Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
до 5—8 кгс/см2, а иногда до 20 кгс/см2. Чтобы получить в предкамере
вконце сжатия достаточное давление и температуру, несмотря на боль шой перепад давлений и охлаждение, применяется повышенная степень сжатия. Поскольку стенки предкамеры охлаждаются и воздух в ней не перегревается, дизель может работать на сравнительно низкосортных топливах. Предкамера вмещает небольшое количество всего введенного
вцилиндр воздуха.
Впредкамеру подается все количество топлива. Часть его сгорает за счет имеющегося в ней воздуха. Предкамера соединена с цилиндром сравнительно небольшими отверстиями, поэтому давление в ней не мо жет быстро сравняться с давлением в цилиндре, и в результате сгорания части топлива давление в предкамере получается больше, чем в ци линдре. За счет разности давлений начинается перетекание продуктов горения из предкамеры в цилиндр со сравнительно большой скоростью. При перетекании продукты горения захватывают несгоревшее топливо,
увлекают его в цилиндр и за счет большой скорости распыливают и более или менее равномерно распределяют в воздухе цилиндра. А так как воздух в цилиндре нагрет до температуры воспламенения, топливо,
|
|
|
|
|
Щ |
15 |
|
16 |
|
17 |
|
|
Рис. 140. Дизель 4ВД-21/15 |
(левая сторона): |
|
|
|||||||||
/ — водяной насос |
системы |
охлаждения; 2 — маслоналивной патрубок; 3 — всасываю |
||||||||||
щий патрубок |
водяного насоса; |
4 — термостат; 5— выпускной |
воздушный |
коллектор; |
||||||||
6 — термометр |
контроля |
за |
температурой |
выхлопных |
газов; |
7 — маслоохладитель; |
||||||
8— термометр контроля за температурой воды, выходящей из дизеля; |
9— |
фланец |
||||||||||
присоединения |
выхлопной |
трубы; |
10 — термометр |
контроля за |
температурой |
масла; |
||||||
// — электродатчик |
температуры |
масла; 12 — защитный |
кожух |
маховика; |
13 — клем- |
|||||||
мный щит генератора; 14 — сапун; |
15 — рама |
агрегата; 16 — фундаментная |
рама; 17 — |
|||||||||
|
кронштейны для |
транспортировки |
дизеля в |
сборе |
|
|
170
перемешиваясь с воздухом, полностью сгорает. Давление над поршнем возрастает и заставляет его переместиться вниз.
Из сказанного видно, что роль распиливающего фактора выполня ют здесь продукты, полученные при сгорании в предкамере части топ лива. В этом и заключается сущность принципа работы предкамеры.
Впрыснутое в предкамеру топливо воспламеняется не сразу. Тре буется некоторое время для нагревания капелек топлива до темпера туры воспламенения и перемещения несгоревшего топлива из предка меры в цилиндр. Для обеспечения полного сгорания и получения полной мощности в дизеле 4ВД-21/15 топливо впрыскивается в пред камеру с опережением за 24° (по углу поворота коленчатого вала) до прихода поршня в в. м. т. Более поздний впрыск топлива дает ухуд шение сгорания топлива, перегрев дизеля и понижение мощности, а бо лее ранний — появление стуков (жесткая работа), повышенный износ деталей и снижение мощности дизеля.
Положительные свойства предкамерного дизеля — относительно небольшое давление впрыска топлива, невысокие требования к его качеству, хорошее смесеобразование, лучшая приспособляемость к пе ременным режимам, мягкая работа дизеля. К недостаткам следует от нести несколько повышенный расход топлива, которое сгорает в пред камере, затрачивается на процесс смесеобразования и непосредственно в рабочем процессе дизеля не участвует.
Предкамера располагается непосредственно в головке дизеля по оси цилиндра. В целом рабочий процесс в дизеле 4ВД-21/15 протекает так же, как и в дизеле 4НВД-21.
§ 61. Устройство дизеля
Дизель 4ВД-21/15 устанавливается на 5-вагонных секциях с 1969 г. На каждой секции устанавливаются два дизеля. Общее устройство ди зеля, компоновка его узлов и силовая схема такие же, как у дизеля 4НВД-21, но некоторые узлы и детали, а также вспомогательные си стемы дизеля конструктивно изменены. Все эти изменения направле ны на улучшение эксплуатационных показателей и повышение мощ
ности дизеля. |
|
В б л о к е |
ц и л и н д р о в внутренняя часть и картер остались |
без изменения. |
Снаружи установлены дополнительные устройства, |
позволяющие улучшить эксплуатацию дизеля. Гильзы цилиндров 8 (рис. 141) крепятся в двух поясах: в верхнем — притиркой верхнего бурта к гнезду, в нижнем—при помощи двух резиновых колец. Для осмотра и ремонта подшипников, цилиндров и механизма газораспре деления против каждого цилиндра имеются три больших отверстия, закрытых крышками. На торцовых частях блока и картера имеются отверстия 10 большого диаметра, которые закрываются фланцами 3 и облегчают доступ к деталям кривошипно-шатунного механизма. Спе циальный прилив на верхней части картера позволяет закрепить мас ляную центрифугу 12. Вал привода топливного насоса проходит через отверстие 11. С противоположной стороны блока сделан прилив для
171
172
монтажа привода водяного насоса 13. Вентиляция картера производит ся через горловину 14.
