Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

до 5—8 кгс/см2, а иногда до 20 кгс/см2. Чтобы получить в предкамере

вконце сжатия достаточное давление и температуру, несмотря на боль­ шой перепад давлений и охлаждение, применяется повышенная степень сжатия. Поскольку стенки предкамеры охлаждаются и воздух в ней не перегревается, дизель может работать на сравнительно низкосортных топливах. Предкамера вмещает небольшое количество всего введенного

вцилиндр воздуха.

Впредкамеру подается все количество топлива. Часть его сгорает за счет имеющегося в ней воздуха. Предкамера соединена с цилиндром сравнительно небольшими отверстиями, поэтому давление в ней не мо­ жет быстро сравняться с давлением в цилиндре, и в результате сгорания части топлива давление в предкамере получается больше, чем в ци­ линдре. За счет разности давлений начинается перетекание продуктов горения из предкамеры в цилиндр со сравнительно большой скоростью. При перетекании продукты горения захватывают несгоревшее топливо,

увлекают его в цилиндр и за счет большой скорости распыливают и более или менее равномерно распределяют в воздухе цилиндра. А так как воздух в цилиндре нагрет до температуры воспламенения, топливо,

 

 

 

 

 

Щ

15

 

16

 

17

 

 

Рис. 140. Дизель 4ВД-21/15

(левая сторона):

 

 

/ — водяной насос

системы

охлаждения; 2 — маслоналивной патрубок; 3 — всасываю­

щий патрубок

водяного насоса;

4 — термостат; 5— выпускной

воздушный

коллектор;

6 термометр

контроля

за

температурой

выхлопных

газов;

7 — маслоохладитель;

8— термометр контроля за температурой воды, выходящей из дизеля;

9

фланец

присоединения

выхлопной

трубы;

10 — термометр

контроля за

температурой

масла;

// — электродатчик

температуры

масла; 12 — защитный

кожух

маховика;

13 — клем-

мный щит генератора; 14 — сапун;

15 — рама

агрегата; 16 — фундаментная

рама; 17 —

 

кронштейны для

транспортировки

дизеля в

сборе

 

 

170


перемешиваясь с воздухом, полностью сгорает. Давление над поршнем возрастает и заставляет его переместиться вниз.

Из сказанного видно, что роль распиливающего фактора выполня­ ют здесь продукты, полученные при сгорании в предкамере части топ­ лива. В этом и заключается сущность принципа работы предкамеры.

Впрыснутое в предкамеру топливо воспламеняется не сразу. Тре­ буется некоторое время для нагревания капелек топлива до темпера­ туры воспламенения и перемещения несгоревшего топлива из предка­ меры в цилиндр. Для обеспечения полного сгорания и получения полной мощности в дизеле 4ВД-21/15 топливо впрыскивается в пред­ камеру с опережением за 24° (по углу поворота коленчатого вала) до прихода поршня в в. м. т. Более поздний впрыск топлива дает ухуд­ шение сгорания топлива, перегрев дизеля и понижение мощности, а бо­ лее ранний — появление стуков (жесткая работа), повышенный износ деталей и снижение мощности дизеля.

Положительные свойства предкамерного дизеля — относительно небольшое давление впрыска топлива, невысокие требования к его качеству, хорошее смесеобразование, лучшая приспособляемость к пе­ ременным режимам, мягкая работа дизеля. К недостаткам следует от­ нести несколько повышенный расход топлива, которое сгорает в пред­ камере, затрачивается на процесс смесеобразования и непосредственно в рабочем процессе дизеля не участвует.

Предкамера располагается непосредственно в головке дизеля по оси цилиндра. В целом рабочий процесс в дизеле 4ВД-21/15 протекает так же, как и в дизеле 4НВД-21.

§ 61. Устройство дизеля

Дизель 4ВД-21/15 устанавливается на 5-вагонных секциях с 1969 г. На каждой секции устанавливаются два дизеля. Общее устройство ди­ зеля, компоновка его узлов и силовая схема такие же, как у дизеля 4НВД-21, но некоторые узлы и детали, а также вспомогательные си­ стемы дизеля конструктивно изменены. Все эти изменения направле­ ны на улучшение эксплуатационных показателей и повышение мощ­

ности дизеля.

 

В б л о к е

ц и л и н д р о в внутренняя часть и картер остались

без изменения.

Снаружи установлены дополнительные устройства,

позволяющие улучшить эксплуатацию дизеля. Гильзы цилиндров 8 (рис. 141) крепятся в двух поясах: в верхнем — притиркой верхнего бурта к гнезду, в нижнем—при помощи двух резиновых колец. Для осмотра и ремонта подшипников, цилиндров и механизма газораспре­ деления против каждого цилиндра имеются три больших отверстия, закрытых крышками. На торцовых частях блока и картера имеются отверстия 10 большого диаметра, которые закрываются фланцами 3 и облегчают доступ к деталям кривошипно-шатунного механизма. Спе­ циальный прилив на верхней части картера позволяет закрепить мас­ ляную центрифугу 12. Вал привода топливного насоса проходит через отверстие 11. С противоположной стороны блока сделан прилив для

171


172

монтажа привода водяного насоса 13. Вентиляция картера производит­ ся через горловину 14.

