического стартера.

Принцип воздушного пуска заключается в том, что воздух вводится в цилиндр дизеля под давлением 15—30 кгс/'см2 в строго определенные моменты в соответствии с порядком работы дизеля.

Чтобы пустить дизель, необходимо:

коленчатый вал дизеля по меткам на маховике и блоке, а также на муфте топливного насоса поставить в пусковое положение;

открыть вентиль баллона, в результате чего воздух пойдет к воздуш­ но-пусковому клапану 6 (рис. 131);

рукояткой открыть клапан; воздух устремится по трубке 5 к возду­ хораспределителю, а оттуда по магистралям 2 я 1 к обратно-пусковым клапанам 3 второго и четвертого цилиндров. При достаточном давлении

пусковые клапаны автоматически открываются,

и воздух, попав

в цилиндры, заставляет поршни двигаться вниз

и вращать коленча­

тый вал;

 

после того как дизель завелся, поставить рукоятку пуска в перво­ начальное положение и закрыть вентиль воздушного баллона. Для

пополнения баллона воздухом пользуются зарядной

головкой 4.

К л а п а н

р у ч н о г о

п у с к а

устроен

так. В корпусе 5

(рис. 132) размещается двойной клапан

4,

который с двух сторон имеет

направляющие. Одна из направляющих

представляет собой бронзовую

втулку 2, уплотненную резиновой прокладкой 3 и зажатую в корпусе 162