Блок цилиндров 2 соединяется с картером 7 при помощи болтов.
Для точной установки |
на картере имеются установочные штифты 9. |
В специальном кожухе |
6 располагаются шестерни привода газораспре |
деления и вспомогательных механизмов. Кожух герметично закрывает ся крышкой 4, к которой привернут болтами маслоналивной патрубок 5, закрытый резьбовой пробкой. Для удобства транспортировки и мон тажа дизеля на торцовых частях блока сделаны специальные приливы 7.
Г о л о в к а ц и л и н д р а 1 (рис. 142) ставится на каждый ци линдр и крепится при помощи четырех шпилек с гайками. Между го ловкой и гильзой цилиндра помещается медная прокладка.
Предкамера 7 располагается по оси цилиндра. В нижнюю ее часть ввертывается втулка 8 с распыливающими отверстиями, которая сое диняет предкамеру с полостью цилиндра.
В верхней части предкамеры располагается форсунка 5, а в боковую часть входит свеча накаливания 6, облегчающая запуск дизеля. Вокруг предкамеры располагаются четыре клапана — два впускных 77 и два выпускных 12. Управляются клапаны спаренными коромыслами, оси которых закрепляются на кронштейне 3. Сам кронштейн крепится на головке при помощи трех шпилек с гайками, средняя из которых слу жит одновременно для крепления колпака 4 головки. Между колпаком и головкой цилиндра ставится уплотнительная прокладка 2. В отвер стие 9 монтируется предохранительный клапан, а в отверстие 10 — пусковой клапан. Водяная рубашка, соединительные каналы, смотро вые окна располагаются так же, как в головке дизеля 4НВД-21.
§62. Кривошипно-шатунный механизм
Ко л е н ч а т ы й в а л (рис. 143) откован из высококачественной стали. Все шейки коренных и шатунных подшипников, а также места уплотнения вала подвергнуты поверхностной высокочастотной закал ке. Для выравнивания инерционных сил на щеках вала установлены четыре противовеса 4. Крепление противовесов торцовое, что позволяет разгрузить болты от усилий на разрыв.
На заднем конце вала имеется фланец 6, к которому болтами закреп ляется маховик. На передний конец вала горячей прессовой посадкой насаживается шестерня 7 привода механизма газораспределения и вспомогательных систем. В случае необходимости маховик можно за крепить при помощи специальных переходных втулок на переднем кон це вала. Для смазки шатунных подшипников в щеках вала сделаны каналы от коренных шеек к шатунным. Для создания запаса масла в ша тунных шейках имеются полости 2, которые с двух сторон герметично закрываются конусными пробками, стянутыми болтом 3. Из этой по лости масло к подшипнику попадает через отверстие 5.
П о д ш и п н и к и коленчатого вала стальные разъемные с залив кой свинцовистой бронзой. Конструктивно они не отличаются о т под шипников дизеля 4НВД-21.
|
Рис. |
143. Коленчатый |
вал |
Ш а т у н ы |
поршней такие же, как у дизеля 4НВД-21. |
||
П о р ш н и |
отличаются |
количеством |
и. расположением уплот- |
нительных колец. На головке поршня размещаются три компрессион ных кольца и одно маслосъемное кольцо. Верхнее компрессионное кольцо имеет хромовое покрытие, что делает его более износоустойчи вым. Маслосъемное кольцо обычное.
§ 63. Система |
газораспределения |
Р а б о ч и й п р о ц е с с |
происходит в дизеле с опережением |
открытия и запаздыванием закрытия клапанов. Из круговой диаграммы фаз газораспределения дизеля 4ВД-21/15 (рис. 144) видно, что впускные клапаны открываются с опережением в 24°, а закрываются с запаздыва
нием в 44°. Выпускные клапаны |
открываются |
с опережением в 44°, |
а закрываются с запаздыванием |
в 24° (по углу |
поворота коленчатого |
вала). Открытие и закрытие клапанов осуществляются автоматически системой газораспределения, объединяющей распределительный кулач ковый вал с шестеренчатым приводом, толкатели, штанги толкателей, коромысла и клапаны.
М |
е х |
а н и з м г а з о р а с п р е д е л е н и я |
приводится |
в дей |
ствие |
от |
коленчатого вала через шестеренчатый |
привод (рис. |
145), |
размещенный в кожухе с противоположной от маховика стороны. Пе редача на распределительный вал осуществляется четырьмя шестер нями. С шестерней 7 коленчатого вала находится в зацеплении большая промежуточная шестерня 4, жестко соединенная с малой шестерней, которая входит в зацепление с шестерней 5 распределительного вала. Остальные шестерни служат приводом для вспомогательных систем. Шестерни 2 и 3 являются промежуточными для шестерни 1 водяного насоса системы охлаждения. Шестерня 8 — промежуточная для шестер ни 9 масляного насоса. Шестерня 6 топливного насоса зацепляется не посредственно с шестерней 5 механизма газораспределения. Все ше стерни стальные косозубые; их зубья термически обработаны и отшли фованы.
174