Блок цилиндров 2 соединяется с картером 7 при помощи болтов.

Для точной установки

на картере имеются установочные штифты 9.

В специальном кожухе

6 располагаются шестерни привода газораспре­

деления и вспомогательных механизмов. Кожух герметично закрывает­ ся крышкой 4, к которой привернут болтами маслоналивной патрубок 5, закрытый резьбовой пробкой. Для удобства транспортировки и мон­ тажа дизеля на торцовых частях блока сделаны специальные приливы 7.

Г о л о в к а ц и л и н д р а 1 (рис. 142) ставится на каждый ци­ линдр и крепится при помощи четырех шпилек с гайками. Между го­ ловкой и гильзой цилиндра помещается медная прокладка.

Предкамера 7 располагается по оси цилиндра. В нижнюю ее часть ввертывается втулка 8 с распыливающими отверстиями, которая сое­ диняет предкамеру с полостью цилиндра.

В верхней части предкамеры располагается форсунка 5, а в боковую часть входит свеча накаливания 6, облегчающая запуск дизеля. Вокруг предкамеры располагаются четыре клапана — два впускных 77 и два выпускных 12. Управляются клапаны спаренными коромыслами, оси которых закрепляются на кронштейне 3. Сам кронштейн крепится на головке при помощи трех шпилек с гайками, средняя из которых слу­ жит одновременно для крепления колпака 4 головки. Между колпаком и головкой цилиндра ставится уплотнительная прокладка 2. В отвер­ стие 9 монтируется предохранительный клапан, а в отверстие 10 — пусковой клапан. Водяная рубашка, соединительные каналы, смотро­ вые окна располагаются так же, как в головке дизеля 4НВД-21.

§62. Кривошипно-шатунный механизм

Ко л е н ч а т ы й в а л (рис. 143) откован из высококачественной стали. Все шейки коренных и шатунных подшипников, а также места уплотнения вала подвергнуты поверхностной высокочастотной закал­ ке. Для выравнивания инерционных сил на щеках вала установлены четыре противовеса 4. Крепление противовесов торцовое, что позволяет разгрузить болты от усилий на разрыв.

На заднем конце вала имеется фланец 6, к которому болтами закреп­ ляется маховик. На передний конец вала горячей прессовой посадкой насаживается шестерня 7 привода механизма газораспределения и вспомогательных систем. В случае необходимости маховик можно за­ крепить при помощи специальных переходных втулок на переднем кон­ це вала. Для смазки шатунных подшипников в щеках вала сделаны каналы от коренных шеек к шатунным. Для создания запаса масла в ша­ тунных шейках имеются полости 2, которые с двух сторон герметично закрываются конусными пробками, стянутыми болтом 3. Из этой по­ лости масло к подшипнику попадает через отверстие 5.

П о д ш и п н и к и коленчатого вала стальные разъемные с залив­ кой свинцовистой бронзой. Конструктивно они не отличаются о т под­ шипников дизеля 4НВД-21.


 

Рис.

143. Коленчатый

вал

Ш а т у н ы

поршней такие же, как у дизеля 4НВД-21.

П о р ш н и

отличаются

количеством

и. расположением уплот-

нительных колец. На головке поршня размещаются три компрессион­ ных кольца и одно маслосъемное кольцо. Верхнее компрессионное кольцо имеет хромовое покрытие, что делает его более износоустойчи­ вым. Маслосъемное кольцо обычное.

§ 63. Система

газораспределения

Р а б о ч и й п р о ц е с с

происходит в дизеле с опережением

открытия и запаздыванием закрытия клапанов. Из круговой диаграммы фаз газораспределения дизеля 4ВД-21/15 (рис. 144) видно, что впускные клапаны открываются с опережением в 24°, а закрываются с запаздыва­

нием в 44°. Выпускные клапаны

открываются

с опережением в 44°,

а закрываются с запаздыванием

в 24° (по углу

поворота коленчатого

вала). Открытие и закрытие клапанов осуществляются автоматически системой газораспределения, объединяющей распределительный кулач­ ковый вал с шестеренчатым приводом, толкатели, штанги толкателей, коромысла и клапаны.

М

е х

а н и з м г а з о р а с п р е д е л е н и я

приводится

в дей­

ствие

от

коленчатого вала через шестеренчатый

привод (рис.

145),

размещенный в кожухе с противоположной от маховика стороны. Пе­ редача на распределительный вал осуществляется четырьмя шестер­ нями. С шестерней 7 коленчатого вала находится в зацеплении большая промежуточная шестерня 4, жестко соединенная с малой шестерней, которая входит в зацепление с шестерней 5 распределительного вала. Остальные шестерни служат приводом для вспомогательных систем. Шестерни 2 и 3 являются промежуточными для шестерни 1 водяного насоса системы охлаждения. Шестерня 8 — промежуточная для шестер­ ни 9 масляного насоса. Шестерня 6 топливного насоса зацепляется не­ посредственно с шестерней 5 механизма газораспределения. Все ше­ стерни стальные косозубые; их зубья термически обработаны и отшли­ фованы.

174